Жизнь древних людей для детей. Древние люди: их жизнь, быт и орудия. Виды древних людей

1.1. Предпосылки возникновения и развития путешествий

Необходимость в перемещениях 1 и путешествиях 2 возникла у наших предков еще в глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, так как «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо.

Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

1. Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.
2. Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.
3. Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности. Он, в свою очередь, мог носить характер:

Переселения ЭСО - перемещения его на новую территорию;
- расселения ЭСО - перемещения одной или нескольких частей первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с ЭСО;
- сегментации ЭСО - по форме представляющей то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСО мигрантов. Сегментацию ЭСО можно характеризовать и как этническую парципацию. Иногда в результате этномиграционной сепарации мог разрушиться (распасться) и сам ЭСО .

Первобытный коллектив, проживая на четко определенной территории, редко нарушал ее границы - это могло повлечь за собой столкновения с другими племенами, на чью территорию он вторгался. Территория обитания ЭСО не могла быть маленькой по размерам, так как она являлась «кормящим ландшафтом» для людей - уровня «присваивающего хозяйства».

Во внутриэтнической миграции принимали участие в той или иной степени все члены коллектива. Это были и сезонные миграции охотников, а впоследствии, когда появляется рыболовство - передвижения рыбаков за нерестящейся рыбой в реках или ее косяками в морях. В полной мере внутриэтническая миграция относится и к собирательству. В поисках съедобных растений, червей, насекомых, разнообразных личинок и т.п. люди должны были чуть ли ни ежедневно проходить многие километры по «своей» территории.

Этноэмиграция могла происходить по нескольким причинам. Группа охотников, рыболовов или собирателей могла удалиться на достаточно большое расстояние от своей территории обитания и по объективным причинам не смогла воссоединиться со своим коллективом. К объективным причинам можно отнести следующие факторы:

Климатические - разливы рек, извержения вулканов, сходы лавин, камнепады и др.;
- биологические - преследования группы людей хищниками или опасными для них крупными животными: мамонтами, шерстистыми носорогами и т.п.;
- социальные - погоня охотников первобытного коллектива за группой, вторгшейся на их территорию.

Вряд ли могли существовать сильные субъективные причины, заставившие первобытных людей покинуть свой коллектив. Жизнь не то что в одиночку, но и небольшой группой была просто невозможна во времена палеолита 3 и мезолита 4 . Недаром одним из наиболее страшных видов наказания было изгнание из племени. Это было осуждение на верную смерть или от хищников, или от голода.

Миграция первобытных людей представляла собой распространенное явление. Переселения были необходимы. Климатические изменения носили, как правило, весьма продолжительный характер: наступление ледников или межледниковые периоды исчислялись десятками и сотнями тысяч лет. Они несли постепенное изменение флоры и фауны. Но могли быть и скоротечные катаклизмы, например землетрясения, которые вынуждали людей покинуть данную территорию. Но на миграции влияли не в последнюю очередь антропогенные факторы.

Охотники чаще всего убивали молодняк и самок - на них было проще охотиться, и их мясо было вкуснее. Это приводило к подрыву популяции. Часто охотники во время загонной охоты истребляли животных больше, чем необходимо для их жизни. Это можно проследить на примере археологических раскопок в Со-лютре (Франция). Здесь, на площади, превышающей гектар, была обнаружена костная залежь толщиной более 5 м. Первобытные охотники уничтожили около 100 тыс. диких лошадей. Очевидно, что не все съедалось. Многие скелеты были в «анатомическом порядке». Это были скелеты животных, чьи стада полностью погибали, упав с обрыва. Аналогичная картина наблюдалась и в деревне Амвросиевка Донецкой области, где было уничтожено не менее 1000 зубров, что составляет половину всей популяции этих животных на сегодняшний день. В Старом Свете исчезли мамонты, мастодонты, шерстистые носороги, пещерные медведи и пантеры, гигантские олени, а в Новом Свете - хоботные, верблюды, лошади и др. В целом первопоселенцы в Америке истребили более 30 видов крупных животных. Разумеется, в исчезновении этих животных определенную роль сыграли изменения климата, повлекшие и изменения в их кормовой базе. Но антропогенный фактор, несомненно, был очень велик.

В эпоху верхнего палеолита произошло сокращение на 75% животных, чья масса была от 100 до 1000 кг, на 41% - тех, кто весил от 5 до 100 кг, и всего на 2% тех, чей вес был менее 5 кг . Это привело к кризису специализированной охоты, заставив людей не только «изобрести» новые виды оружия: бумеранг, лук со стрелами, копьеметалку, но и начать интенсивные поиски новых мест охоты, т.е. передвигаться , осваивая новые территории.

Собиратели часто устраивали палы: поджигали траву, чтобы дать возможность как можно быстрее появиться новым, более сочным растениям. В ряде районов не происходило восстановления прежнего растительного покрова, соответственно исчезали и животные. Людям приходилось искать новые территории. Особенно пагубно это отразилось на лесотундре в северных районах, чья зональная граница была отодвинута на юг.

Миграции как расселение также характерны для всего периода праистории человечества. Уже в эпоху палеолита на Земле проживало около 2 - 3 млн. человек. Но этот вид переселения переживал бум в эпоху неолита 5 , когда вследствие неолитической революции население увеличилось как минимум в 10 раз. Неолитическая революция осуществила переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появилось земледелие и скотоводство.

В эпоху первого общественного разделения труда на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов начинается дифференциация миграционных процессов в зависимости от вида деятельности. Демографический взрыв придал новую динамику рассматриваемым процессам. С началом неолитической революции происходит изменение обычных маршрутов, меняется их значение. Отныне надо отыскивать более удобные и тучные пастбища для скота, подбирать места для посева злаков, дающих максимальную урожайность. Вид деятельности кочевников-скотоводов прямо предполагал постоянные передвижения.

Расселение протекало чаще всего в форме интрузии. Это было характерно для земледельческих народов. Земледельческие племена вели, разумеется, оседлый образ жизни. Своеобразными «якорями» оседлости являлись засеянные поля, загоны для скота и каменные, очень тяжелые зернотерки.

Переселившись на новые пространства, земледельцы буквально «вгрызались» в него. Окультуренные участки прочно удерживались мигрантами, и на новые земли уходила лишь часть потомков. Развитие земледелия позволило начать создание антропогенного ареала культурных растений, возникла техника ирригации. Появление колесного транспорта позволило совершить прорыв за пределы густонаселенных территорий. В период энеолита расселение происходило в форме массовой стихийной земледельческой колонизации.

