Художественный метод в литературе. Литературный процесс и его категории. Литературное направление классицизм

строе произведения, так и в принципе построения образа, сюжета, композиции, языка. Метод — это понимание и воспроизведение действительности в соответствии с особенностями художественного мышления и эстетического идеала».

Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля «Поэтика» под именем «теории подражания».

Подражание, по Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель — воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII века, когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) — пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами «мироздания».

Эти две концепции, по мнению отечественного литературоведения середины прошлого века, лежат в основе двух «типов творчества» — «реалистического» и «романтического», в рамки которых укладываются «методы» классицизм, романтизм, разные типы реализма, модернизм. Следует сказать, что понятием «метод» пользовались многие теоретики литературы и писатели: А. Ватто, Д. Дидро, Г. Лессинг, И. В. Гете, С. Т. Колридж, написавший трактат «О методе» (1818).

Теория подражания послужила базой для развития натурализма. «Работая над "Терезой Ракен", — писал Э. Золя, — я забыл обо всем на свете, я углубился в кропотливое копирование жизни, отдаваясь целиком изучению человеческого организма...»64 Нередко особенностью такого способа отражения действительности является полная зависимость создателя произведения от предмета изображения, художественное познание превращается в копирование.

Другая же модель может приводить к произволу субъективности. К примеру, Ф. Шиллер утверждал, что художник, пересоздавая действительность («материал»), «...мало останавливается перед насилием над ним... Материал, который он обрабатывает, он уважает столь же мало, сколь и механик; он только постарается обмануть кажущейся уступчивостью глаз, который оберегает свободу этого материала».

В целом ряде работ учеными предлагается дополнить понятие метода понятием типа творчества, типа художественного мышления. При этом два типа творчества — пересоздающий и воссоздающий — охватывают все богатство принципов художественного отражения.

Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически-конкретного.

Следовательно, если то или иное направление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит, разных направлений и течений.

Например, элементы реалистического принципа отражения действительности мы встречаем уже в направлениях классицизма, сентиментализма, то есть еще до возникновения собственно реалистического метода, так же как сложившийся реализм позднее проникает и в произведения модернизма.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

У каждого писателя есть особенности творчества (в выборе тем, изображении лиц, отдельных общественных групп, в своеобразии художественных приемов и языка произведения). Например, манеру выражать мысли А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого трудно перепутать. Отсюда и произошло понятие авторского стиля (стиль - это заостренная палочка и лопатка на другом конце для письма на дощечке, натертой воском).

Стилем называется - идейно-художественное своеобразие творчества писателя, которое проявляется в особенностях тем, идейного смысла, системы образов, приемах их построения, в композиции и языке произведения. Это единство основных идейно-художественных особенностей (темы, идеи, характеров, сюжета, языка), обнаруживающееся на протяжении всей творческой работы писателя, обуславливается эпохой, жизненным опытом, взглядами художника и особенностями его таланта. Стиль одного и того же автора может развиваться и изменяться с течением времени (А.С. Пушкин ранний и поздний существенно отличаются друг от друга как по творческому методу - романтик и реалист, так и по форме произведений - поэт и прозаик).

В стиле ряда писателей можно найти одинаковые черты - общие темы, близкие по социальному положению и взглядам герои (например, тема "лишних" людей в первой половине 19 века в России, о трагической судьбе молодых дворян, непонятых обществом).

Таким образом формируется литературная школа, направление, группа, течение - единство формы и содержания, единство метода, сближающее писателей друг с другом. В зависимости от особенностей исторической обстановки оно получает определенную политическую окраску и политическую целеустремленность (например, натуральная школа последователей Н.В. Гоголя в России).

Более высокую ступень общности представляет собой творческий художественный метод. Художественный метод - общие для писателей принципы отбора жизненных явлений и их изображения. Он зависит прежде всего от изменений общественной жизни (реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм, постмодернизм).

Литературный процесс - процесс взаимодействия стилей, течений, методов, направлений художественной литературы в один и тот же исторический период. Самым древним и самым известным методом изображения действительности в художественной литературе является реализм. Именно с него литературный процесс начался в Древней Греции и Древнем Риме, с формирования так называемого античного реализма, потом в средние века можно говорить о средневековом реализме, эпоха Возрождения дает толчок развитию идей возрождения в реалистическом творчестве того периода. Эпоха Просвещения же впервые позволяет говорить о появлении зрелого литературного течения с четко сформулированными законами творчества - классицизма.

Классицизм (от лат. classicus - первоклассный) - течение в литературе Западной Европы и России (17-18 века) после окончания религиозных войн. Классицизм возник как подражание образцам античного (классического) искусства. Представителями его являются Расин, Корнель, Буало, Мольер, Сумароков, Херасков, Кантемир, Ломоносов, Тредиаковский, Державин. Они старались в изображении жизненных коллизий обратить внимание на чувство долга и патриотизм героев.

