Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся - Реферат. Ученическое самоуправление в школе Информация школьное самоуправление в школе

«Самоуправление в современной школе»

Выполнила: студентка ИДисО

направление 050700

БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ

психологическое обучение

Новиковой Людмилы Ивановны

2009 г.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Ученическое самоуправление и защита прав учеников 4

2. Структура школьного самоуправление 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

Список использованных источников 12

ВВЕДЕНИЕ

Возможно, слово "самоуправление" уже всем хорошо знакомо. Это значит, что в наших школах работает школьный парламент, школьное правительство, школьный совет или орган ученического самоуправления с каким-нибудь другим названием. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и "выйдут в жизнь". Чтобы добиться жизненного успеха, человеку нужны не только знания из учебников. Школа, конечно же, должна учить математике, физике и другим наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Делает ли это наша школа? Увы, не всегда. К сожалению, еще не все педагоги поняли, что школа должна меняться. Что ученики приходят в школу не за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И если в школе не будет работать ученическое самоуправление, то вряд ли она сможет идти в ногу со временем.

В настоящее время социально-образовательная сфера во многих ОУ характеризуется самостоятельным поиском пути и механизмов управления развитием. Это порождает параллелизм, часто мало эффективное использование средств и потерю времени - важнейшего ресурса развития детей. Эти издержки, которые терпит образование в период своего преобразования, связаны с тем, что образуется временной разрыв между "сломом" старой системы управления и созданием новой на основе технологических отношений. При этом анализ условий и проблем на уровне ОУ зачастую базируется на разрозненных сведениях, полученных как и в практике прошлого, без системного подхода.

Поэтому именно участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям. По российскому законодательству, управление образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Это означает, что школа должна выполнять социальный заказ, формируемый из двух источников: с одной стороны, государства, с другой стороны, общественности в лице участников образовательного процесса - учеников, родителей и педагогов. Директор школы должен перестать быть единственным источником власти, а стать хорошим менеджером, который справляется с выполнением заказа государства и органов школьного самоуправления. Многие до сих пор путают качество образования и качество обучения . Уже более десяти лет действует Закон об образовании, который трактует образование как "воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства". Заметьте, слово "воспитание" стоит в законе на первом месте.

Сегодня школьное самоуправление - это способ осуществления права на участие в управлении образовательным учреждением. Самоуправление не может подчиняться школьной администрации, наоборот, оно, в определенной степени, влияет на её работу. Мы говорим о правах человека и самоуправлении в школе не из-за того, что это записано в неких документах, и потому должно выполняться. Мы считаем, что школа сама заинтересована в том, чтобы как можно скорее перестроить свою работу на основе ценностей прав человека.

Школа, в центре внимания которой - ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление - необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.

1. Ученическое самоуправление и защита прав учеников

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её субъектов.

Органы самоуправления могут обладать представительными и исполнительными функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам школьной жизни от имени своих «избирателей» - например, учеников. Такие органы, соответственно, являются выборными. Если же орган самоуправления не имеет представительных функций, то выборность перестаёт быть необходимой. Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев.

Таково самое сжатое описание механики школьного самоуправления, и, конечно же, оно совершенно недостаточно. Но даже из приведенного здесь конспекта становится ясно, что школьная служба примирения может иметь статус органа ученического самоуправления с исполнительными функциями.

Сразу хотелось бы разрушить стереотипы, которые нередко возникают в связи с темой самоуправления и могут помешать дальнейшему восприятию текста.

1. Зачастую ошибочно ставится знак равенства между системой самоуправления и наиболее активным органом самоуправления, например, школьным правительством. Из-за этого вариант интеграции в ученическое самоуправление может быть воспринят как поглощение правительством службы примирения в качестве одного из «штабов». Нет, служба остаётся службой, и ни чем иным. Вхождение в систему органов школьного самоуправления не приводит к потере её самостоятельности, возникновению ситуации подчинения какому-либо другому органу самоуправления. В системе школьного самоуправления вполне нормальной практикой является существование независимых, «автономных» органов.

2. Часто на ученическое самоуправление ошибочно проецируют принципы и методы работы «старой доброй» пионерской организации. В том числе, считают совершенно естественным, что орган ученического самоуправления имеет над учениками власть, как в прежние времена совет дружины над пионерами. Нет, самоуправление - это не пионерская организация. Школьники дают выборным органам самоуправления право представлять свои интересы в управлении школой, но не дают права собою командовать. Следовательно, орган самоуправления не может ученикам ничего приказать.

Таким образом, ученическое самоуправление - это форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.

При развитых системах соучастия обучающихся в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления:

    общешкольный ученический совет,

    гимназический (школьный) парламент,

    ученический комитет (учком),

    старостат,

    школьная дума и др.

Следует отличать формы ученического самоуправления от детских и молодёжных общественных объединений , создаваемых самими обучающимися или взрослыми с участием детей в общеобразовательных учреждений, объединившихся на основе общности интересов.