Для скотоводческих племен переселение часто носило характер инвазии, что действительно нередко было похоже на нашествие или нападение. Скотоводческим племенам, в отличие от их предков - охотников, часто приходилось отгонять свои стада во время кочевок через вражеские или засушливые территории.

В период присваивающего хозяйства миграции выступали в значительной мере как средство сохранения ЭСО. Многое меняется при переходе к производящему хозяйству. Культурные растения и одомашненные животные быстро распространялись по ойкумене, зачастую удаляясь от центров происхождения своих видов на десятки тысяч километров.

Знакомство с новыми территориями было важно охотникам, которые должны были выслеживать животных. Очевидно, что охотникам приходилось значительно удаляться от своих стоянок. Для того чтобы другие члены племени могли им помогать переносить или разделывать добычу, стали создаваться первые карты. «Картография» существовала повсеместно. Разумеется, карты не были совершенными. На земле при помощи камней, ракушечника, обломков дерева и кости, иногда даже и птичьих перьев делались эти первые карты. На них были обозначены безопасные пути, удобные проходы, броды, водопои, пастбища, норы и лежки зверей. Некоторые племена меланезийцев и полинезийцев использовали подобные «наглядные пособия» еще и в XX в. Но на таких, казалось бы, примитивных картах меланезийцы с древности умудрялись показывать даже направления ветров, течений, рифы и подводные коралловые острова в океане, что европейцы стали делать только в средневековье. Эти карты даже по сегодняшним представлениям впечатляют, ибо они охватывали территории свыше тысячи квадратных километров.

К древнейшим известным картам можно отнести те карты, которые выполнены на костях животных около 11-14 тыс. лет назад. Эти находки далеко не единичны: Якутия, юг Европы, Восточная Африка, Меланезия и др. Так, на бивне мамонта, найденном близ деревни Межиричи на Украине, вырезана карта поселения, расположенного на берегу реки (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Карта каменного века, изображающая жилища на берегу реки

Со временем, когда появляется пиктография, карты стали изображать и на стенах пещер. Вряд ли удастся разгадать все те значки, которые нарисованы рядом с животными в период верхнего палеолита в пещерах Ласко (Франция), Альтамирской (Испания), Каповой (Южный Урал) и др. Вполне вероятно, что это могли быть наиболее удобные охотничьи маршруты тех времен.

Собирательство непосредственно было связано с передвижением. Женщины и дети должны были менять свои обычные маршруты хотя бы сообразно изменению времен года. Если учесть, что собирательство было более стабильным, чем охота, и одновременно помнить, что это была, в основном, пища растительного происхождения (малокалорийная), то для того чтобы прокормить членов первобытного «стада», а это до 40 особей, надо было собирать ежедневно чуть ли не до центнера различных кореньев, листьев и плодов. Каков же должен быть по территории кормящий ландшафт, чтобы на протяжении определенного времени удовлетворять запросам того или иного первобытного коллектива?

Первобытные люди не могли часто менять место своего проживания хотя бы потому, что его надо было максимально укреплять против хищников, да и других крупных животных, а это всегда требовало больших и длительных по времени усилий.

Собирательство должно было быть не только результативным, но и максимально безопасным. И здесь также можно говорить о наличии определенных маршрутов.

Когда в жизнь наших предков вошло рыболовство, они сумели не только освоить реки, но на довольно утлых суденышках умудрялись выходить в открытое море, охотясь на глубоководных рыб, морского зверя и даже на таких исполинов, как киты.

В подтверждение того, что освоение мирового океана началось в эпоху первобытности, говорят и факты заселения людьми островных архипелагов Тихого океана и Австралии еще на рубеже палеолита и мезолита.

В эпоху первобытности начинают закладываться и первые «торговые» маршруты. Обмен осуществлялся не только с соседними племенами, где он носил характер «дарообмена», если взаимоотношения были дружественными, или «немого» - если натянутыми или враждебными. Иногда «товар» мог пройти сотни, а то и тысячи километров, прежде чем доходил до потребителя. Нужность того или иного продукта порождала спрос на него, его могли специально «заказывать».

На примере австралийских аборигенов и ряда племен Южной Америки были выявлены сходные черты в формировании и развитии обменных отношений, для реализации которых необходимо было преодолевать иногда весьма обширные пространства.

К эпохе неолита появляются специальные встречные пункты - прообразы рынков. Эти встречные пункты для обменных операций располагались, как правило, на стыке границ проживания нескольких дружественных племен. Очень часто праздники, на которые прибывали соседние племена, использовались и для обмена. Известно, что стали возникать специальные праздники, на которые собирались именно для обменных операций, т.е. торговли. Но договориться о получении необходимых товаров можно было и на церемонии похорон.

Активно развивалась посредническая торговля. Так, некоторые изделия находили более чем в 1000 км от места, где они были сделаны. Места произрастания или добычи того или иного продукта часто были четко локализованы. Это мог быть диорит, который использовался для производства топоров; охра - для раскраски тела; пичери - растение, из листьев которого производили наркотик, и др.

Фигура странствующего «торговца» считалась неприкосновенной. У австралийских «купцов» существовали специальные «посланнические жезлы», по которым их легко можно было узнать.

Со времени неолита активизируются обменные операции. Еще задолго до того как происходит третье общественное разделение труда и выделяются как социальный слой собственно купцы, племена «делегируют» своих членов на известные и малоизвестные им территории для добычи/обмена необходимых товаров.

В доисторические времена наши предки, «путешествуя», в основном руководствовались внешней мотивацией, т.е. объективными причинами, главной из которых было - выживание. Человек в те далекие времена был практически полностью зависим от природы. Любые природные изменения могли стоить жизни. Уничтожение конкретных животных и растений не подлежало восстановлению в эпоху палеолита и мезолита, люди еще не знали скотоводства и земледелия. Зачастую единственно возможным выходом из кризисной ситуации был исход из родных мест в надежде найти что-то лучшее.

А была ли внутренняя мотивация у людей, чья жизнь, полная опасностей, давала им не много времени для досуга?

Да, была. Австралийские аборигены по уровню своего развития в начале XX в. находились на неолитическом уровне. Европейские этнографы зафиксировали следующие характерные черты их жизни: «...Взаимные визиты и гощения представляют собой очень яркую и характерную черту быта всех австралийских племен. Визиты наносят друг другу разные группы даже тогда, когда они обитают очень далеко одна от другой. Эти визиты совершаются как целыми группами, так часто и отдельными лицами. Австралийцы предпринимают целый обход с визитами, которые продолжаются от нескольких недель до нескольких месяцев. Бывает, что какой-нибудь группе приходится провести в пути целую зиму, чтобы дойти до мест назначения» .