Классицизм является образцом литературы, созданной по нормативным принципам. Основные идеи классицизма связаны с идеей прогрессивной абсолютистской королевской власти, что выражало во Франции, где зародился классицизм, гражданские, общенациональные идеалы, идею гражданского разума, которую герой должен предпочитать другим человеческим чувствам. Рассудочно-гражданское мышление классицизма было связано с публицистичностью, дидактичностью, публицистическими настроениями, выраженными в произведениях.

Классицизм был связан с дворянской, аристократической, придворной культурой. Это вело в определенной сословной ограниченности - не допускалось изображение народа, народной жизни, природы, сюжеты брались, в основном, из древнегреческой или древнеримской истории.

Все произведения четко делились на высокие и низкие, так же, как и жанры, было введено правило "трех единств" - единства времени (весь конфликт должен получить разрешение в течение суток), места (действие разворачивалось в одном месте), действия (один сюжет, герои - носители какого-то одного качества, амплуа актеров). Все это вело к нарушению жизненной правды, созданию условных, надуманных образов, схематических характеров, сложному языку.

Русский классицизм боролся за самобытность русской культуры, чистоту русского языка, отразил существенные моменты развития России.

Сентиментализм (от франц. sentimental - чувствительный) - литературное течение в русской и западной литературе конца 18 - начала 19 веков, возникшее первоначально в Англии и отразившее борьбу буржуазии с феодалами. Сентиментализм содержал протест против развращенных нравов дворянской аристократии, ей противопоставлялась жизнь ремесленников, купцов, крестьянства, сочувствие людям, угнетенным феодалами.

Как направление, оно было целиком противопоставлено рассудочности произведений классицизма, содержало протест против отвлеченных идеалов разума, противопоставляя им искренние чувства, стремясь изобразить особенности человеческой психологии.

Воспевание патриархальных устоев и чувств приводило к идее о том, что естественными люди могут быть только на природе. Город и городская культура противопоставлялись природе, деревне и наделялись всеми отрицательными чертами (разврат, корыстолюбие, отсутствие моральных устоев). В свою очередь, деревня идиллически и патриархально изображенная, представлялась только с положительной стороны без всякой критики.

Для сентиментализма были характерны и другие черты. Например, стремление к историзму, прославлению прошлого своей страны, характеры героев изображались главным образом через эмоционально-психологическую характеристику с устранение всякой реальной обстановки, вне реальных событий.

В системе языка сложился особый стиль сентиментализма - стиль интонационно-чувствительного характера (с обилием обращений и восклицаний), авторы полностью отказываются от "высокого штиля" классицизма, но создают свой собственный искусственно-чувствительный язык.

В русской литературе сентиментализм имел иную социальную основу в конце 18 века (Карамзин, Богданович, Дмитриев, Шальков, ранний Жуковский) - выражал настроения дворянства в эпоху усиливающегося буржуазного развития России и обостряющегося освободительного крестьянского движения. Характерные черты этого русского направления - фальшивое изображение крестьянства, деревни, идеализация крепостнического строя. Стремление замолчать факт эксплуатации крепостных, условное изображение русской деревни как места игр счастливых поселян, изображение отца-покровителя и благодетеля -помещика, исполненного заботы о своих крепостных ("Вы мне будьте вечно чада, я вам буду век отец") - все это характерные черты русского сентиментализма.

Были и положительные моменты. Впервые крепостные и их чувства были изображены наряду с чувствами помещиков ("И крестьянки любить умеют" - Н.М. Карамзин). Это произвело огромное влияние на развитие русской литературы, так как уделялось внимание чувствам простых людей, изображению психологии человека.

Романтизм - творческий метод, появившийся в Западной Европе в конце 18 - начале 19 веков - принято рассматривать как реакцию на буржуазные революции в Англии и Франции, так как он выражал недовольство широких общественных кругов новой буржуазной действительностью. Вместо царства свободы, равенства и братства, ради которого были принесены огромные жертвы, в буржуазном обществе начинает господствовать дух наживы, власть денег, новое угнетение личности. Поэтому основной принцип этого движения - противопоставление реальной жизни иного мира, созданного творческой фантазией писателя. Для романтического произведения характерны: необыкновенный герой, обуреваемый неистовыми страстями, необыкновенные обстоятельства, в которых происходит действие, пелена недосказанности и тайны, которая опутывает прошлое героя.

Выделяется два основных направления романтизма: пассивный (консервативный) и революционный (прогрессивный).

