Школа — дело добровольное. Об альтернативном образовании в России. Альтернативные формы школьного образования Альтернативные системы обучения

Модели альтернативного обучения и воспитания (alternative education models) это модели, демонстрирующие как возможности, так и недостатки социально-педагогической адаптации неэгалитарного, интерпретативного, объясняющего, герменевтического, личностно ориентированного подхода к образованию. Перечислим некоторые из них .

Модели альтернативного обучения и воспитания в школах, созданных в соответствии с методом проектов. Данная модель «программированного обучения» и воспитания родом из США (У. Килпатрик), в ее рамках ученикам представлено право свободного выбора занятий, корректировки содержания индивидуальных учебных программ. Учитель оказывает помощь воспитаннику как воспитатель и тьютор-наставник. Наиболее популярна модель воспитания по системе Джона Ховарда (США), так называемая PACE-model, модель программированного автономного продвижения воспитанника по так называемым индивидуальным траекториям развития (с пошаговым продвижением и самоконтролем - от англ. расе - шаг) в интегративных курсах. адаптация альтернативный воспитание дидактический

Модель альтернативного воспитания, соответствующая дидактической модели сюжетно-ролевой игры (Role play educational models). Как особая социокультурная ценность, которую, необходимо воспитать в новом поколении зарубежными педагогами сегодня особенно подчеркивается и ценится team spirit, «командный дух». Отмечается, что сюжетно-ролевые игры способствуют воспитанию этого team spirit, позволяя воспитанникам развивать свои коммуникативные способности. Ярким примером подобной воспитательной практики может служить Международный Корчаковский лагерь, отчасти берущий на себя функции компенсирующего семейного воспитания. Разновидностью воспитательной практики сюжетно-ролевой игры является модель симуляционных (имитационных) игр (например, creative conflict solving - теории и практики творческого разрешения конфликта). Групповая работа (Team work) - эта социокультурная практика дает чаще всего оптимальные результаты по формированию структурированной открытой детской или детско-взрослой общности, что немаловажно для более полноценной и мягкой культурной адаптации детей из различных этнических групп.

К наиболее известным в мире "новым школам" XX века относятся "свободные школьные общины" - это школы-интернаты, организованные в интересах свободного развития, педагогического взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых. Наиболее известна и популярна сегодня среди них модель воспитания Януша Корчака. Истоки этой общей модели воспитания восходят к началу 20 века, со времени фиксации кризиса форм и методов традиционного обучения и воспитания. В русле педагогической инноватики появляются "новые школы", уделявшие повышенное внимание моральному воспитанию, ручному труду, школьному самоуправлению, как бы продолжая идеи, заложенные Робертом Оуэном еще в начале XIX века. Учитель преподавал все учебные дисциплины с первого по последний класс. К процессу обучения привлекались родители. При оценке результатов обучения, учитываются только индивидуальные достижения каждого ученика. К этому же типу альтернативных моделей свободного воспитания относилась антропософская модель воспитания так называемых Вальдорфских школ, всесторонне разработанная Рудольфом Штайнером (Steiner) и его последователями. Воспитательные практики «Новых школ» в Дании под руководством Н.Ф-С. Грундвига и Х-М. Кольда (Friskole), в Англии под руководством С. Редди, в Германии (Г. Литц) и в Бельгии (О. Декроли), в США (Д. Дьюи) переосмысляли самую суть позиции воспитанников в школьной среде, задавали новые смыслы педагогическому взаимодействию и самоуправлению. Сегодня весьма перспективной ветвью «Новых школ» стала модель альтернативного обучения и воспитания Педагогические Мастерские (Workshops - в британской традиции, les Ateliers - ателье - во французской практике «Новой школы» «les ecoles nouvelles»). Под влиянием Ж-П. Пиаже по инициативе группы деятелей национальной системы образования (П. Колен, О.и А. Бассис и др.) с 1960-х годов по настоящее время во Франции активно действует общественное движение «Новые школы» (Les ecoles nouvelles), ставшее международным форумом апробирования новых культурных форм и практик обучения (formation) и воспитания (education) . Примером может служить воспитательная модель педагогических мастерских - workshops, les ateliers. При этом формой реализации этой воспитательной практики является совсем не урок, и не воспитательное мероприятие в привычном смысле, а так называемый 1е demarche, напоминающий воспитательную практику коллективных творческих дел (КТД), реализуемых в форме личностно-значимого «события», «реконструкции» реальности для всех участников педагогического взаимодействия.

Модель альтернативного обучения и воспитания Teach-in: «тич-ин», (буквально: «учись внутри»). Это модель интерпретативного, демократического, не «назидающего» воспитания (interpretative education), воспитывающего обучения, примерно с 1968-69 гг., популярная как в средних школах, так и в практике высших учебных заведений США, Великобритании, Канады, Австралии и др. представляет собой диспут-семинар, своего рода дискуссионную площадку. Это даже некий аналог «воспитательный сбора» КТД 825-й школы Москвы для свободного обсуждения злободневных тем .