Можно выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

Представительское направление - участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления разрешение конфликтов - посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности (см. описание работы школьных служб примирения во второй главе) информационное направление - информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета шефское направление - организация шефства старших над младшими внешние связи - организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом организаторское направление - поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников правозащитное направление - защита прав учеников в школе Приведенный список не является исчерпывающим. Тем более, он не означает, что в органе ученического самоуправления нужно обязательно создавать структурные подразделения, подобные секторам или штабам в «старых добрых» учкомах. Возможно, ученическое самоуправление в данной конкретной школе будет вести только одно направление деятельности. Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом делая всю работу единой командой - как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.

Правозащитное направление деятельности ученического самоуправления интересно тем, что, в отличие от других направлений, оно подкреплено минимально необходимой законодательной базой. Представительный орган ученического самоуправления не нуждается в том, чтобы школа признала его полномочия по защите прав учеников - они уже есть в действующем законодательстве. Обратимся к тексту Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Из Федерального закона

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Приведённые нормы Закона дают органам ученического самоуправления право выступать инициатором проведения дисциплинарного расследования и участвовать в его проведении. В случае несогласия с решением, принятым по результатам расследования, органы ученического самоуправления могут обратиться в вышестоящие органы. Это означает, что органы ученического самоуправления законодательно наделены полномочиями по защите прав ребенка в школе. При этом, данный закон (статья 6) трактует понятие «права ребенка» расширительно, включая в него не только права детей, провозглашённые Конвенцией о правах ребенка, но и весь объём прав человека в целом, закрепленный Конституцией, международными договорами и российским законодательством.

Продолжим текст закона:

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.самоуправление современной школе Контрольная работа >> Педагогика

Основы содержания образования в современной школе . 1. Понятие содержания образования... на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирует умения... коллективов, школы в целом; развитие школьного самоуправления . Повышение...

Самоуправление как эффективная форма организации досуга учащихся

Краткий анонс: Грамотно созданная структура (модель) самоуправления помогают учитывать все интересы учащихся при организации досуговой деятельности. С помощью ученического самоуправления мы не принуждаем учащихся, а предоставляем возможности для активного, полезного и интересного времяпровождения. Данный материал, может быть, применим в воспитательном процессе школы.

Самоуправлениекак эффективная форма организации досуга учащихся
(из опыта работы ГУО «Средняя школа № 43 г. Гомеля»)

Достаточно много в различных изданиях рассматривался вопрос ученического самоуправления. Необходимо ли оно в современной школе, или без него можно обойтись? Может ли самоуправление содействовать в организации досуга учащихся? Мы хотим раскрыть свою точку зрения на эту проблему. Почему проблему? Подчас многие не осознают, насколько грамотно организованное ученическое самоуправление поможет готовить школьников не только жить в обществе и государстве, но и вносить посильную лепту в его создание. Ученическое самоуправление на современном этапе – это не только грамотная организация досуга учащихся, но и возможность школьников самостоятельно выбирать пути развития, осознавать ответственность за свои действия. Другими словами ученическое самоуправление помогает учащимся приобрести личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Ведь молодёжь – это свое рода один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.
Обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание.
Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении.
В ГУО «Средняя школа № 43 г. Гомеля» вопрос ученического самоуправления рассматривается уже давно. Обратившись к проблеме, мы предлагаем решение через создание и функционирование четкой модели ученического самоуправления. Только тогда, когда каждый участник образовательного процесса будет чувствовать собственную значимость, можно смело полагаться - Ваше учреждение образования стало не только центром досуга учащихся, но и вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому.
Взрослых и детей в нашей школе объединяет не просто цель, а именно вера в возможность преодоления трудностей. Без общего воодушевления сотрудничества достигнуть трудно. Общая цель только тогда будет достигнута, когда будут приложены все усилия педагогов и учащихся. В нашей школе много талантливых учеников и педагогов, которые постоянно стремятся создать творческую атмосферу. Они прилагают все усилия, чтобы жизнь в школе была интересной, увлекательной, насыщенной, чтобы школа стала очагом культуры, добра, справедливости.
Школьное самоуправление учащихся направлено на вовлечение каждого в общие дела, общий поиск и творчество.
В начале пути самоуправление учащихся рассматривалась как организация досуга, отдыха, развлечений. По мере развития самоуправления все больше места должно отводиться в содержании его деятельности общественно-полезным делам, направленным на организацию жизни, учебы, труда учащихся, участие в управлении гимназией, на защиту своих прав и интересов.
Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов.
Органы самоуправления, исходя из потребностей и интересов всего коллектива, определяют цели и задачи деятельности, перспективы работы детского коллектива.
Важной организационной стороной взаимосвязи педагогического управления и ученического самоуправления является делегирование ответственности и полномочий, т.е. передача части управленческих функций от педагогов к учащимся.
Эффективную занятость учащихся помогает организовать Парламент школы во главе с Лидером. Для того чтобы занятость учащихся была организована во всех направления, было создано 5 министерств: 1. Образования и науки; 2.Спорта и туризма; 3. Информатизации; 4. Культуры и досуга; 5. Труда и заботы; а также в Совет Министров входят секретарь БРСМ и председатель БРПО. Возглавляют Министерства, не назначенные педагогами, а выбранные всеми участниками образовательного процесса учащиеся.
В период выборов Лидера и Министров школы каждый кандидат предлагает свою программу, в которой отражает мероприятия, социально-значимые акции и полезные дела интересные и необходимые на его взгляд для школы. В течение недели учащиеся школы знакомиться с предложенными программами, и выбирают не просто хорошего человека, а инициативного «руководителя». В нашей школе это мероприятие не «одного дня». Учащиеся должны прочувствовать: насколько значимо, почетно и ответственно возглавлять Парламент школы, а избиратели должны иметь возможность узнать о своем Лидере. Выборы проводятся в соответствии с «Положением о выборах Лидера школы» по плану:

