Вопрос об объективности истины в философии. Понятие истины.объективность истины и конкретность. диалектика абсолютной и относительной истины. истина и заблуждение.знание и вера. критерии истины. Что будем делать с полученным материалом

Что значит истина? Подлежит ли это явление объяснению и определению, и, более того, существует ли оно вообще? Над этими вопросами ломали головы великие умы человечества на протяжении веков, и, учитывая, что практически каждый из них пришел к своему выводу, который отличается от остальных, то понятие истины так и не было определено.

Интересно, что у каждого свое понимание истины, и все, что остается тем, у кого нет своего личного определения, это примкнуть к какому-либо философскому течению или религии и использовать ту трактовку, которую оно предлагает. Чтобы быть объективными, мы изложим в статье все основные представления истины и ее виды, а затем сделаем вывод: где же верное ее значение?

Виды истины

Существует несколько типов этого понятия, однако все их значения являются относительными.

Абсолютная

Здесь истина понимается очень абстрактно и глобально как источник всего. Представляется статичной и неизменной, однако понятие «вечность» не включено в это определение, что ставит под вопрос характеристику «неизменная». Согласно этому истина - цель философии и ее благо, однако, вместе с этим утверждается противоречие: она не может быть понята разумом из-за своей абсолютности.

Относительная

Здесь это явление воспринимается так же, как недостижимая инстанция, однако допускается некая гибкость в ее понимании: относительная истина - это достоверные знания о настоящем состоянии процесса или явления.

Объективная истина

Здесь она понимается в виде знаний объективных фактов. Говоря простыми словами, объективная истина - это та информация, которая не зависит от того, кто о ней думает: она такова, какова есть, ее содержание сохраняется, но форма может быть изменена мыслителем.

Необходимая

Этот вид явления представляется в которые получены с помощью связи фактов посредством внутренней последовательности.

Случайная

Это те которые получены без предварительного целенаправленного мышления.

Аналитическая

Присутствует, когда свойство, которое приписывается объекту, содержится в нем самом из-за его же необходимости.

Синтетическая

Это ситуация, которая требует дополнительной информации при обнаружении истины.

Концепции истины

  • Классическая объективная истина
  • Корреспондентская. Этим определением руководствуются журналисты при освещении событий. Здесь объективная истина проявляется в виде соответствия выражения (описания, оглашения) действительности, соответствия мысли реальности.
  • Авторитарная. Истина как убеждение и вера авторитетному лицу. Встречается довольно часто в религиях.
  • Истина как очевидность. Здесь это явление воспринимается как ясное представление о чем-либо.
  • Семантическая. В ней вводится запрет на словесное определение, поскольку высказывание о высказывании порождает парадоксы.
  • Натуралистическая. В этой теории истина является той идеей, которая не противоречит законам природы, значит, соответствует им.
  • Неклассические концепции
  • Конвенциональная. В ней истина отождествляется с соглашением. Безусловно, такое понимание явления кажется несколько поверхностным.
  • Когерентная. Здесь объективная истина понимается как свойство знаний: если они согласованы между собой, значит истинны.
  • Прагматическая. Согласно этой теории, истинно лишь то, что полезно. Сюда входят все знания, которые могут принести практическую пользу в виде повышения эффективности или достижения успеха.

Таким образом, объективная истина имеет множество пониманий, и вряд ли какое-либо из них является истиной. Может быть потому, что это настолько глубокое понятие, что оно не подлежит заключению в любую знаковую систему, и конкретное ее существование неопределимо, потому что оно возможно только между познанием и процессом познания?

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни».

От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимания им своего назначения.

А значит, зависит и процесс научного поиска, т.к. ученый, совершающий открытие, должен быть уверен, что он действительно обогащает научную картину мира, а не вносит очередной элемент заблуждения.

Имеются разные определения истины:

«Истина - это соответствие знаний действительности»; «Истина - это опытная подтверждаемость»; «Истина - это свойство самосогласованности знаний»; «Истина - это полезность знания, его эффективность»; «Истина - это соглашение».

Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины. Она называется так потому, что оказывается древнейшей из всех концепций истины: именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем.

Современная трактовка истины, которую, разделяют большинство философов, включает в себя следующие моменты:

Во - первых, понятие «действительность» трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.

Во - вторых, в «действительность» входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность.

В - третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.

В - четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс.

Эти моменты отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.

Одно из определений объективной истины таково: истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего, это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.

А теперь обратимся к главным характеристикам истинного знания. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, о чем уже шла речь выше, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта.

Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней.

И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий. Истина конкретна. Та истина, что вода кипит при 100 °С, сохраняет свое значение лишь при строго определенных условиях. Но путь к истине отнюдь не усеян розами, познание постоянно развивается в противоречиях и через противоречия между истиной и заблуждением.

Вопрос о том, что такое истина и существует ли она, обсуждается на протяжении многих веков в философии и науке. Без преувеличения можно сказать, что это один из вечных вопросов гносеологии. Его решение во многом зависит от общих мировоззренческих позиций, и, естественно, что по-разному на него отвечают представители идеализма и материализма. Следует также отметить многогранность и сложность проблемы истины, ее внутреннюю диалектичность. Именно забвение диалектики в решении проблемы истины приводит многих философов к одностороннему и искаженному ее пониманию.

Вопрос о научной истине - это, прежде всего вопрос о качестве наших знаний. Наука не может довольствоваться любым знанием, ее интересует лишь истинное знание. В оценке качества знания ученый, прежде всего и использует категории истины и заблуждения.

Проблема истины всегда неразрывно связывается с вопросом о существовании объективной истины, т.е. такой истины, которая не зависит от вкусов и желаний личности, от корпоративных интересов отдельных партий или общественных движений, от человеческого сознания. Именно на вопросе о существовании объективной истины сталкиваются различные философские направления.

Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта. Поэтому результат этого взаимодействия (т е познавательного процесса) содержит влияние и субъекта и объекта. В истине необходимым образом отражается единство объективной и субъективной составляющих познавательного процесса - без объекта знание теряет свою содержательность, а без субъекта нет самого знания. Именно игнорирование взаимосвязи противоположных аспектов истины породило две альтернативные и односторонние точки зрения, которые можно назвать объективизмом и субъективизмом в трактовке истины.

Аргументация субъективизма покоится на абсолютизации роли субъекта в познании и полном забвении объективной компоненты. Сторонники этой точки зрения совершенно правильно отмечают, что истина вне человека и человечества не существует, но отсюда делают весьма расширительный и неправомерный вывод о том, что никакой объективной истины не существует. Истина существует в понятиях и суждениях, а это значит, что не может быть знания, не зависящего от человека и человечества.

Правда, сторонники такого подхода остро чувствуют уязвимость своей позиции, поскольку отрицание объективной истины ставит под сомнение и само существование какой-либо истины, поскольку если истина субъективна, то получается сколько людей, столько и истин. Чувствуя зыбкость такой позиции, субъективисты пытаются каким-то образом ограничить произвол в признании истины. Например, неопозитивисты, категорически отрицая объективность истины, вводят понятие интерсубъективной истины, под которой понимается общепринятое в научном сообществе знание.

Объективисты исходят из противоположной позиции. Они абсолютизируют объективную компоненту истины. Для них истина вообще существует вне человека и человечества - истина и есть сама действительность, не зависящая от субъекта. Однако истина и действительность - совершенно разные вещи Действительность существует независимо от познающего субъекта. В самой объективной реальности никаких истин нет, в ней существуют лишь предметы со своими свойствами, а истина появляется в результате познания людьми этой реальности. Она является знанием субъекта о познаваемой им реальности. Истина -это единство объективного и субъективного, субъективный образ объективной реальности.

По своему источнику и содержанию истина объективна. Что это значит? Источником познания является объект, и оно (познание) - отражение этого объекта.

Хотя субъект конструирует исходные понятия и на их основе формирует различные теории о познаваемом объекте, от него - познающего субъекта - не зависит содержание этих теорий. Объект со своими свойствами существует объективно, независимо от человека и человечества. Содержание формируемой теории обусловлено именно отражением этих свойств, т.е. воспроизведением их в истинном знании так, как эти объективные свойства существуют в самой действительности. Под объективной истиной и понимают такое содержание знаний, которое целиком и полностью продиктовано объектом, и поэтому не зависит ни от человека, ни от человечества.

Однако признание объективности истины - это только половина правды. Другая половина состоит в том, что истина не существует без человека и человечества. Здесь необходимо уяснить важное гносеологическое различие между объективной истиной и объективной реальностью. Если реальность существует независимо от сознания субъекта, то истина всегда существует в сознании человека. Истина есть человеческое знание, а не сама реальность.

Для характеристики процесса постепенного уточнения и углубления истины, насыщения ее объективного содержания вводятся понятия абсолютной и относительной истин. Под абсолютной истиной понимается знание, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом. Степень соответствия знания в данном случае абсолютная, т.е. это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Однако достижение абсолютной истины в познании скорее идеал, к которому стремятся ученые, чем реальный результат. В науке часто приходится довольствоваться относительными истинами.