Модель обучения и воспитания в рамках дидактического проекта ситуационного анализа (Case studies). Эта модель обучения с весьма сильной воспитательной составляющей основана на идее усовершенствования системы воспитывающего обучения путем применения методики анализа необычных и нестандартных, либо же напротив - типичных и типических ситуаций. Как особая технология обучения и воспитания не только квалифицированного персонала предприятий и организаций, но и студентов и школьников, case studies подразумевает практикоориентированные приемы социализации и воспитания. Например, team work - командной работы, то есть коллективной работы и деятельности, выходящей за рамки непосредственной учебной ситуации, широко опирающиеся на житейский опыт и наблюдательность обучаемых и воспитанников. Начиная с 1924 года, когда case studies был успешно апробирован как учебное средство в Harvard Business School, это стало моделью деловой игры на примерах реальных жизненных ситуаций. Цель данной социокультурной практики - школьники, студенты и специалисты учатся видеть процессы, различные по типологии, однако вполне сводимые по общим основаниям, которые и требуется отыскать . Удобства этого подхода как социокультурной практики в полной мере оценили лингвисты и преподаватели иностранных языков . Кажущаяся «беспредметность» иностранного языка как учебной дисциплины оборачивается максимальной образовательной эффективностью именно в логике case studies целостных тем, выводящих на поток целостного, всестороннего языкового мышления на процесс воспитания "языковой личности".

Модель свободного воспитания в системе Марии Монтессори. Антро- полого-педагогическая основа педагогики итальянского педагога, философа, врача Марии Монтессори. Свободное воспитание является основополагающей идеей данной системы, предусматривающей ее основные принципы: концентрация внимания, сензитивность, развитие тонкой и мелкой моторики воспитанников в начальной школе, формирующие их готовность к дальнейшему развитию.

Модель свободного воспитания в школах, работавших по "дельтаплану" (Великобритания, США) также была ориентирована на идеи свободного развития ребенка. Воспитанники обладают правом выбора занятий по гибкому и вариативному расписанию, учатся работать и жить в микрогруппах (этот вариант воспитания в рамках модели метода проектов называется cooperative learning, кооперативное обучение). Свобода ученика предполагает возможность обучаться в индивидуальном ритме, причем тем предметам, которые он выбрал. Взаимодействие в учебной группе осуществляется на основе интенсивного общения учащихся всех возрастов. В начале каждого месяца обучающийся получает учебное задание и выполняет его по своему усмотрению, имеет право на выбор лабораторий, кабинетов по гибкому вариативному расписанию и самостоятельной в них работы . К минусам дельтаплана можно отнести чрезмерную либерализацию форм педагогического контроля за достижениями обучающихся, односторонность, пробелы и неполноту усваиваемых знаний и формирования социального интеллекта в объеме усложняющихся современных социокультурных требований.

Модель альтернативного обучения и воспитания "Открытые школы" (Open Schools). «Открытые школы» появились в Великобритании в начале 1970-х годов. Эта модель воспитания фактически упраздняла классноурочную форму обучения и вообще отказывалась от программ. В такой школе традиционное расписание вообще отсутствует, занятия выходят из формы урока, превращаясь в некую форму «интегрированного дня» с использования целого ряда моделей (то есть воспитательных практик) «дешколизации школьного сообщества» (так реализуются идеи «учебного полигона»). Например, идеи «открытого обучения» апробированы в виде экспериментов: «город как школа» и «школа без стен» (Великобритания, США) . Модель «Снежные классы» (Франция) - это знакомство детей с природой, бытом и жизнью в горах во время каникул, под руководством учителя. Модель «Морские классы» решает в речных и морских путешествиях те же воспитывающие задачи: в отечественной практике дополнительного образования их аналог - это популярные КЮМы, клубы юных моряков.

Модель альтернативного обучения и воспитания - Экспедиция (учебная, в воспитательных целях) или: Полигон. Это популярная воспитательная практика, модель культурного или экологического туризма, популярного в колледжах США (а теперь и ряда европейских стран, например, Италии или Франции). Эта модель подразумевает участие в специализированных научных экспедициях под руководством научного персонала университетов. Предметом ее деятельности служат обычно экология, археология, палеонтология, ландшафтоведение, этнография, фольклор. В образовательном сообществе США большое воспитательное значение придается ознакомлению с реликвиями национального наследия (National Heritage), памятными местами американской истории .

Таким образом, подводя некоторые итоги обзора альтернативных моделей обучения и воспитания можно отметить следующие социально- педагогические условия их дальнейшей адаптации к теории и практике зарубежного и отечественного образования:

Это модернизация классно-урочной системы с педагогизацией новейших технических средств, форм и возможностей сетевого и дистантного обучения.

Это полноценная социально-педагогическая интеграция систем школьного воспитания и внешкольного (дополнительного) образования.

И, наконец, это перевод масштабных социокультурных целей на язык перспективных педагогических задач (например, требуется объяснить, чем конкретно альтернативные модели обучения и воспитания обучающихся разного возраста смогут содействовать социокультурным процессам интеграции образовательного пространства, делать его непрерывным, совместимым по образовательным эффектам и результатам, вариативно-многоуровневым и адаптивным).

Многие родители приходят к выводу, что современная общеобразовательная школа - это не совсем то, что требуется их ребенку. Что нынешняя система образования далеко не всегда в состоянии вырастить Личность. Но открытым остается вопрос: какие есть варианты? А вариантов несколько, от самых мягких до самых кардинальных.

