Большой артиллерийский корабль начала 20 века. Первые дредноуты на первой войне. место - Атомный крейсер «Лонг-Бич»

Вторая мировая война у многих ассоциируется с Курской дугой, бомбардировкой Лондона, падением Эбен-Эмаэля и деяниями одиозного Эрвина Роммеля по прозвищу Лис Пустыни. И все же она не состояла из боев только на земле и в воздухе! У военно-морских сил каждой из сторон конфликта тоже есть свои памятные даты и легенды.

О них и пойдет наш рассказ.
Начнем с Японии и США, ведь их корабли представлены в World of Warships уже сейчас.

ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ КУКУРУЗА

Американский флот, пожалуй, не может похвалиться таким обилием культовых имен и связанных с ними событий, как флоты европейских стран. «Честер»? Всего лишь ответ на санкции Лондонского морского договора 1936 года. «Норт Кэролайн»? Один из самых эффективных линкоров США, но не более.

Два известнейших корабля Америки принадлежали к классу, названному в честь ее продовольственного центра, — штата Айова. Утверждая план проекта «Айова» в 1939 году, конгресс вряд ли мог предположить, что очередная попытка военных создать быстроходный дредноут с неприличной огневой мощью увенчается таким успехом, что одноименный головной корабль серии «Айова» продержится в строю аж до 1990 года и будет снят с вооружения из-за несчастного случая.
Но прежде его ждала долгая военная карьера... и короткая роль президентского такси.

Спущенный на воду для испытаний в феврале 1943 года в Чесапикском заливе, «Айова» уже в августе был направлен в Аргентину, где ему угрожало столкновение с немецким «Тирпицем», но судьба оказалась благосклонна к новичку. Вместо опаснейшего нацистского линкора экипаж «Айовы» противостоял климату Касабланки и имел честь принимать на борту самого Франклина Рузвельта, которого требовалось доставить на Тегеранскую конференцию и обратно.
Боевое крещение «Айова» прошел в Тихом океане в январе 1944 года во время операции на Маршалловых островах. Первый месяц боевого дежурства выдался ударным: атака на атоллы Кваджелейн и Эниветок, осада японской базы на острове Трук и последующая зачистка его акватории, удары по Сайпану, Тиниану, Рота и Гуаму в Марианском архипелаге.

С апреля и до июля дредноут побывал в Холландии, Айтапе, Вакде и заливе Гумбольдт, а также участвовал в повторных атаках на Марианский архипелаг. Самое впечатляющее сражение ждало экипаж 19 июня, когда японцы устроили четыре масштабных авианалета, но лишились почти всей имеющейся палубной авиации. Второго Перл-Харбора не вышло.

Наконец, после череды затяжных боев «Айова» в январе 1945 года получил приказ вернуться в Сан-Франциско для капитального ремонта. Долго он там не пробыл, поскольку участие опытного экипажа требовалось в важнейшей операции на Тихоокеанском фронте — вторжении в Японию. Многомесячные бои в Стране восходящего солнца закончились в Токийском заливе 2 сентября, где «Айова» сыграл роль в церемонии подписания японцами капитуляции.

ЛИНКОР СУДЬБЫ

Спущенный на воду в январе 1944 года на нью-йоркской верфи «Большой Мо», как его любовно называли моряки, или линкор «Миссури» класса «Айова», в боях, в отличие от своего собрата по серии,активно не участвовал. Имея эффективную систему ПВО и мощную броню и к тому же считаясь одним из самых быстроходных линкоров, он служил всего-навсего прикрытием для авианосных групп в составе Тихоокеанского флота.

Однако свой кусочек боевой славы «Большой Мо» все-таки заработал: он использовался для артиллерийской поддержки пехоты при штурме Иводзимы. В ходе этой операции линкор атаковали самолеты-камикадзе, и вмятину от одного из них видно по сей день. Помимо этого «Миссури» прикрывал высадку пехоты на Хоккайдо и Хонсю, а также участвовал в массированной атаке на Окинаву.

По сравнению с заслугами «Айовы» достижения «Мо» скромны, но именно на флагмане адмирала Хэлси был подписан акт о капитуляции Японии, что повысило статус «Миссури» до культового. Так у США на целых пятьдесят лет появился абсолютный символ военной мощи и грозный политический рычаг на мировой арене.

Линкор то и дело отправляли в консервацию, задействовали вновь, например для войны в Корее, и превращали в учебный корабль, чтобы в итоге включить в знаменитый «флот из шестисот кораблей». Этот флот был важной частью политической программы Рональда Рейгана на выборах 1980 года, а уж дредноут, считающийся символом армии и входящий в число самых живучих кораблей в истории, прошедших несколько войн, подходил для программы Рейгана просто идеально.

Свой последний залп «Большой Мо» дал в 1991 году в Персидском заливе, после чего отправился на вечную стоянку в Перл-Харборе. Что любопытно, с его палубы видно место гибели «Аризоны» — линкора, уничтоженного во время знаменитого японского авиаудара. «Аризона» продержался пятнадцать минут и стал первой жертвой со стороны США на новом фронте Второй мировой войны.

ЖЕРТВЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В судьбе «Ямато» и «Мусаси» — самых известных кораблей Японии, опять же принадлежащих к одному классу, — тоже было немало интересного. Как и немецкие «вундервафли», суда типа «Ямато» имели репутацию бесполезных монстров, пугающих своим видом лишь чаек да крестьянских детишек. Много позже на флоте даже появилась поговорка: «На свете есть три бесполезные вещи: пирамида Хеопса, Великая Китайская стена и линкор «Ямато».
Как же вышло, что к самой мощной артиллерийской платформе XX века, оснащенной девятью орудиями калибра 460 мм и способной выдержать больше десяти попаданий торпед (против шести в случае «Айовы»), стали относиться с таким пренебрежением?

А все из-за глупости человеческой.

Спущенный на воду в августе 1939 года «Ямато» был признан боеспособным только в мае 1942 года и лишь в июне впервые вступил в бой у атолла Мидуэй. Однако он не сделал ни единого выстрела, поскольку стоял в трехстах милях от места событий. Японское командование вечно берегло свои суперлинкоры для серьезных битв, чтобы в итоге оказаться ни с чем, но прежде экипажу «Ямато» предстояло пережить три ужасно скучных года.

Своеобразное боевое крещение корабль получил, словив торпеду у острова Трук в декабре 1943-го, где он выполнял роль плавучего штаба Объединенного флота. Заглотнув пробоиной 3000 тонн воды и лишившись погреба кормовой башни главного калибра, «Ямато» вышел из игры вплоть до июньского сражения 1944 года в Филиппинском море. Но и в этом бою его ждало фиаско. Противник, которого обстреляли орудия ПВО японского линкора, оказался... принадлежащим к Императорскому флоту.

В октябре того же года экипаж «Ямато» в конце концов очутился в сражении. Надеясь остановить высадку США на Филиппинах, Япония задействовала план «Сё-Го», разработанный специально с учетом использования тяжелых кораблей. Впрочем, к тому времени выбора все равно не оставалось, поскольку из-за критических ошибок командования ряды Императорского флота сильно поредели.