Принятие и хождение в гости можно характеризовать именно как внутреннюю мотивацию. Так, например, когда созревают плоды какого-либо дерева, растущего в местности, занятой одной группой, то со всех сторон собираются представители других племен, которые беспрепятственно допускаются хозяевами для сбора плодов. На примере туземцев северного Квисленда исследователи неоднократно могли наблюдать следующее: если на территории племени было изобилие какого-либо продукта, то для сбора или охоты приглашали соседей. Вообще, если запасов пищи было более чем на один день и ее не могли съесть, то приглашали соседние племена: если они находились на расстоянии 2,5 - 3,0 км - то специальными повторяющимися криками, а если дальше - то в определенных местах зажигали костры.

Выделение племен с производящим хозяйством (земледелие и скотоводство) из общей массы других племен привело со временем к первому общественному разделению труда: оседлое земледелие и кочевое скотоводство. Второе общественное разделение труда - отделение ремесла (кузнечного, гончарного, ткачества), когда шло производство изделий для обмена или продажи от других занятий, прежде всего важнейшего из них - земледелия.

Уже в неолите (а может быть, и раньше) стал складываться ритуал встречи гостей. Причем ритуал был различен для мужчин и женщин. Для того чтобы соседи могли отыскать племя, ушедшее со стоянки, на земле проводили борозду, направление и длина которой указывали, куда и на какое расстояние ушли хозяева. При этом надо отметить, что границы кормовых областей племен строго соблюдались.

К внутренней мотивации относятся и «эмоции новизны», выражающиеся в стремлении расширить круг средств, удовлетворяющих потребности, путем ознакомления со всяким новым, неведомым и невиданным предметом, и импульсивное стремление к экономическому общению.

Потребность в знакомстве с новыми многообразными явлениями жизни, относящаяся к внутренней мотивации, составляла одну из естественных черт характера человека начиная с эпохи первобытности.

«Брачные» путешествия становятся характерной частью быта при переходе от первобытного стада к родовой общине. Семейно-брачные отношения в первобытном стаде носили характер или промискуитета, или гаремный. С переходом к родовой общине брак внутри нее был запрещен. Брачных партнеров можно было искать только вне рода, в других кровнородственных коллективах. Это явление получило название экзогамии. Соответственно, чтобы выбрать себе жену, необходимо было совершить путешествие на территорию обитания соседней родовой общины. Отголоски этого явления можно увидеть в генеалогических мифах, традициях и поверьях. Таковы, например, сведения о 12 коленах древнего Израиля, 6 племенах индийцев, 4 филах древних афинян, 24 старейшинах гуннов и т.д. Брачные права и привилегии, установленные внутри определенной группы, развились в систему, на которой было построено общество периода родовой общины.

Подробный обзор и анализ экзогамных отношений можно найти у Л. Моргана.

Появление постоянного все возрастающего прибавочного продукта приводит в действие еще один фактор миграций - военный. Этот фактор, имея, в основном, внешнюю мотивацию, носит и некоторые черты внутренней, например самоутверждение. При переходе общества к так называемой «военной демократии» начинаются захватнические военные походы. Они становятся составной частью жизни людей в период перехода к раннеклассовым обществам. Военные походы начинаются во времена энеолита 6 , когда у тех или иных коллективов уже накапливается определенный излишек продукции. Во второй половине V тыс. до н. э. начинает изменяться социально-экономическая и демографическая ситуация в Передней Азии и на Балканах, создавая постоянную угрозу военных нападений на земледельческие центры. Это приводит к необходимости создания более крупные общественные системы - союзы племен.

В районах лесной зоны Центральной и Западной Европы наметился переход к подсечно-огневому земледелию 7 . Это также вызвало рост прибавочного продукта, начало социальной стратификации и, как следствие, начало военных миграций и переход к субплеменным объединениям. Только в эпоху бронзы массовая земледельческая колонизация стала приобретать планомерно-организованный характер, демонстрируя черты экспансии.

Передвижения первобытных людей имели множественную мотивировку, они являлись характерной чертой их образа жизни. Все сколько-нибудь важные сферы жизни первобытного коллектива были непосредственно связаны с миграционными процессами. Можно констатировать, что жизнь первобытных людей без «путешествий» была бы просто невозможна.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятию «путешествие».
2. Назовите виды миграций первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО).
3. В чем отличие внутриэтнической миграции от этноэмиграции?
4. Охарактеризуйте типы миграции собственно ЭСО.
5. Как климатогеографические и антропогенные факторы влияли на миграции в эпоху первобытности?
6. Каковы были внешние мотивы миграций в первобытности? Перечислите их и охарактеризуйте.
7. Существовала ли внутренняя мотивация, побуждавшая древних людей к путешествиям?
8. Что Вы знаете о первобытной картографии?

Литература

1. Алексеев В.П. Становление человечества. - М., 1984.
2. Алексеев В.П., Лершиц А.И. История первобытного общества. - М., 1990.
3.
4. Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения: Пер. с англ. - Минск, 1997.
5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.
6. Хейердал Т. Древний человек и океан. - М., 1982.
7. Шаповал Г.Ф. История туризма. - Минск, 1999.

1 Переместить - поместить, перевести в другое место. - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1999. - С. 506.
2 Путешествие - поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). - Там же. - С. 633.
3 Палеолит (от греч. palaios - древний и litos - камень) - древний каменный век. Палеолит подразделяется на нижний, средний и верхний (от 4-3 млн до 15 тыс. лет назад).
4 Мезолит (от греч. mesos - средний и litos - камень) - средний каменный век (15 - 10 (5) тыс. лет до н.э.).
5 Неолит (от греч. neos - новый и litos - камень) - новый каменный век (10 (5)-3 тыс. лет до н.э.).
6 Энеолит (от лат. aeneus - медь и греч. litos - камень) - медно-каменный век, сменяющий неолит.
7 При подсечно-огневом земледелии на предполагаемом к засеву участке первоначально вырубаются (подсекаются) деревья и кустарники, потом их на этом же месте сжигают, используя образовавшуюся золу в качестве удобрения.

Известно, что отличительным признаком человекообразной обезьяны от представителя людского рода выступает масса мозга, а именно 750 г. Столько необходимо для овладения речью ребенку. Древние люди изъяснялись на примитивном языке, однако их речь является качественным отличием высшей нервной деятельности как человека от инстинктивного поведения животных. Слово, ставшее обозначением действий, трудовых операций, предметов, а впоследствии и обобщающих понятий, приобрело статус важнейшего средства общения.