1. Переход ребенка на экстернат.
2. Переход ребенка в другой тип школы (лицей, колледж, альтернативные школы).
3. Переход ребенка на домашнее обучение без необходимости сдавать экзамены и получать аттестат, или, попросту, жизнь с родителями.

Экстернат - это порядок сдачи экзаменов за курсы полной средней общеобразовательной школы для лиц, в них не обучавшихся (экстернов). То есть ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как он занимался и с кем - никого волновать не должно. Минус: экзамены сдавать все равно придется по той самой школьной программе.

Альтернативная школа и альтернативные методики образования.
К сожалению, на постсоветском пространстве даже само понятие «альтернативная школа» нашим дипломированным педагогам кажется кощунственным, а уж образцы таких школ можно пересчитать по пальцам...

Несмотря на многие позитивные стороны альтернативных школ, нельзя не заметить, что основные принципы их образовательной системы весьма плохо совмещаются с нормативным полем массового образования. Посему до тех пор, пока существует нынешняя Система, альтернативные школы вряд ли смогут выжить в форме учреждения, а лишь в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). Эта деятельность не лицензируется и не подпадает под многочисленные правовые акты, регламентирующие работу образовательных учреждений. Что, в принципе, не может сильно напугать родителей, поскольку и сейчас документов об образовании государственного образца ни одна альтернативная школа не выдает…

Практически все понимают, что обучение в школе не даёт гарантии всестороннего обучения, что диплом (о высшем образовании) не даёт гарантии высокого положения и большой зарплаты, что гораздо важнее научить ребенка находить информацию, когда это нужно, а не содержать ее в голове в больших объемах. И многие готовы ради того, чтобы их ребенок не был подвергнут творческой кастрации, а кроме того, еще и научился самостоятельности, отдать его в альтернативную школу. Но чтобы сделать правильный выбор, следует ознакомиться с вариантами таких школ.

Вот несколько наиболее известных:

Западные варианты:

Система школ Монтессори , являясь лицензированной системой школ, которая относится к ученикам как к «независимых учащимся», тем не менее, по сути является системой детских садов, так как охватывает детей только до шести лет. Поэтому можно говорить о принципах, используемых в Монтессори-педагогике, но нельзя о реально-действующих школах…

Вальдорфская система образования - также школа «американского» типа. Является крупнейшим и наиболее быстро растущим нерелигиозным движением в мире с 800 школами более чем в 30 странах мира. Следует отметить, что как таковых учебников в Вальдорфских школах не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам. Вальдорфские школы в России можно найти лишь в нескольких крупных городах (Москве, Питере и т.д). Есть и минусы - часто в такие школы идут обычные учителя за "длинным рублём", слегка скорректировав свои наработки работы в обычной школе. Результат - подобные отзывы:

- Несомненно, изначально в вальдорфской педагогике заложено немало хороших и благих идей. В центре здесь находится сам ребенок, раскрытие его творческих способностей, развитие заложенных природой талантов. Однако для моей дочери опыт вальдорфской школы оказался неудачным. В вальдорфской педагогике многое, если не все, зависит от учителя. При отсутствии жесткой программы и учебников учитель становится единственным мостиком между ребенком и теми знаниями, навыками, которые школьник должен освоить. И здесь на первый план выходит профессионализм педагога, а самое главное - его любовь и неравнодушие к детям. С горечью говорю, что в нашем случае не оказалось ни первого, ни второго, ни третьего. Через год мы перешли в обычную школу, о чем нисколько не жалеем. Отдавая ребенка в эту школу, ознакомьтесь подробнее с основами антропософии, подумайте, принимаете ли вы это, примет ли это ваш ребенок. А главное - посмотрите в глаза учителю: достаточно ли в них любви... Маргарита Андреевна, мама 8-летней Вики

Школы "свободного" типа . Яркий пример из Великобритании - Самерхилл.

Школа Саммерхилл была основана в 1921 году Александром Ниллом и существует до сих пор. Самыми главными принципами в ней являются свобода детей и их самоуправление.
Вот что писал сам Александр Нил в своей книге "Саммерхилл - воспитание свободой":
"Саммерхилл, вероятно, самая счастливая школа в мире. У нас нет прогульщиков и редко случается, чтобы дети тосковали по дому. У нас почти никогда не бывает драк - ссоры, конечно, неизбежны, но мне редко доводилось видеть кулачные бои вроде тех, в которых я участвовал мальчиком. Также редко я слышу, чтобы дети кричали, потому что у свободных детей, в отличие от подавленных, нет ненависти, которая требует выражения. Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь - любовью. Любовь означает принятие детей, и это существенно для любой школы. Вы не можете быть на стороне детей, если наказываете или браните их. Саммерхилл - это школа, где ребенок знает, что его принимают".

Художественный фильм "Школа "Саммерхилл"/ Summerhill (1,2,3 и 4 серии, Великобритания, 2008 г.)

Аналог школы "свободного" типа в России - школа Щетинина.

Данный тип школ характеризуется принципом интерната - во время учёбы дети живут отдельно от родителей, что может подойти далеко не всем.

Отечественные варианты альтернативных школ:

Школа-Парк Милослава Балобана

В Парке принципиальны три позиции: отказ от обязательных учебных занятий, от одновозрастности в образовании и почти полностью - от оценок. В идеале и не нужен никакой аттестат, никакие оценки.