Понедельник - представление программ кандидатов в лидеры школы (каждый кандидат оформляет красочный плакат с описанием биографии и предлагаемых мероприятий, социально-значимых дел, КТД и т.д., размещает в фойе школы)
Вторник - Пресс-конференция кандидатов с избирателями.
Среда - Видео обращение кандидатов в лидеры к избирателям
Четверг - Открытая агитация кандидатов в лидеры школы
Пятница - «День тишины» перед выборами
Суббота - Творческое представление кандидатов, Выборы лидера, танцевальный вечер.
После выборов Лидера школы и утверждения Министров, Советом школы утверждается Программа, которая состоит из мероприятий, предложенных детьми, а не навязанных педагогами. В этом учебном году были предложены:
День самоуправления (в День Учителя 01.10.2016);
Организация благотворительной акции «Подари елку детям»;
Организация шефства над начальной школой;
Конкурс «Мистер и Мисс школы 23.12.2016»;
Рождественский бал 28.01.2017
Акция «Уважай возраст» 01.10.2016;
Участие в субботнике «На благо родного района» и многое другое.
Пусть предложенные мероприятия кардинальным образом не отличаются от запланированных администрацией, но это предложения детей. Именно поэтому каждый Министр чувствует ответственность за реализацию своего дела. Одно из направлений Программы – шефская помощь, организует занятость не только учащихся старших классов, но и помогает, проведению мероприятий, акций для малышей. Такое направление воспитывает ответственность не только за себя, но и за других. Стимулом в качественном выполнении поручений и массовом участии, является традиционный конкурс «Лучший класс школы». Экран соревнований классов определяет ежемесячно лучший класс четверти. Награда за плодотворную работу, и умение организоваться – переходящий приз - символ лучшего класса «Скрипичный ключ», так как школа имеет музыкальную направленность. Цель конкурса- подготовка молодых граждан к участию в управлении своей страной, начиная с управления своим ученическим коллективом.
ЗАДАЧИ:
- формирование в школе демократических отношений между педагогами и учащимися, защита прав учеников;
- активизация участия в организации повседневной жизни своего класса, в реализации своих интересов и потребностей, в совершенствовании работы своей школы;
- развитие социально-значимых проектов.
Суть традиции в том, что на протяжении всей четверти учащиеся 5-11 классов соревнуются за звание лучшего. Их оценивают исходя из следующих направлений:
- соблюдение делового стиля одежды;
- поведение в столовой при приёме пищи;
- участие в акции «Макулатура»;
- организация и участие в мероприятиях ОО «БРПО», «БРСМ»;
- благоустройство территории школы;
- работа классного самоуправления;
- участие в общешкольных мероприятиях, посещение культурных мест, организация экскурсий.
Результаты работы по данным направлениям можно увидеть на специальном экране, который заполняется каждую неделю отметками по пятибалльной системе.
На наш взгляд такая работа позволяет каждому учащемуся найти свое место, чувствовать себя неотъемлемой частью, значимым подразделением. Здесь понятие «середнячек» не существует: даже если ты еще не определился, какую пользу можешь принести обществу, все равно каждый – составляющая часть целого. Пусть даже в роли исполнителя.
Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах своего коллектива. Самоуправление призвано всеми средствами, содействовать появлению у молодых людей чувства гражданского долга, стремлению разумно сочетать личные и общественные интересы, вносить реальный вклад в решение важнейших проблем общества и является одним из важнейших этапов социализации личности молодого человека, его самореализации и самоопределения. А годовая циклограмма деятельности ученического коллектива позволяет школе стать центром досуга.
С помощью ученического самоуправления мы не принуждаем учащихся, а предоставляем возможности для активного, полезного и интересного времяпровождения.
Самоуправление специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.
Грамотно созданная структура (модель) самоуправления помогают учитывать все интересы учащихся при организации досуговой деятельности.
Обучение навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности позволяет развить у учащихся желание участвовать в общественной жизни, не остаться равнодушным к событиям своего государства, реализовывать свои права и свободы, отвечать за свои поступки, выбирать власть и свой путь в жизни.
Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

Есть потребность и возможность САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Где ее нет, всякое САМОУПРАВЛЕНИЕ

Выродится в фикцию или игру».