Группа из пятнадцати эсминцев, десяти тяжелых и двух легких крейсеров, а также пяти линкоров, включая «Ямато» и «Мусаси», приняла на себя первый удар от американских подлодок 22 октября и с ходу лишилась пары эсминцев. Потеряв еще и «Мусаси», командующий группой вице-адмирал Курита попытался отступить, но его быстро развернули в сторону залива Лейте. В ходе затяжного сражения Курита проявил себя как бездарный командир, да и его артиллеристы тоже, мягко говоря, не блистали. 460-й калибр явно оказался не в тех руках.

Тем не менее это сражение вошло в историю как единственное в своем роде: орудия линкоров и крейсеров проиграли самолетам авианосцев США со счетом 1:3. После такого позора «Ямато» оставалось только погибнуть, по возможности — с честью.

Не вышло.

Ему отвели ключевую роль в операции «Тэнитиго», которая сама по себе была безумием: отбить масштабное наступление американцев на Окинаву, а в случае неудачи выброситься на берег и, превратившись в своего рода крепость, помочь пехоте. Но 7 апреля удача повернулась к Японии кормой — «Ямато» и его эскорт ничего не могли противопоставить 227 самолетам США. После попадания десяти торпед,тринадцати авиабомб и смещения кормового орудия символ могущества Японии как морской державы пошел ко дну.

«Мусаси» и то погиб более зрелищным образом.

Флагман Императорского флота, как и «Ямато», долгое время проходил испытания и лишь в 1943 году отправился к острову Трук, где должен был выступить в качестве флагмана. Его «боевое крещение» стало таким же, как у «Ямато», — торпеда и 3000 тонн воды, — правда, злосчастную железку в кормовую часть «Мусаси» получил уже в море.

Первый и последний бой с участием этого линкора тоже состоялся на Филиппинах во время операции «Сё-Го». Судьба зло подшутила над «Мусаси»: американские самолеты по неизвестной причине сосредоточили огонь именно на нем. Агония длилась шестнадцать часов. Все это время экипаж поддерживал корабль на плаву — невероятное достижение после попадания почти двадцати торпед и семнадцати авиабомб.

Но «Мусаси» не дотянул до берега, как того хотел контр-адмирал Иногути. В 19:36 корабль пошел ко дну вместе с 1043 членами экипажа и самим Иногути, запершимся в каюте. Американцы в этом эпическом противостоянии потеряли всего-навсего восемнадцать самолетов из двухсот пятидесяти девяти.

Военные эксперты частенько спорят, какой линкор лучше, мощнее, быстрее и у кого ствол кормового орудия длиннее. Но история «Ямато» и «Мусаси» служит прекрасным примером того, как глупость нескольких человек приводит к бессмысленной потере мощнейших кораблей в истории XX века.
Что же до американских кораблей... пусть их не боялись так, как «Бисмарка» и «Тирпица», но именно на борту «Миссури» была поставлена точка в войне между Японией и США.
Среди стальных бойцов ВМФ СССР есть свои герои и свои легенды. Пользуясь случаем, мы решили рассказать о двух прославленных боевых кораблях СССР.

В ЗНАМЕНИ - ЧЕСТЬ, В ОРУЖИИ - СЛАВА

Военно-морской флот СССР начали формировать в 1918 году из остатков Российского императорского флота, почти полностью уничтоженного в результате Октябрьской революции и Гражданской войны. До начала тридцатых годов РККФ (Рабоче-крестьянский Красный флот) находился в плачевном состоянии, и лишь в первую пятилетку, во время усиленной индустриализации страны, ситуация стала резко меняться.

К 1941 году ВМФ Советского Союза включал в себя Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, а основой военно-морской мощи должны были стать передовые линкоры типа «Советский Союз», но начавшаяся война помешала этим планам осуществиться. Тем не менее морские силы СССР по меркам тех лет были вполне существенными: три линкора, семь крейсеров, без малого шестьдесят эсминцев, двести с лишним подводных лодок и масса вспомогательных военных судов. Еще примерно столько же готовилось сойти со стапелей.

ЛИНКОР «МАРАТ»

История легендарного корабля начинается в 1909 году. При постройке на заводе в Санкт-Петербурге его нарекли "«Петропавловском». Корабль относился к линкорам типа «Севастополь» и обладал самым передовым на тот момент вооружением. Двенадцать орудий главного калибра могли достать противника на расстоянии в 24 километра — а это мировой рекорд для своего времени!
После революции в кают-компании установили бюст лидера Великой французской революции Жан-Поля Марата, в честь которого вскоре и переименовали корабль. Позднее, уже в тридцатых годах, его серьезно усовершенствовали и «Марат» стал флагманом военно-морских сил на Балтике.
В 1941 году он активно участвовал в обороне Ленинграда, заняв позицию в бассейне ленинградского Морского канала. Для увеличения и без того внушительной огневой дистанции командир корабля применил своеобразную хитрость — затопил несколько отсеков по противоположному от берега борту. От этого «Марат» накренился и башни главного калибра задрали носы еще на несколько метров.

9 сентября прозвучал первый залп. Восемь суток «Марат» безостановочно обстреливал немецкие позиции, полностью блокировав наступление на Ленинград в зоне действия своего вооружения. Прежде такое не удавалось никому!

Немецкое командование всеми силами пыталось обезвредить корабль, но даже эскадрилья из двадцати семи бомбардировщиков не преуспела в этом. Команде «Марата» удалось, не прекращая вести огонь по заданным наземным целям, отбить авианалет и уничтожить несколько бомбардировщиков. От бесконечной пальбы орудия раскалялись докрасна, и матросы вынуждены были остужать их ледяной водой канала.

Лишившись нескольких орудий, корабль отошел в Кронштадт на ремонт, и именно в этот момент некий ас люфтваффе применил против него новую бронебойно-фугасную бомбу — немецкие инженеры разработали ее специально для борьбы с тяжелобронированными целями вроде линкоров. В своих мемуарах тот пилот потом писал, что атаковал «Марат» дважды. Первая бомба упала в воду и не причинила особого ущерба, но второе попадание стало роковым. Сверхтяжелый снаряд проломил пол в носовой части и взорвался внутри порохового погреба.

Линкор разломился пополам и лег на грунт, а орудие главного калибра обрушилось в образовавшуюся дыру, однако глубина гавани была небольшой и часть корабля осталась над водой. Даже будучи полузатопленным, «Марат» самоотверженно продолжал воевать! Выжившие матросы отражали атаки самолетов противника с помощью уцелевших зенитных установок. Они израсходовали восемь тысяч единиц боеприпасов — рекордное количество за все время службы корабля.

Позднее командование ВМФ решило частично восстановить боеспособность линкора и превратить его в плавучую батарею. Корму подняли, осушили и отремонтировали; первую башню главного калибра списали, но остальные три удалось восстановить. Подбитый, но не сломленный, корабль вернулся в строй и продолжил сражаться за Ленинград до победного.
А в 1943 году кораблю вернули его первоначальное имя — «Петропавловск».

КРЕЙСЕР «КРАСНЫЙ КРЫМ»

Теперь давайте перенесемся из холодного Балтийского бассейна на Черное море.
«Обеспечить полное господство на театре военных действий...» — вот так, просто и лаконично, звучал приказ высшего командования Черноморскому флоту. Но, как обычно, сказать проще, чем сделать.