Школа-парк — образовательная система (полное название — «Образовательный парк открытых студий»), автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан. Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на базе московской «Школы самоопределения», и на базе екатеринбургских школ № 95 и 19. В настоящее время проект «школа-парк» реализуется в Киеве под руководством Ярослава Коваленко.

В парк-школе все виды аттестации (кроме итоговой, которая пока обязательна) заменяются резюме личных достижений учащегося в студиях; эти резюме не несут оценочной нагрузки и не калибруют личные достижения по каким бы то ни было стандартным шкалам. Итоговая аттестация проводится в соответствии с законодательством в традиционных формах. Результаты экспериментально апробации образовательной системы «Школы-парк» в 1993—2007 годах показывают, что выпускники парк-школы успешно проходят стандартные процедуры итоговой аттестации и продолжают свое образование.

Начальная школа по методике Жохова В.И.

Особенности системы Жохова:

Не противоречит федеральным стандартам образования РФ.

Основана на традиционной школьной программе, но адаптирована под потребности ребенка ДВИГАТЬСЯ, РАЗГОВАРИВАТЬ и ИГРАТЬ.

Обучение происходит НЕПРИНУЖДЕННО и благоприятно для здоровья.

Никаких воздействий на подсознание.

Высокий темп работы, что соответствует скорости мышления детей в этом возрасте.

Недопустимы изменения состава классов. Потому что первоклассники по методике Жохова программу 1 класса заканчивают в сентябре, в начале 2 класса заканчивают программу всей начальной школы.

В классах НЕТ ОТСТАЮЩИХ. Даже если какой-то ребенок что-то не понял с первого раза, его поддержат и никогда не повесят клеймо.

В классах ПООЩРЯЕТСЯ помощь и ВЗАИМОВЫРУЧКА. Дети могут обучать друг друга, помогать, проверять. Передавая друг другу знания, дети учатся прекрасному принципу: если смог объяснить другому, значит понял сам.

По системе Жохова, дети изучают обычную школьную программу, просто занятия проходят "по другим правилам".

Нормальный первоклассник - это существо бегущее и орущее. Обязательно надо двигаться и кричать. Это необходимо для полноценного роста.

Жохов В.И.

Видео о методике Жохова В.И.:

Методика обучения начальных классов Владимира Филипповича Базарного:

Система Базарного используется в Республике Коми, в Ставропольском крае, в некоторых школах Москвы, Московской, Ярославской, Тамбовской, Калужской областей, Татарстана, Башкортостана, Хакасии. Программа утверждена министерством здравоохранения РФ в 1989 году.

Длительное сидение за партой и большие зрительные нагрузки сказываются на многих учениках ещё с первого класса в виде ослабления зрения и искривления позвоночника. Со временем формируется школьная близорукость, нарушается осанка и замедляется физическое развитие.

Исследования Базарного показали, что положение тела среднестатистического ученика со склоненной и придавленной к парте грудной клеткой уже на 20-й минуте урока способно вызвать симптомы стенокардии. Фиксация такой позы в течение длительного времени способствует деформации грудной клетки и ослаблению мышц диафрагмы, что чревато паталогическими изменениями в сердце.

Кроме того, В.Ф. Базарный опроверг бытующее мнение, что низко склоненная над тетрадью голова школьника является следствием плохого зрения. Учёный показал, что сначала ученик инстинктивно наклоняет голову во время чтения и письма, у уже после этого со временем наблюдается понижение остроты зрения. То есть, по Базарному, близорукость вторична и она является результатом «синдрома низко склоненной головы».

Одной (но не единственной) из отличительных черт методики Базарного является то, что школьники периодически встают из-за парты и часть урока проводят за конторками - специальными столами с наклонной поверхностью, за которыми ученики работают стоя. Такой режим работы показал высокую эффективность в плане профилактики близорукости и нарушений осанки. И это не единственные преимущества использования методики Базарного.

Стоящие школьники чувствуют себя более свободно, их плечи расслаблены, не происходит сдавливание диафрагмы крышкой парты, что не нарушает нормальную работу систем дыхания и кровообращения, позволяя улучшить снабжение всех органов, в том числе головного мозга.

В психо-эмоциональном плане работа стоя за конторками позволяет школьникам в трудные моменты урока не чувствовать себя одинокими, способствует воспитанию чувства взаимопомощи. Ученики на уроках более активны, независимы, более уверены в своих силах, проявляют больший интерес к учёбе.

Больше материалов по системе Базарного: читайте подробную статью Как калечит школа

Видео о методике Базарного: Спасём детей - спасём Россию

Домашнее обучение

Но некоторые родители идут еще дальше и, становясь в глазах образовательной Системы еретиками, совсем забирают своих детей из школы, то есть переводят их на домашнее обучение. Что же движет такими редкими сумасшедшими, не побоявшимися взять ответственность за жизнь своих детей полностью на себя, не испугавшихся бумажно-чиновничьих препятствий и яростного переубеждения окружающих, не говоря уж о родственниках? И правда, ведь как же без школы можно вообще жить в нашем мире, овладеть знаниями, научиться общаться с людьми, устроиться на хорошую престижную работу, сделать карьеру, зарабатывать приличные деньги, обеспечить свою старость... и прочее, и прочее?