Консервативный романтизм (Новалис, Уланд, Шатобриан, Виньи, Вордсворт, Гейне, Шиллер, Жуковский, Батюшков, Дельвиг) стремился увести читателя в мир мечты, фантазии, мистики или исторического прошлого (средневековья). В произведениях этих романтиков существовали два типа героев: мечтатели, живущие только в мире своих личных чувств и души, и деятельные натуры, стремящиеся возродить рыцарские чувства и благородные принципы жизни.

Революционный романтизм (Байрон, Гюго, Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Одоевский)) изображал протест, страсти исключительной личности, не смиряющейся с обстоятельствами окружающей действительности, борющейся, стремящейся к свободе, действию, к будущей свободной жизни.

В русской литературе возникший в самом начале 19 века (особенно широко распространившийся после Отечественной войны 1812 года) романтизм отражал недовольство русского дворянства двумя основными бедами того времени: самодержавием и крепостным правом.

Реализм - предполагает показ действительности, реальной жизни человека, правдивое исторически-конкретное изображение человека и общества, изображение связей и взаимодействий человека и общества ("правдивость изображения типических характеров в типических обстоятельствах" - Ф. Энгельс).

Типические герои отражают характеры и собирательные черты многих людей, общественных групп (или героев и образы, отражающих типичные тенденции развития общества). Типические обстоятельства - описание особенностей быта, нравов того общества и в тот исторический момент, когда сформировались герои.

Это самый древний и самый мощный творческий метод изображения действительности, известный в истории литературы. Отдельные элементы реализма уже встречались в античной литературе 5-3 веков до н.э. Несмотря на то, что её герой пока не выделился из общей массы, он мыслит как все общество (Ахилл у Гомера).

Далее, в эпоху Возрождения (13-16 вв.), по время роста общественного самосознания, герой уже выделился из общества, ему присуще чувство справедливости и ответственности (Гамлет, Дон Кихот), хотя он пока руководствуется не классовыми, а нравственными критериями (защитники человечества от несовершенств).

В эпоху Просвещения (18 в.) происходит усиление критического начала реализма. Против феодализма и церковной идеологии выступает молодая революционная буржуазия с критикой права, морали, религии (Вольтер, Дидро, Д.И. Фонвизин). Недостатки общества объяснялись ими недостатками системы политических нравов, моральных взглядов.

Критический реализм начал формироваться в творчестве Бальзака и Пушкина благодаря недовольству романтических представлений о путях изменения жизни и разочарованию буржуазной действительностью. Аналитическая устремленность и усиление критического начала были связаны с разоблачением и отрицанием основ феодального и буржуазного общества через изображение человека в его различных связях с обществом. Человека изображали таким образом, как часть и продукт среды (характер, взгляды, поведение, образ жизни формируется обществом), но при этом стремились к будущему, к идеалу.

В истории реализма бывало так, что наряду с исторически неверным, отвлеченным пониманием характеров персонажей осуществлялось верное, конкретное, реалистическое их воспроизведение (Н.В. Гоголь "Мертвые души") - надо различать миросозерцание художника и его теоретические взгляды.

Модернизм (от фр. moderne - новый, современный) - различные течения в современной литературе 20 века (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм ), противопоставляющие себя реализму. Их не устраивает основной принцип реализма - отражение объективной действительности, они считают его натуралистическим копированием жизни.

Основой искусства должно стать продуцирование вовне внутреннего "я" героя, его внутреннего мира. Черты модернизма - максимально открытое и свободное самораскрытие авторов, их настойчивое стремление обновить художественный язык, сосредоточенность более на универсальном и культурно-исторически далеком, нежели на близкой реальности.

Постмодернизм как литературное течение сформировался во второй половине 20 века и представляет собой попытку современных авторов во главе с Ж. Деррида философски осмыслить историю литературы и культуры в целом с позиции деконструкции (то есть отвержения) всего устойчивого, стабильного, безусловного, что есть в ней. Понятие симулякра и постмодернистская концепция тотальной неупорядоченности мира порой находит формы выражения, родственные мифологической архаике, что позволяет трансформировать сюжеты, образы, обстоятельства в новые произведения, используя их в соответствии с современными условиями.

1.

А) сентиментализм

Б) романтизм

В) просветительский реализм

Г) критический реализм

2.

А) большой объём

3.

А) «Фрегат Паллада» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов» Г) «Обрыв»

4.

А) авантюрный Б)социально-бытовой В) психологический

Б) стремлении к поиску

6.

А)семейно-бытовая драма Б) трагедия В)комедия Г) психологическая драма

7.

А) духовной силы и смелости

8. театра» ?

9.

против...»

В) революционных демократов

10.