Черноморский флот к началу войны был вторым по мощи после Балтийского и имел более удачную систему базирования. Севастополь, Одесса, Новороссийск, Николаев, Туапсе и другие военно-морские базы находились в боевой готовности еще со времен Российского императорского флота. Корабельные силы включали двадцать пять надводных машин. В Черном море несли службу линкор «Парижская коммуна» (тоже герой Великой Отечественной) и пять крейсеров. Среди них — «Красный Крым», базировавшийся в Севастополе.

Война на Черном море началась в ночь на 22 июня 1941 года. В это время крейсер стоял в доке на плановом ремонте. Вынужденно завершив в спешном порядке все работы, команде пришлось взять курс на осажденную Одессу. Первый раз сигнал воздушной тревоги моряки услышали на подступах к городу, и вскоре в небе показалась группа пикирующих бомбардировщиков «Штука». Улучшенные бортовые орудия помогли отбить атаку, создав в воздухе заградительную стену огня. Боевое крещение прошло успешно.

Уже на следующее утро «Красный Крым» вместе с эсминцами «Фрунзе» и «Дзержинский» вел с моря ожесточенный обстрел сухопутных позиций румынской пехотной дивизии. Полтысячи снарядов из 133-миллиметровых главных орудий обрушилось на одесский берег. Вражеское наступление было сорвано.

Через месяц перед командиром крейсера поставили новую задачу: обеспечить высадку десанта в районе деревни Григорьевка, чтобы солдаты могли нанести контрудар под Одессой. Эта операция уникальна в своем роде — еще никто и никогда не высаживал десант во время оборонительных операций. Вдобавок крейсер попросту не способен подойти близко к берегу — из-за большой осадки и водоизмещения.

Тем не менее команда справилась. Ночью 23 сентября, притом что корабль не прекращал артиллерийский обстрел плацдарма, десантники, следуя белой меловой разметке на палубе, сошли по заготовленным заранее трапам и расселись по шлюпкам. Потери оказались минимальны. Успешно прошел и контрудар.

С тех пор «Красный Крым» прозвали десантным крейсером».

Не было такого места на Черном море, где он не появлялся или не воевал. «Красный Крым» активно участвовал в Керчен-ско-Феодосийской десантной операции, в битве за Кавказ и многих других сражениях. Он совершил сотни походов с десантниками на борту и перевез в своих трюмах тонны вооружения, боеприпасов и продовольствия. Этот крейсер воистину многое сделал, чтобы обеспечить условия для будущей победы.

Про команду «Красного Крыма» в народе судачили, что они родились в рубашках. Как ни удивительно, за все годы войны корабль ни разу серьезно не пострадал, хотя многократно находился на грани гибели.

За проявленную в боях с немецкими захватчиками отвагу и за героизм личного состава экипаж крейсера удостоили звания гвардейского. В ноябре 1944 года «Красный Крым», возглавив эскадру боевых кораблей Черноморского флота, торжественно вернулся в Севастополь под гром канонады артиллерийских салютных выстрелов. На мачтах в тот день подняли флажный сигнал «Привет от победителей непобежденному Севастополю!».

Конечно, мы оставили за бортом еще много подвигов, совершенных боевыми кораблями ВМФ СССР и союзников. Взять хотя бы историю крейсера «Максим Горький» или линкора «Парижская коммуна» — там тоже немало героического. И мы уверены, вам захочется узнать о них как можно больше, стоит только встать за штурвал в World of Warships.

Главная заслуга игры в том, что после пары часов онлайновых баталий руки сами собой тянутся к энциклопедии. Игре с легкостью удается заинтересовать военной историей, навигацией и всеми этими величественными кораблями! Даже если прежде вы были равнодушны к ним.

Линкоры господствовали на море более трехсот лет, достигнув пика своего совершенства во время Второй мировой войны. Наличие линкоров в веке XX было сродни обладанию ядерным оружием в XXI. В этих морских левиафанах воплощались самые передовые конструкторские идеи. Мощные и дорогостоящие корабли в условиях безудержной гонки вооружений устаревали буквально за три-четыре года, и их серийная постройка становилась чрезвычайно обременительной даже для самых богатых стран.

Но, вопреки всем ожиданиям, их жизнь слишком коротка. Стальные гиганты не смогли устоять перед авиацией, превосходившей корабельную артиллерию и по дальности действия, и по способности поражать линкоры в самые уязвимые места. Но перед тем как уйти на задворки истории, эти гиганты смогли громко хлопнуть дверью, вписав свои имена в пантеон морской славы.

"Адмирал граф Шпее" (12 100 тонн)

Этот корабль стал врагом Британии номер 1 и объектом охоты для самого мощного военного флота в мире. После Первой мировой войны немецкий флот стал жертвой ограничений тоннажа и вооружения своих кораблей согласно условиям Версальского договора. Однако благодаря гению немецких инженеров удалось превратить жертву в охотника посредством создания нового класса кораблей – "карманных линкоров" типа "Дойчланд", вооруженных, как линкор, но обладающих скоростью хода, как крейсер.
Всего было построено три таких корабля, "Адмирал граф Шпее" был последним в серии и самым технически совершенным. Корабль настолько понравился Гитлеру, что тот лично создал эскиз бронзового орла, ставшего эмблемой линкора (прежде чем стать диктатором, Гитлер был художником).

"Адмирал графе Шпее" был неплохо защищен – с учетом внутренней переборки толщина вертикальной защиты достигла 140 мм (100+40), что должно было защитить крейсер от 152-мм, а на определенных дистанциях - от 203-мм снарядов. Была усилена также горизонтальная защита, площадь броневой палубы стала больше, а над погребами боеприпасов достигал толщины 70 мм. Общий вес бронирования корабля составил 3000 тонн – 25% стандартного водоизмещения (12 100 тонн). Другой козырной картой немецкого графа была уникальная для того времени силовая установка. Впервые на столь крупных кораблях установили дизели в качестве единственного типа двигателя. Дизелей было 8, модели M-9Zu42/58, 9-цилиндровых, с максимальной мощностью по 7100 л.с. при 450 об./мин. (максимальная продолжительная мощность 6655 л.с.), и 4 вспомогательных, модели M-5Z42/58, 5-цилиндровых, с максимальной мощностью 1450 л. с. при 425 об./мин. Недостатки этих двигателей, такие как шумность и вибрация, с лихвой перекрывались огромной дальностью плавания. Также такая двигательная установка позволяла набрать полный ход в считанные минуты. Паротурбинным кораблям противника для этого требовалось от 30 минут до часа.

Система управления огнем "Адмирала графа Шпее" была одной из самых совершенных на то время и позволяла вести огонь с исключительной точностью. Новая 283-мм пушка (немцы официально называли ее "28 см", и поэтому в литературе она часто значится как 280-мм) с длиной ствола в 52 калибра и углом возвышения в 40 могла стрелять 300-килограммовыми снарядами на расстояние 42,5 км. Всего "карманный линкор" располагал шестью такими орудиями, которым ассистировали 6 - 150-мм, 8 - 37-мм и 12 - 20-мм зенитных автоматов и 8 торпедных установок калибра 533 мм. Также на корабле базировалось два гидросамолета Arado 96.

