Католицизм. Религия. Католицизм - чем отличается православие от католицизма? Кто исповедует католицизм

КАТОЛИЦИЗМ

Католическая церковь, католицизм -одно из христианских вероисповедований, наряду с православием и протестантизмом. Католицизм как христианское вероучение и католическая церковь как организация окончательно определились после разделения общехристианской церкви на восточную и западную (1054). Основные положения, отличающие католицизм от православия и католическую церковь от православной - нашли свое выражение в догматах, обрядах, в организации и дисциплинарных правилах духовенства и в канонах.

КАТОЛИЦИЗМ , еретическое направление в христианстве, исказившее православное вероучение. Отпав от истинного христианства (Православия) в 1054, католики заняли в отношении него крайне враждебную позицию.

Ложность учения католицизма выражается в его следующих отличиях от Православия:

Догматическое отличие: во-первых, вопреки постановлениям II Вселенского Собора (Константинопольского, 381) и III Вселенского Собора (Ефесского, 431, Правило 7), католики ввели в 8-й член Символа Веры добавление об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (“филиокве”); во-вторых, в XIX в. к этому присоединился новый католический догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочною (“дэ иммакулата концепционэ”); в-третьих, в 1870 был установлен новый догмат о непогрешимости римского папы в делах церкви и вероучения (“экс катэдра”); в-четвертых, в 1950 был установлен еще один догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии. Эти догматы не признаны Православной Церковью. Таковы важнейшие догматические отличия.

Церковноорганизационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою церкви и заместителем Христа на земле, тогда как Православные признают единого главу Церкви - Иисуса Христа - и считают единственно правильным, чтобы Церковь строилась вселенским и поместными соборами. Православие не признает также светскую власть за епископами и не чтит католические орденские организации (в особенности иезуитов). Это важнейшие отличия.

Обрядовые отличия суть следующие: Православие не признает богослужения на латинском языке и григорианский календарь, согласно которому католики нередко празднуют Пасху вместе с иудеями; оно блюдет литургии, составленные Василием Великим и Иоанном Златоустом, и не признает западных образцов; оно соблюдает завещанное Спасителем причащение под видом хлеба и вина и отвергает введенное католиками для мирян “причащение” одними “освященными облатками”; оно признает иконы, но не допускает скульптурных изображений в храмах; оно возводит исповедь к незримо присутствующему Христу и отрицает исповедальню как орган земной власти в руках священника. Православие создало совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона; у него иное облачение; у него иное знамение креста; иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое “приседание”; оно не знает дребезжащего звонка во время совершительных молитв и многого другого. Таковы важнейшие обрядовые отличия.

Миссионерские отличия суть следующие: Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух инквизиции: истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение (Карл Великий). Оно блюдет при обращении чистоту религиозного созерцания и его свободу от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета и материальной помощи (“благотворительность”); оно не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает “правоверие” благотворителя. Оно, по слову Григория Богослова, ищет “не победить, а приобрести братьев” по вере. Оно не ищет власти на земле любою ценою. Таковы важнейшие миссионерские отличия.

Политические отличия таковы: Православная Церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии. Исконное русскоправославное разрешение вопроса таково: Церковь и государство имеют особые и различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо; государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством; Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение мирянам (вспомним Филиппа Митрополита и Патриарха Тихона). Ее оружие - не меч, не партийная политика и не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и отлучение. Византийские и послепетровские уклонения от этого порядка - были явлениями нездоровыми.

Католицизм, напротив, ищет всегда и во всем и всеми путями - власти (светской, клерикальной, имущественной и личносуггестивной).

Нравственное отличие таково: Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм - к слепопокорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписания (законничество). Православие спрашивает о самом лучшем и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о “предписанном”, “запрещенном”, “позволенном”, “простительном” и “непростительном”. Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания.

разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Западной Европы и Латинской Америке. Догматические особенности католицизма: признание происхождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы как наместнике Христа и др. Культовые и канонические отличия католицизма от православия: безбрачие духовенства (целибат), особо развитый маринизм (культ богородицы) и т.д. Центром католицизма является Ватикан. Официальной философией его провозглашен неотомизм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАТОЛИЦИЗМ

одно из трех (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Окончательно оформился после разделения христианства в 1054 на два направления - западное и восточное. Католическое вероучение основывается на Священном Писании и Священном Предании.

В качестве канонических католицизм признает все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Священное Предание образуют постановления 21 собора, официальные решения Римских пап. Признавая Никео-Константинопольский символ веры, принятый на I и II Вселенских соборах (325 и 381), другие решения первых семи общехристианских Соборов, католическая церковь ввела ряд новых догматов. Так, уже на Толедском церковном соборе (589) в символ веры было внесено добавление об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (лат. Filioque - «и Сына»), которое и послужило формальным предлогом к разделению. Католическое вероучение провозглашает церковь необходимым инструментом спасения, т. к. только она может восстановить утраченную вследствие первородного греха сверхприродную способность людей стремиться к высшей цели - Богу Церковь может возместить эту утрату с помощью т. н. сокровищницы сверхдолжных добрых дел, совершенных Христом, Богоматерью и святыми.

