Жизнь в пресных водах 4. Жизнь в пресных водах. Человек у воды

Все пресные водоёмы ‒ от временных луж до рек и озер ‒ населённые живыми существами. Одни животные вынуждены приспосабливаться к быстрому течению, другие ‒ к периодическому высыханию их жилья, третьи ‒ научились выживать в условиях жёсткой конкуренции за пищу. Жители водоёмов дышат атмосферным воздухом или кислородом, растворенным в воде.

Жизнь в пресных водоёмах и на их берегах довольно разнообразная, даже на разных отрезках одной и той же реки могут жить совсем неодинаковые виды живых существ. Это связано с тем, что водоём может начинаться высоко в горах и иметь чистую холодную воду с быстрым течением, поэтому её жители будут приспособлены к таким, довольно экстремальных условиях. Когда же эта река протекает долиной, её течение значительно замедлится, температура воды будет немного выше и в ней будут хорошо себя чувствовать другие виды рыб, земноводных и насекомых. Сегодня мы поговорим о различных животных со всех уголков нашей планеты, которые выбрали себе домом пресные водоёмы.

Большеголовая черепаха (Platysternon megacephalum)


фото

Житель горных рек и ручьёв южного Китая и Индокитая. Это хищное животное, имеющее длину панциря до 20 см и охотящееся на водных беспозвоночных, рыб и лягушек. Она имеет очень низкую плодовитость: в кладке всего два яйца. Большеголовая черепаха ведёт сумеречный образ жизни. Очень подвижная. Необычным является умение хорошо лазить по скалам, кустам и деревьям. А голова черепахи настолько велика, что её нельзя втянуть под панцирь. И длинный хвост тоже не вмещается под ним.

Пираньи (Serrasalminae)


фото

Около 25 различных видов пираний населяют реки и озера тропических регионов Южной Америки. Эти хищники нападают на другие виды рыб. Чаще всего их жертвами становятся травмированные или больные особи. Сигналом, который побуждает этих рыб к нападению, есть запах крови. Но рассказы о кровожадности пираний сильно преувеличены. Они становятся опасными, как правило, только в необычных стрессовых ситуациях. Это случается во время засухи, когда реки очень пересыхают и рыбы невольно оказываются скученными в уцелевших водоёмах. Часто в их агрессивности бывает виноват и сам человек. Во многих местах принято сбрасывать отходы скотобоен в реки, таким образом, люди приучают рыб к мясу и запаха крови.

Серая цапля (Ardeacinerea)


фото

Жизнь в пресных водоёмах интересует и самую большую из цапель Европы. Её ареал занимает большую часть Евразии. Серая цапля населяет прибрежные районы рек, озер и водохранилищ. Питается прибрежными и водяными насекомыми, рыбой, лягушками. Также её добычей становятся ящерицы, змеи, мелкие птицы и млекопитающие, которых она находит в прибрежных зарослях. Гнездится колониями, часто вместе с другими видами цапель. В кладке 4-6 яиц. Осенью мигрирует в Западную Европу и страны Средиземноморья.

Японский журавль (Grusjaponensis)


фото

Относится к редким птицам мира. Считается одним из самых красивых журавлей. Питается корневищами, клубнями и сочными побегами болотных растений, склёвывая одновременно различных мелких животных. Пару создаёт на всю жизнь. Гнездо оборудует в заболоченной местности. Птенцы, которые вылупились, отчаянно сражаются между собой, и родителям удаётся вырастить только одного журавлёнка.

Дискус (Symphysodondiscus)


фото

Одна из самых красивых аквариумных рыбок. В дикой природе обитает в пресных водах Амазонки. Дискусы образуют семейные пары, которые бережно ухаживают за отложенной икрой, а потом и за личинками. Когда личинки превращаются в мальков, начинается самое интересное ‒ кормление «молоком». Рыбье «молоко» ‒ густое и богатое белками вещество, выделяемое из кожи дискусов и застывающее по бокам рыбы в виде серовато-желтого налёта. Мальки в первые дни жизни питаются этим веществом.

Капибара (Hydrochoerus hydrochaeris )


фото

Наибольший грызун мира, обитает в тропических и субтропических болотах, реках и озерах Южной Америки. Длина тела до 1,5 м, масса ‒ до 50 кг. Питается прибрежной растительностью. Прекрасно плавает и ныряет. Самка рождает 2-4 хорошо развитых детёнышей, которые вскоре становятся самостоятельными. Капибара живёт как в лесах, так и на открытой местности. Всегда держится около водоёмов, за что и получила второе название ‒ «водосвинка».