Гибель: 13 декабря 1939 года около 6 часов утра "Адмирал граф Шпее" столкнулся с эскадрой английских крейсеров - тяжелым "Эксетер", легкими крейсерами "Аякс" и "Ахиллес". В ходе боя "Адмирал граф Шпее" практически уничтожил "Эксетер" и серьезно повредил два других крейсера. Хотя повреждения "Адмирала графа Шпее" оказались не очень велики, корабль зашел в порт Монтевидео для ремонта, но правительство Уругвая, зависящее от англичан, дало только три дня на ремонт корабля. Этого было мало, и капитан решил затопить линкор, хотя у него были все шансы на победу. Командир "карманного линкора" Hans Langsdorff взял на себя всю ответственность за потерю корабля, а южноамериканские газеты назвали его трусом. Немцы были того же мнения.

"Бисмарк" (50 900 тонн)

Следующий линкор, о котором нельзя не рассказать, конечно же, "Бисмарк". При его постройке немцы решили проигнорировать версальские соглашения. И сделали по-настоящему отличный корабль, лучший в мире линкор, как считают некоторые эксперты. В нем было ощущение невероятной мощи – конструкторы смогли уместить на "Бисмарке" невероятное количество оружия. Корабль был вооружен восемью 380-мм и двенадцатью 150-мм орудиями, шестнадцатью 105-мм зенитками, шестнадцатью 37-мм и двенадцатью 20-мм автоматами, 2 торпедными аппаратами.

Под стать вооружению была и защита – броня главного пояса составляла 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носа и кормы 80 мм, башни главного калибра от 180 до 360 мм, боевой рубки - 350 мм. Конструкция днища была специально спроектирована и обеспечивала высокую противоторпедную защиту, а мощные броневые палубы защищали от артиллерийского огня и бомбардировок. При выбранной толщине броня могла выдерживать прямое попадание снаряда 380-мм калибра с расстояния 20-30 км, и взрыв торпеды с весом заряда 250 кг ТНТ (тринитротолуол). Однако такой гигант не был неповоротливым – он мог развивать скорость в 30,1 узла, это был один из лучших показателей в мире для таких кораблей. Также на линкоре базировалось 6 разведывательных гидросамолетов, которые запускали специальной катапультой.

"Бисмарк" был грозным противником и смог это доказать на море, когда на его перехват вышли линкоры Королевского Британского флота Hood (41 600 тонн) и "Принц Уэльский" (43 786 тонн). Hood выпустил шесть залпов по "Бисмарку", после чего немецкий линкор накрыл англичанина ответным залпом главного калибра с дистанции 18 км. После попадания 800 кг снарядов мощный взрыв разорвал Hood пополам. Британцы были в шоке, они не верили, что гордость их флота может потонуть. Дело было не в потере одного военного корабля - как будто вся империя потерпела поражение. "Принц Уэльский" поспешил выйти из боя под дымовой завесой, получив семь попаданий.

Гибель: Черчилль был в ярости и приказал отправить четыре линкора и два авианосца на потопление "Бисмарка". Последний мог с легкостью уйти от противника, но в судьбу немецкого гиганта ввязался "случай". После атаки самолетов-торпедоносцев одна из торпед повредила винты и заклинила руль. "Бисмарк" не только потерял ход, но и управление. Он не мог вести точный огонь по противнику, поэтому английские линкоры, не боясь, подошли к неуправляемому немцу и расстреляли его практически в упор. "Бисмарк" погиб, но так и не сдался – линкор ушел под воду с поднятым флагом.


"Ямато" (72 810 тонн)

Этот корабль можно вполне назвать сверхлинкором. Размеры "Ямато" поражают: длина – 263 метра! Ширина около 37 метров, высота – 39 м. Водоизмещение – 72 810 тонн. Каждое из девяти его орудий главного 460-мм калибра весило по 2820 т и было способно отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров. Огневую мощь дополняли шесть 155-мм, восемнадцать 127-мм и пятнадцать 25-мм орудий.

Корабль имел весьма совершенную систему управления огнем главного калибра тип 98, которая состояла из двух электромеханических вычислителей-компьютеров. Защищен был корабль лучше, чем все другие линкоры за всю историю кораблестроения. Толщина бортового броневого пояса составляла 410 мм. Наиболее мощно была защищена боевая рубка. Толщина ее стенок составляла 500 мм, крыши – 200 мм, пола – 75 мм, а идущая к ней от главной палубы цилиндрическая шахта имела толщину стенок 300 мм. Главный пост управления огнем защищали 150-мм плиты. Правда, нужно отметить, что за исключением румпельных отделений и палубной брони в оконечностях, броневая защита ограничивалась цитаделью, занимавшей всего 54% от длины корабля по ватерлинии.

Японское командование так сильно берегло "Ямато" и однотипный ему "Мусаси", что за все время войны им так и не удалось встретиться на море с вражескими линкорами. Японские моряки печально шутили по этому поводу: "В мире есть три самые большие и бесполезные вещи - это пирамида Хеопса, Великая Китайская стена и линкор "Ямато".
Гибель: седьмого апреля, начиная с полудня, "Ямато" подвергся атаке американской авиации с палуб пяти авианосцев одновременно (всего 227 машин).

Линкор устоял, а вот японская авиация не выдержала, оставив левиафана без прикрытия с воздуха. Вторая волна американских самолетов добила гиганта – в "Ямато" попало пять торпед и шесть авиабомб. После чего в 14.23 взорвался носовой погреб (500 тонн взрывчатки), пламя поднялось в воздух на 2 км. Дым от взрыва был похож на ядерный гриб высотой 6 км. Потери американцев –10 самолетов и 12 летчиков.

"Миссури" (57 000 тонн)

Этот корабль можно назвать последним линкором XX столетия. "Миссури" был спущен на воду 29 января 1944 года и на протяжении пятидесяти лет был символом военно-морской мощи США. На его борту 2 сентября 1945 года в 9.02 по токийскому времени был подписан Акт о капитуляции Японии.

В ходе постройки "Миссури" особое внимание было уделено защите его башенных орудий и погребов с боеприпасами. Самая толстая броня имела толщину 15 см, а два огромных пояса вдоль сторон линкора располагались под углом внутрь корабля, что обеспечивало защиту, равную 34 см стали. Листы обшивки, которые смыкались вместе, составляли вес до 50 тонн каждый.

Вооружен американец был более чем достаточно – каждая орудийная башня линкора "Миссури" (2 носовые, 1 кормовая) имела три 406-мм орудия, самые мощные из всех, что когда-либо устанавливались на военных кораблях ВМС США. 406-мм снаряд имел невысокую начальную скорость – всего 700 м/с, но огромный вес – 1220 кг! При таких баллистических характеристиках попадания сверху через палубу вражеского корабля на больших дистанциях могли стать фатальными: от них защищала только 10-дюймовая броня, позволительная разве что для японских сверхгигантов типа "Ямато".

Последний раз главный калибр линкора "Миссури" сказал свое слово в Персидском заливе в 1991 году, когда дополнил боевой арсенал коалиции во время Кувейтской операции "Буря в пустыне". А до этого корабль в 1980-е годы прошел модернизацию, получив стратегическое оружие – крылатые ракеты "Томагавк", а также противокорабельные ракеты "Гарпун", автоматизированные зенитные артиллерийские комплексы "Вулкан-Фаланкс", современное радиоэлектронное оборудование и средства радиоэлектронной борьбы. И все же эксплуатация такого гиганта была непозволительной роскошью для американцев.