разом расправился автор

11. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании своей личности

Г) посещение родителей

12.

созданию действительности

13. Тема художественного произведения – это

поставленная в нём писателем

14.Общественный смысл романа Гончарова «Обломов» заключается в:

15. Образ Обломова концентрирует в себе черты крепостного барства, выберите

основополагающую

17. Определите вид конфликта в драме А.Н.Островского «Гроза»

18. Кому принадлежат слова «Отчего люди не летают так, как птицы?»

19. В какой момент происходит кульминация пьесы

20.Основой конфликта романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является

21. Какая деталь в портрете Базарова выявляет род его деятельности

22.Кто из героев романа может быть назван «маленьким человеком»

23. Роман – это:

24. Конфликт художественного произведения – это

А) ссора героев

Б) столкновение, противоборство персонажей, каких-либо чувств, побуждений в душе

произведении.

Контрольная работа по литературе в 10 классе за 1 полугодие

2 вариант

1. Художественным методом критического реализма является

А) литературное направление, характеризующееся демократич­ ностью, утверждением идеи «ответственного человека».

Б) творческий метод, в котором главное значение имеет субъек­ тивная позиция писателя по отношению к явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пере­ созданию действительности

В) творческий метод, поставивший задачу критического осмыс­ ления общественных отношений, изображение диалектичес­ ких взаимосвязей характеров и обстоятельств, где человечес­ кий характер берется в его социальной активности.

2. Тема художественного произведения – это

Б) основные эпизоды событийного ряда произведения в их художественной последовательности,

предусмотренной композицией данного произведения

В) главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема,

поставленная в нём писателем

Г) совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для

постановки философских, социальных, этических и других проблем.

3.Общественный смысл романа Гончарова «Обломов» заключается в:

А) критике дворянства и крепостничества

Б) идеализации буржуазии как класса

В) утверждении человека как личности

4. Образ Обломова концентрирует в себе черты крепостного барства, выберите

основополагающую

А) лень Б) косность и инертность В) фамильярное отношение к крепостным.

А) Обломов Б) Ольга Ильинская В) Штольц

6. Определите вид конфликта в драме А.Н.Островского «Гроза»

А) философский Б) социальный В) идеологический Г) внутренний (семейный).

7. Кому принадлежат слова «Отчего люди не летают так, как птицы?»

А) Варвара Б) Катерина В) Глаша Г) Феклуша

8. В какой момент происходит кульминация пьесы

А) публичное признание Катерины Б) свидание с Борисом

В) монолог Катерины в финале пьесы Г) в пьесе вообще нет кульминации

9.Основой конфликта романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является

А) ссора между П.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

Б) конфликт между Н.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

В) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

Г) борьба между либеральными монархистами и народом

10. Какая деталь в портрете Базарова выявляет род его деятельности

А) высокий рост Б) самоуверенная улыбка В) бакенбарды «песочного цвету» Г) красная рука

11. Кто из героев романа может быть назван «маленьким человеком»

А) Василий Иванович Базаров Б) Евгений Базаров В) Аркадий Кирсанов

12. Роман – это:

А) жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.

Б) жанр эпоса, в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.

В) жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого совершенного события и его авторская оценка.

13. Конфликт художественного произведения – это

А) ссора героев

Б) столкновение, противоборство персонажей, каких-либо чувств, побуждений в душе

героев, лежащих в основе действия

В) философская, социальная или этическая проблема, поставленная автором в

произведении.

14. Какой художественный метод играет ведущую роль в русской ли тературе второй половины 19 века?

А) сентиментализм

Б) романтизм

В) просветительский реализм

Г) критический реализм

15. Выделите один отличительный признак романа-эпопеи

А) большой объём

Б) проблемно-тематическая энциклопедичность

В) показано значимое для нации историческое событие

Г) показаны идейно-нравственные искания личности

16. Назовите первый роман И. А. Гончарова:

А) «Фрегат Паллада» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов» Г) «Обрыв»

17. Определите жанр романа И. А. Гончарова «Обломов»:

А) авантюрный Б)социально-бытовой В) психологический

А) духовной и физической гибели

Б) стремлении к поиску

В) в обрисовке «счастливого» будущего Обломовки

19 . Определите жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза»:

А)семейно-бытовая драма Б) трагедия В)комедия Г) психологическая драма

20 . Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению А. Н. Добролюбова, является проявлением:

А) духовной силы и смелости

Б) духовной слабости и бессилия

В) моментного эмоционального порыва

21 . Почему А. Н. Островский назван «отцом русского национального театра» ?