С.И. Гессен

Самоуправление в современной школе.

Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организации

Цели ученического самоуправления - воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности.

Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы.

В обществе и в школах происходят определенные перемены. В связи с этим меняются функции, принципы и методы организации ученического самоуправления, а также позиция педагогов и учеников.

В нашей школе ученическое самоуправление находится на стадии функционирования, движения к развитию за последние годы не наблюдается, что снижает влияние ученического самоуправления на жизнедеятельность школы. Незаметно ослабевает единство педагогического и ученического коллективов в решении вопросов школьной жизни. Это волнует и . Поэтому возникла необходимость проведения данного педсовета, который поможет решить следующие задачи:

1. Выявить степень педагогической поддержки и влияния ученического самоуправления на жизнедеятельность школы.

2. Наметить пути, формы и методы дальнейшего развития ученического самоуправления в школе.

Школа должна предоставлять учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Опыт последних лет показывает, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то дает сбой, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Закона "Об образовании” о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Почему?

Скорее всего, проблема заключается в следующем:

1. Идея создания школьного самоуправления для России не нова, поэтому иногда слепо переносятся в настоящее время все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе.

2. Иногда педагоги, оказывались не готовы, к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением.

3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху, и в время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие, фиктивная деятельность, не вызывающая интереса у школьников.

4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети. Ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать. Последние исследования по вопросам школьного самоуправления, показали, что дети настаивают на введении контроля со стороны школьной администрации за своей деятельностью, а классному руководителю отводят роль "связного” с администрацией.

5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.

6. Еще одним фактором, влияющим на эффективное функционирование, является игнорирование создания "духа школы”, учет реалий скрытого содержания образованием.

Возникают вопросы:

· Может быть, не имеет смысла в нынешних условиях заниматься проблемой школьного самоуправления?

· Если организация школьного самоуправления актуальна для педагогов и учащихся, то, перечисленных выше проблем?

· Как создать школьное самоуправление?

· Как сделать работу школьного самоуправления эффективной?

Прежде чем задумываться о создании школьного самоуправления, необходимо ответить на вопрос о необходимости вовлечения детей в процесс школьного самоуправления.

Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций – подростка и педагога с учетом социально-психологических особенностей развития ребенка.

С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.

С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.

У,обучающихся, возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.

На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.

Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

Прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы, расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка.

В нашей школе функционируют детское объединение «Городок детства» и ученическое самоуправление. В состав ученического самоуправления входят учащиеся 5-9 классов. Существуют постоянные органы самоуправления – это 4сектора: вожатый, старосты, досуг и пресс-центр. Есть положение о школьном самоуправлении. Учащиеся школы организовывают рейды по проверке классных уголков, дежурств по школе, посещаемостью учащихся, участвуют в организации различных мероприятий и КТД. Ребята учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решение, взаимодействовать с товарищами, помогать другим, осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Обучающиеся стараются ответственно относиться к порученному делу, но, к сожалению, не все ребята это понимают. Ученическое самоуправление определяет основные направления деятельности ученического коллектива. В начале учебного года на заседании ученического совета актива, обучающихся, был составлен план работы самоуправления на учебный год, который скоординирован с планом учебно-воспитательной работы школы.

Особое место в планировании отведено коллективно-творческим делам. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления:
– совместно определяют цель своей деятельности;
– договариваются о средствах и способах ее реализации;
– управляют процессом ее осуществления;

результат (подводят итоги «Вести из класса»).
Среди учащихся много творческих детей. Все они входят в состав ученического самоуправления, которые, помогают в подборке материалов для сценариев.

Список использованной литературы:

1.Журнал «Классный руководитель», Москва,2008г.,№4

2.Журнал «Классный руководитель», Москва, 2008г.№2.

3.Е.Н.Степанова «Воспитательный процесс: изучение эффективности», Москва, «Сфера», 2001г.

4. Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя», Москва, «Вако», 2005год.

5.Журнал «Классный руководитель», Москва, 2007г.,№2.

6. И.А.Руднева. «Школа и родители»., Волгоград, «Учитель», 2006год.

7.Журнал «Классный руководитель», Москва, 2007 год, №5.

Ученическое самоуправление в школе.

Современная школа – это развивающееся учебное заведение, в котором апробируются и реализуются многие воспитательные программы и проекты. Воспитательная система школы, в которой особое внимание уделено детям для приобретения ими жизненного опыта, стала определенной точкой роста для школы, ресурсом, где могут раскрываться необходимые для творчества возможности . С 2003 года школа всерьез занимается вопросами самоуправления как системообразующим элементом школьной воспитательной системы, с одной стороны, с другой – как первичного результата деятельности.