Кваква (Nycticorax nycticorax )


фото

Одна из самых распространённых птиц мира. Её нет только в Австралии и на севере Евразии. Житель мелководных заболоченных водоёмов. Получил свое название за своеобразное «ква-ква», которое он выкрикивает во время гнездования. Питается водными беспозвоночными, мелкой рыбой, амфибиями и их личинками. Предпочитает охоту в сумерках, полагаясь на своё замечательное зрение и слух. Кваква ‒ один из немногих видов птиц, который может ловить рыбу на приманку. Гнездится колониями. Массивное гнездо из веток размещается на деревьях или извилинах тростника. В кладке 4-5 яиц.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ковернинская средняя общеобразовательная школа №2» Открытый урок окружающего мира в 4Б классе Учитель: Соколова Н.Е. п. Ковернино 2014 Тема урока Цель урока:

в пресных водах»

Задачи урока: 1. Познакомиться с обитателями пресного водоема. 2. Узнать, какое влияние оказывает человек на сообщество.

Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник.

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит в нем!

Это пресный………….

водоём!

Тема урока Цель урока: Исследовать пресный водоем как природное сообщество.

в пресных водоёмах»

Задачи урока: 1. Познакомиться с обитателями пресного водоема. 2. Узнать, какое влияние оказывает человек на сообщество. Мы – исследователи. План изучения природного сообщества 1. Название сообщества. 2. Какие организмы составляют сообщество. 3. Экологические связи в сообществе. 4. Значение сообщества для человека. 5. Влияние человека на сообщество. 6. Охрана сообщества.
  • Водоёмы
  • Искусственные
  • Естественные
  • Океан
  • Озеро
  • Водохранилище
  • Канал

ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ

ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Работа в группах

Ботаники

Стрекоза

Физкультминутка

1. Экологические связи в пресном водоеме. Круговорот веществ. 2. Экологические проблемы сообщества. 3. Правила поведения у водоема. Работа в тетради, с.84. №4 Самостоятельная работа. кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки – плавунцы. А по водным растениям медленно ползают хищные моллюски – прудовики и катушки. Работа в тетради, с.84. №4 Удивительное озеро Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кувшинки . Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска . По поверхности воды стремительно бегают жуки – плавунцы . А по водным растениям медленно ползают хищные моллюски – прудовики и катушки. Работа в тетради, с.84. №4 Удивительное озеро Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают улитки – прудовики и катушки. Продолжите фразу: Мне хотелось бы… Дома я… Мне кажется, что …

Подойдем в погожий, солнечный день к берегу небольшого пруда. Издали он кажется безжизненным. Его поверхность спокойна, ни волн, ни малейшего движения на ней не заметно. Но присмотревшись, увидим спустя минуту, что этот заглохший, тихий пруд полон жизни. Испугались наших неосторожных шагов и шлепнулись в воду две-три зеленые лягушки. Загребая задними лапками, они ушли на дно пруда и притаились там среди тины. Быстро пронеслась мимо нас стрекоза, а вот и другая, и третья. По поверхности пруда скользят на широко расставленных ножках водомерки. Их обычно называют «водяными пауками», но это неправильно. На самом деле это водные клопы. У водомерки, как и у обычного постельного клопа, длинный и острый хоботок, которым она высасывает сок из добычи. Подпрыгивая над водой, она ловит мелких комаров и мошек или поражает своим хоботком крошечных рачков, плавающих у, самой поверхности воды. Сцепление частиц воды у поверхности больше, чем в толще водоема. Поэтому на своей поверхности вода образует более плотную пленку. По этой поверхностной пленке и бегают водомерки, словно конькобежцы по льду.

Блестящий жучок вертячка еще быстрее водомерки описывает по поверхности пруда спирали и круги. Он не только скользит по воде, но и ныряет вглубь. У этого жучка интересная особенность: каждый глаз у вертячки двойной - одна половина его смотрит вверх, в воздух, другая - под воду. Поэтому поймать вертячку сачком очень трудно.

А вот еще хороший пловец. От водных жучков его легко отличить: тело его как бы обтянуто серебристой пленкой воздуха. Это водный клоп гладыш. Плавает он на спине брюшком вверх и на добычу свою - на личинок насекомых, на головастиков - нападает, как акула, снизу.