А) возродил традиции предшественников в драматургии

Б) своим творчеством оказал определяющее влияние на после­дующее развитие русской драматургии

В) построил здание Малого театра

22 . Давая общую оценку содержания романа «Отцы и дети», И. С. Тур­ генев писал: «. ..Вся моя повесть направлена

против...»

А) дворянства Б)крестьянства В) революционных демократов

23 . Какое высказывание, объясняющее смысл финала романа «Отцы и дети», кажется вам наиболее верным?

А) смерть Базарова - приговор «детям», с которыми таким об­ разом расправился автор

Б) Базарова убила сама природа, так как он вторгся в заведен­ ный порядок жизни и смерти -и пал его жертвой

В) передовые борцы почти всегда гибнут

24. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании своей личности

А) любовь к Одинцовой Б) разрыв с Аркадием В) дуэль с Кирсановым

Г) посещение родителей

Ключи к ответам:

Критерии оценивания:

Кодификатор элементов содержания, проверяемые заданиями контрольной работы по литературе за первое полугодие в 10 классе:

1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.

1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.

5 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
5.1 А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Пьеса «Гроза».
5.2 И.С. ТУРГЕНЕВ. Роман «Отцы и дети».
5.5И.А.ГОНЧАРОВ.Роман«Обломов».

Итоговая контрольная работа по литературе

Вариант №1

1. Какой художественный метод играет ведущую роль в русской ли тературе второй половины 19 века?

А) сентиментализм

Б) романтизм

В) просветительский реализм

Г) критический реализм

2. Выделите один отличительный признак романа-эпопеи

А) большой объём

Б) проблемно-тематическая энциклопедичность

В) показано значимое для нации историческое событие

Г) показаны идейно-нравственные искания личности

3.Назовите первый роман И. А. Гончарова:

А) «Фрегат Паллада» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов» Г) «Обрыв»

4. Определите жанр романа И. А. Гончарова «Обломов»:

А) авантюрный Б)социально-бытовой В) психологический

А) духовной и физической гибели

Б) стремлении к поиску

В) в обрисовке «счастливого» будущего Обломовки

6. Определите жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза»:

А)семейно-бытовая драма Б) трагедия В)комедияГ) психологическая драма

7. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению А. Н. Добролюбова, является проявлением:

А) духовной силы и смелости

Б) духовной слабости и бессилия

В) моментного эмоционального порыва

8. Почему А. Н. Островский назван «отцом русского национального театра» ?

А) возродил традиции предшественников в драматургии

Б) своим творчеством оказал определяющее влияние на после­дующее развитие русской драматургии

В) построил здание Малого театра

9. Давая общую оценку содержания романа «Отцы и дети», И. С. Тур­ генев писал: «. ..Вся моя повесть направлена

против...»

А) дворянстваБ)крестьянстваВ) революционных демократов

10. Какое высказывание, объясняющее смысл финала романа «Отцы и дети», кажется вам наиболее верным?

А) смерть Базарова - приговор «детям», с которыми таким об­разом расправился автор

Б) Базарова убила сама природа, так как он вторгся в заведен­ный порядок жизни и смерти -и пал его жертвой

В) передовые борцы почти всегда гибнут

11. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании своей личности

А) любовь к Одинцовой Б) разрыв с Аркадием В) дуэль с Кирсановым

Г) посещение родителей

12. В чем основное различие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок?

А) использование сатирических приемов

Б) в трактовке характеров героев

В) зло в финале сказки наказывается не всегда

13. Сатира - это

А) один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому

Б) один из видов комического, едкая, злая, издевательская на­смешка

В) один из видов комического, изображение каких-либо недо­статков, порока человека

или общества

14. Перу Салтыкова-Щедрина не принадлежит

А) «Господа Головлёвы» Б) «История одного города» В) «Накануне».

15. Определите жанр произведения Н. С. Лескова «Очарованный странник»:

А)очерк Б) сказание В)рассказГ) повесть

16. В чем состоит своеобразие народности Н. А. Некрасова?

А) в изображении проблем и чаяний народа

Б) в идее свержения крепостничества, в постановке вопросов общенародной значимости и разрешении их в интересах на­рода, в вере в талант народа

В) во включении в свои произведения фольклорных мотивов.

17. Кому из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и на­ казание» принадлежат слова, выражающие позицию автора: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить...» ?

А) СонеБ) Катерине ИвановнеВ) Авдотье Романовне

18. Как Ф. М. Достоевский отвечает на поставленный им самим в романе «Преступление и наказание» вопрос: «Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью осчастливить людей, . при условии. Что для этого необходимо замучить всего лишь одно человеческое существо...»?

А) да Б) нет

19. В чём состоит своеобразие жанра романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

А) социально-бытовой Б) авантюрный В) любовный Г) психологический.