В настоящее время происходит укрепление роли государственно-общественного управления образованием, в том числе, в общеобразовательном учреждении. В значительной мере этому способствует реализация положений Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года.

Кроме того, Государственный стандарт «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у подростков « организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, орга низаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и со трудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности» как одной из ключевых компетенций члена современного общества.

« Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи » (Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»).

Таким образом, развитие системы ученического самоуправления приобретает высокую степень актуальности в современной социальной, культурной, политической и экономической ситуации.

Мы представляем вашему вниманию ТРЕХУРОВНЕВУЮ схему-структуру ученического самоуправления Н.П. Капустина.

    I уровень - классное самоуправление:

Благодаря своим профессиональным знаниям, классные руководители помогают выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему поддержки активистов самоуправления; консультируют педагогов и родителей по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления и жизни класса.

В нашей школе каждый класс – модель, которая имеет структуру классного коллектива с 2 по 9-й класс и она различна в зависимости от уровня развития коллектива, стиля руководства классного руководителя и отношений «учитель-ученик». Наиболее широкое распространение в практике работы школы получила структура по видам деятельности (познавательная, художественно эстетическая, спортивно-оздоровительная, трудовая, шефская, информационная и т.п.). Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся класса входили в тот или иной орган. Рабочие органы называются комиссиями дисциплины и порядка, защиты прав детства, учебной, досуговой, трудовой, экологической, спортивной, творческих дел, сектор печати и командир.

Предлагаемая структура в классах младшего звена работает в игровой форме. В средних и старших классах функционирует система временных органов самоуправления «советов дел», создающихся под конкретные дела и проблемы класса.

У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.

Председатели органов самоуправления составляют совет класса. Совет класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности. Высшим органом самоуправления первого уровня является классное собрание.

    II уровень - школьное ученическое самоуправление,

В каждом классе есть лидеры, которые активно участвуют в школьной жизни, они объединены в большой ученический Совет старшеклассников.

В большом ученическом Совете ежегодно проводится общешкольная конференция, на которой открытым голосованием проходят выборы председателя ученического Совета и членов Совета школы. Распределение членов ученического Совета по комитетам проходит на первом заседании, где вырабатывается и план работы на учебный год. Председатель ученического совета руководит работой старшеклассников, проводит заседания, которые собираются 1 раз в месяц. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости.

Как и в любой школе, у нас есть проблемы, которые возникают при построении ученического самоуправления любой воспитательной системы. Но мы пытаемся решить их с помощью актива ученического самоуправления как классного, так и общешкольного. Во-первых, мы отказались от практики проведения «добровольно-принудительных» мероприятий, которые, как правило, планируются, организуются и реализуются педагогами для детей. Ребята лишаются шанса пережить важный для них опыт самостоятельного выбора дела, вырабатывают иждивенческую позицию по отношению к организации их жизни в школе. Начиная с прошлого года, ребята постепенно приходят к самостоятельному планированию ключевых дел детского самоуправления. Все дела в нашей школе начинаются с предложения «А давайте…»

Основа ученического самоуправления - ответственные за 7 отделов и председатель ученического самоуправления. Общее руководство осуществляет организатор воспитательной работы и заместитель директора по воспитательной работе. У совета есть определенные функции по управлению всей жизнедеятельностью и школьных, и классных отделов.

В основе деятельности ученического самоуправления лежит :

    Изучение запросов учащихся, доведение до сведения администрации и организация конкретной работы по их удовлетворению.

    Сохранение и приумножение школьных традиций, реализация программы развития школы.

О формах работы ученического самоуправления вам расскажут сами дети.

Роль педагогов и родителей в самоуправлении.

Педагоги и родители поддерживают участников самоуправления учат самоанализу и самокритике. Педагоги и организатор ВР создают атмосферу, чтобы каждый член детского самоуправления раскрывал свои способности, оказывают методическую помощь активу, привлекают к работе актива родителей, общественность, выступают продолжателем традиций, принимает участие в разработке документов актива: памяток, планов, положений, программ.

Педагоги учат детей анализировать свою работу, принимать конкретные решения и выполнять их. Это приносит результаты. Старшая вожатая Цвигун И.Н. стала лауреатом 1 городского конкурса «Организация воспитательных систем в общеобразовательных учреждениях» в номинации «Ученическое самоуправление».

    III уровень - школьное самоуправление,

Управляющим советом школы и является по сути соуправлением.

В основе его - совет школы (учащиеся школы - 3 человек, педагоги – 3 человека и родители - 3 человека). Его функции: стратегическое целеполагание (перспективы развития школы и улучшение школьной жизни), принятие решений.