Стадии становления человека

Известно, что их три, а именно:

  • древнейшие представители людского рода;
  • современное поколение.

Данная статья посвящена исключительно 2-й из вышеперечисленных стадий.

История древнего человека

Приблизительно 200 тыс. лет тому назад появились люди, которых мы называем неандертальцами. Они занимали промежуточное положение между представителями древнейшего рода и 1-м современным человеком. Древние люди были весьма неоднородной группой. Исследование большого числа скелетов позволило сделать вывод, что, в процессе эволюции неандертальцев на фоне разнообразия строения, определились 2 линии. Первая была ориентирована на мощное физиологическое развитие. Визуально самые древние люди отличались низким сильно скошенным лбом, заниженным затылком, слабо развитым подбородком, сплошным надглазным валиком, крупными зубами. Они обладали весьма мощной мускулатурой, при том что их рост составлял не более 165 см. Масса их мозга достигла уже 1500 г. Предположительно древние люди использовали зачаточную членораздельную речь.

Вторая линия неандертальцев отличалась более утонченными чертами. У них наблюдались значительно меньшие надбровные валики, более развитый подбородочный выступ и тонкие челюсти. Можно сказать, что вторая группа существенно уступала в физическом развитии первой. Однако у них уже наблюдалось значительное увеличение объема лобных долей мозга.

Вторая группа неандертальцев боролась за свое существование посредством развития внутригрупповых связей в процессе охоты, защиты от агрессивной природной среды, врагов, другими словами, при помощи объединения сил отдельно взятых особей, а не путем развития мускулатуры, как первая.

В результате такого эволюционного пути появился вид Homo sapiens, что переводится как "Человек разумный" (40-50 тыс. лет назад).

Известно, что небольшой промежуток времени жизнь древнего человека и первого современного была тесно взаимосвязана. Впоследствии неандертальцы подверглись окончательному вытеснению кроманьонцами (первыми современными людьми).

Виды древних людей

В связи с обширностью, неоднородностью группы гоминид принято выделять следующие разновидности неандертальцев:

  • античные (ранние представители, жившие 130-70 тыс. лет назад);
  • классические (европейские формы, период их существования 70-40 тыс. лет назад);
  • пережиточные (жили 45 тыс. лет назад).

Неандертальцы: повседневная жизнь, занятия

Важная роль была отведена огню. В течение многих сотен тысяч лет человек не умел сам добывать огонь, ввиду чего люди поддерживали тот, который образовался из-за удара молнии, извержения вулкана. Переходя с места на место, огонь несли в особых «клетках» самые сильные люди. Если огонь не получалось сберечь, то это довольно часто приводило к гибели всего племени, так как они лишались средства обогрева в морозы, средства защиты от хищных зверей.

Впоследствии его стали применять и для приготовления пищи, которая получалась более вкусной, питательной, что в итоге способствовало развитию их мозга. Позже люди сами научились добывать огонь посредством высечения искр из камня в сухую траву, быстрым вращением деревянной палочки в ладонях, помещенной одним концом в отверстие сухой древесины. Именно это событие стало одним из важнейших достижений человека. Оно совпало по времени с эпохой великих переселений.

Повседневная жизнь древнего человека сводилась к тому, что все первобытное племя охотилось. Для этого мужчины занимались изготовлением оружия, каменных орудий труда: долото, ножи, скребки, шила. В основном особи мужского пола охотились и разделывали туши убитых животных, то есть вся тяжелая работа лежала на них.

Представительницы женского пола обрабатывали шкуры и занимались собирательством (плодов, съедобных клубней, корней, а также веток для костра). Это привело к возникновению естественного разделения труда по половому признаку.

Чтобы загнать крупного зверя, мужчины охотились совместно. Это требовало взаимопонимания между первобытными людьми. Во время охоты был распространен загонный прием: поджигалась степь, затем неандертальцы загоняли стадо оленей, лошадей в западню - болото, пропасть. Далее, им оставалось лишь добить животных. Был и другой прием: они криками, шумом загоняли зверей на тонкий лед.

Можно говорить о том, что жизнь древнего человека была примитивной. Однако именно неандертальцы первыми стали хоронить умерших сородичей, укладывая их на правый бок, подложив под голову камень и согнув им ноги. Рядом с телом оставляли еду и оружие. Предположительно, они считали смерть сном. Захоронения, части святилищ, к примеру, связанных с медвежьим культом, стали свидетельством зарождения религии.

Орудия неандертальцев

Они незначительно отличались от тех, которые использовали их предшественники. Однако спустя время орудия древних людей стало более сложным. Новообразованный комплекс дал начало так называемой мустьерской эпохи. Как и ранее, орудия изготавливались преимущественно из камня, однако их формы становились все разнообразнее, а техника вытачивания - сложнее.

Основная заготовка оружия - отщеп, образующийся в результате скалывания с нуклеуса (куска кремня, имеющего специальные площадки, с которых производилось скалывание). Для данной эпохи было характерно приблизительно 60 разновидностей орудия. Все они - вариации 3 основных: скребло, рубильца, остроконечник.

Первое используется в процессе разделывания туши животного, обработки дерева, выделки шкур. Вторые - это уменьшенный вариант ручных рубил ранее существовавших питекантропов (в длину они были 15-20 см). Новые их модификации имели длину 5-8 см. Третье орудие было с треугольным очертанием и острием на конце. Они применялись в качестве ножей для резания кожи, мяса, дерева, а также как кинжалы и наконечники дротиков, копий.

Помимо перечисленных видов, у неандертальцев имелись и такие как: скребки, резцы, проколки, выемчатые, зубчатые орудия.

Кость также служила основой для их изготовления. До наших времен дошло очень мало фрагментов таких экземпляров, а целиком орудия можно увидеть еще реже. Чаще всего это были примитивные шилья, лопаточки, острия.

Орудия различались в зависимости от разновидностей зверей, на которых охотились неандертальцы, а следовательно, и от географического региона, климата. Очевидно, что африканские орудия отличались от европейских.

Климат местности обитания неандертальцев

С этим неандертальцам повезло меньше. Они застали сильное похолодание, образование ледников. Неандертальцы, в отличие от питекантропов, которые обитали в местности, подобной африканской саванне, жили, скорее, в тундре, лесостепи.

Известно, что первый древний человек, так же как и его предки, осваивал пещеры - неглубокие гроты, небольшие навесы. Впоследствии появились уже постройки, расположенные на открытом пространстве (на стоянке на Днестре найдены останки жилища, изготовленного из костей, зубов мамонта).