Под относительной истиной понимают знание, достигаемое в конкретно-исторических условиях познания и характеризующееся относительным соответствием своему объекту. Другими словами, относительная истина - это частично верная истина, она лишь приближенно и неполно соответствует действительности. В реальном познании ученый всегда ограничен некоторыми условиями и ресурсами: приборной техникой, логическим и математическим аппаратом и т.д. В силу этих ограничений ему не удается сразу достичь абсолютной истины, и он вынужден довольствоваться истиной относительной.

Об относительной истине как раз и можно сказать, что она представляет собой более или менее истинное знание. Какие-то элементы этой истины полностью соответствуют своему объекту, другие являются умозрительным домыслом автора. Некоторые аспекты объекта вообще могут быть до поры до времени скрыты от познающего субъекта. В силу своего неполного соответствия объекту относительная истина и выступает как приблизительно-верное отражение действительности.

Естественно, что относительная истина может уточняться и дополняться в процессе познания, поэтому она выступает как знание, подлежащее изменению. В то же время абсолютная истина в силу своего полного соответствия реальности представляет собой знание неизменное. В абсолютной истине нечего менять, поскольку ее элементы соответствуют своему объекту.

Достижима ли абсолютная истина? Этот вопрос обычно вызывает острые дискуссии, и однозначно ответить на него не просто. Существует довольно распространенное мнение, что абсолютная истина не достижима в принципе. Такая точка зрения усиливает позицию скептицизма и агностицизма.

Известно, что прогресс в познании в существенной степени зависит от технической и интеллектуальной «вооруженности» субъекта. На ранних стадиях человеческой истории многие загадки природы и общества были неразрешимы, поскольку уровень развития общественного субъекта был низок.

С другой стороны, успешное разрешение познавательной задачи зависит и от сложности познаваемого объекта. Не случайно, что из всех наук с момента рождения точного естествознания успешнее всего развивалась механика, наука о наиболее простых физических объектах.

Таким образом, в каждый конкретно-исторический момент времени познающий субъект имеет только относительную истину о мире в целом, и лишь в своей развивающейся потенции, по мере усиления познавательной мощи он способен приближаться к абсолютной истине. Другими словами, абсолютная истина о мире в целом существует лишь в качестве предела и идеала, к которому стремится человечество.

Внешне абсолютная и относительная истины как будто бы исключают друг друга. Но в реальном процессе познания они не противостоят друг другу, а взаимосвязаны. Их взаимосвязь и выражает процессуальный, динамический характер достижения истины в науке.

Истина и ее критерии

Категорию «истина», наряду с понятиями «добро» и «красота», можно отнести к основным ценностям общества. Как писал русский философ В. С. Соловьев, человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно».
Вопросы о том, какое знание следует считать истинным, в какой мере оно доступно познающему человеку и какими способами достигается, были и остаются предметом обсуждения в философии и науке.
Вы уже знаете, что некоторые философы утверждали принципиальную непознаваемость мира. Их назвали агностиками. Но и те, кто признают возможность получения истинного знания, дают различные трактовки категории «истина», по-разному видят ее критерии.

Приведем два классических определения истины. Средневековый мыслитель Фома Аквинский утверждал, что «истина есть тождество вещи и представления». Французский философ XVII в. Р. Декарт писал: «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету». Таким образом, истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета. В этом выражается важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
Такая трактовка истины восходит к Аристотелю. Он критиковал позицию философа Протагора, отрицавшего объективность истины и заявлявшего: «Что каждому кажется, то и достоверно». Если прав Протагор, рассуждал Аристотель, значит, «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны». Но «придавать одинаковое значение мнениям спорящих друг с другом людей нелепо: ведь ясно, что одни из них должны быть ошибочны».
В дальнейшем, как уже отмечалось, все более отчетливо выявлялась роль субъекта в процессе познания, его влияние не только на средства, но и на результат познавательной деятельности.
Однако главным оставался вопрос о том, как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете, если собственно сам предмет дан ему в опосредованных формах - чувственном представлении и рациональном осмыслении. Вот здесь и возникает проблема тех показателей, которые позволяют нам делать вывод об истинности полученного знания.
Особенно строго к отбору и проверке критериев, способов обоснования истины относится наука.