Основные функции органов ученического самоуправления:

Общее собрание (не реже 1 раза в год):

рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;

решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;

формирует органы самоуправления в школе;

вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;

рассматривает и утверждает Положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;

заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Нормативно-правовая база для организации ученического самоуправления

раскрывает перечень основных документов, регулирующих функционирование ученического самоуправления, где указываются полномочия каждого органа.

Правовой основой развития ученического самоуправления в любом общеобразовательном учреждении являются Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» и УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« О государственной поддержке способной и талантливой молодёжи », и конечно

Программа ученического самоуправления.

В 2006 году мы создали программу «Ученическое самоуправление», которая помогает нам более полно реализовать себя в общественной жизни школы, сформировать чувство ответственности за свои поступки и готовность к выполнению будущих обязанностей перед обществом.

Цель ученического самоуправления - реализация интересов и потребностей учащихся, необходимых для формирования полноценной личности. Работа органов ученического самоуправления начинается с выявления актуальных потребностей и интересов учащихся, на основе которых определяются содержание, основные направления деятельности и организационная структура.

Задачи ученического самоуправления:

    выявление личностно и социально значимых потребностей, отбор тех, которые реально выполнимы,

    определение организационной структуры ученического коллектива,

    организация деятельности органов ученического самоуправления,

    предоставление педагогической поддержки и помощи,

    подведение итогов работы,

    анализ ее результатов.

Содержание деятельности :

    познавательная деятельность;

    трудовая деятельность;

    художественно-эстетическая,

    культурно-массовая и досуговая

    спортивно-оздоровительная деятельность;

    информационная,

    художественно-оформительская деятельность;

    гражданско-патриотическая и поисковая деятельность,

На развитие творческой активности учащихся благотворно влияют разнообразные методы стимулирования:

    объявление благодарности;

    награждение грамотой;

    вручение бесплатного билета в театр; музей, на дискотеку; экскурсионные поездки.

Реализация изложенных выше основных положений концепции позволит выстроить в школе систему ученического самоуправления.

Методами деятельности ученического самоуправления являются : общественное поручение, общественное мнение, позитивное стимулирование, авансированное доверие, традиции и ритуалы, личный пример, метод убеждения, игра, ответственное поручительство.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять. Ученическое самоуправление функционирует согласно теории социального управления. Основные функции социального управления - анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и корректировка и снова анализ .

Этапы реализации программы:

1. Подготовительный этап.

2. Этап становления.

3. Этап стабильного функционирования.

4. Этап модернизации.

Как в каждой программе, обязательно должен быть ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ концепции ученического самоуправления.

Что же мы хотим от программы - Ожидаемые результаты.

Ученическое самоуправление – это движущая сила процесса демократизации школы. Что она дает?

    создаст условия для личностного роста и саморазвития учащихся,

    наполнит новым содержанием деятельность органов самоуправления педагогов и родителей,

    создаст предпосылки для построения адаптивной воспитательной системы.

Таким образом, полная реализация программы станет важным шагом на пути становления правовой демократической самоуправляемой школы.

Модель выпускника в контексте программы построения и развития ученического самоуправления

    Нравственен.

    Способен к личностному самоуправлению.

    Способен самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия.

    Способен пользоваться своими правами, защищать их и выполнять гражданские обязанности.

    Ставит общественно полезные цели.

    Сочетает свои интересы с делами общественно полезной направленности.

    Способен к сотрудничеству.

    Отличается инициативностью, мобильностью, конструктивностью.

    Обладает организаторскими способностями.

    Способен к социализации в условиях гражданского общества.

    Обладает развитым чувством ответственности за судьбу своей страны.

ПОЛОЖЕНИЕ

об ученическом совете старшеклассников МОУ ООШ 12 .

Цель подготовка гармонично развитой личности , способной к активной жизнедеятельности в обществе , выработка умений самостоятельно делать выбор , формирование организаторских и управленческих качеств .

Задачи :

1. Создание ситуации успеха для реализации личности .

2. Формирование в детской школьной среде гуманистических ценностей , формирование активной жизненной позиции .

3. Планирование и реализация активных форм деятельности , воспитание в учащихся лидерских качеств .

4. Формирование высоконравственной личности и гражданского самосознания .

Основные пункты Положения:

1. Порядок формирования совета старшеклассников.

    1. Совет старшеклассников состоит из представителей 7-9 классов, избранных на классных собраниях сроком на 1 год.

      Педагогическое руководство работой совета старшеклассников осуществляет организатор внеклассной работы.

2. Организация работы совета старшеклассников.

    1. Председатель совета руководит его работой, проводит заседания.

      Решения совета, принятые на заседаниях, доводятся до сведения всех учащихся школы.

      В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной работы школы комитет выбрал направления:

      В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной деятельности школы комитет выбрал следующие направления:

    Учебно-дисциплинарное

    Патриотическое

    Культурно-массовое

    Оформительское

    Пресс-служба

    Физкультурное

    Ремонтно-хозяйственное

Оказание помощи в подготовке и проведении классных часов.

