Изготовление акустических систем своими руками. Рупорные акустические системы Самодельные рупорные колонки

Корпусная акустика это фактически ящик с динамиками. Он может быть разного размера, формы, иметь любую внешнюю отделку - суть от этого не меняется. Установленные в нем динамики, своей внутренней стороной нагружены на некий объем, а наружной излучают в сторону слушателя.

Корпусная акустика имеет перед другими видами акустического оформления очевидные преимущества:

Цена... Ящик из дерева или МДФ недорого стоит, даже если он снаружи отделан экзотическим шпоном или рояльным лаком. Что очень нравится производителям колонок - продавая «ящичные» конструкции они получают неплохую прибыль.

Простота... Колонка фактически состоит из трех взаимосвязанных элементов: корпуса, динамических головок и разделительных фильтров.

Размеры... Они могут быть очень разными - от размеров коробки для обуви, до габаритов платяного шкафа. (В эпоху всеобщей экономии, потакая требованиям моды и всемирному стремлению к миниатюризации электроники, габариты акустики все уменьшаются и уменьшаются.)

Для того чтобы получить от колонок небольшого размера нормальный бас, инженеры акустики применяют множество ухищрений - это всевозможные лабиринты и фазоинверторы, тяжелые диффузоры динамиков, сверхжесткие корпуса и т.д. Все это, положа руку на сердце - качество звучания не улучшает.

Фирмы - таки добиваются относительно хорошего воспроизведения низких частот от колонок, имеющих скромные габариты. Потому что покупателями предпочтение нередко отдается колонкам небольшого размера.

Рупорные колонки

С рупорной акустикой все намного сложнее. Рупор это преобразователь - который согласует сопротивление излучения головки с сопротивлением воздушного пространства.

Его габариты жестко привязаны к нижней излучаемой частоте и никакими способами их уменьшать нельзя - иначе рупор просто не будет работать. Рупорные конструкции, предназначенные для воспроизведения, как голосового диапазона, так и баса имеют очень большие габариты. Длина рупора в них достигает 1 - 5 метров, а площадь выхода «раскрыв» 2 - 4 кв. метра.

Понятно, что колонки с такими размерами решится поставить в дом один из ста человек.

Для уменьшения габаритов рупорных колонок применяют несколько методов:

Сворачивая рупор в спираль, или «змею» можно уменьшить внешние габариты, сохранив необходимую длину и раскрыв.

Тело рупора выносят за габариты комнаты под пол, в потолок или другую комнату, оставляя в видимой зоне только его выходное отверстие.

Колонки делают комбинированными. Для воспроизведения низких частот в них устанавливается басовый модуль с обычной динамической головкой. Средние и высокие частоты (наиболее информативные для воспроизведения музыки) оставляются рупорными.

В последней конфигурации колонки получаются приемлемых для жилого помещения габаритов. Такие конструкции пользуются наибольшей популярностью среди любителей джаза, классической музыки и вокала. Несмотря на немного «оторванный бас» они обладают неповторимым рупорным звучанием.

(Рупор повышает КПД динамика в десятки раз. Это своеобразная «коробка передач», которая согласует высокооборотный мотор - «динамик» с требующими большого момента колесами - «воздушным пространством». Какой бы ни был мощный мотор у машины, если в ней нет коробки передач, автомобиль ездит очень плохо. Обычные колонки в виде ящика с динамиками это как раз - машина без коробки передач.)

Для питания рупорных колонок требуются маломощные усилители, у которых заведомо меньше искажения, чем у мощных. И самое главное - рупорные конструкции прекрасно согласуются с ламповыми усилителями, которые во всем мире считаются эталоном для воспроизведения музыки.

Идеальный комплект продвинутого меломана - это рупорные колонки с ламповым усилителем . Рупорная акустика это «высший пилотаж», «бугатти вейрон», «яйца фаберже», или что - то подобное. Увлеченные музыкой люди идут к ней годами.

Самые лучшие системы в мире с самым естественным звучанием - РУПОРНЫЕ...

Традиционные или рупорные... какие колонки выбрать?

Выбор сделать достаточно просто. Если нужно «закрыть позицию» - установить в гостиной или выделенном помещении домашний кинотеатр, собрать систему высокого качества приемлемых габаритов и при этом не особо заморачиваться с «энергетикой голоса Эллы Фиджеральд на концерте в Бостоне в 1968 году» - нужно ставить традиционную акустику.

Но если Вам требуется…

… Чтобы на голове зашевелились волосы от голоса Владимира Высоцкого…

… Друзья сказали, что «За свои 40 лет жизни они ничего подобного не слышали, и вообще не представляли - что Высоцкий должен петь именно - ТАК… », и потом долго молчали…

… По коже бежали мурашки от энергетики Раммштайн… от Шоу Маст Гоу Он - Фреди Меркури…

Вам нужна - РУПОРНАЯ акустика

(Рупора вырывают человека из повседневной жизни, дают ощущения сродни наркотическим. Они полностью растормаживают психику человека и позволяют донести до ушей именно ту энергетику голоса исполнителя - которая была задумана звукорежиссером изначально.)