20. Что Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» считает нормой отношения русских людей к поверженным врагам?

А) поведение Тихона Щербатова в отряде Денисова

Б) великодушие Кутузова («...теперь их и пожалеть можно...»)

21. Каковы «движущие силы истории», с точки зрения Л. Н. Толстого?

А) гениальная личность способна повести за собой массы

Б) народ - главная движущая сила истории

В) фатум, высшая сила, определяет ход истории

22. В чём состоит смысл заглавия романа

А) «война» и «мир» - антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов в романе

Б) название – изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни.

23. Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное Ф.И.Тютчевым «безмолвно, как звёзды в ночи »?

24. Каким термином в литературоведении обозначается приём изображения персонажа, с троящийся на описании его внешности «глаза его были глубокими и бездонными, чувственные губы, широкий лоб – всё говорило о неординарном внутреннем мире».

25. Как называется художественное преувеличение, например в комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя«Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

10 класс

Вариант №2

1. Художественным методом критического реализма является

А) литературное направление, характеризующееся демократич­ностью, утверждением идеи «ответственного человека».

Б) творческий метод, в котором главное значение имеет субъек­тивная позиция писателя по отношению к явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пере­созданию действительности

В) творческий метод, поставивший задачу критического осмыс­ления общественных отношений, изображение диалектичес­ких взаимосвязей характеров и обстоятельств, где человечес­кий характер берется в его социальной активности.

2. Тема художественного произведения – это

Б) основные эпизоды событийного ряда произведения в их художественной последовательности,

предусмотренной композицией данного произведения

В) главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема,

поставленная в нём писателем

Г) совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для

постановки философских, социальных, этических и других проблем.

3.Общественный смысл романа Гончарова «Обломов» заключается в:

А) критике дворянства и крепостничества

Б) идеализации буржуазии как класса

В) утверждении человека как личности

4. Образ Обломова концентрирует в себе черты крепостного барства, выберите

основополагающую

А) лень Б) косность и инертность В) фамильярное отношение к крепостным.

А) Обломов Б) Ольга Ильинская В) Штольц

6. Определите вид конфликта в драме А.Н.Островского «Гроза»

А) философский Б) социальный В) идеологический Г) внутренний (семейный).

7. Кому принадлежат слова «Отчего люди не летают так, как птицы?»

А) Варвара Б) Катерина В) Глаша Г) Феклуша

8. В какой момент происходит кульминация пьесы

А) публичное признание Катерины Б) свидание с Борисом

В) монолог Катерины в финале пьесы Г) в пьесе вообще нет кульминации

9.Основой конфликта романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является

А) ссора между П.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

Б) конфликт между Н.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

В) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

Г) борьба между либеральными монархистами и народом

10. Какая деталь в портрете Базарова выявляет род его деятельности

А) высокий рост Б) самоуверенная улыбка В) бакенбарды «песочного цвету» Г) красная рука

11. Кто из героев романа может быть назван «маленьким человеком»

А) Василий Иванович Базаров Б) Евгений Базаров В) Аркадий Кирсанов

12.Главным оружием Салтыкова-Щедрина является

А) реальное изображение действительности Б) смех В) яркое изображение характеров

13. Определите основную проблему романа «Господа Головлёвы»

А) физическое вырождение человечества

Б) моральная несостоятельность дворянства как класса

14. Эзопов язык - это

А) иносказаниеБ) художественное сравнениеВ) художественное преувеличение

15.Перу Н.С.Лескова не принадлежит

А) «Очарованный странник» Б) «Тупейный художник» В) «После бала»

16.В каком из произведений Некрасов прославляет «тип величавой славянки»

А) «Коробейники» Б) «Русские женщины» В) «Кому на Руси жить хорошо».

17. Какой основной принцип лёг в основу теории Раскольн7икова в романе Достоевского

«Преступление и наказание»?

А) гуманность – антигуманность

Б) способность при необходимости совершить преступление

В) талантливость – бездарность

Г) разделение человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих».

18. Какова мотивация Раскольниковым своего преступления

А) приобретение денег Б) освобождение всех должников от старухи В) проверка теории.

19. С какого момента начинается наказание Раскольникова

А) до убийства Б) после убийства В) на каторге

20. Характерными чертами высшего общества Толстой считал (найдите лишнее)

А) эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие

Б) патриотизм, боль за судьбу Родины

В) интриганство, светское злоязычие

21. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

А) приобрести опыт боевых действий

Б) оставить наскучивший высший свет

В) найти свой «Тулон» и прославиться

Г) продвинуться по службе.

22. Почему Толстой изображает Бородинское сражение глазами Пьера

А) Пьер – человек невоенный и его восприятие более реалистично

Б) Пьер – человек эмоциональный, для Толстого главное – эмоции.