Охота древних людей

В основном неандертальцы охотились на мамонтов. До наших дней он не дожил, однако всем известно, как выглядит этот зверь, так как были найдены наскальные рисунки с его изображением, нанесенные людьми позднего палеолита. Помимо этого, археологи находили останки (иногда даже весь скелет целиком или туши в вечномерзлом грунте) мамонтов в Сибири, на Аляске.

Для поимки такого большого зверя неандертальцам приходилось потрудиться. Они выкапывали ямы-ловушки либо загоняли мамонта в болото, чтобы тот увяз в нем, затем добивали.

Также промысловым животным являлся пещерный медведь (он больше нашего бурого в 1,5 раза). Если крупный самец поднимался на задние лапы, то он достигал 2,5 м в высоту.

Неандертальцы охотились также на зубров, бизонов, северных оленей, лошадей. С них можно было получить не только само мясо, но и кости, жир, шкуру.

Способы добывания огня неандертальцами

Их всего пять, а именно:

1. Огневой плуг . Это достаточно быстрый способ, однако требует существенных физических усилий. Суть - сильным нажатием на деревянную палочку водят по дощечке. Итог - стружки, древесный порошок, который по причине трения дерева о дерево нагревается и тлеет. В этот момент его объединяют с быстровоспламеняющимся трутом, затем раздувают огонь.

2. Огневое сверло . Самый распространенный способ. Огневое сверло представляет собой деревянную палочку, которой сверлят находящуюся на земле другую палочку (деревянную дощечку). В итоге в ямке возникает тлеющий (дымящийся) порошок. Далее, он высыпается на трут, а затем раздувается пламя. Неандертальцы сначала вращали сверло между ладонями, а позднее сверло (верхним концом) упирали в дерево, охватывали ремнем и тянули поочередно за каждый конец ремня, вращая его.

3. Огневой насос . Это достаточно современный, но малораспространенный способ.

4. Огневая пила . Похож на первый способ, однако отличие в том, что деревянную дощечку пилят (скоблят) поперек волокон, а не вдоль их. Результат тот же.

5. Высекание огня . Делать это можно посредством удара одного камня о другой. В итоге образуются искры, которые попадают на трут, впоследствии воспламеняя его.

Находки из пещер Схул и Джебел Кафзех

Первая находится неподалеку от Хайфы, вторая - на юге Израиля. Они обе расположены на территории Ближнего Востока. Эти пещеры знамениты тем, что в них были найдены останки людей (костные), которые были более близки к современным людям, чем к древним. К сожалению, они принадлежали лишь двум индивидуумам. Возраст находок 90-100 тыс. лет. В связи с этим можно говорить, что человек современного вида в течение многих тысячелетий сосуществовал с неандертальцем.

Заключение

Мир древних людей весьма интересен и до конца еще не изучен. Возможно, со временем нам откроются новые тайны, которые позволят взглянуть на него с иной точки зрения.

«Путешествие в прошлое»

Цель: Дать представление о первобытном человеке. О быте и занятиях древних людей.

Обучающие:

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного

Расширить словарный запас, введение новых слов (вождь, племя, рубило) ;

Развивающие;

Развитие связной речи, словотворчество (придумывание имен первобытных людей);

Воспитывающие;

Воспитание экологической культуры;

Воспитание наблюдательности за изменением явлений и событий окружающей жизни.

Раздаточный материал; черные восковые мелки, белые листы бумаги, 2 емкости под воду, искусственные рыбки, красные круги для имитации ягод.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет удивительное путешествие, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? (Настоящее)

А как будет называться время о прошедших событиях? (Прошлое)

Ребята, а возможно человеку оказаться в прошлом? (нет)

Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть нельзя).

А что нам может помочь вернуться в прошлое?

(рассуждение детей)

Давайте отправимся в путешествие на Машине времени. А отправимся мы с вами в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад. Нас с вами ждут удивительные приключения.

Чтобы включить нашу машину времени, нам нужно знать код. Кодом будет слово, разгадав которое, мы запустим вход Машину времени и узнаем, кто нас встретит в прошлом.

Загадывание загадок о человеке

Значит нас встретит в прошлом – ЧЕЛОВЕК, но это будут наши предки, первые люди

Пора запускать Машину в ход. Занимайте места.

Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он все-таки появился.

Посмотрите вот лес. В этом лесу живут странные существа. Посмотрите на них.(картинки с изображением первобытного человека)

Как они выглядят?

(высказывания детей; тело покрыто шерстью, похоже на обезьяну, передвигается на двух ногах)

У этого существа не было острых зубов, когтей, но он был быстр и ловок.

На кого похоже это существо?

(рассуждение детей – на обезьяну и на человека)

А на кого больше? (на животное)

Значит это все-таки обезьяна, которая похожа на человека. Такую обезьяну ученые назвали ЧЕЛОВЕКОПОДОБНАЯ. Она была тем самым предком, от которого произошел человек.

Они не строили себе жилье, а устраивали ночлег в зарослях кустарников и на ветках деревьев.

Как вы думаете, а одежда им была нужна?

(рассуждение детей)

А чем они могли питаться?

(рассуждение детей)

Питались они тем, что давала им природа – растениями и ягодами, иногда остатками добычи хищных животных.

Орудий труда у них тоже не было. Они жили стадами. И был у них свой вождь, а также старейшины - старые и мудрые, которые обучали молодых.

А как они общались между собой?

(рассуждение детей)

Они общались с помощью разных звуков и жестов.

Сейчас мы с вами поиграем:

Игра «Собери урожай»

Давайте посмотрим, кто из наших девочек окажется самой быстрой и соберет богатый урожай.

(девочки собирают красные круги, разбросанные по группе, победит та, у которой больше всего кругов. Игра заканчивается, когда все круги будут собраны).

1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес

1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать

Климат постепенно менялся, изменялся и сам человек. Растительной пищи стало не хватать. Человекоподобные обезьяны стали голодать.

Как вы думаете, что им помогло выжить?

(рассуждение детей)

Человекоподобная обезьяна стала думать, размышлять и сумела с помощью камня расколоть кость, затем другую, а там оказался костный мозг. Затем они стали искать камни поострее.

Зачем они это делали?

(рассуждение детей)

Так ребята и появились первые орудия труда – РУБИЛА - заостренные осколки камня с двух сторон. А человекоподобная обезьяна превратилась в ЧЕЛОВЕКА УМЕЛОГО

А раз климат изменился – стал более холодным, что необходимо для ЧЕЛОВЕКА УМЕЛОГО, чтобы выжить в усложнившихся условиях?