Есть в пруду обитатели, которые периодически подплывают из глубины к поверхности, чтобы подышать или даже набрать запас воздуха. Таков, например, большой жук плавунец. Он поднимается из глубины, загребая задними широкими лапками-веслами, выставляет наружу кончик своего брюшка, набирает воздух в полость под надкрыльями и через несколько минут снова ныряет вглубь.

Поднимается к поверхности за воздухом и водная улитка прудовик. В толще воды она плавать не может и медленно ползет вверх по стеблю растения. Наверху прудовик отделяется от стебля и долго плавает, подвесившись снизу к поверхностной пленке широкой площадью своей «ноги». Раскрыв дыхательную трубочку, прудовик набирает в свое тело воздух. Если тронуть прутиком плавающую у поверхности улитку, ее мясистая «нога» съежится, сцепление с поверхностной пленкой нарушится и прудовик погрузится на дно. Помогает прудовику плавать у поверхности и обильное выделение слизи, которая тянется за ним, как серебристая дорожка.

Но многим водным животным не нужно добираться до поверхности воды, чтобы дышать. Они дышат воздухом, растворенным в воде. Так дышат, например, длинная черноватая пиявка, водные личинки стрекоз, ручейников и других насекомых, ракушка беззубка, сидящая глубоко в донном песке.

1. Запишите названия растений пресного водоёма, которые вам удалось определить при работе с гербарием. Отметьте галочкой названия тех растений, которые вам доводилось видеть в природе.

2. Какие растения изображены на рисунках? Соедини стрелками рисунки и названия.

Сравни кувшинку, кубышку и стрелолист; рогоз, камыш и тростник. Выдели признаки, по которым эти растения можно различить в природе (ответь устно).

Сравнение кувшинки, кубышки и стрелолиста

Сходство:

  • Все три растения являются водными растениями.
  • Цветы кувшинок и кубышек похожи по форме и размеру.

Отличие:

  • У стрелолиста листья более вытянутые, чем у кувшинки и кубышки.
  • Цветы кувшинки розовые или белые, а цветы кубышки — жёлтые.
  • Цветы стрелолиста более мелкие, чем у кувшинки и кубышки.
  • Цветы кувшинки и кубышки растут по одному на стебле, а у стрелолиста на одном стебле распускается сразу несколько цветов.

Сравнение рогоза, камыша и тростника

Сходство:

  • Все три растения — это растения водных семейств.

Отличие:

  • Соцветия рогоза выглядят как длинные коричневые свечи, соцветия камыша напоминают красноватые зонтики, а соцветие тростника напоминает метёлку из мелких зёрнышек.
  • Высота стеблей рогоза не превышает 2 метров, высота стеблей камыша примерно 2 — 2,5 метра, а высота стеблей тростника достигает 5 метров.

3. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» узнай названия этих растений пресного водоёма и влажных мест, подпиши. Отметь растения, которые тебе доводилось встречать в природе (закрась кружок).

5. Эти рисунки подготовил для вас папа Серёжи и Нади. Узнай животных по фрагментам. Подпиши названия животных.

6. Составь схему цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в пресноводном сообществе.

7. Сформулируйте и запишите правила поведения у воды, соответствующие этим знакам. Добавьте ещё одно правило (с помощью учебника или самостоятельно)

Не рви кувшинки и кубышки

Не лови стрекоз

Не лови раков и моллюсков

Не разрушай жилища бобров

8. По заданию учебника (с. 185) подготовь сообщение о бобрах.

В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

Тема сообщения: Бобры

План сообщения:

Экологические связи бобров

  1. Бобры и деревья — новая поросль вместо старых деревьев
  2. Бобры и травоядные — столовая для косуль и зайцев
  3. Бобры и обитатели водоемов — незамерзающее пространство водоёмов
  4. Бобры и обитатели леса — водопой в удобном месте
  5. Бобры и защита от пожаров в лесу — каналы на страже леса

Бобры — строители

  1. Бобры — профессиональные строители
  2. Хатки — жилища бобров
  3. Плотины, построенные бобрами
  4. Бобровые каналы.