3. Основные критерии эффективной деятельности ученического самоуправления в школе:

4. ПОЛНОМОЧИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ .

5.1. Входить в состав Управляющего Совета школы.

    ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ каждого отдела и направления.

ПОЛОЖЕНИЕ о ВЫБОРАХ органов ученического совета старшеклассников

2. Порядок формирования совета старшеклассников.

    1. Совет старшеклассников состоит из представителей 7-9 классов, избранных на классных собраниях сроком на 1 год, устанавливается квота по 2 человека от класса.

      Совет старшеклассников избирает из своего состава председателя, руководителей комитетов.

      Педагогическое руководство работой совета старшеклассников осуществляет организатор внеклассной работы

    3.Организация работы совета старшеклассников.

      1. Председатель совета руководит работой совета старшеклассников, проводит заседания.

        Совет старшеклассников собирается 1 раз в месяц, внеочередные заседания проводятся по мере необходимости.

        Решения совета, принятые на заседаниях, доводятся до сведения всех учащихся школы.

        Совет старшеклассников взаимодействует с педагогическим коллективом и родителями через Совет школы. Председатель (по необходимости) может присутствовать на педсовете, совещаниях при директоре, заседаниях общешкольного родительского комитета.

    4.Основные критерии эффективной деятельности

    ученического самоуправления в школе:

      Включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление.

      Умение учащихся организовать деятельность коллективов.

      Осознание ответственности за достижение совместных целей.

      Умение анализировать и определять программу на перспективу.

    5. ПОЛНОМОЧИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ .

    5.1. Входить в состав Совета школы.

    5.2. Принимать участие в Совете профилактики (заслушивать неуспевающих в учебе и нарушителей дисциплины).

    5.3. Выходить с предложениями на общешкольный родительский комитет и Совет школы.

    5.4. Заслушивать ответственных за направления и принимать соответствующие решения.

    Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив. В нашей школе самоуправление функционирует на всех четырех уровнях: индивидуальном, первичном коллективе, коллективе школы и общешкольном уровне.

    6. Члены совета имеют право:

        1. избирать и быть избранным в руководящие органы Совета;

          участвовать в определении основных определений работы Совета, участвовать в составлении и реализации планов мероприятий.

          каждый член Совета имеет право выхода из своего состава после согласования с делегирующим коллективом.

          участвовать в мероприятиях, акциях, проводимых Советом.

    7. Член Совета обязан:

    1. Способствовать успешной деятельности Совета;

    2. Не нарушать норм Положения Совета, соблюдать регламент деятельности Совета, выполнять решения, принятые Советом;

      Информировать делегирующий его коллектив о деятельности Совета;

      Совершенствовать свои знания и умения в области общественно-политической деятельности, учиться культуре общения, пониманию другой точки зрения, находить пути сотрудничества.

    8. Полномочия членов Совета прекращаются:

      В случае утраты связи с коллективом;

      По решению делегирующего коллектива;

      По собственному желанию

      По окончанию школы.

    9. Организационное строение:

    1. Совет состоит из одной палаты (президиум);

    2. Возглавляет работу Совета председатель

    3. В Совете создаются структурные единицы, способствующие его эффективной работе.

    10. Прекращение деятельности Совета.

    Деятельность Совета прекращается по решению, принятому большинством голосов.

    Права граждан (учащихся) Школы № 12

    Учащийся имеет право на:

    свободу мысли, совести, религии;

    Развитие собственной личности, таланта, умственных и физических способностей;

    Участие в управлении Республикой Школой №12 (право избирать и быть избранным в Ученический Совет Школы)

    Учащийся обязан:

      Уважать права и свободы, человека указанные в Конституции Российской Федерации;

      Достойно нести звание гражданина Российской Федерации;

      Соблюдать Устав Школы;

      Добросовестно учиться;

      Во время приходить в школу (1 смена к 8.00час);

      Вести себя дисциплинированно на уроке и на перемене;

      Бережно относиться к имуществу школы;

      Вести здоровый образ жизни;

      Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы;

      Выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка;

      Выполнять правила для учащихся;

      Выполнять требования по соблюдению внешнего вида учащихся

    Все документы разрабатываются при активном участии школьников и должны быть утверждены на общешкольном собрании учащихся и Совете школы.

Идеи Ученического Самоуправления.

Всем известно, что с осени в нашей школе зародилось Ученическое Самоуправление. Но не все знают, что же это такое и зачем оно нужно. Что ж, УС - это право на управление школой и вид организации жизнедеятельности учащихся. Но по порядку: ученикам даётся право на управление школой, школьной жизнью, вместе с педагогическим составом и администрацией. УС основано на добровольности, инициативе и ответственности. В нашу команду входят те, кому небезразлична жизнь школы, те, кто хочет сделать эту жизнь лучше и интереснее. И мы пытаемся улучшить школьную жизнь через мероприятия, новые кружки. Мы хотим предложить каждому заняться чем-то интересным ему и полезным, чтобы каждый мог как-то проявить себя, развить, раскрыть таланты.