Время идет вперед, меняются технологии, темпы жизни, условия жизни и очень радует, что в таком важном вопросе, как образование, тоже есть изменения. Писатели, жившие до советской революции, в своих произведениях часто упоминают о таком способе поучения знаний, как домашнее обучение. Для детей заказывали учителя (часто иностранца), который учили чадо танцам, французскому языку, письму, счету, этикету.

Содержание

В советское время заниматься образованием детей в каждой отдельной ячейке общества просто не было времени, да еще на школу и садик была возложена и фундаментальная функция советского общества – внедрение советской идеологии с пеленок. В наше время, когда развитые технологии позволяют больше времени уделять детям, а потребности в жесткой идеологии нет, Правительство активно создает юридическую базу для эффективного развития индивидуальных способностей детей.

Для этого разработан Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ", вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, который предусматривает, что

Статья 17.

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Статья 34 ч.3.

3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Семейное образование.

Семейное образование (часто люди называют его домашнее обучение) предполагает, что ребенок занимается дома с родителями, с репетиторами / учителями, в центрах домашнего обучения, а в школу приходит только для прохождения аттестации, т.е. чтобы сдать зачеты, тесты, на основании которых его переведут в следующий класс или не переведут. Ваш ребенок без вопросов допускается к сдаче Государственной итоговой аттестации за 9 и 11 классы.

Читайте также:

Это очень хорошая форма обучения для тех детей, которые значительно отстают от одноклассников, не успевают осваивать программу, или для тех, кто, наоборот, справляется быстрее и ему становится скучно и неинтересно в школе. Также, эту форму выбирают семьи, которые часто переезжают или вынуждены часто пропускать занятия из-за плотного графика на занятиях по интересам (например, в спортивной школе).

Перевести ребенка на семейное образование вы можете в любом классе и в любой день учебного года. Получать семейное образование могут дети в любом классе – и в первом, и в шестом, и в десятом и т.п.

Впервые, в современности о семейном образовании и низком качестве школьного образования заговорили австрийский философ Иван Иллич в своей книге « Освобождение от школ» и американец Джон Гатто в книге «Фабрика марионеток. Исповедь учителя» . В США выросло уже несколько поколений людей, обучаясь по форме семейного образования. В России эта форма получения образования только зарождается, но уже есть положительный опыт, в т.ч. и в Крыму.

Главные аргументы противников семейного образования:

  • Вы сможете сами дать ребенку образование?
  • А аттестат своему ребенку вы будете давать?
  • А как ребенок будет социализироваться?

Давайте поразмышляем над этими вопросами.

1. Очень жесткий, но правильный контраргумент – а школа сможет дать моему ребенку образование ? Все мы учились в школе, но сколько из нас выросло образованных, действительно образованных – с хорошими оценками, с возможностью поступить и успешно закончить ВУЗ, иметь способность постоянно самообучаться, самосовершенствоваться, поднимать свой интеллектуальный уровень? Правильно, единицы.

К сожалению, учитель на уроке физически не может работать на всех, какой бы классный он ни был, он ориентируется на учеников определенного уровня. Обычно, на более слабых. В результате, весь класс вынужден опускать свой уровень до более слабых. Если же учитель ориентируется на более сильных учеников, то те, кто не успевает отстают все сильнее, сильнее. И если в какой-то момент он не догонит остальных, не разберется в том, что ему не понятно, то двойки и неаттестация ему обеспечены.

Кроме того, не редко вызывают нарекания образовательная подготовка самих учителей или совершенно не понятное его отношения к образовательному процессу и ученикам.

При семейном обучении главная цель - научить ребенка самостоятельно получать знания, при помощи учебников, пособий, родителей, друзей, интернета. Ребенок учится ставить цель и достигать ее, учится работать с материалом, внимательно читать, вычленяя главное, учится распоряжаться собственным временем, быть упорным, усердным, жадным до знаний. Вот школа этого точно дать не может ! Ведь там все разжевывают, пережевывают - задача ученика только взять и проглотить.

2. Аттестат выдаст школа . Для этого вашему ребенку достаточно хорошо подготовится и сдать аттестационные испытания. Для этого не обязательно ходить в школу на уроки.

3. Опять же железный контраргумент – а все ли те, кто ходит в школу социализированы ? Почему среди наших ровесников, которые ходили исправно в садик и школу, всегда были белые вороны, асоциальные типы или суицидальные личности?

Социализация ребенка в детском садике или школе – высосанная из пальца социалистическими теоретиками часть идеологии. Ребенок вполне может социализироваться, когда ходит на детскую площадку, на кружки, в секцию, внутри своей семьи при грамотном воспитании.

Несколько интересных ссылок:

канал на ютьюбе одной российской семьи с 4 детками, которые выбрали семейное образование для своих деток и активно делятся своим опытом: https://www.youtube.com/channel/UCeIsG46pdrkSqImpafIFr8A .

Проект Чапковских о Семейном образовании http://www.familyeducation.ru . Здесь есть много историй о том, как именно родители боролись и добивались перехода на семейное образование.

Платная дистанционная школа Битнера, популярная среди москвичей http://www.extern-office.net .

На английском семейное образование называется homeschool или home education, поэтому, если вы владеете английскими, то можете много найти в google полезного. Например, довольно крупный проект https://www.homeschool.com/

Самообразование.