Важная информация для сообщения :

Примеры экологических связей бобров с окружающей средой (примеры из главы «Семь чудес короля грызунов» в книге «Зелёные страницы»)

Бобры подгрызают и сваливают деревья используя для этого свои удивительные зубы. Листья и кору сваленных деревьев бобры используют в пищу, а оставшиеся ветви и стволы — как строительный материал. Обычно бобры подгрызают мягкую осину, тополь или иву, но по зубам бобрам приходится и дуб. После бобровой обработки деревья дают богатую корневую систему и лес быстро восстанавливается.

Места бобрового лесоповала — это замечательная столовая для самых разных животных. Косули, лоси, зайцы и другие животные с удовольствием поедают оставленную бобрами кору деревьев и молодые веточки свежих побегов. Особенно важна роль такой столовой в зимний период, когда животным сложно найти доступные запасы еды.

Бобры умеют строить плотины из поваленных ими деревьев. Плотиной животные перекрывают реку и поднимают уровень воды, делая неглубокие места глубокими. В результате водоем становиться такой глубины, чтобы зимой вода не промерзала до дна. Не замерзшая подо льдом вода помогает выжить в суровую зиму не только самому бобру, но и многим животным и растениям живущим в этом водоёме.

Бобры также строят каналы, отходящие от реки или ручья в котором поселился зверёк. Каналы наполняются водой из водоёма и несут эту воду в самые дальние уголки леса. Естественно удобными каналами пользуются не только построившие их бобры, но и другие обитатели леса: животные приходят на водопой, растения получают дополнительную воду, а рыбы и водоплавающие птицы — место для обитания.

Во время лесных пожаров бобровые пруды и каналы преграждают дорогу огню, спасая лес от выгорания, а лесных животных от страшной гибели в огне.

Бобры — строители

Бобры — удивительные животные. Их с лёгкостью можно назвать профессиональными строителями. Строят они самые разные сооружения: хатки — жилища, плотины и каналы.

Хатка бобра — это самый настоящий дом высотой 2 — 3 метра. Снаружи хатка напоминает кучу веток и хвороста, но на само деле это очень прочный дом, стены которого плотно скреплены илом и глиной. Вход в хатку бобра всегда располагается под водой. Это защищает зверьков от незваных гостей. Внутри хатки всегда сухо и тепло. Бобры держат свой дом в чистоте и часто ремонтируют и надстраивают хатки. Некоторые старые постройки достигают 6 метров в высоты, кроме того исследователям встречались также хатки высотой 13 метров.

Плотины на реках и ручьях бобры также строят из поваленных деревьев. Они скрепляют ветки и стволы деревьев илом и глиной, чтобы плотина была прочной и не разрушилась под напором воды. Высота плотины может быть самой различной. Обычно бобры добиваются чтобы уровень воды в водоеме поднялся настолько, чтобы зимой вода не промерзала до дна. И зимой, и летом, бобры бдительно следят за целостностью плотины и очень быстро устраняют любую течь или разрушение своей постройки.

Каналы, построенные бобрами, могут простираться на длину до 100 метров. Они расходятся в разные стороны от водоёма и имеют целую сеть разветвлений. Бобриные каналы достаточно широки и глубоки для того, чтобы по ним можно было сплавлять древесину, а также спасаться в случае опасности для мохнатых строителей.

Источник информации: книга «Зелёные страницы» .

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в паре: описывать водоȅм по фотографии, определять с помощью атласа - определителя растения пресного водоȅма, узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод, выявлять экологические связи в пресном водоȅме. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод своего края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона, осуществлять взаимопроверку. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану в учебнике, обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни к воде, извлекать из книг «Зелȅные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресных вод, о поведении людей и обсуждать еȅ.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать основные правила поведения в окружающей среде, понятие - природное сообщество «водоȅм».

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно - следственные связи.

Р. - различать способ и результат действия.

К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно - познавательных задач

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Основные понятия и определения

Основные правила поведения в окружающей среде, понятие - природное сообщество «водоȅм».

Подготовка к усвоению нового материала

Познакомимся с природным сообществом пресных вод. Будем учиться бережному отношению к водным растениям и животным

Вспомни, по своим наблюдениям, какие рас-тения и животные встречаются в воде и у во-ды. Что интересного в их строении и образе жизни тебе удалось подметить?

1.Опишите водоём по фотографии.

2.Рассмотрите в гербарии растения пресно-го водоёма. Определите их с помощью атласа- определителя.

3.По рисунку на с. 180 — 181 познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв по-лоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

4.С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.