Католическая экклезиология (учение о церкви) рассматривает церковь как божественное установление, сущность которого составляют единство, святость, католичность (всеобщность). Единство церкви покоится на учении Христа о Церкви как едином Теле Господнем, святость ей дает божественное происхождение. Будучи вселенской (католической), церковь распространяет свое влияние на весь мир. Учение апостолов о церкви и факт основания ее апостолом Петром придают ей апостольский характер.

Католическая церковь представляет собой особый социальный институт, построенный по принципу строгой иерархии власти. Основу ее составляют три ступени священства (диакон, священник, епископ); низший уровень организации образуют установленные церковью субдиаконат и др. институты. Наряду с этим внутри церковной иерархии существует подразделение на два ранга: высший, состоящий из тех, кто получает свою власть непосредственно от папы (кардиналы, папские легаты, апостолические викарии), и низший, включающий тех, чья власть исходит от епископа (генеральные викарии, которые представляют епископа в выполнении его юрисдикции, и синодики, т. е. члены церковного трибунала). Главой католической церкви является римский епископ - папа, избираемый пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов; одновременно он является главой города-государства Ватикан. Для всех католических священнослужителей обязательно безбрачие (целибат).

Роль церкви как непременного посредника в деле спасения обосновывается также учением о таинствах, при совершении которых верующему передается божественная благодать. Католицизм, как и православие, признает семь таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование), но в их понимании и совершении существуют различия. Таинство крещения в католичестве производится путем поливания водой головы крещаемого или погружения его в воду, в то время как в православии только погружением. Таинство миропомазания (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а по достижении детьми 7-12-летнего возраста. Помимо общего для христианских течений признания существования ада и рая, в 15- 16 вв. в католичестве сформулирован догмат о чистилище - промежуточном месте пребывания душ умерших до окончательного решения их судьбы. В 1870 I Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости папы в делах веры и морали. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии был принят в 1854, а в 1950- догмат о Ее телесном вознесении. Подобно православию, католицизм сохраняет культ ангелов, святых, икон, реликвий, мощей. Католицизм практикует пышный театрализованный культ, включающий различные виды искусства (росписи, фрески, скульптурные изображения, органную музыку и пр.).

Важные позиции в католицизме занимает монашество, организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская Конгрегация по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни.

Философию католицизма составляет комплекс разнообразных школ и течений, таких, как неотомизм, католический спиритуализм, учения Ф. Суареса и Д. Скота, католический экзистенциализм, персонализм, тейярдизм и др. По своему генезису они представляют два направления: католический спиритуализм, экзистенциализм, персонализм своими корнями восходят к платоновско-августинистской традиции, а т. н. неосхоластические течения - суарезианизм, скотизм и неотомизм - к аристотелево-томистской. Наиболее влиятельным течением в католицизме является томизм - учение Фомы Аквинского, сумевшего на основе «христианизации» аристотелизма создать приспособленную к нуждам средневековой католической церкви универсальную философско-теологическую систему. Его главная особенность - стремление рационально обосновать католическую веру. Энцикликой папы Льва XIII «Aetemi patris» (Отцу вечному, 1879) обновленная философия Фомы Аквинского (неотомизм) была провозглашена вечной и единственно истинной. Отличаясь рядом преимуществ схоластической философии - системностью, синтетичностью, концептуальностью, широким арсеналом категорий и логических аргументов, неотомизм мог довольно конструктивно реагировать на новые явления современной культуры. Однако на II Ватиканском соборе (1962-65) монополия неотомизма в католицизме не была подтверждена, поскольку она препятствует использованию других, более дееспособных и современных философских систем. Сегодня неотомизм выступает преимущественно как «ассимилирующий неотомизм», т. е. активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии, неопозитивизма и др. Громадное воздействие на становление философии католицизма оказало творчество Аврелия Августина (4-5 вв.). Августинизм, игравший в 5-13 вв. ведущую роль, сегодня представлен рядом неоавгустианских школ: философия действия (М. Блондель), философия духа (Л. Лавель, М. Ф. Шакка), католический экзистенциализм (Г. Марсель), активизм, персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель). Эти школы объединяет признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира; убеждение в непосредственно переживаемой связи человека с Богом; акцент на эмоционально-интуитивных средствах познания мира; особое внимание к проблемам отдельной личности. Что касается теологической системы католичества, то она первоначально также формировалась на основе трудов Августина, соединившего традиции патристики с идеями неоплатонизма. Со временем в католической теологии выявились новые тенденции: мистическое обоснование концепции Бога (Бернар Клервоский, Ф. Бонавентура), предельная рационализация процесса богопознания (П. Абеляр), теория «двойственной истины» (Сигер Брабантский и др.). Противодействуя этим тенденциям, Фома Аквинский в качестве дополнения к «сверхразумной теологии» (теологии откровения) разработал естественную теологию.