(рассуждение детей)

Да, им стало необходимым жилье.

А жилье из чего они себе могли построить?

(рассуждение детей – из веток и стеблей растений, или устраивали жилье в пещерах). Жили также стадами, общались с помощью звуков и жестов.

Итак, мы с вами уже познакомились с двумя видами первых людей на Земле. (ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫЕ и ЧЕЛОВЕКА УМЕЛОГО)

Как их называли ученые? (ответы детей)

Физминутка:

«Мартышки»

Дети стоят в кругу или врассыпную, повторяют движения в соответствии с текстом.

Мы - веселые мартышки.

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем, (Хлопают.)

Мы ногами топаем, (Топают.)

Надуваем щечки, (Надувают щеки.)

Скачем на носочках (Подпрыгивают на месте.)

И друг другу даже

Язычки покажем. (Показывают язык.)

Дружно прыгнем к потолку, (Подпрыгивают.)

Пальчик поднесем к виску. (Подносят к виску палец.)

Шире рот откроем, (Открывают рот.)

Гримасы все состроим. (Строят гримасы.)

Как скажу я цифру 3 -

Все с гримасами замри!

Продолжаем наше путешествие. Занимаем места в машине времени:

1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес

1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать

Время шло, на планете становилось еще холоднее.

Как вы думаете, что было необходимо человеку, чтобы сражаться с холодом?

(рассуждения детей)

Правильно им была необходима одежда и огонь.

Человеку пришлось много учиться размышлять и на смену человеку умелому пришел ЧЕЛОВЕК-РАЗУМНЫЙ

Они стали умелыми охотниками, научились делать много новых орудий труда из камня, дерева и костей животных, а также оружие, которое облегчало им охоту (наконечники из камня, костяные иглы, каменный топор)

А из чего они шили себе одежду?

(рассуждение детей – из шкур животных)

Научились они добывать и огонь. Сначала после грозы они собирали тлеющие угольки, приносили в жилище и с помощью их разводили огонь, подкладывая сухие ветки. Чтобы огонь не погас и день, и ночь дежурили по очереди, подкладывая ветки и сучья в костер.

Однажды после грозы, попробовав обожженные плоды и обгоревшие тела животных, они поняли, что поджаренное мясо намного мягче и вкуснее. Так они узнали еще одно полезное свойство огня – готовить еду.

Как вы думаете, что служило строительным материалом для жилья в то время?

(рассуждение детей – ветки, шкуры, кости животного, или пещеры)

А чем они питались?

(рассуждение детей – растениями, ягодами, мясом, рыбой) .

На охоту и на рыбалку ходили самые смелые, сильные, ловкие, быстрые и опытные мужчины. Вот и мы с вами проверим, кто из наших мальчиков окажется таким. Они пойдут на рыбалку. Но пойдут те, кто самый первый отгадает мои загадки.

Как называлось первое орудие труда. (рубила) выходит первый отгадавший

Сметает на своем пути

Дома, деревья и кусты.

Яркий, рыжий, озорной,

Догадайтесь, кто? (огонь) выходит второй отгадавший

А теперь наши мальчики посоревнуются между собой за звание самого быстрого и ловкого в ловле рыбы.

Игра «Кто быстрее»

(мальчики вылавливают из емкостей рыбок, игра продолжается пока остальные считают до 10, победит тот, у кого в ведерке больше всего рыбок)

Молодцы!

Человек жил не один, а среди других людей.

Что нужно людям, чтобы понимать друг - друга? Как они общались?

Можно позвать жестами. Как? (дети изображают) А можно голосом (дети показывают)

Сначала они общались с помощью звуков, но это было очень не удобно и тогда они придумали свой язык, то есть разные слова и придумывали себе имена. (н. р «Зоркий глаз»)

Раз мы с вами путешествуем по прошлому, то давайте представим себя в роли человека того времени и придумаем себе имена. Вставайте в круг.

Игра «Придумай имя своё»

(дети стоят в кругу, называя свое имя)

Ребята, древние люди были и первыми художниками. На стенах пещер они рисовали разных животных, а еще человеческие фигурки, сцены охоты и другие события из жизни своего племени. Они еще не научились делать карандаши и краски, поэтому рисовали каменным углем и жидкой глиной, сочными корешками и стеблями растений, а также острым камнем выцарапывали фигурки на стенах скал и пещер.

А теперь я предлагаю вам попробовать самим создать «наскальные» картины.

Индивидуальная творческая работа детей - дети рисуют восковым мелком темного цвета на белом листе бумаги, затем каждый показывает свой рисунок и поясняет, что он изобразил.

Мы с вами познакомились с первыми людьми, живущими на Земле. Поэтому время, в котором они жили, называют ПЕРВОБЫТНЫМ.

На сегодня наше первобытное приключение заканчивается. Закрывайте глаза, наша машина времени отправляется назад в наше время.

1,2,3 взлетаем, снова глазки закрываем

1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать

Итог:

Как назывались первые люди, (Человекоподобные)

Во что они одевались?

Что ели?

На кого охотились?

А где жили?

Как добывали огонь?

Хотели бы вы пожить в те времена?

Понравилось ли вам наше путешествие?

Находки из прошлого

Археологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.

Люди всегда интересовались историей, но на протяжении веков знания о древности они черпали в основном из мифов и преданий и особо не стремились найти материальных свидетельств из былых времен. В конце XVIII-начале XIX в. богатые европейцы начали путешествовать и коллекционировать старинные предметы. Они занялись их поисками в Греции и Риме, где старинные здания и скульптуры находились у всех на виду. Но, к примеру, на Ближнем Востоке многие города были полностью погребены под землей, пока европейцы не занялись поисками предметов старины.

Эта голова молодой женщины (высота меньше 4 см), найденная в Брассанпуи (Франция), является, пожалуй, самым древним скульптурным портретом. Она была сделана из слоновой кости около 24.000 лет тому назад.


Люди стали исследовать прошлое, и первые «археологи» начали странствовать по миру. Опираясь на подсказки из старинных книг, они начинали раскопки, извлекая из-под земли множество древних предметов. К сожалению, многие находки были повреждены, однако первые археологи добыли замечательные сведения о древних цивилизациях.


Археологи на раскопках древнего поселения в поисках предметов старины тщательно изучают каждый снятый ими слой почвы.


Тело этой женщины хорошо сохранилось благодаря повышенной кислотности в торфяном болоте, где его нашли. Человеческие останки дают сведения о том, как люди питались и какими болезнями болели.