Вариант № 3325171

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Найдите в приведённом ниже спис­ке черты, при­су­щие на­уч­но­му по­ни­ма­нию истины. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) знание, вы­ра­жен­ное в до­ступ­ной форме

2) знание, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те адек­ват­но­го от­ра­же­ния объ­ек­та по­зна­ю­щим субъектом

3) знание, вос­про­из­во­дя­щее по­зна­ва­е­мый объ­ект таким, каким он су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от со­зна­ния человека

4) знание, со­от­вет­ству­ю­щее ин­те­ре­сам субъекта

5) знание, име­ю­щее ши­ро­кие воз­мож­но­сти для распространения

6) знание, ко­то­рое раз­де­ля­ет боль­шин­ство людей

Ответ:

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Объективность истины проявляется в её соответствии интересам познающего субъекта.

2) Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

3) B научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.

4) Только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты.

5) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

Ответ:

Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений.

2) Ощущение - одна из форм чувственного познания.

3) Одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

4) На этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации.

5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного познания.

Ответ:

Выберите вер­ные суж­де­ния о де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Деятельность че­ло­ве­ка имеет со­зи­да­тель­ный и пре­об­ра­зо­ва­тель­ный характер.

2) Деятельность че­ло­ве­ка все­це­ло опре­де­ля­ет­ся услов­ны­ми рефлексами.

3) В от­ли­чие от по­ве­де­ния животных, де­я­тель­ность че­ло­ве­ка ори­ен­ти­ро­ва­на на удо­вле­тво­ре­ние потребностей, дей­ству­ю­щих в дан­ный мо­мент времени.

4) Деятельность че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­ны­ми потребностями.

5) Деятельность че­ло­ве­ка носит во­ле­вой и со­зна­тель­ный характер.

Ответ:

Выберите верные суждения об обществе и его разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждая сфера общества является сложной самоорганизующейся системой.

2) Основной фактор производства традиционного общества - денежный капитал.

3) B информационном обществе возникла массовая культура.

4) Общество является динамичной системой.

5) В широком смысле под обществом понимают все формы объединения и способы взаимодействия людей.

Ответ:

Выберите верные суждения о цивилизационном подходе к изучению истории и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Цивилизационный подход к изучению истории был сформулирован О. Шпенглером и А. Тойнби.

2) Цивилизационный подход предполагает достижение всеми обществами одной формы общественно-политического устройства как конечной цели развития.

3) Цивилизационный подход делает акцент на различия и уникальные черты в развитии различных обществ.

4) Для цивилизационного подхода характерно утверждение ведущей роли классовой борьбы в историческом процессе.

5) Основой для классификации обществ в рамках цивилизационного подхода являются различия в духовно-культурной сфере.

Ответ:

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п.

Ответ:

Выберите верные суждения о формационном подходе к изучению общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Формационный подход к изучению общества был наиболее полно сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом.

2) В рамках формационного подхода ведущая роль в развитии общества отводится идеологическим и культурным фактором.

3) Формационный подход описывает развитие общества как движение от более низкой к более высокой ступени.

4) Формационный подход предполагает всеобщий характер законов общественного развития.

5) Формационный подход делает акцент на уникальности и многообразии различных географических и исторических форм общества.

Ответ:

Найдите в приведённом спис­ке проявления мас­со­вой культуры и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) премьера филь­ма ужасов

2) фестиваль ре­клам­ных роликов

3) переиздание детектива-бестселлера

4) выставка художников-авангардистов

5) областной смотр фольк­лор­ных коллективов

6) открытие меж­ду­на­род­но­го конкурса пианистов

Ответ:

Выберите верные суждения об обществе и его изменениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество - это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.

2) Революция как форма социальных изменений, как правило, осуществляется по инициативе власти.

3) B основе разграничения сфер общественной жизни - базовые потребности человека.

4) Гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности труда.

5) Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Ответ:

Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Деятельности человека свойственен продуктивный характер.

2) Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

3) В своей деятельности человек не способен выйти за рамки биологической предопределённости.

4) Основные виды деятельности – это игра, труд, общение и учение.

5) Субъект деятельности – это то, на что она направлена.

Ответ:

Выберите вер­ные суж­де­ния о ка­че­ствах че­ло­ве­ка как лич­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Качества че­ло­ве­ка как лич­но­сти про­яв­ля­ют­ся пре­жде всего в осо­бен­но­стях мыш­ле­ния и памяти.

2) Человеку как лич­но­сти пре­жде всего свой­ствен­но при­об­ре­те­ние со­ци­аль­ных качеств.

Loading...Loading...