Своеобразной формой эволюции католицизма стало появление т. н. «новой теологии», которая, с одной стороны, связана с пересмотром традиционной догматики, созданием нового теоретического обоснования вероучения, с другой - с обновлением церковного социального учения. В рамках первой тенденции ряд ведущих теологов (П. Шооненберг, И. Борос, А. Гульсбош) при объяснении происхождения человека принимает за отправную точку не традиционную концепцию моногенизма (все люди ведут свое начало от одной пары людей - Адама и Евы), а теории эволюции и полигенизма. Вторая тенденция нашла свое выражение в появлении т. н. социальных теологии (теологии труда, теологии свободного времени, теологии культуры, теологии освобождения и др.); «социальные» теологии пытаются преодолеть традиционное для католичества противопоставление «земного» и «небесного», а потому осуществляют поиски «сакрального» в различных сферах жизни социума.

Официальное социальное учение католицизма, закрепленное в папских энцикликах, конституциях и в решениях соборов, стало формироваться в конце 19 в., и процесс этот продолжается. Его специфическая особенность проявляется не только в обосновании с позиций философии, социологии и этики, но и в обязательной теологической аргументации, апеллирующей к библейским текстам. В социальной доктрине католицизма отмечаются многочисленные проявления кризиса цивилизации: угроза существованию окружающей среды, разгул истребительных вооруженных конфликтов, терроризма, наркомании, кризис института семьи и т. д. Источник кризиса усматривается прежде всего в отрыве человека от Бога, предопределяющем ложное понимание Его сущности, в восприятии современной цивилизацией ценностей светской, а не христианской культуры. Церковь волнуют земные проблемы.

Подчеркивая сугубо религиозную природу своей миссии, она расширяет свое участие в их решении, о чем свидетельствует создание социальной программы, многочисленных институтов, обществ, комиссий. Современная католическая церковь (свыше 1 млрд верующих) имеет своих приверженцев в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, Литве, странах Латинской Америки. На территории СНГ католики проживают преимущественно в западных областях Украины и Белоруссии. Католические приходы действуют и в России.

1) Католицизм - - одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Германии, латиноамериканских государствах. Окончательно оформился как вероучение и церковная организация после разделения церквей в 1054 г. Имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского, считающегося наместником Иисуса Христа на земле. Власть папы выше власти Вселенских соборов. В отличие от протестантов, католики считают источником вероучения не только священное писание, Библию, но и священное предание, которое в католицизме, а отличие от православия, включает а себя и постановления Вселенских соборов и суждения пап. Особенностью К. является также экзальтированное почитание Богоматери, признание догматов о непорочном зачатии и телесном вознесении, добавление к символу веры - филиокве - догмат о чистилище. К. присуще театрализованный культ, почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. На протяжении столетий богослужение в К. осуществлялось только на латинском языке, лишь II Ватиканский собор 1962- 1965 гг. разрешил службу на национальных языках. Официальной философской доктриной К. является учение Фомы Аквинского, приспособленного к современным условиям. По церковной статистике в мире к началу 90-х гг, XX в. насчитывается до одного миллиарда католиков.

2) Католицизм - (греч. katholikos - всеобщий, вселенский) - одно из основных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в XI в.

3) Католицизм - одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. Окончательно оформился после разделения единой христианской церкви в 1054 г. на католическую и православную.

4) Католицизм - - одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его в 1054 г. на западную (католическую) и восточную (православную) церкви. Церковный раскол единой Христианской церкви отразил как особенности развития общества в Западной и Восточных частях бывшей Римской империи, так и догматические, культовые и организационные разногласия. На Западе происходило усиление феодальной раздробленности, образование национальных государств, ускоренное развитие политических, экономических, социальных процессов феодального общества. Чтобы сохранить свое господствующее влияние в обществе Христианская церковь за Западе проявила гибкость, приспособляемость к новым, быстро меняющимся условиям. Претерпела изменения догматическая, культовая и организационная сторона христианства, которые и привела к церковному расколу 1054 г. Католики отошли от православных по следующим догматам и традициям: внесли догматы о главенстве римского первосвященника (в православии главой Христианской церкви является Иисус Христос, в католичестве - папа римский) и о непогрешимости папы (в делах веры и нравственности), к символу веры об исхождении Святого Духа от Бога - Отца (в православии) внесли и "от Бога- Сына", кроме ада и рая (в православии) признают существование чистилища, признают догмат о непорочном зачатии Девы Марии (т.е. она освобождается от скверны и вины первородного греха ввиду будущих заслуг ее Сына), для католиков характерно экзальтированное почитание Девы Марии; католики считают, что освободиться от загробных мук можно при помощи индульгенции. Источником вероучения католики признают Священное писание (Библию) и Священное предание. Последнее в католичестве включает в себя постановления Вселенских соборов (не только первых семи, как в православии), и суждения пап. Изменения коснулись и обрядовой стороны. Так, таинство крещения производится не только путем погружения в воду (в православии), но и путем обливания; крестное знамение совершается не справа налево (в православии), а слева направо и др. Церковный раскол отразился и на организационном строении католической церкви. Она строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского. Духовенство в католичестве дает обет безбрачия. На протяжении многих столетий богослужение в католичестве совершалось на латинском языке, лишь II Ватиканский собор (1962 - 1965 гг.) разрешил богослужение на национальных языках. Современный католицизм располагает огромной армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, благотворительными и прочими организациями. Для своих целей католицизм широко использует прессу, кино, радио, телевидение, издательства, католические учебные заведения и т.д.