Одним из первых археологов был немецкий купец Генрих Шлиман (1822–1890). Внимательно прочитав эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, в которых описывались два потерянных города, Троя и Микены, он решил отправиться на поиски этих городов. В 1870 г. вблизи Дарданелл в Малой Азии он открыл Трою. В 1876 г. Генрих Шлиман обнаружил погребенный в холме город-крепость Микены. Кроме того, в Микенах он нашел множество золотых предметов, что свидетельствовало о несметных сокровищах древнегреческой цивилизации .

Археологи также смогли проследить историю письменности, обнаружив глиняные таблички с древними письменами. Одной из таких находок была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, правившего в VII в. до н.э. . В этой библиотеке хранилось 20.000 табличек с древними надписями. Когда тексты удалось расшифровать, ученые смогли прочитать исторические свидетельства о жизни исчезнувших цивилизаций и об общественном строе тех времен.

Сегодня археологи могут с помощью научных методов очень точно узнать возраст того или иного предмета. Без археологов наши знания истории были бы очень скудны, а затерянные города древнего мира могли бы навсегда остаться погребенными.


Каждый год на живом дереве нарастает новый слой коры и заболони. Когда дерево спиливают, слои заболони видны на срезе в виде колец.

Если вы подсчитаете кольца, то узнаете, сколько лет этому дереву.



В отличие от гробниц других египетских фараонов все погребенные сокровища сохранились. На царе была золотая маска, а его мумия покоилась в трех золотых гробах, вложенных один в другой. В отдельном помещении хранились предметы, которые могли понадобиться фараону в загробной жизни.

Первые люди

Происхождение человека. Укрощение огня

Первые человекообразные существа, или гоминиды, появились на Земле более 4 млн. лет назад. В разных частях Африки были найдены останки человекообразных обезьян, получивших название австралопитеков. В Хадаре (Эфиопия) обнаружили скелет одной из особей, которую назвали «Люси» (правда, позднее выяснилось, что скелет принадлежал самцу). Ученые смогли выяснить, что Люси хотя и напоминала шимпанзе, но была прямоходящей и ходила на двух ногах. Это характерные признаки человекообразного существа.

Австралопитек (рост от 1 до 1,5 м) с длинными руками и короткими ногами выглядел как человекообразная обезьяна, однако был прямоходящим. У него был низкий лоб и небольшой мозг.


Люди, человекообразные обезьяны и просто обезьяны произошли от одного предка. Им мог быть египтопитек, или «египетская человекообразная обезьяна». Она жила в Египте около 35 млн. лет назад и лазала по деревьям на четырех конечностях.


Из всех потомков этого млекопитающего лишь у людей выработался бипедализм, то есть способность прямо ходить на двух ногах. У них освободились руки, которые можно было использовать для других целей. Около 2,5 млн. лет назад в Африке появился Homo habilis, «человек умелый», который мог использовать простые каменные орудия, а не только собственные зубы или руки, чтобы убивать и освежевать животных.


Homo habilis был, вероятно, первым человеком .

Укрощение огня

Более разумный вид первобытного человека, Homo erectus, или человек прямоходящий, впервые появился в Африке приблизительно 1,8 млн. лет назад. Он был выше и стройнее, чем Homo habills, но с сильно выдающимися вперед челюстями и массивными надбровными дугами. Способный быстро передвигаться по земле, Homo erectus стал первым гоминидом, покинувшим Африку и отправившимся на север и восток. Его останки найдены в Китае, на острове Ява и в Европе. Пережевывать сырое мясо предкам человека было нелегко, прошли тысячелетия, пока они научились размягчать пищу над огнем. Homo erectus уже готовили на огне.

Эти гоминиды жили группами. Мужские особи занимались охотой, а женские собирали съедобные растения и заботились о детях. Кости животных, найденные в Китае на месте одной из стоянок, свидетельствуют о том, что первобытные люди успешно охотились на слонов, носорогов, диких лошадей, зубров, верблюдов, диких кабанов, баранов и антилоп. Охота на столь крупных животных не могла быть успешной при том примитивном оружии, которым они обладали, если только не предположить, что Homo erectus были куда более сообразительными, чем их предки. Не исключено, что они владели зачатками речи.

Эти охотники и собиратели постоянно переходили с места на место. По ночам они спали в пещерах либо строили примитивные шалаши из веток и шкур животных. Женские особи собирали дрова для костра. Мужские особи изготавливали каменные орудия, в том числе такие, которыми можно было разделать тушу убитого животного.


Китай 500.000 лет назад. Группа Homo erectus устраивается на ночную стоянку. Разожжен костер, который также помогает отгонять диких животных, мясо разрублено на куски.

Homo sapiens

Распространение людей. Неандертальцы. Наскальные изображения

Около 750.000 лет назад появились люди, напоминающие современных людей. Это были первые Homo sapiens («человек разумный»). Их останки найдены в Африке, Европе и Азии.

Одним из видов Homo sapiens были неандертальцы, появившиеся более 200.000 лет назад. Свое название они получили от долины Неандер в Германии, где в 1857 г. в одной из пещер были найдены их кости. Лишенные подбородков, с тяжелыми челюстями и нависающими надбровными дугами неандертальцы выглядели несколько звероподобно, однако их мозг был больше, чем у современного человека.

Неандертальцы вымерли около 30.000 лет назад. Вероятно, в борьбе за пропитание они проиграли современному человеку.


Современные люди, научное название которых Homo sapiens sapiens, впервые появились около 125.000 лет назад и 40.000 лет назад добрались до Европы. У них не было ни выступающих надбровных дуг, ни массивных челюстей, как у первых Homo sapiens. На их лицах отличался высокий лоб и подбородок. Мозг был крупнее, чем у любого из их предков, за исключением неандертальцев. После исчезновения неандертальцев они остались единственными людьми на планете Земля.

Наши непосредственные предки Homo sapiens sapiens появились приблизительно 125.000 лет назад, скорее всего, в Африке, откуда распространились по всему миру.


Направление распространения Homo sapiens sapiens

Наскальные изображения

Люди начали рисовать и вырезать на пещерных стенах задолго до того, как научились писать. Самые известные образцы наскальных рисунков были найдены в 1940 г. во Франции, в пещере Ласко.

Они сделаны около 18000 лет назад красками, изготовленными из природных минералов. Для рисования использовали палочки или собственные ладони.


Для первобытных кочевников жизнь в основном состояла из бесконечных поисков пищи. Обнаруженные в пещерах наскальные изображения и другие произведения искусства показывают, что у них могли быть религиозные верования и обряды, которые, как они полагали, помогали в поисках пищи. Наскальные изображения не предназначались для демонстрации. Рисунки делали красками, а иногда и вырезали на темных стенах и потолках пещер, где никто не смог бы их увидеть.