Поэтому 21 марта 1992 года линкор "Миссури" направился в родной порт. Вскоре дни корабля были сочтены, но он совершил еще один символический церемониальный вояж. Линкор вернулся в Перл-Харбор, чтобы побывать на месте, где Япония втянула США во Вторую мировую войну. Для мощного боевого корабля USS Missouri – символа всех линкоров Второй мировой войны – это было путешествие назад во времени.

31 марта 1992 года на верфи в порту Лонг-Бич оборудование линкора было демонтировано. Последний линкор XX столетия был выведен из строя. А 4 мая 1998 года передан в музей Перл-Харбора.

В течение определённого времени они существенно уступали по технической части и вооружению тихоходным броненосцам. Но уже в 20-м веке страны, желающие усилить свой флот, стали создавать линкоры, которые бы не имели равных по огневой мощи. Но построить такой корабль могли позволить себе далеко не все государства. Сверхкорабли имели огромную стоимость. Рассмотрим же самый большой в мире линкор, его особенности и другие важные детали.

"Ришелье" и "Бисмарк"

Французский корабль под названием "Ришелье" может похвастаться водоизмещением в 47 тысяч тонн. Длина судна же составляет порядка 247 метров. Основное назначение корабля заключалось в сдерживании итальянского флота, но активных боевых действий данный линкор так и не видел. Исключением является только Сенегальская операция 1940 года. В 1968 "Ришелье", названный в честь французского кардинала, был списан на лом. Одно из основных орудий установлено в Бресте как памятник.

"Бисмарк" - один из легендарных кораблей немецкого флота. Длина судна - 251 метр, а водоизмещение - 51 тысяча тонн. Линкор спустили на воду в 1938 году, при этом присутствовал сам Адольф Гитлер. В 1941 корабль был потоплен силами в результате чего погибло множество людей. Но это далеко не самый большой в мире линкор, поэтому идем дальше.

Немецкий "Тирпиц" и японский "Ямато"

Конечно, "Тирпиц" - не самый большой в мире линкор, но во время войны он имел выдающиеся технические характеристики. Однако после уничтожения "Бисмарка" он так и не принял активного участия в боевых действиях. На воду был спущен в 1939 году, а уже в 44-м его уничтожили торпедоносцы.

А вот японский "Ямато" - самый большой в мире линкор, который был потоплен в результате боевых сражений. К данному судну японцы относились очень бережливо, поэтому он до 44-го года не принимал участия в боевых действиях, хоть такая возможность выпадала не один раз. На воду спущен был в 1941 году. Длина судна - 263 метра. На борту постоянно находилось 2,5 тысячи человек экипажа. В апреле 1945 года в результате атаки со стороны американского флота получил 23 прямых попадания торпедами. В результате взорвался носовой отсек, и судно пошло на дно. По приблизительным данным погибло более 3 000 человек и лишь 268 удалось спастись в результате кораблекрушения.

Еще одна трагичная история

Японским линкорам во время Второй мировой войны не везло на поле боя. Сложно назвать точную причину. Заключалась она в технической части или виной всему командование, это останется загадкой. Тем не менее после "Ямато" был построен еще один гигант - "Мусаси". Он был длиной 263 метра с водоизмещением в 72 тысячи тонн. Впервые спущен на воду в 1942 году. Но и данное судно ожидала трагическая участь предшественника. Первое прошло, можно сказать, успешно. После атаки американской подлодки "Мусаси" получил серьезную пробоину в носовой части, но благополучно покинул поле боя. Но уже через некоторое время в море Сибуян судно подверглось нападению американской авиации. Основной удар пришелся как раз на этот линкор.

В результате 30 прямых попаданий бомбами судно затонуло. Тогда погибло более 1000 человек экипажа и капитан корабля. В 2015 году "Мусаси" был обнаружен американским миллионером на глубине 1,5 километра.

Кому принадлежало господство в океане?

Тут можно однозначно сказать - Америке. Дело в том, что самый большой линкор в мире был построен именно там. Более того, США во время войны имели более 10 боеспособных сверхкораблей, в то время как Германия все около 5. У СССР вообще таковых не было. Хотя сегодня и известно о проекте под названием "Советский Союз". Он разрабатывался во время войны, и корабль был уже построен на 20%, но не более того.

Самый большой в мире линкор войны, который был списан позже всех - "Висконсин". Он отправился на стоянку в порт Норфлок в 2006 году, где и находится сегодня в качестве музейного экспоната. Этот гигант был в длину 270 метров с водоизмещением 55 тысяч тонн. Во время войны активно принимал участие в различных спецоперациях и сопровождал авианосные группы. Последний раз был задействован во время боевых действий в Персидском заливе.

Топ-3 гигантов из Америки

"Айова" - линейный американский корабль длиной 270 метров с водоизмещением 58 тысяч тонн. Это один из самых выдающихся суден США, пускай даже и не самый большой корабль в мире. впервые был спущен на воду в 1943 году и принимал участие во множестве морских сражений. Активно использовался в качестве сопровождающего для авианосцев, также применялся для поддержки сухопутных войск. В 2012 году был отправлен в Лос-Анджелес, где и находится сейчас в качестве музея.

А вот о "черном драконе" знает практически каждый американец. "Нью-Джерси" был прозван так за то, что наводил ужас одним своим присутствием на поле боя. Это самый большой в мире линкор в истории, который принимал участие во вьетнамской войне. Спущен на воду был в 1943 году и по своему типу был схож с кораблем "Айова". Длина судна составляла 270,5 метра. Это настоящий ветеран морских сражений, который в 1991 году был отправлен в порт города Камден. Там он находится и сейчас и служит достопримечательностью.

Самый большой в мире линкор Второй мировой войны

Почетное первое место занимает корабль "Миссури". Он являлся не только самым большим представителем (271 метр в длину), но и был последним американским линкором. Данное судно известно по большей части из-за того, что именно на его борту был подписан пакт о капитуляции Японии. Но в это же время "Миссури" принимал активные участия в боевых действиях. Спущен с верфи был еще в 1944 году и применялся для сопровождения авианосных групп и поддержки различных спецопераций. Последний свой выстрел сделал в Персидском заливе. В 1992 году был списан из резервов США и отправился на стоянку в Перл-Харбор.

Это один из самых известных кораблей Америки и всего мира. О нем снят не один документальный фильм. Кстати, ежегодно в США тратятся миллионы долларов на поддержку рабочего состояния уже списанных линкоров, ведь это историческая ценность.

Надежды не оправдались

Даже самый большой в мире линкор войны не оправдал возлагаемых на него надежд. Яркий тому пример - японские гиганты, которые были уничтожены американскими бомбардировщиками так и не успев ответить основными калибрами. Все это говорило о малой эффективности против авиации.

Тем не менее огневая мощь линейных кораблей просто поражала. К примеру, на "Ямато" устанавливались артиллерийские орудия 460-мм весом почти 3 тонны каждое. Всего на борту располагалось около 9 таких пушек. Правда, конструкторами был введен запрет на одновременный залп, так как это неминуемо привело бы к механическим повреждениям корабля.