5) Католицизм - еретическое направление в христианстве, исказившее православное вероучение. Отпав от истинного христианства (Православия) в 1054, католики заняли в отношении него крайне враждебную позицию. Ложность учения католицизма выражается в его следующих отличиях от Православия: Догматическое отличие: во-первых, вопреки постановлениям II Вселенского Собора (Константинопольского, 381) и III Вселенского Собора (Ефесского, 431, Правило 7), католики ввели в 8-й член Символа Веры добавление об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына ("филиокве"); во-вторых, в XIX в. к этому присоединился новый католический догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочною ("дэ иммакулата концепционэ"); в-третьих, в 1870 был установлен новый догмат о непогрешимости римского папы в делах церкви и вероучения ("экс катэдра"); в-четвертых, в 1950 был установлен еще один догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии. Эти догматы не признаны Православной Церковью. Таковы важнейшие догматические отличия. Церковноорганизационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою церкви и заместителем Христа на земле, тогда как Православные признают единого главу Церкви - Иисуса Христа - и считают единственно правильным, чтобы Церковь строилась вселенским и поместными соборами. Православие не признает также светскую власть за епископами и не чтит католические орденские организации (в особенности иезуитов). Это важнейшие отличия. Обрядовые отличия суть следующие: Православие не признает богослужения на латинском языке и григорианский календарь, согласно которому католики нередко празднуют Пасху вместе с иудеями; оно блюдет литургии, составленные Василием Великим и Иоанном Златоустом, и не признает западных образцов; оно соблюдает завещанное Спасителем причащение под видом хлеба и вина и отвергает введенное католиками для мирян "причащение" одними "освященными облатками"; оно признает иконы, но не допускает скульптурных изображений в храмах; оно возводит исповедь к незримо присутствующему Христу и отрицает исповедальню как орган земной власти в руках священника. Православие создало совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона; у него иное облачение; у него иное знамение креста; иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое "приседание"; оно не знает дребезжащего звонка во время совершительных молитв и многого другого. Таковы важнейшие обрядовые отличия. Миссионерские отличия суть следующие: Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух инквизиции: истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение (Карл Великий). Оно блюдет при обращении чистоту религиозного созерцания и его свободу от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета и материальной помощи ("благотворительность"); оно не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает "правоверие" благотворителя. Оно, по слову Григория Богослова, ищет "не победить, а приобрести братьев" по вере. Оно не ищет власти на земле любою ценою. Таковы важнейшие миссионерские отличия. Политические отличия таковы: Православная Церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии. Исконное русскоправославное разрешение вопроса таково: Церковь и государство имеют особые и различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо; государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством; Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение мирянам (вспомним Филиппа Митрополита и Патриарха Тихона). Ее оружие - не меч, не партийная политика и не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и отлучение. Византийские и послепетровские уклонения от этого порядка - были явлениями нездоровыми. Католицизм, напротив, ищет всегда и во всем и всеми путями - власти (светской, клерикальной, имущественной и личносуггестивной). Нравственное отличие таково: Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм - к слепопокорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписания (законничество). Православие спрашивает о самом лучшем и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о "предписанном", "запрещенном", "позволенном", "простительном" и "непростительном". Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания. И все это теснейше связано с первоначальным и глубочайшим актовым отличием, которое необходимо продумать до конца, и притом раз навсегда. И.А. Ильин

6) Католицизм - (от греческого katholikos -всеобщий, вселенский), одно из основных наряду с протестантизмом и православием направлений в христианстве. К. оформился как вероучение и церковная организация после разделения христианской церкви на католическую и православную в 1054. Признает основные христианские догматы и обряды. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Особенности К. (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к " символу веры" (в догмат Троицы) положения об исхождении Святого Духа "и от Сына" - т. н. филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марин н ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат (безбрачие духовенства всех ступеней). Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; глава церкви - папа римский, резиденция - Ватикан. Во 2-й половине 9 в. К. проник в славянские земли. На Руси католические миссионеры появились при князе Владимире I Святославиче. В 12-13 вв. существовали католические храмы в Киеве, Новгороде, Пскове и других городах. В 14-17 вв. в Русском государстве католиков практически не было, за исключением иностранцев. Заселенные католиками земли вошли в состав России в 1721-95: Прибалтика, Украина, Белоруссия, Литва и Польша. В 1847 был заключен конкордат с Ватиканом, по условиям которого папа римский признавался главой российских католиков. В 1866 конкордат был расторгнут Россией в одностороннем порядке (контакты католиков России и Царства Польского с римской курией осуществлялись через министра внутренних дел, папские послания и распоряжения не имели силы без разрешения императора). Папская нунциатура существовала в России вплоть до 1917. Дипломатические отношения с Ватиканом восстановлены в 1990. Руководящие структуры Римско-католической церкви России возрождены в 1991.