Форма получения образования чем-то схожая с семейным образованием, но здесь образованием ребенка занимается он сам – сам решает нужна ли ему помощь в обучении в виде репетитора или родителя, сам читает книги и ищет информацию по своим предметам. Такое право возникает у ученика, окончившего 9 классов. Ученик имеет право участвовать в ЕГЭ без ограничений.

Аттестация экстерном.

Ученик имеет право сдать промежуточную аттестацию сразу за несколько лет школы и перейти не на один, а на два, три и более классов. При этом сам процесс обучения проходит в специальной школе, по индивидуальной программе в обычной школе или дома. В общем, как ребенок получит свои знания – дело его, а вот аттестацию он будет проходить в школе.

Таким образом, ребенок может пойти сразу во второй класс, минуя первый . Но позаботиться об этом лучше заранее – необходимо пройти программу первого класса, подать соответствующее заявление в школу и пройти тестирование, желательно, задолго до сентября. Поэтому позаботьтесь о разрешении всех этих вопросов с администрацией школы еще весной.

Заочное и очно-заочное образование в школе.

Раньше возможность очно-заочного образования реализовывалась в вечерних школах. Теперь же каждая школа обязана обеспечить ребенку возможность учиться в школе с частичным посещением занятий. Т.е. ребенок ходит в школу только на определенные предметы, в определенные дни. При этом числится в составе своего класса (в отличие от самообразования и семейного образования).

Надомное обучение (Индивидуальное обучение на дому) .

Домашнее обучение организуется для деток с проблемами со здоровьем. При этом ребенок числится в классе, к нему домой приходят учителя предметники, проводят обучение и текущий контроль знаний. У таких деток меньше учебных часов, а обучение проводится бесплатно.

Правовой аспект.

  1. Для того, чтобы перевести своего ребенка на одну из вышеперечисленных форм образования, необходимо написать заявление директору школы примерно такого содержания: "Прошу перевести моего ребёнка на заочную форму обучения с такого-то числа в связи с тем, что наша семья выбрала для ребёнка заочную форму образования. Ответ прошу прислать по указанному выше адресу."

Отказать вам не имеют права . Чтобы ваше заявление случайно не потерялось у секретаря, напишите его в двух экземплярах и попросите зарегистрировать, а на ваш экземпляр поставить отметку о регистрации и входящий номер.

Если ваше заявление не принимают или говорят , что невозможно организовать вашему ребенку такую форму обучения, то можно написать запрос в Минобрнауки. Это можно сделать почтой или через их сайт для обращений – в Крыму это интернет приемная https://uslugi.rk.gov.ru . В течение месяца к вам поступит письменный ответ. Но из школы с вами свяжутся раньше, т.к. им разъяснят ваши права. Письменный запрос - самый легкий и быстрый способ к сердцу чиновников.

Как вариант, можно и в Прокуратуру обратиться. Если администрация школы отказывается принять ваше заявление и отказывается письменно объяснить почему, то можно взять двух свидетелей и проделать это снова в их присутствии. Тогда в заявлении в Прокуратуру указываете, что у вас есть свидетели такие-то.

Если Вам письменно отказывают, пишите в прокуратуру. Например, иногда администрация может свой отказ обосновать тем, что в Уставе школы не прописаны такие формы обучения, тогда укажите это в своем заявлении:

"Прошу возбудить дело об административном правонарушении по ст. 5.57 КОАП РФ в отношении директора школы связи с тем, что мне отказано в переводе моего ребёнка на заочную форму обучения, предусмотренную ФЗ "Об образовании в РФ". Таким образом было нарушено право моего ребёнка на доступное образование и моё право родителя, на выбор формы образования. Ссылка директора школы на то, что в уставе школы не предусмотрена заочная форма образования говорит лишь о том, что устав школы нарушает ФЗ "Об образовании в РФ" и должен быть приведён в соответствие с федеральным законом."

2. После того, как соглашение со школой достигнуто, вам предстоит заключить со школой договор оказания их услуг. Вы имеете право оспаривать условия договора, дополнять их – главное, чтобы при этом не нарушалось законодательство.

3. Независимо от формы получения образования вы имеете право на получение бесплатных учебников, на те же социальные льготы и материальную помощь, что и при очной форме образования. Главное, не забудьте прописать это в Договоре.

4. В некоторых регионах, например, в Москве, Омске людям удалось добиться того, чтобы им выплачивали компенсацию. Ведь деньги из бюджета выделяются на образование всех детей, в т.ч. и на тех, кто находится на семейном образовании или на самообразовании. Но если фактически ваш ребенок не получает этих финансируемых услуг, то родители вполне могут претендовать на получение этих денег.

Сейчас далеко не только образование «вынужденное» – когда, например, ребенок не может обучаться в обычной школе из-за проблем со здоровьем и др. В наше время значение понятия «альтернативное образование» расширилось: представьте себе другую – кардинально измененную – систему образования, которая почти ничего общего с зазубриванием и «обязаловкой» не имеет. Сложно представить? Все невозможное возможно.

Альтернативная школа – это в первую очередь изменение отношения к ученику: центром такого образования становится ученик, а не безличная система образования в целом. И вот мы сталкиваемся с первым специфическим аспектом альтернативного образования: ученик должен быть настолько развит интеллектуально, духовно, социально, в нем должно быть обострено чувство взаимоуважения, ответственности, чтобы самостоятельно координировать свое обучение – словом, учиться как взрослый, а не как ребенок: с полной ответственностью и осознанием целесообразности происходящего. Иными словами, для альтернативной системы должна быть альтернативная почва.