(Запишите ответы на вопросы 23-25 словом или словосочетанием)

23. При помощи какого приёма охарактеризовано отношение к деду его близких в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «Любили деда, холили, /Теперь в глаза плюют ».

24. В словосочетании «Сладость тайных мук » А.А.Фет соединяет противоположные и, казалось бы, несовместимые переживания. Каким термином обозначается такое соединение несоединимого?

25. Как называется стилистический приём, состоящий в перестановке слов местами: «согнать ладью живую »?

Итоговая контрольная работа по литературе

10 класс

Вариант №3

    Роман – это:

А) жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.

Б) жанр эпоса, в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.

В) жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого совершенного события и его авторская оценка.

2. Конфликт художественного произведения – это

А) ссора героев

Б) столкновение, противоборство персонажей, каких-либо чувств, побуждений в душе

героев, лежащих в основе действия

В) философская, социальная или этическая проблема, поставленная автором в

произведении.

3. В своём творчестве Гончаров впервые ставит проблему

А) чести и долга

Б) цели и смысла жизни

В) необходимости объединения лучших сторон дворянской культуры и буржуазной

целеустремлённости.

4. Кто из героев романа «Обломов» бросает вызов современности?

А) Обломов Б) Штольц В) Ольга Ильинская Г) Пшеницына

5. Укажите, кем является герой романа Гончарова «Обломов»

А) жертвой дурного воспитания

Б) человеком, лишённым необходимых для человечества качеств

В) человеком, не нашедшим применения своим дарованиям

Г) символом вырождения русского дворянства.

6. Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народность. Как надо понимать «народность»

А) особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в

их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь

Б) литературные произведения, рассказывающие о жизни народа.

7. Определите завязку в драме «Гроза»

А) разговор Кулигина и Кудряша Б) гибель Катерины В) монолог Катерины

перед смертью.

8. Кто из русских критиков назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве»

А) Н,Г,Чернышевский Б) В,Г,Белинский В) И,А,Гончаров Г) Н.А.Добролюбов

9.В чём состоит своеобразие композиции романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

А) в основу положен принцип зеркальности

Б) роман построен по принципу цикличности (повторяемости)

10. Базаров отрицает всё, кроме

А) искусство и поэзия Б) любовь В) наука и медицина Г) русский народ

11. Какова роль сна Базарова накануне дуэли?

А) углубить представление о герое Б) подчеркнуть бессмысленность поединка

В) предсказать будущее.

12.Какие герои сказок Салтыкова-Щедрина нетипичны для народных сказок

А) медведь Б) пискарь В) заяц Г) лисица

13. Гуманизм романа «Господа Головлёвы» заключается

А) в идее любви к ближнему Б) в обличении обывательщины и косности.

А) лицемерие Б) бюрократизм В) взяточничество Г) безнравственность.

15. Любимый эпический жанр Н.С.Лескова

А) роман Б) новелла В) сказ Г) рассказ

16. Какое произведение не принадлежит перу Некрасова

А) «Мороз. Красный нос» Б) «Русские женщины»

В) «Кому на Руси жить хорошо» Г) «Обрыв»

17. Назовите основной принцип построения системы образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

А) двойничество Б) антитеза В) в центре – Раскольников, соединяющий свою семью и

Мармеладовых.

18. Что несёт миру теория Раскольникова

А) индивидуализм и преступную теорию вседозволенности

Б) освобождение от моральной зависимости

В) освобождение от социального гнёта личности

Г) разрешение социальных противоречий в обществе

19. Почему Раскольников наносит удар обухом, а не лезвием топора?

А) в волнении не рассчитал удар

Б) из-за неординарности характера

В) действие символично – Раскольников наносит удар и самому себе.

20. Какой временной период охватывает роман Л.Н.Толстого «Война и мир»

А) война 1812 года Б) 1812-1825 В) 1805 – 1812.

21. Какие чувства проявились в Наташе Ростовой в минуты отъезда из горящей Москвы

А) наивность и беспечность, Б) истинный патриотизм В) желание жить одним днём.

22. Какое из событий 1812 года не явилось эпизодом романа Толстого

А) Бородинское сражение Б) Аустерлицкое В) Шенграбенское Г) Тарутинское

(Запишите ответы на вопросы 23-25 словом или словосочетанием)

23. Какой троп используется в реплике Раскольникова: «Ведь вы добрый человек, я знаю…».

24. Какой вид тропа использован для изображения отдалённого боя «Кипело что-то в дыму».