Немаловажным аспектом была и защита. Бронеплиты различной толщины защищали наиболее важные узлы и агрегаты корабля и должны были обеспечить ему плавучесть в любой ситуации. Основное орудие имело маску 630-мм. Её не пробило бы ни одно орудие в мире даже при стрельбе практически в упор. Но все же это не спасло линкор от гибели.

Его атаковали американские штурмовики практически целый день. Общее количество самолетов, которые принимали участие в спецоперации достигало 150 машин. После первых пробоев в корпусе ситуация еще не была критичная, на когда попало еще 5 торпед, появился крен в 15 градусов, он был уменьшен до 5 градусов с помощью противозатопления. Но уже в это время были огромные потери личного состава. Когда крен достигал 60 градусов прогремел чудовищный взрыв. Это были погребные запасы основного калибра, приблизительно 500 тонн взрывчатки. Так самый большой в мире линкор, фото которого вы можете увидеть в данной статье, был потоплен.

Подведем итоги

Сегодня любой корабль, даже самый большой в мире линкор, имеет существенно отставание с технической точки зрения. Орудия не позволяют вести эффективный прицельный огонь по причине недостаточных углов вертикальной и горизонтальной наводки. Огромная масса не позволяет набирать высокую скорость. Все это, наряду с большими габаритами, делает линейные корабли легкой добычей для авиации, особенно если отсутствует поддержка с воздуха и прикрытие эсминцев.

6 июля 1902 года в России был спущен на воду эскадренный броненосец «Орел». Он был одним из последних кораблей данного типа. Его иностранные ровесники вскоре после введения в строй были сняты с вооружения по причине морального устаревания. «Орлу» повезло еще меньше – он попал в японский плен.

1. Россия

броненосец «Андрей Первозванный»

Строго говоря, самым мощным эскадренным броненосцем был «Андрей Первозванный». Но он поступил в состав Балтийского флота в 1912 году, когда уже вовсю шла эпоха дредноутов. И, по сути, уже не был никому особенно нужен. В 1924 году его передали в разделку на лом.

«Орел» же успел повоевать в русско-японской войне. И в 1902 году, в момент спуска на воду, на него возлагались большие надежды. Которые не оправдались отнюдь не по вине кораблестроителей.

«Орел» был одним из пяти эскадренных броненосцев серии «Бородино», заложенных в самом начале ХХ. века. При его создании были учтены характерные недостатки как отечественных, так и иностранных кораблей этого типа.

Броненосец имел высокий борт оптимальной формы, благодаря чему обладал прекрасной и низкой заметностью. Ярусное расположение орудий способствовало раннему обнаружению цели, ведению стрельбы с оптимальной дистанции и увеличению дальности стрельбы. При этом в любом секторе можно было вести огонь из 6-8 орудий. Оптимальная схема бронирования и использование крупповской брони позволили существенно повысить живучесть корабля. Так, в драматическом Цусимском сражении «Орел» получил 76 попаданий. Из них 5 – 305-мм снарядами, 2 – 254-мм, 9 – 203-мм, 39 – 152 мм. Но при этом не потерял плавучесть.

К еще одному существенному достоинству относилась высокая автоматизация корабля.

Вооружение «Орла» было для своего времени одним из лучших. Главный калибр представляли четыре 305-мм орудия. Имелись 12 пушек калибра 152-мм, 20 – 75-мм, 20 – 47-мм. Были также две 62-мм десантные пушки, а также 10 пулеметов «Максим», а также 4 торпедных 381-мм аппарата.

Суммарная мощность двух паровых машин равнялась 15800 л.с., скорость – 17,8 узлов. Экипаж состоял из 806 офицеров и матросов. Водоизмещение – 14400 тонн, длина – 121 метр.

2. Британия
«Лорд Нельсон»

Самым последним и самым мощным британским эскадренным броненосцем стал «Лорд Нельсон» спущенный на воду практически одновременно со вторым таким же кораблем «Агамемнон». Произошло это в сентябре 1906 года. А через два года броненосец был зачислен в королевский ВМФ.

«Лорд Нельсон» был спроектирован таким образом, чтобы повысить огневую мощь миноносцев-предшественников. Основной калибр был тем же самым – 305 мм. Но вспомогательная артиллерия была значительно усилена: вместо 152-мм орудий были использованы десять 234-миллиметровых. Также была существенно повышена бронезащита. Главный пояс, башни главного калибра и командная рубка имели 305-мм броню. По степени вертикальной защиты «Лорд Нельсон» был самым мощным кораблем не только британского, но и мирового флота начала прошлого века, превосходя даже первые дредноуты.

Наращивание корабельной артиллерии и защищенности корабля потребовало установки паровых машин мощностью 17,5 тыс. л.с. При этом достигалась скорость в 18,7 узлов.

«Лорд Нельсон» имел длину 135 м, ширину 24 м, осадку 8 м и полное водоизмещение 17800 тонн.

В этом броненосце впервые были использованы сплошные водонепроницаемые переборки в подводной части корабля. Связь между отсеками осуществлялась только в надводной части. Что снижало риск распространения затопления за пределы пробитого в бою отсека.

До Первой мировой войны броненосец находился в составе Флота митрополии, неся боевое дежурство вблизи территориальных вод Королевства. В 1915 году был переведен в Средиземное море, где принял участие в Дарданелльской операции. А в 1920 году в связи с устареванием был выведен из состава флота и продан на слом.

3. Япония
броненосец «Аки»

Если бы Япония не поиздержалась в ходе русско-японской войны, то броненосец «Аки», спущенный на воду в 1907 году, затмил по мощи знаменитый британский линкор «Дредноут». В соответствии с проектом, который пришлось скорректировать, на нем было бы установлено двенадцать 305-мм орудий. Установили лишь четыре. Но и в таком качестве он стал одним из мощнейших в мире кораблей своего класса.

Длина «Аки» равнялась 152 м, ширина 25 м, водоизмещение 20 тыс. т. Паровая машина развивала мощность 24 тыс. л.с. Обеспечивая этой махине скорость в 20 узлов.

Впечатляла и вспомогательная артиллерия, имевшая двенадцать 254-мм орудий.

Во время Первой мировой войны «Аки» в военных действиях участия не принимал. А в 1922 году в соответствии с Договором Пяти Держав (США, Италия, Франция, Великобритания и Япония) об ограничении морских вооружений броненосец превратили в плавучую мишень. И в 1924 году «Аки» был потоплен во время испытаний новых бронебойных снарядов.

4. Франция
Французский «Дантон»

Французский «Дантон» стал первым в серии из шести эскадренных броненосцев, в которую также вошли «Вольтер», «Дидро», «Кондорсэ», «Мирабо» и «Верньо». Все они были введены в строй летом 1911 года. Но, как и суждено было последним броненосцам, прослужили недолго в связи с наступлением эпохи дредноутов.

По скорострельности «Дантон» превосходил британский «Дредноут». За 10 минут он выпускал 200 тяжелых снарядов общим весом в 60960 кг. «Британец» же – лишь 120 снарядов общим весом 46320 кг. Это достигалось за счет использования двенадцати 240-мм орудий, которые имели рекордную по тем временам скорострельность: в минуту такое орудие выпускало два 220-килограммовых снаряда. Правда, на больших дистанциях это преимущество нивелировалось из-за снижения точности огня.