P.S. К большому сожалению, звук в мире за последние 20 лет, с момента рождения видео деградирует - и быстрыми темпами. Индустрия «медиа» целенаправленно переключает внимание со звука на красивую картинку на экране. Уши от этого страдают, а люди не понимают, почему им дискомфортно в кафе, клубах, ресторанах и даже на концертах звезд.

Рупора для ушей - это «Мадонна» Леонардо да Винчи для глаз…

… Делайте выбор Господа.


Корпусная акустика это фактически ящик с динамиками. Он может быть разного размера, формы, иметь любую внешнюю отделку - суть от этого не меняется. Установленные в нем динамики, своей внутренней стороной нагружены на некий объем, а наружной излучают в сторону слушателя.

Корпусная акустика имеет перед другими видами акустического оформления очевидные преимущества:

  • Цена. Ящик из дерева или МДФ недорого стоит, даже если он снаружи отделан экзотическим шпоном или рояльным лаком. Что очень нравится производителям колонок - продавая «ящичные» конструкции они получают неплохую прибыль.
  • Простота. Колонка фактически состоит из трех взаимосвязанных элементов: корпуса, динамических головок и разделительных фильтров.
  • Размеры. Они могут быть очень разными - от размеров коробки для обуви, до габаритов платяного шкафа. (В эпоху всеобщей экономии, потакая требованиям моды и всемирному стремлению к миниатюризации электроники, габариты акустики все уменьшаются и уменьшаются.)

Для того чтобы получить от колонок небольшого размера нормальный бас, инженеры акустики применяют множество ухищрений - это всевозможные лабиринты и фазоинверторы, тяжелые диффузоры динамиков, сверхжесткие корпуса и т.д. Все это, положа руку на сердце - качество звучания не улучшает.

Фирмы - таки добиваются относительно хорошего воспроизведения низких частот от колонок, имеющих скромные габариты. Потому что покупателями предпочтение нередко отдается колонкам небольшого размера.

Рупорные колонки

С рупорной акустикой все намного сложнее. Рупор это преобразователь - который согласует сопротивление излучения головки с сопротивлением воздушного пространства.

Его габариты жестко привязаны к нижней излучаемой частоте и никакими способами их уменьшать нельзя - иначе рупор просто не будет работать. Рупорные конструкции, предназначенные для воспроизведения, как голосового диапазона, так и баса имеют очень большие габариты. Длина рупора в них достигает 1 - 5 метров, а площадь выхода «раскрыв» 2 - 4 кв. метра.

Понятно, что колонки с такими размерами решится поставить в дом один из ста человек.

Для уменьшения габаритов рупорных колонок применяют несколько методов:

  • Сворачивая рупор в спираль, или «змею» можно уменьшить внешние габариты, сохранив необходимую длину и раскрыв
  • Тело рупора выносят за габариты комнаты под пол, в потолок или другую комнату, оставляя в видимой зоне только его выходное отверстие.
  • Колонки делают комбинированными. Для воспроизведения низких частот в них устанавливается басовый модуль с обычной динамической головкой. Средние и высокие частоты (наиболее информативные для воспроизведения музыки) оставляются рупорными.

В последней конфигурации колонки получаются приемлемых для жилого помещения габаритов. Такие конструкции пользуются наибольшей популярностью среди любителей джаза, классической музыки и вокала. Несмотря на немного «оторванный бас» они обладают неповторимым рупорным звучанием.

(Рупор повышает КПД динамика в десятки раз. Это своеобразная «коробка передач», которая согласует высокооборотный мотор - «динамик» с требующими большого момента колесами - «воздушным пространством». Какой бы ни был мощный мотор у машины, если в ней нет коробки передач, автомобиль ездит очень плохо. Обычные колонки в виде ящика с динамиками это как раз - машина без коробки передач)

Для питания рупорных колонок требуются маломощные усилители, у которых заведомо меньше искажения, чем у мощных. И самое главное - рупорные конструкции прекрасно согласуются с ламповыми усилителями, которые во всем мире считаются эталоном для воспроизведения музыки.

Идеальный комплект продвинутого меломана - это рупорные колонки с ламповым усилителем. Рупорная акустика это «высший пилотаж», «бугатти вейрон», «яйца фаберже», или что - то подобное. Увлеченные музыкой люди идут к ней годами.

Самые лучшие системы в мире с самым естественным звучанием - РУПОРНЫЕ...

Какие колонки выбрать

Выбор сделать достаточно просто. Если нужно «закрыть позицию» - установить в гостиной или выделенном помещении домашний кинотеатр, собрать систему высокого качества приемлемых габаритов и при этом не особо заморачиваться с «энергетикой голоса Эллы Фиджеральд на концерте в Бостоне в 1968 году» - нужно ставить традиционную акустику.