25. Каким понятием обозначается в литературоведении значимый, специально выделенный элемент материального мира, предметная подробность, позволяющая охарактеризовать героя, например, верёвка , которой привязали мужика к дереву в сказке Салтыкова-Щедрина.

Итоговый тест по литературе 10 класс

ОТВЕТЫ

№ вопроса

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Сравнение

Антитеза

Оксюморон

Метафора

Гипербола

Инверсия

Итоговая контрольная работа по литературе 10 класс.

Вариант №1

1. Какой художественный метод играет ведущую роль в русской литературе второй половины 19 века?

А) сентиментализм

Б) романтизм

В) просветительский реализм

Г) критический реализм

2. Выделите один отличительный признак романа-эпопеи

А) большой объём

Б) проблемно-тематическая энциклопедичность

В) показано значимое для нации историческое событие

Г) показаны идейно-нравственные искания личности

3. Назовите первый роман И. А. Гончарова:

А) «Фрегат Паллада» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов» Г) «Обрыв»

4. Определите жанр романа И. А. Гончарова «Обломов»:

А) авантюрный Б) социально-бытовой В) психологический

А) духовной и физической гибели

Б) стремлении к поиску

В) в обрисовке «счастливого» будущего Обломовки

6. Определите жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза»:

А)семейно-бытовая драма Б) трагедия В)комедия Г) психологическая драма

7. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению А.Н. Добролюбова, является проявлением:

А) духовной силы и смелости

Б) духовной слабости и бессилия

В) моментного эмоционального порыва

8. Почему А. Н. Островский назван «отцом русского национального театра» ?

А) возродил традиции предшественников в драматургии

Б) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие русской драматургии

В) построил здание Малого театра

9. Давая общую оценку содержания романа «Отцы и дети», И. С. Тургенев писал: «. ..Вся моя повесть направлена

Против...»

А) дворянства Б)крестьянства В) революционных демократов

10. Какое высказывание, объясняющее смысл финала романа «Отцы и дети», кажется вам наиболее верным?

А) смерть Базарова - приговор «детям», с которыми таким образом расправился автор

Б) Базарова убила сама природа, так как он вторгся в заведенный порядок жизни и смерти - и пал его жертвой

В) передовые борцы почти всегда гибнут

11. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании своей личности

А) любовь к Одинцовой Б) разрыв с Аркадием В) дуэль с Кирсановым

Г) посещение родителей

12. В чем основное различие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок?

А) использование сатирических приемов

Б) в трактовке характеров героев

В) зло в финале сказки наказывается не всегда

13. Сатира - это

А) один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому

Б) один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка

В) один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, порока человека

Или общества

14. Перу Салтыкова-Щедрина не принадлежит

А) «Господа Головлёвы» Б) «История одного города» В) «Накануне».

15. Определите жанр произведения Н. С. Лескова «Очарованный странник»:

А)очерк Б) сказ В)рассказ Г) повесть

16. В чем состоит своеобразие народности Н. А. Некрасова?

А) в изображении проблем и чаяний народа

Б) в идее свержения крепостничества, в постановке вопросов общенародной значимости и разрешении их в интересах народа, в вере в талант народа

В) во включении в свои произведения фольклорных мотивов.

17. Кому из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принадлежат слова, выражающие позицию автора: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить...» ?

А) Соне Б) Катерине Ивановне В) Авдотье Романовне

18. Как Ф. М. Достоевский отвечает на поставленный им самим в романе «Преступление и наказание» вопрос: «Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью осчастливить людей, . при условии. Что для этого необходимо замучить всего лишь одно человеческое существо...»?

А) да Б) нет

19. В чём состоит своеобразие жанра романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

А) социально-бытовой Б) авантюрный В) любовный Г) психологический.

20. Что Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» считает нормой отношения русских людей к поверженным врагам?

А) поведение Тихона Щербатова в отряде Денисова

Б) великодушие Кутузова («...теперь их и пожалеть можно...»)

21. Каковы «движущие силы истории», с точки зрения Л. Н. Толстого?

А) гениальная личность способна повести за собой массы

Б) народ - главная движущая сила истории

В) фатум, высшая сила, определяет ход истории

22. В чём состоит смысл заглавия романа

А) «война» и «мир» - антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов в романе

Б) название – изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни.

(Запишите ответы на вопросы 23-25 словом или словосочетанием)

23. Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное Ф.И.Тютчевым «безмолвно, как звёзды в ночи »?

24. Каким термином в литературоведении обозначается приём изображения персонажа, строящийся на описании его внешности «глаза его были глубокими и бездонными, чувственные губы, широкий лоб – всё говорило о неординарном внутреннем мире».

25. Как называется художественное преувеличение, например в комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя «Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».


Loading...Loading...