Католицизм

Одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Германии, латиноамериканских государствах. Окончательно оформился как вероучение и церковная организация после разделения церквей в 1054 г. Имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского, считающегося наместником Иисуса Христа на земле. Власть папы выше власти Вселенских соборов. В отличие от протестантов, католики считают источником вероучения не только священное писание, Библию, но и священное предание, которое в католицизме, а отличие от православия, включает а себя и постановления Вселенских соборов и суждения пап. Особенностью К. является также экзальтированное почитание Богоматери, признание догматов о непорочном зачатии и телесном вознесении, добавление к символу веры - филиокве - догмат о чистилище. К. присуще театрализованный культ, почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. На протяжении столетий богослужение в К. осуществлялось только на латинском языке, лишь II Ватиканский собор 1962- 1965 гг. разрешил службу на национальных языках. Официальной философской доктриной К. является учение Фомы Аквинского, приспособленного к современным условиям. По церковной статистике в мире к началу 90-х гг, XX в. насчитывается до одного миллиарда католиков.

(греч. katholikos - всеобщий, вселенский) - одно из основных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в XI в.

одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. Окончательно оформился после разделения единой христианской церкви в 1054 г. на католическую и православную.

Одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его в 1054 г. на западную (католическую) и восточную (православную) церкви. Церковный раскол единой Христианской церкви отразил как особенности развития общества в Западной и Восточных частях бывшей Римской империи, так и догматические, культовые и организационные разногласия. На Западе происходило усиление феодальной раздробленности, образование национальных государств, ускоренное развитие политических, экономических, социальных процессов феодального общества. Чтобы сохранить свое господствующее влияние в обществе Христианская церковь за Западе проявила гибкость, приспособляемость к новым, быстро меняющимся условиям. Претерпела изменения догматическая, культовая и организационная сторона христианства, которые и привела к церковному расколу 1054 г. Католики отошли от православных по следующим догматам и традициям: внесли догматы о главенстве римского первосвященника (в православии главой Христианской церкви является Иисус Христос, в католичестве - папа римский) и о непогрешимости папы (в делах веры и нравственности), к символу веры об исхождении Святого Духа от Бога - Отца (в православии) внесли и "от Бога- Сына", кроме ада и рая (в православии) признают существование чистилища, признают догмат о непорочном зачатии Девы Марии (т.е. она освобождается от скверны и вины первородного греха ввиду будущих заслуг ее Сына), для католиков характерно экзальтированное почитание Девы Марии; католики считают, что освободиться от загробных мук можно при помощи индульгенции. Источником вероучения католики признают Священное писание (Библию) и Священное предание. Последнее в католичестве включает в себя постановления Вселенских соборов (не только первых семи, как в православии), и суждения пап. Изменения коснулись и обрядовой стороны. Так, таинство крещения производится не только путем погружения в воду (в православии), но и путем обливания; крестное знамение совершается не справа налево (в православии), а слева направо и др. Церковный раскол отразился и на организационном строении католической церкви. Она строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского. Духовенство в католичестве дает обет безбрачия. На протяжении многих столетий богослужение в католичестве совершалось на латинском языке, лишь II Ватиканский собор (1962 - 1965 гг.) разрешил богослужение на национальных языках. Современный католицизм располагает огромной армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, благотворительными и прочими организациями. Для своих целей католицизм широко использует прессу, кино, радио, телевидение, издательства, католические учебные заведения и т.д.