Активистская деятельность приводит к личным успехам. Она

помогает всецело раскрыть себя, попробовать в разных ролях. Многие ребята и не подозревали, что в них заложено столько энергии и идей!

Как по мне, главное качество, которое вырабатывает Ученическое Самоуправление - это гражданственность. Ведь если человек ещё в

школьные годы научится преподносить свои идеи, воплощать их, работая в команде, быть ответственным и активным - такой человек обязательно станет достойным гражданином демократического государства, которым и является наша Российская Федерация.

Высшие органы УС.

Высшими органами УС являются:

  • Общешкольная Конференция УС, созываемая один раз в год (для определения стратегического
  • развития Самоуправления и подведения итогов).
  • Совет УС собирается каждую неделю. На нём решается принятие идей мероприятий и их организация, ведётся контроль деятельности. В него входят главы всех центров и представители от каждого класса, которые доносят в свои классы всю информацию о предстоящих мероприятиях.
  • Президент - председатель УС. Он определяет направление деятельности и её действенную организацию.

Общество добрых дел.

Общество добрых дел занимается организацией общественно значимых дел, сотрудничество с организациями по защите

природы, помощи детским домам и иной благотворительностью. Воспитание доброты и милосердия, помощь тем, кто в ней нуждается. Недавняя акция помощи бездомным животным была проведена активистами Общества добрых дел.


Центр Культуры.

Центр культуры организовывает культурную жизнь учащихся, заведует школьными мероприятиями, связанными с культурой (постановки, концерты, конкурсы, выставки и проч.). Центр культуры подразделяется на два отдела: Отдел организации мероприятий и отдел тематических кружков.

Отдел организации мероприятий занимается организацией различных культурных мероприятий (концертов, конкурсов, выставок). Отдел тематических кружков имеет в ведении кружки по интересам (литературное кафе, например).


Центр Спорта.

Центр спорта призван пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать развитию физической культуры и спорта в школе. Центр проводит различные спортивные мероприятия и игры, принимает записи в спортивные кружки и наблюдает за их работой (посещаемость, активность и т.д.). Центр спорта подразделяется на два отдела: отдел организации спортивных мероприятий и спортивный клуб школы.


Центр Образования.

Центр образования призван формировать устойчивый интерес к знаниям, ответственное отношение к учёбе, расширение кругозора учащихся. Центр организует мероприятия, направленные на развитие познавательного интереса и расширение кругозора учащихся, организует взаимопомощь учащимся, способствует участию в олимпиадах, организует проведение Дня Ученического Самоуправления (Дня Дублёра). Центр делится на два отдела: отдел организации мероприятий и кружок помощи ребятам в трудных для них предметах.


Пресс-центр.

Пресс-центр освещает работу ученического самоуправления и жизнедеятельность школы, заведует школьными газетами и статьями на сайте школы, а также радио и телевидением. Данный центр способствует формированию художественного вкуса, приобретению навыков оформительской этики.

Пресс-центр подразделяется на 4 направления: печать, телевидение, радио и статьи на сайте школы.


Стажирующий центр.

Если вы хотите участвовать в жизни школы, быть активистом, но не уверены, какое направление выбрать, то добро пожаловать в Стажирующий центр! Здесь вам помогут влиться в атмосферу активистской деятельности и определить именно ваше направление.


Офис.

В офисе работают секретари и начальник кадров, хранятся и обрабатываются документы, принимаются заявления о вступлении в УС, находится Архив. Секретари заняты составлением и упорядочением документов, отчётов о работе центров, положений мероприятий, протоколов собраний и т.д. Главный секретарь заносит положения, отчёты (в том числе фотоотчёты) и т.д. в Архив УС, обучает новых секретарей работе, помогает в упорядочении документации, отслеживает работу всех секретарей. Секретари находятся в ведении главного секретаря.

Центр правопорядка.

Центр правопорядка способствует воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения, выполнению всеми школьниками Устава школы; призван защищать права всех участников образовательного процесса. Центр проверяет внешний вид учащихся, дежурство, посещаемость. Центр следит за тем, чтобы на территории школы никто не курил и не распивал запрещенные напитки, никто никого не обижал и не притеснял. Центр правопорядка подразделяется на два штаба: штаб дежурств и правовой штаб. Штаб дежурств призван отслеживать работу дежурных. Цель - обеспечить нормальную работу аппарата дежурств, тем самым повысив безопасность нахождения в школе. Правовой штаб ведает защитой прав всех участников образовательного процесса и урегулированием конфликтов.



Текст: Президент Ученического Самоуправления ГБОУ школы №2053 Беликова Екатерина (10«А»)

Изображения: Хохлова Мария (9«Б»), Супрун Анастасия (10«А»).

Loading...Loading...