При солидных габаритах (длина – 146 м), высокой мощности 4-х турбинной силовой установки (22,5 тыс. л.с.) и развитой артиллерии, имевшей 4 калибра, экипаж состоял всего лишь из 680 человек.

«Дантон» и пятеро его «братьев» принимали активное участие в сражениях Первой мировой войны. «Вольтер» был поражен двумя торпедами, но остался на плаву. И прослужил в ВМФ Франции до 1935 года. «Дантон» же был потоплен немецкой подводной лодкой в марте 1917 года.

5. Австро-Венгрия
броненосец «Радецкий»

Германия по части создания броненосцев не блеснула. Ее «Дойчланд», имевший четыре 280-мм орудия и четырнадцать 170-мм, по огневой мощи был вполне посредственным кораблем. Заслуживала уважения разве что его бронезащита.

А вот соседняя Австро-Венгрия построила три броненосца семейства «Радецкий», конкурировавших с лучшими зарубежными кораблями этого типа. Так, например, огневая мощь вспомогательного калибра «Радецкого» уступала лишь мощности промежуточной артиллерии французского «Дантона».

Уникальная особенность конструкции заключалась в наличии бронированного двойного дна. Это должно было повысить защиту корабля от подводных взрывов.

По замыслу главного конструктора «Радецкий», заложенный в 1907 году, должен был обладать рядом параметров корабля дредноутного типа. Однако для реализации этой затеи необходимо было перестраивать доки. Правительство сильно торопилось, в связи с чем было предложено немедленно начать строительство корабля облегченного варианта. А этих вариантов более чем хватало: «Радецкий» был построен по четвертому из пяти разработанных проектных вариантов.

Получился не самый крупный в мире броненосец, имеющий длину 138 м, ширину 24 м, водоизмещение 15 тыс. т. Но обладающий прекрасными огневыми качествами. Орудия главного 305-мм калибра, спроектированные и изготовленные на заводе «Шкода», делали три первых выстрела за минуту. Затем, при подачи снарядов из погреба, — 2 выстрела. Вспомогательный 240-мм калибр имел скорострельность 2,5 выстрела в минуту.

Во время Первой мировой войны «Радецкий» и два его «брата-близнеца» — «Эрцгерцог Франц Фердинанд» и «Зриньи» — участвовали в обстреле итальянского побережья. После поражения в войне перешли к Италии, где в 1920 году были проданы на слом.

29.04.2015 25 385 0 Jadaha

Наука и техника

Считается, что как класс военных судов линейные корабли появились только в XVII веке, когда сформировалась новая тактика морских сражений.

Эскадры выстраивались друг против друга и начинали артиллерийскую дуэль, финал которой определял и исход битвы.

Однако если подразумевать под линейными крупные боевые суда с мощным вооружением, то история таких кораблей уходит вглубь тысячелетий.


В античные времена боевая мощь судна зависела от количества воинов и гребцов, а также метательных орудий, которые на нем помещались. Название кораблей определялось количеством рядов весел. Весла, в свою очередь, могли быть рассчитаны на 1-3 человек. Гребцы размещались в несколько этажей, друг над другом или в шахматном порядке.

Самым распространенным типом крупных судов считались квинквиремы (пентеры) с пятью рядами весел. Однако в 256 году до н. э. в битве с карфагенянами при Экноме в состав римской эскадры входили две гексеры (с шестью рядами весел). Римляне еще неуверенно чувствовали себя на море и вместо традиционных таранов завязывали абордажный бой, устанавливая на палубах так называемые «вороны» - устройства, которые, обрушившись на вражеский корабль, намертво сковывали его с нападающим судном.

По мнению современных специалистов, самым крупным судном могла быть септирема (семь рядов весел) длиной около 90 метров. Корабль большей длины просто переломился бы на волнах. Тем не менее, в античных источниках содержатся упоминания об октерах, энерах и децимремах (соответственно, восемь, девять и десять рядов весел). Скорее всего, эти суда были слишком широки, а следовательно, тихоходны и использовались для обороны собственных гаваней, а также при взятии вражеских прибрежных крепостей как передвижные платформы для осадных башен и тяжелых метательных устройств.

Длина - 45 метров

Ширина - 6 метров

Двигатели - парус, весла

Экипаж - около 250 человек

Вооружение - абордажный «ворон»


Распространено мнение, что защищенные броней суда появились во второй половине XIX века. На самом деле местом их рождения была средневековая Корея...

Речь идет о кобуксонах, или «кораблях-черепахах», созданных, как считается, знаменитым корейским флотоводцем Ли Сунсином (1545-1598 гг.).

Первые упоминания об этих кораблях относятся еще к 1423 году, но возможность опробовать их в деле появилась только в 1592 году, когда 130-тысячная японская армия попыталась завоевать Страну утренней свежести.

Потеряв значительную часть флота из-за внезапного нападения, корейцы, располагая вчетверо меньшими силами, стали наносить удары по вражеским судам. Линейные корабли самурайского флота - секибунэ - имели экипажи не более 200 человек и водоизмещение 150 тонн. Перед вдвое большими по размерам и наглухо защищенными броней кобуксонами они оказывались беззащитными, поскольку взять таких «черепах» на абордаж было невозможно. Корейские экипажи сидели в похожих на сундук казематах из дерева и железа и методично расстреливали противника из пушек.

В движение кобуксоны приводились 18-20-одноместными веслами и даже при попутном ветре вряд ли могли развивать скорость более 7 километров в час. Но их огневая мощь оказывалась сокрушающей, а неуязвимость доводила самураев до истерики. Именно эти «черепахи» принесли корейцам победу, а Ли Сунсин стал национальным героем.

Длина - 30-36 метров

Ширина - 9-12 метров

Двигатели - парус, весла

Экипаж - 130 человек

Количество орудий - 24-40


Правители Венецианской республики, пожалуй, первыми поняли, что господство над морскими коммуникациями позволяет контролировать мировую торговлю, а с таким козырем в руках даже крохотное государство может стать сильной европейской державой.

Основой морской мощи Республики Святого Марка были галеры. Суда этого типа могли двигаться и на парусах, и на веслах, но были длиннее своих древнегреческих и финикийских предшественников, что позволяло увеличивать их экипажи до полутораста моряков, способных выступать и в качестве гребцов, и в качестве морских пехотинцев.

Глубина трюма галеры составляла не более 3 метров, но этого хватало для загрузки необходимых припасов и даже небольших партий, предназначенных на продажу товаров.

Основным элементом судна были изогнутые шпангоуты, определявшие форму и влиявшие на скорость галеры. Сначала из них собирали каркас, а затем обшивали досками.

Такая технология была революционной для своего времени, позволяя соорудить длинную и узкую, но при этом жесткую конструкцию, которая не изгибалась под воздействием волн.

Венецианские верфи были государственным предприятием, окруженным 10-метровой стеной. Трудились на них более 3000 профессиональных мастеров, которых называли арсенолотти.

Несанкционированное проникновение на территорию предприятия каралось тюремным заключением, что должно было обеспечить режим максимальной секретности.

Длина - 40 метров

Ширина - 5 метров

Двигатель - парус, весла

Скорость - б узлов

Грузоподъемность - 140 тонн

Экипаж - 150 гребцов


Самый крупный парусный линейный корабль XVIII века, неофициально прозванный El Ponderoso («Тяжеловес»).