еретическое направление в христианстве, исказившее православное вероучение. Отпав от истинного христианства (Православия) в 1054, католики заняли в отношении него крайне враждебную позицию. Ложность учения католицизма выражается в его следующих отличиях от Православия: Догматическое отличие: во-первых, вопреки постановлениям II Вселенского Собора (Константинопольского, 381) и III Вселенского Собора (Ефесского, 431, Правило 7), католики ввели в 8-й член Символа Веры добавление об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына ("филиокве"); во-вторых, в XIX в. к этому присоединился новый католический догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочною ("дэ иммакулата концепционэ"); в-третьих, в 1870 был установлен новый догмат о непогрешимости римского папы в делах церкви и вероучения ("экс катэдра"); в-четвертых, в 1950 был установлен еще один догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии. Эти догматы не признаны Православной Церковью. Таковы важнейшие догматические отличия. Церковноорганизационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою церкви и заместителем Христа на земле, тогда как Православные признают единого главу Церкви - Иисуса Христа - и считают единственно правильным, чтобы Церковь строилась вселенским и поместными соборами. Православие не признает также светскую власть за епископами и не чтит католические орденские организации (в особенности иезуитов). Это важнейшие отличия. Обрядовые отличия суть следующие: Православие не признает богослужения на латинском языке и григорианский календарь, согласно которому католики нередко празднуют Пасху вместе с иудеями; оно блюдет литургии, составленные Василием Великим и Иоанном Златоустом, и не признает западных образцов; оно соблюдает завещанное Спасителем причащение под видом хлеба и вина и отвергает введенное католиками для мирян "причащение" одними "освященными облатками"; оно признает иконы, но не допускает скульптурных изображений в храмах; оно возводит исповедь к незримо присутствующему Христу и отрицает исповедальню как орган земной власти в руках священника. Православие создало совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона; у него иное облачение; у него иное знамение креста; иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое "приседание"; оно не знает дребезжащего звонка во время совершительных молитв и многого другого. Таковы важнейшие обрядовые отличия. Миссионерские отличия суть следующие: Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух инквизиции: истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение (Карл Великий). Оно блюдет при обращении чистоту религиозного созерцания и его свободу от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета и материальной помощи ("благотворительность"); оно не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает "правоверие" благотворителя. Оно, по слову Григория Богослова, ищет "не победить, а приобрести братьев" по вере. Оно не ищет власти на земле любою ценою. Таковы важнейшие миссионерские отличия. Политические отличия таковы: Православная Церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии. Исконное русскоправославное разрешение вопроса таково: Церковь и государство имеют особые и различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо; государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством; Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение мирянам (вспомним Филиппа Митрополита и Патриарха Тихона). Ее оружие - не меч, не партийная политика и не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и отлучение. Византийские и послепетровские уклонения от этого порядка - были явлениями нездоровыми. Католицизм, напротив, ищет всегда и во всем и всеми путями - власти (светской, клерикальной, имущественной и личносуггестивной). Нравственное отличие таково: Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм - к слепопокорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписания (законничество). Православие спрашивает о самом лучшем и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о "предписанном", "запрещенном", "позволенном", "простительном" и "непростительном". Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания. И все это теснейше связано с первоначальным и глубочайшим актовым отличием, которое необходимо продумать до конца, и притом раз навсегда. И.А. Ильин

(от греческого katholikos -всеобщий, вселенский), одно из основных наряду с протестантизмом и православием направлений в христианстве. К. оформился как вероучение и церковная организация после разделения христианской церкви на католическую и православную в 1054. Признает основные христианские догматы и обряды. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Особенности К. (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к " символу веры" (в догмат Троицы) положения об исхождении Святого Духа "и от Сына" - т. н. филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марин н ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат (безбрачие духовенства всех ступеней). Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; глава церкви - папа римский, резиденция - Ватикан. Во 2-й половине 9 в. К. проник в славянские земли. На Руси католические миссионеры появились при князе Владимире I Святославиче. В 12-13 вв. существовали католические храмы в Киеве, Новгороде, Пскове и других городах. В 14-17 вв. в Русском государстве католиков практически не было, за исключением иностранцев. Заселенные католиками земли вошли в состав России в 1721-95: Прибалтика, Украина, Белоруссия, Литва и Польша. В 1847 был заключен конкордат с Ватиканом, по условиям которого папа римский признавался главой российских католиков. В 1866 конкордат был расторгнут Россией в одностороннем порядке (контакты католиков России и Царства Польского с римской курией осуществлялись через министра внутренних дел, папские послания и распоряжения не имели силы без разрешения императора). Папская нунциатура существовала в России вплоть до 1917. Дипломатические отношения с Ватиканом восстановлены в 1990. Руководящие структуры Римско-католической церкви России возрождены в 1991.

Амбилинейность - (от лат. ambo оба и linea ...

Код нашей кнопки.

Сегодня наряду с православием и протестантизмом католицизм по праву считается одним из наиболее масштабных движений внутри христианской церкви . Возникнув ещё на заре христианской эпохи , спустя две тысячи лет он раскинул свои ветви по всему земному шару , получив известность как за счёт мощной организационной структуры, так и за счёт принципов вероучения .

Колыбель католичества

Сам термин "католицизм" возник ещё в первом веке нашей эры — уже тогда, невзирая на гонения со стороны цезарей, христианство стало постепенно распространяться по Римской империи . В переводе с греческого "katholikos" означает "всеобщий, вселенский" . Будущее подтвердило прозрачную этимологию этого слова — впоследствии католицизм стал "играть первую скрипку" как внутри христианского вероучения , так и на мировой политической арене .

Окончательно данное вероучение оформилось лишь в 1054 году после разделения христианской церкви на православную и католическую. С тех пор католицизм стал активно насаждаться в странах Европы и Америки . Невзирая на то, что впоследствии от него откололось множество самостоятельных религиозных движений (баптизм, лютеранство, англиканство), впоследствии католицизм получил известность как наиболее мощная ветвь христианской религии .

С 60-х годов в рамках католицизма принимается ряд мер по модернизации канонических догматов , а также ватиканской централизованной политики. В настоящее время Ватикан демонстрирует своим примером яркое сочетание светской и церковной власти : руководя всеми католическими организациями мира, город-государство обладает всеми атрибутами "державы в миниатюре" : флагом, гербом, гимном и даже телеграфом и почтой.