Изучение нового материала

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ПРЕСНЫХ ВОД

Живые организмы пресных вод (растения, жи-вотные, бактерии) образуют природное сооб-щество

Некоторые растения (рогоз, камыш, тростник, стрелолист) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднима-ются над водой. Корни кубышки и кувшинки тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности. Но есть и такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это, напри-мер, ряска, которая плавает на поверхности во-ды. А в толще воды плавают мельчайшие (мик-роскопические) зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной

Велика роль растений в водном сообществе. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организ-мов. Подводные заросли растений служат убе-жищем для животных.

Понаблюдаем за животными. Вот по поверх-ности воды стремительно бегают клопы-во-домерки. Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Они хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность.

В толще воды плавают хищные жуки-плавун-цы, растительноядные головастики лягушек и жаб, разные виды рыб, например карась, щука.

1.Утка-кряква: самка (а) и самец (б).2.Бобр, его плотина и хатка. 3. Камыш. 4. Клоп-водомерка. 5. Жук-плавунец. 6. Ка-рась. 7. Двустворчатые моллюски. 8. Речной рак. 9. Микроскопические зелёные водо-росли. 10. Тростник. 11. Цапля. 12. Стрело-лист. 13. Рогоз. 14. Кубышки. 15. Лягушка. 16. Кувшинка. 17. Щука. 18. Головастики. 19. Катушка. 20. Элодея. 21. Прудовик.

Карась питается растениями, личинками насеко-мых. Щука относится к хищным рыбам.

На дне живут речные раки. Они кормятся остатками мёртвых животных. Обитают на дне и двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух створок. Питаются эти моллюски очень интерес-но. Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.

Жизнь многих птиц, например уток и цапель, тоже связана с водой. Живут у воды и млеко-питающие — бобр, ондатра, водяная крыса, выдра. Информацию о них и изображения этих животных ты можешь найти в атласе-опреде-
лителе.

На водных растениях живут другие моллюс-ки — растительноядные улитки прудовик и ка-тушка. У них закрученные раковины.

Перловица Беззубка Прудовик Катушка

В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием бакте-рий мёртвые остатки перегнивают, разрушаются.

Из них образуются соли. Эти соли растворяют-ся в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.

ЧЕЛОВЕК У ВОДЫ

Ты уже знаешь, как вредит всему живому за-грязнение воды. Но не только над этим нам стоит задуматься

Многие красивые, интересные растения и жи-вотные, обитающие в пресных водах или на бе-регах, нуждаются в особой охране. Давайте не будем рвать кубышку и кувшинку, ловить раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз! Не будем разрушать жилища ондатр и бобров! Будем бе-речь лягушек и головастиков!

Зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Нужно делать во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород. Ты можешь участво-вать в этой работе, но обязательно вместе со взрослыми, потому что находиться на льду по-рой бывает опасно. Весной принимай участие в другой работе — спасении молоди рыб. Дело в том, что после весеннего разлива в разных местах остаются лужи. В них обычно бывает много мальков рыб. Им угрожает гибель, когда лужи высохнут. Чтобы спасти мальков, ребята их вылавливают и переносят в банках или вёд-рах в безопасные места.

Осмысление и понимание полученных знаний

По своим наблюдениям расскажи, какие рас-тения и животные пресных вод встречаются в ва-шем крае.

Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.

По приведённому на с. 165 плану дай характе-ристику пресноводного сообщества вашего края.

Обсудим!

Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?

Как приспособлены к жизни в воде и у во-ды различные растения и животные?

Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчез-нуть лягушки?

Проверь себя

Какие живые организмы составляют пресно-водное сообщество? 2. Какие растения и живот-ные пресных вод нуждаются в особой охране?

В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?

Вывод

В пресных водах обитают разнообразные жи-вые организмы (растения, животные, бакте-рии). Они составляют природное сообщество. Многие растения и животные пресноводного сообщества нуждаются в охране.

Задания для домашней работы

1.В тёплое время года проведите наблюде-ния у реки, озера или пруда. Воспользуйтесь атласом-определителем. Возможно, вам удаст-ся послушать лягушачьи концерты, увидеть, как поднимается к поверхности воды для дыхания жук-плавунец, как бегает по воде клоп-водомер-ка, как цапля высматривает свою добычу. Эти наблюдения подарят вам немало новых откры-тий и ярких впечатлений.

2.В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи рас-крыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

Loading...Loading...