Его спустили на воду в Гаване в 1769 году. Он имел три палубы. Корпус корабля толщиной до 60 сантиметров изготавливали из кубинской красной древесины, мачты и реи - из мексиканской сосны.

В 1779 году Испания и Франция объявили войну Англии. «Сантисима Тринидад» отправился в Ла-Манш, но вражеские суда просто не вступали с ним в бой и ускользали, пользуясь преимуществом в скорости. В 1795 году «Тяжеловеса» переоборудовали в первый в мире четырехдечный корабль.

14 апреля 1797 года в битве при мысе Сан-Винсенте британские суда под командованием Нельсона подсекли нос колонне, возглавлявшейся «Сантисима Тринидадом», и с удобной позиции открыли артиллерийский огонь, что, и решило исход сражения. Победители захватили четыре корабля, но гордость испанского флота сумела избежать пленения.

Британский флагман «Виктория», на котором находился Нельсон, атаковал вместе с семью другими британскими кораблями, каждый из которых имел не менее 72 орудий, «Сантисима Тринидад».

Длина - 63 метра

Водоизмещение - 1900 тонн

Двигатели - парус

Экипаж - 1200 человек

Количество орудий - 144


Самый мощный парусный линейный корабль русского флота был спущен на воду в 1841 году на Николаевской верфи.

Строился он по инициативе командующего Черноморской эскадрой Михаила Лазарева с учетом новейших разработок британских корабелов. Благодаря тщательной обработке дерева и проведению работ в эллингах срок службы судна превысил стандартные восемь лет. Внутреннее убранство было роскошным, так что некоторые офицеры сравнивали его с отделкой императорских яхт. В 1849 и 1852 годах со стапелей сошли еще два аналогичных корабля - «Париж» и «Великий князь Константин», но с более простым внутренним убранством.

Первым командиром корабля стал будущий вице-адмирал Владимир Корнилов (1806-1854 гг.), погибший во время обороны Севастополя.

В 1853 году «Двенадцать апостолов» осуществили перевозку почти 1,5 тысячи пехотинцев на Кавказ для участия в боях против турок. Однако когда против России выступили англичане и французы, стало очевидно, что время парусных судов ушло в прошлое.

На «Двенадцати апостолах» устроили госпиталь, а снятые с него пушки использовали для укрепления береговой обороны.

В ночь с 13 на 14 февраля 1855 года корабль затопили, чтобы укрепить размытые течением подводные заграждения у входа в бухту. Когда после войны начались работы по расчистке фарватера, поднять «Двенадцать апостолов» не удалось и судно взорвали.

Длина - 64,4 метра

Ширина - 12,1 метра

Скорость - до 12 узлов (22 км/ч)

Двигатели - парус

Экипаж - 1200 человек

Количество орудий - 130


Первый полноценный броненосец российского флота, строившийся на Галерном острове в Петербурге по проекту контр-адмирала Андрея Попова (1821-1898 гг.), первоначально носил имя «Крейсер» и предназначался именно для ведения крейсерских операций. Однако после переименования его в 1872 году в «Петр Великий» и спуска на воду концепция изменилась. Речь стала вестись уже о судне линейного типа.

Довести до ума машинную часть не получалось; в 1881 году «Петра Великого» перевели в Глазго, где его реконструкцией занялись специалисты компании Randolph and Elder. В результате корабль стал считаться лидером среди судов своего класса, хотя блеснуть мощью в настоящих боевых действиях ему так и не пришлось.

К началу XX века кораблестроение ушло далеко вперед, и очередная модернизация дела уже не спасала. В 1903 году «Петра Великого» переоборудовали в учебное судно, а с 1917 года использовали в качестве плавучей базы подводных лодок.

В феврале и апреле 1918 года этот ветеран поучаствовал в двух тяжелейших ледовых перехода: сначала из Ревеля в Гельсингфорс, а затем из Гельсингфорса в Кронштадт, избежав пленения немцами или белофиннами.

В мае 1921 года экс-броненосец разоружили и переформировали в минный блокшив (плавучую базу) Кронштадтского военного порта. Из списка флота «Петра Великого» исключили только в 1959 году.

Длина - 103,5 метра

Ширина - 19,2 метра

Скорость - 14,36 узла

Мощность - 8296 л. с.

Экипаж - 440 человек

Вооружение - четыре 305-миллиметровых и шесть 87-миллиметровых пушек


Имя собственное этого корабля стало именем нарицательным для целого поколения боевых судов, отличавшихся от привычных линкоров большей броневой защитой и мощью орудий, -именно на них был реализован принцип «аll-big-gun» («только большие пушки»).

Инициатива его создания принадлежала первому лорду британского Адмиралтейства Джону Фишеру (1841 -1920 гг.). Спущенный на воду 10 февраля 1906 года корабль построили за четыре месяца, задействовав почти все судостроительные предприятия королевства. Мощь его огневого залпа равнялась мощи залпа целой эскадры броненосцев недавно закончившейся Русско-японской войны. Впрочем, и стоил он в два раза дороже.

Таким образом, великие державы вошли в очередной виток гонки морских вооружений.

К началу Первой мировой войны сам «Дредноут» уже считался несколько устаревшим, и ему на смену шли так называемые «сверхдредноуты».

Единственную победу этот корабль одержал 18 марта 1915 года, потопив таранным ударом германскую субмарину U-29, которой командовал знаменитый немецкий подводник капитан-лейтенант Отто Веддинген.

В 1919 году «Дредноут» перевели в резерв, в 1921 году продали на слом, а в 1923 году разобрали на металл.

Длина - 160,74 метра

Ширина - 25,01 метра

Скорость - 21,6 узла

Мощность - 23 000 л. с. (расчетная) - 26350 (на полном ходу)

Экипаж - 692 человека (1905 г.), 810 человек (1916 г.)

Вооружение - десять 305-миллиметровых, двадцать семь 76-миллиметровых противоминных пушек


Самый крупный (наряду с «Тирпицем») германский линкор и третий по размерам в мире представитель этого класса боевых кораблей (после линкоров типа «Ямато» и «Айова»).

Спущен на воду в Гамбурге в День святого Валентина - 14 февраля 1939 года - в присутствии внучки князя Бисмарка Доротеи фон Левенфельд.

18 мая 1941 года линкор вместе с тяжелым крейсером «Принц Ойген» вышел из Готенхафена (современная Гдыня) с целью нарушить британские морские коммуникации.

Утром 24 мая после восьмиминутной артиллерийской дуэли «Бисмарк» отправил на дно британский линейный крейсер «Худ». На линкоре вышел из строя один из генераторов и были пробиты две топливные цистерны.

Британцы устроили на «Бисмарк» настоящую облаву. Решающего попадания (приведшего к утрате судном управления) добился один из пятнадцати торпедоносцев, поднявшихся с авианосца «Арк Ройял».

На дно «Бисмарк» отправился 27 мая, подтвердив своей гибелью, что теперь линкоры должны уступить место авианосцам. Его младший брат «Тирпиц» был потоплен 12 ноября 1944 года в норвежских фьордах в результате серии британских авианалетов.

Длина - 251 метр

Loading...Loading...