Католицизм настоящего времени не имеет ничего общего с инквизицией, охотой на ведьм, и борьбой с "ересями" — всё это осталось далеко в прошлом . Неудивительно, что на сегодняшний день число католиков в мире достигает почти миллиарда человек . Сегодня католики составляют большую часть верующих в странах Восточной Европы, Латинской Америки, и Австралии — и их число продолжает постепенно увеличиваться .

Католический культ

Католицизм обладает централизованным аппаратом управления , характеризующийся единой системой управления: вся власть сосредоточена вокруг главы церкви — ей является преемник апостола Петра Римский папа . Он непогрешим в вопросах веры и является прямым наместником Христа на земле . Вместе с коллегией кардиналов и синодом епископом папа являет собой верховный управляющий орган всей католической церкви.

Католические храмы богато украшены : взор любого верующего привлекают искусно изваянные статуи, красочно расписанные изображения святых … Богослужения, проводимые по латинскому обряду , отличает постановочная театральность: они проходят под органную музыку . В отличие от тех же православных церквей, в католических храмах можно сидеть — прихожане подчас шутят, что это служит достаточным доводом для того, чтобы посетить воскресную мессу.

Вопросы веры

Католики полагают, что Святой Дух исходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына . Помимо этого, их характеризует вера в чистилище — промежутке между раем и адом. Источником веры у католиков является не только Священное Писание , но и Священное Предание . Что касается признаваемых католиками таинств , то их всего семь . Крещение совершается слева направо . Также в рамках католицизма существует учение об индульгенциях , иными словами, о снятии с кающегося грехов после обязательных причащения, исповеди, и молитвы.

Также католиков характеризует горячее почитание девы Марии . Парадоксально, но факт: католические священники обязательно соблюдают целибат . Возможно, этим и обуславливается строгое разделение в данном вероучении мирян (обычных прихожан) и клира (священников) — они причащаются отдельно друг от друга .

Также для данного вероучения характерен разветвлённый культ святых : они удостаиваются особого места в церковной иерархии . Католичество отличается почитанием всевозможных святых реликвий — начиная от гвоздей , которыми, по преданиями, был прибит к кресту Иисус Христос, и заканчивая плащаницей , на которой в своё время отпечатался его лик.

На сегодняшний день католицизм снискал внимание европейской молодёжи главным образом за счёт адаптации к проблемам современности . Католические организации прибегают к помощи интернета и телевидения для пропаганды своего вероучения. Благодаря этому они умудряются собрать многочисленные пожертвования для миссионерской деятельности, помощи безнадёжным больным и детям из малообеспеченных семей . Словом, католическая церковь настоящего времени является продолжательницей славных христианских традиций двухтысячелетней давности.

Наш разговор пойдет о самом распространенном направлении христианства - о Католицизме, в котором мы рассмотрим суть, а также основные идеи, принципы и философию католицизма.

Что такое католицизм?

Слово «Католицизм » образовано греческим и латинским языком и означает «всеобщий », то есть это учение, обращенное ко всем и охватывающее все .

Возможно именно поэтому данное направление духовной мысли и насчитывает в своих рядах примерно 1 миллиард 229 миллионов человек .

История возникновения Католицизма

Возникновение католицизма относят к I веку нашей эры, на территории Римской Империи была создана так называемая структура Католической Церкви или Церкви Христовой, основанная на вере в Иисуса Христа как Всеобщего Бога и Спасителя.

И как мы знаем, сначала была Всеобщая Церковь, но затем произошел исторический раскол и разделение Церкви на Католическую — Западную с центром управления в Риме, и Православную — Восточную в Константинополе .

Почему разделилась православная и католическая церкви и религии?

Разногласия между католиками и православными произошли в 1054 году на почве того, как надо учить и проводить литургии и служения.

Все естественно, как и подобает истинным христианам, закончилось взаимными проклятиями и отлучениями от церкви друг друга. Но все же можно нам всем спать спокойно, поскольку в 1965 году взаимные проклятия и анафемы обоюдно были сняты Римским Папой и Патриархом Афинагором.

Есть ли минусы и проблемы в католицизме?

Но если уж быть совсем точными, то проблем в Католицизме немало, как минимум Великий Пророк Иисус и был распят там же именно Римской Империей и никогда в жизни не говорил о христианстве, ни тем более о православии или католицизме, а говорил Он, что Бога нет в церкви, и во внешних объектах не может быть Бога - Бог есть любовь, именно вселенская любовь, которая создает все вокруг и которую нельзя увидеть, но можно лишь почувствовать .

К тому же Иисус и церкви то никогда не строил, да и не особо одобрял. Но зато миллионы людей погибли в крестовых походах Римской Церкви по всему миру, также известна охота на «ведьм» унесшая не меньше миллионов людей.

Католицизм и наука

Да и ученых католики во все времена не очень то жаловали, например, Джордано Бруно говорил про солнечную систему и его сожгли, но были и сотни если не тысячи других менее известных.