Рассмотрим некоторые наиболее известные виды альтернативного обучения.

Экстернат – самая распространенная версия альтернативного обучения. Экстернат – это сдача экзаменов в учебном заведении (например, в школе), в которой испытуемый не обучался. Иными словами, ученик пришел в школу только с той целью, чтобы сдать экзамены и получить аттестат. Процесс подготовки к экзаменам остается на совести ученика, и никого не должно возмущать наличие такой ситуации. Каждая российская общеобразовательная школа, имеющая государственную аккредитацию, обязана предоставить «абитуриенту» возможность показать свои знания в условиях экстернатуры.

Система школ Монтессори доминирующим принципом видит отношение к ученикам как к независимым учащимся – самостоятельным личностям. Принцип, реализуемый в школах Монтессори, хорош, но в названных школах он применяется лишь в отношении детей до 6 лет. В старшей школе – при реализации данного принципа – следует помнить об особенностях взросления и переходного возраста школьников, хотя принципы Монтессори нужно взять на вооружение.

Школы «американского» типа, или Вальдорфская система образования , – это наиболее частое явление в современном образовании (более 800 школ по всему миру). В школе развита система тьюторства – классный руководитель опекает своих учеников в течение 8 лет – до окончания школы. В американских школах есть и некоторые специфические черты: например, детей читать учат только во втором классе, хотя с буквами знакомят ранее. Для российской системы начального образования, которая требует, чтобы ученик пришел в первый класс уже подготовленным, это не совсем понятно. Еще одной особенностью Вальдорфской системы является отказ от учебников : младшие школьники пользуются только рабочей тетрадью, а старшеклассники пользуются учебниками в качестве дополнительного источника информации. Несколько Вальдорфских школ есть в Москве и Санкт-Петербурге.

Школа академика Щетинина – это община, которая располагается в лесном массиве. Школа построена по принципу маленького государства , в котором нет делений на «касты»-классы , т.е. здесь не выделяются группы учеников по возрастному принципу. В такой школе много и иных новшеств: здесь не пользуются учебниками и не задают уроков . Работа школы базируется на «5» китах: нравственно-духовном развитии, устремленности к познанию, труде, формировании чувства прекрасного, мощной физической подготовке. Все, чем пользуются ученики, построено их же руками: так проявляется их любовь к труду (учебные корпуса, бытовые помещения и др.).

Открытием и шоком для российского образования во многом стала школа-парк Милослава Балобанова (Екатеринбург). Школа практикует отказ от обязательных занятий, классов, оценок. Учитель в Школе-парке позиционируется как руководитель студии , а ученики – как его подмастерья . В качестве «портфолио» выпускника при приеме в высшее учебное заведение или на работу представители Школы рекомендуют использовать все отзывы учителя о работе его подопечного.

Еще одна разновидность альтернативного образования – наверное, наиболее нам понятная – это домашнее обучение . С одной стороны, такое образование – при желании, старании и нацеленности на результат – позволяет ученику получить блестящее образование – посредством регулярной и последовательной работы с сильнейшими педагогами. С другой стороны, при домашнем образовании ребенок «недополучает» общения, что может привести к определенным проблемам с социализацией и взаимодействием с другими – особенно незнакомыми – людьми.

Альтернативное образование – разумеется, не в крайних его проявлениях – определенно свидетельствует о развитии сферы обучения, о внедрении инноваций в образовании, о разнообразии, которое позволяет личности стать многогранной и всесторонней. С другой же стороны, альтернативные школы не выдают своим выпускникам никаких документов государственного образца. Поэтому, пока законодательный аспект вопроса еще не решен, следует подумать: а стоит ли?

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Многие современные родители недовольны существующей системой образования. Основные причины: низкое качество и развитие комплексов у детей. Поэтому определенную популярность снискало альтернативное образование. Но и оно несет как неоспоримые преимущества, так и таит недостатки. В этой статье мы постараемся объективно оценить это явление.

Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы ваш ребенок посещал только любимые уроки? Имел возможность проявить свои и получал свободу действий? Многие альтернативные школы утверждают, что все это возможно.

Альтернативная школа - это образовательное учреждение с нетрадиционными учебным планом и методами. Правовая основа для такого образования зависит от государства и определяет любое обязательство соблюдать стандартные тесты и оценки. Такие школы предлагают широкий спектр стратегий обучения; некоторые из них имеют сильную религиозную, научную или философскую ориентацию, в то время как другие не зависят от какой бы то ни было идеологии и образовываются разочарованными учителями и преподавателями.

Альтернативное образование охватывает педагогические подходы, отличающиеся от традиционной . Такая среда обучения может быть создана в государственных, уставных и независимых школах, а также на дому. Многие альтернативы в области образования характеризуются небольшими размерами классов, тесными отношениями между учениками и преподавателями, а также чувством общности.