Художники тех времен должны были использовать горящие сучья, чтобы увидеть свои творения, и лестницы, чтобы добраться до высоких мест.

Поскольку наскальные изображения скрывались в глубинах пещер, можно полагать, что они служили частью тайного ритуала, целью которого было привлечь удачу на охоте. Люди, вероятно, считали, что, нарисовав животное, они могут рассчитывать на добычу. Не исключено, что на некоторых рисунках изображены сценки из реальной жизни. Как бы то ни было, люди рисовали и вырезали на стенах пещер на протяжении 20.000 лет, и образцы первобытного искусства обнаружены в Европе, Африке, Азии, Северной и Южной Америке и Австралии. Эти изображения позволяют нам судить об изменениях климата и окружающей среды.

Древние люди оставляли на стенах отпечатки, своих рук. К стене прикладывали ладонь и красками обводили ее по контуру.

Охотники и собиратели

Способы охоты. Собирательство. Изготовление одежды

Время шло, охотники становились более искусными и применяли все более эффективное оружие. Иногда им удавалось столкнуть крупную добычу с крутого утеса, или заманить в болото. Когда у людей возникла речь, они смогли подробно обсуждать планы совместной охоты, что делало ее более эффективной.

Эпоха палеолита, или древнекаменный век, охватывает период от начала использования простейших орудий (приблизительно 2,5 млн. лет назад) до неолита, или новокаменного века, когда люди стали заниматься земледелием (12.000 лет назад).

На вооружении охотников были копья, луки и стрелы, ножи, а для рыбной ловли они мастерили рыболовные крючки. Люди изучали окрестности, чтобы понять, где могут собираться стада или где может скрываться добыча. Знание окружающей среды экономило много времени и сил и облегчало жизнь.

Большинство охотников и собирателей жили небольшими группами, состоящими из двух-трех семей, которые могли легко прокормиться крупной добычей, например мамонтом или зубром. Вероятно, в каждой группе был вождь, который принимал решения и строил планы.


Около 20.000 лет назад на Земле длился ледниковый период. В северных краях тогда водились огромные шерстистые мамонты. Для охотников они служили желанной добычей.


Охотники вооружались деревянными копьями с острыми каменными наконечниками. При метании использовались деревянные или костяные приспособления, копьеметы, позволявшие охотнику бросить копье с большей силой. Рыбаки ловили в озере рыбу сетью, а женщины собирали орехи и фрукты.


Собирательство

Охота была очень важна, но существенной частью рациона являлась растительная пища. Люди находили определенные виды орехов, фруктов и съедобных трав. Они открыли, что пчелы собирают мед, а с ним пища становилась слаще. Люди раскапывали землю, чтобы отыскать корни и клубни растений. Благодаря растительной пище можно было пережить тяжелые времена, когда охота складывалась неудачно. Однако самым существенным продуктом питания оставалось мясо.

Изготовление одежды

Из шкур зверей можно было сделать одежду. Сначала шкуру выделывали, чтобы она не растрескалась. Для этого ее растягивали на земле и выскребали, удаляя жир. Потом разглаживали костяными инструментами, чтобы она стала мягкой. Когда выделка завершалась, из шкуры каменным ножом вырезали куски нужной формы. По краям проделывали отверстия, чтобы куски можно было соединить друг с другом, и сшивали костяной иглой, в качестве ниток используя сухожилия животных.


Под вечер вся группа собиралась на месте стоянки. Убежища делали из звериных шкур, натянутых на деревянные каркасы. Охотники на мамонтов строили жилища конической формы из костей этих животных. Также строили и шалаши из переплетенных между собой веток, образующих сплошной шатер, внутри которого был каркас из толстых палок. Поверх веток могли накладывать звериные шкуры.

Временные жилища часто расставляли по кругу, чтобы лучше защититься от диких зверей и непогоды. Костер отпугивал зверей.

Разделы: История и обществознание , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентации к уроку



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме “Жизнь первобытных людей”;
  • привитие любви к истории.

Учебное оборудование: ПК, проектор, карандаши, кроссворд.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и задачи урока.

– На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытных людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени учёные назвали первобытностью. (Слайд 1)

А чем этот период времени отличается от современности? Вот это мы в вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

– И сейчас начинаем наше путешествие. (Слайд 1. После щелчка появляется карта игры.)

Игра-путешествие состоит из 5 станций. На каждой станции команды получают задания. Количество команд 2–4 в зависимости от количества учеников в классе.

Станция “Рассказкино”. На этой станции можно предложить выступить капитанам команд. (После выполнения задания необходимо нажать на кнопку “Домой”.)

Команда 1. Задание на карте.

– Показать материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших времён;

– предполагаемую область прародины человечества;

– древнейший район земледелия.

Команда 2. Подготовить ответ на вопрос “Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?”

Команда 3. Подготовить ответ на вопрос “Почему появилось неравенство?”

Станция “ Задачкино”. Команда выбирает одну из цифр и кнопкой мыши открывается слайд с задачей. (Возврат на слайд с цифрами - нажатие кнопки “Далее”, после выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

Задача 1.

Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие “кремень”, “копьё”, “лодка”, “весло”, “огонь”, “шалаш”. Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Свою мысль докажите.

Задача 2.

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

Задача 3.

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Станция “Времянкино”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) На слайде в разбросанном виде записаны даты. Необходимо расположить их на “ленте времени”. Дополнительный баллы может получить команда, выполнившая задание правильно и быстрее. (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

Станция “Терминово”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) Количество цифр может быть различным и работа со слайдом идет так же как и на станции “Задачкино”. От каждой команды выходит один из участников, выбирает цифру, при щелчке мышью на цифре открывается термин. После того, как получен ответ. Для возврата на слайд станции нажать на кнопку “Далее”. (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.) История, орудия труда, родовая община, племя, неравенство, археология, религия.

Станция “Кроссвордово”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) На этой станции дети решают кроссворд. Можно ограничить время. Подсчёт баллов от количества верных ответов. Приложение 1 . (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

После возврата на слайд с названиями станций. Необходим щелчок мыши и вы окажитесь на слайде, где перед учениками появиться вопрос, поставленный в начале урока. Что такое ПЕРВОБЫТНОСТЬ? Ещё один щелчок – и появляется определение и черты первобытности. Вывод записать в тетрадь.

3. Подведение итогов. Выставление оценок.

4. Домашнее задание. Рисунок первобытного человека.

Loading...Loading...