Есть одна интересная история, когда в 1633 году известный физик и астроном Галилео Галилей стал утверждать, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как считала Римская Церковь - его вызвали инквизиторы.

И это было что-то похожее на тайную полицию с изощренными методами пыток, когда все что не укладывалось в рамки церкви было «ересью».

Никто не хочет умирать в этом мире, и вот Галилео стоял перед судьями и ему было предложено отречься от своих взглядов, и в отличие от Джордано Бруно он выбрал жизнь. Но считается, что когда он шел к двери и прежде, чем выйти он прошептал: «И все же она вертится».

Суть Католицизма

Все учение католицизма основано на Священных Писаниях, где утверждается вера в Единого Бога, Святого Духа и Сына. Что также послужило поводом для разделения на католиков и православных, поскольку одни считали, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, а другие - что и от Отца, и от Сына одновременно.

Где Отец - это начало всего или источник, а Святой Дух или Слово исходят только от Отца и уже затем рождается Сын. Такова основная суть и различие католической веры.

В более поздние времена возникает много учений говорящих, что Бога можно познать только через Сына или что Святой Дух познается лишь через его сына и так далее.

Основные идеи Католицизма

Основные идеи Католической Церкви заложены в 7 таинствах или священных действиях, во время которых на верующего человека нисходит благословение Бога.

7 Таинств у католиков

Крещение

Крещение у католиков считается важнейшим этапом в жизни человека - когда его погружают в воду, он становится частью Бога и Церкви. Как Иоанн Креститель крестил Иисуса в реке Иордан.

Брак

Только церковный брак в отличие от гражданского может дать человеку благословение Бога на создание семьи и взаимное согласие, поскольку такая семья - это уже как «малая церковь».

Миропомазание

Миропомазание у католиков это когда священник мажет особым маслом (миром) тело человека - ему передается благодать Бога и Духа Святого.

Евхаристия

Евхристия еще одно католическое таинство, его можно рассматривать как причастие к Богу и существует особый обряд, когда освящается хлеб и вино и затем вкушается. Это считается приобщением к Телу и Крови Иисуса Христа.

Исповедь

Исповедь означает раскаяние в грехах своих священнослужителю, поскольку человеку трудно и тяжело нести их одному, а также сознание человека должно соответственно измениться в лучшую сторону.

Елеосвящение

Данный ритуал иногда называют соборование , это когда тело человека мажут елеем (оливковым маслом), что помогает избавиться как от болезней тела, так и от грехов.

Священство

Священство в католической церкви — это когда происходит посвящение во священнослужители. После посвящения человека в какой-то сан - он может совершать таинства и обряды. Мы можем наблюдать при посещении церкви священнослужителей, одетых в черную одежду.

Принципы Католицизма

Основные принципы католической веры заложены в Катехизисе Католической Церкви , где изложена католическая вера.

И данные принципы основаны на исповедании веры в Единого Бога и Иисуса Христа, а также прохождения таинства крещения и остальных таинств для обретения жизни вечной. В основу веры заложена Молитва Господня, которую как считается дал своим ученикам сам Иисус Христос и которая называется «Отче наш».

Философия Католицизма

Философия католиков основана на вере в Отца и Сына и Святого Духа. Также существует утверждение о Непорочном зачатии Девы Марии. Кроме того, существует обычай молиться за умерших. Так многие из нас знают, что в церкви заказывают специальные литургии за упокой умершего, потому как души, умерших нуждаются в очищении от своих грехов.

А еще Католическая Церковь утверждает единую власть над всей Церковью христиан в виде Римского Папы, который, как считается, является непосредственным преемником Апостола Петра. И конечно учение и философия католицизма основано на заповедях Иисуса Христа.

Заповеди католиков, оставленные Иисусом Христом

Наиболее важными заповедями у католиков считаются «Возлюби Бога всем сердцем своим и душой» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» . О том почему мы уже писали в статье об истинной сути Христианства.

Кроме того, существуют и заповеди «не убивай» — а кто убьет судим будет и, кто гневается напрасно - тоже подлежит суду .

Заповедь «не прелюбодействуй» — также очень строга, ведь даже смотреть с вожделением на другую женщину, уже считается прелюбодеянием в сердце своем .

Иисус Христос также против мести, так если ударили тебя, подставь и другую щеку. А также имеется настоятельный совет не связываться со злыми людьми, пусть они идут своей дорогой.

Вера всегда давала силу и смысл в жизни человека. Говорят, в районе Чернобыльской АЭС существовал храм, где люди постоянно молились и когда делались замеры на радиацию, то она была в норме.

А во время Великой Отечественной Войны, при штурме Кенигсберга, на передовую прибыли священники с иконой и как предают очевидцы, немцы не могли стрелять, так как в небе они увидели Богородицу и сами пленные рассказывали, что их оружие отказало им.

Вера и поиск Бога - наверное заложены в каждом человеке, ведь каждый человек - это частичка Бога, созданная по Его образу и подобию, и разумеется очень тяжело и неразумно будет сказать, что если вы католик, значит вы не на правильном пути, или если православный, то на правильном, или наоборот.

Loading...Loading...