Некоторые альтернативные школы имеют свою миссию и убеждения, которых стремятся придерживаться. Вот нечто общее, что можно выделить:

  • Все учащиеся могут учиться и преуспевать при помощи самых разных методов.
  • Успехи в обучении приходят в том случае, если от ученика ждут больших достижений.
  • Важно развивать уверенность и компетенции в каждом учащемся.
  • Учиться можно в любой среде - необязательно в классе.
  • Альтернативная учебная среда развивает независимость, мастерство и .
  • Обучение - это активное сотрудничество между учениками, родителями, обществом и школой.
  • Если ученик умеет делиться своими знаниями с другими, он на правильном пути.
  • Учеба - пожизненный процесс, он не прекращается ни на секунду.

Миссия таких школ может иметь следующую форму: «Оснастить всех наших учеников основными знаниями и навыками, которые подготовят в академическом, социальном и эмоциональном отношении, что поможет преуспеть в глобальном сообществе».

Существует несколько различных типов альтернативных школ, в том числе:

  • Местные альтернативы государственным школам. Например, чартерные и магнитные школы (о них немного ниже).
  • Школы для учеников со специальными потребностями.
  • Независимые частные школы.
  • Школы с эмоциональным уклоном.

Чартерная школа - это школа, которая получает государственное финансирование, но действует независимо от государственной школьной системы, в которой находится. В некоторых случаях является частной собственностью. Такие учреждения являются примером приватизации государственных активов.

Магнитные школы - это государственные школы со специальными курсами или учебными планами. Слово «магнит» здесь означает, что они привлекают учащихся из других регионов (то есть не по месту жительства).

Большинство магнитных школ сосредоточены на определенной дисциплине или области обучения, в то время как другие имеют более общую направленность. Их программы могут фокусироваться на академическом (математика, естественные науки и техника, гуманитарные и социальные науки, исполнительные искусства) или же на техническом, профессиональном, сельскохозяйственном образовании.

Беспокойства родителей

Выбор альтернативной школы часто бывает трудным. Родители, которые считают, что стандартные школы неадекватно работают с образовательными потребностям ребенка, должны рассмотреть разные варианты. Вот основные причины этому:

  • ребенок необычайно одарен;
  • имеет особый талант или интерес, например, к музыке или науке, которые нельзя полноценно развить в стандартной школе;
  • ему не уделяется достаточно внимания в обычной школе;
  • он не может учиться по состоянию здоровья;
  • поведение ребенка становится саморазрушительным;
  • он имеет эмоциональные и психические проблемы.

Исследования показывают, что большинство проблемных учащихся, окончивших программы в альтернативных школах, улучшили свои отношения в семье, хотят продолжить обучение или ищут работу.

Недостатки альтернативных школ

Однако не стоит думать, что посещение альтернативной школы несет одни преимущества. Есть и недостатки, вот основные:

  • дорогостоящее обучение;
  • занятия могут быть менее интенсивными, чем в стандартных школах;
  • есть мнение, что занятия не столь строги, а выпускники не конкурентоспособны при поступлении в вузы. Тем не менее, некоторые школы фокусируются на том, чтобы выпускник смог без проблем продолжить обучение по окончании.
  • не всегда понятна квалификация преподавателей в альтернативных школах;
  • школы, которым менее 5 лет, могут быть, скорее, экспериментальными, чем эффективными. Это сейчас модно, а значит, появляется много желающих нажиться на этом.
  • не каждая школа является аккредитованной в соответствующих государственных органах.

Преимущества альтернативного образования

Мы уже говорили о том, что преимущества и недостатки довольно условны, потому что подобные школы слишком отличаются друг от друга.

И все же можно выделить общие тенденции, которые с каждым годом прослеживаются все четче:

  • Меньшие размеры классов . Это позволяет учителям больше внимания уделить каждому ученику.
  • Более гибкие графики и требования . Дети и подростки могут выбирать предметы, а также время посещения.
  • Основатели школы действительно заинтересованы в учениках . По двум причинам. Первая: они получают большую зарплату. Вторая: многие основатели действительно горят идеей обучать детей, видят в этом свою миссию.
  • Широкое разнообразие методов обучения . В таких школах идет упор на творчество и взаимодействие, а преподаватели меняют стратегии, чтобы увидеть, что работает, а что нет.
  • Нетрадиционные методы оценивания . Некоторые школы вместо обычных оценок ставят письменные оценки, то есть обращаются к ученику или родителям. Это помогает выяснить, в чем заключается проблема, а в каких областях есть успехи.
  • Обращение к социальным, умственным и эмоциональным потребностям ученика . Такие школы стремятся не только дать академические знания, но и воспитать личность с высоким .
  • Учащиеся редко прогуливают . И это правда: дети сами хотят приобретать знания, потому что им доверяют и предоставляют свободу.

Также стоит сказать, что альтернативные школы специализируются на использовании разнообразных и творческих способов обучения материалу, а их методы часто более адаптированы к предпочтениям каждого учащегося.

Альтернативные школы в России

В России существует несколько типов альтернативных школ, наиболее популярные: авторские, школы Монтессори, школы-парки, вальдорфские школы.

В авторских школах учатся по самостоятельно разработанным методикам - они все частные и достаточно дорогие. В школах-парках нет звонков, расписания и отметок. Вальдорфские школы и школы по методике Монтессори достаточно известны и так.

Также есть так называемое семейное образование, когда родители в силу убеждений или обстоятельств выбирают эту форму обучения. Семейное образование предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс).

Loading...Loading...