Но если Вам требуется:

  • Чтобы на голове зашевелились волосы от голоса Владимира Высоцкого…
  • Друзья сказали, что «За свои 40 лет жизни они ничего подобного не слышали, и вообще не представляли - что Высоцкий должен петь именно - ТАК… », и потом долго молчали…
  • По коже бежали мурашки от энергетики Раммштайн… от Шоу Маст Гоу Он - Фреди Меркури…

Вам нужна - РУПОРНАЯ акустика

(Рупора вырывают человека из повседневной жизни, дают ощущения сродни наркотическим. Они полностью растормаживают психику человека и позволяют донести до ушей именно ту энергетику голоса исполнителя - которая была задумана звукорежиссером изначально.)

P.S. К большому сожалению, звук в мире за последние 20 лет, с момента рождения видео деградирует - и быстрыми темпами. Индустрия «медиа» целенаправленно переключает внимание со звука на красивую картинку на экране. Уши от этого страдают, а люди не понимают, почему им дискомфортно в кафе, клубах, ресторанах и даже на концертах звезд.

Рупора для ушей - это «Мадонна» Леонардо да Винчи для глаз.

Колонки это основное поле битв фирм производителей и наиболее широкая тема для обсуждений любителями музыки - потому что они вносят наибольший вклад в качество звучания…

… и от них в первую очередь зависит - будет ли владелец системы ежедневно наслаждаться любимой музыкой, удивлять друзей ее масштабностью и естественностью, или использует акустику в виде дорогого - но мало полезного аксессуара.

Разные колонки не все жанры музыки отыгрывают одинаково хорошо. Одни прекрасно справляются с попсой, роком и RNВ, но напрочь отказываются от джаза и классики. Другие великолепно воспроизводят вокал - а Раммштайн на них звучит отвратительно.

Всеядной акустики не существует - либо она всеядна, но стоит неприличных с позиции здравого ума денег…

Подбирать колонки нужно особо тщательно - и желательно под музыкальные пристрастия будущего владельца, а их тип и марку увязывать с вполне конкретным усилителем, кабелями и помещением.

В первую очередь нужно обращать внимание на размер…

Зачем нужны большие колонки...

(Среди аудиофилов бытует мнение - большие колонки создают большой и масштабный звук, а маленькие - маленький…)

Бас является основой любой музыки, если его нет - то и вся музыкальная композиция звучит плоско и не интересно.

Если опустить из виду внешнюю отделку и форму корпуса, то прослеживается тенденция: чем больше внутренний объем акустической системы - тем лучше бас… От физики не уйдешь - низкие частоты имеют большую длину волны, и для их правильного воспроизведения необходим большой объем.

(По аналогии с автомобилями, как бы мы не ухитрялись в обычный городской седан нагрузить три тонны - ничего не получится, для этого нужен как минимум грузовик.)…

Хотя относительное качество низа можно получить и от небольших колонок…

Для этого в них применяют динамики с тяжелой подвижной системой и большим ходом диффузора. Такие динамики имеют низкую чувствительность (КПД) и для их нормальной работы нужны мощные транзисторные усилители.

… Большие мощности - большие токи, как следствие большой нагрев и уход характеристик.

Низкие частоты в таких колонках запаздывают по отношению к вокалу и отличаются заметной на слух вязкостью. Получается эффект «разрыва звука». Такой же происходит в комплектах для домашнего кинотеатра с мощным сабвуфером и небольшими сателлитами. Вы практически всегда слышите, что сабвуфер играет как бы сам по себе - отдельно от остальных колонок…

А звук на любом материале, неважно музыка это или звуковой трек фильма должен быть цельным - слитным.

Варианты компенсации малого объема колонок - лабиринты и фазоинверторы, влияют на звук не лучшим образом. При их применении - на низких частотах возникают заметные на слух горбы и провалы.

Системы - состоящие из колонок небольшого размера и мощных транзисторных усилителей хорошо отыгрывают поп музыку, современные клубные стили, классический рок - и весьма посредственно джаз и классику.

Наиболее легкий и открытый звук дают акустические системы «бесконечного объема» - когда динамические головки встроены в стены, а их задний объем ни чем не ограничен. Или колонки - представляющие из себя щиты большого размера с встроенными в них динамиками. По звучанию щиты очень похожи на акустику бесконечного объема и сильно выигрывают у «Ящичной» акустики.

К большому сожалению, в реальных домах и квартирах эти виды оформления применяются очень редко - а жаль...

… При совместном проектировании жилья и акустики в нем - оформление типа щит или бесконечный объем, можно встроить в помещение практически без ущерба для его дизайна. Только начинать это нужно как можно раньше, когда вокруг бетон - а не обои и навеска штор.

Что внутри колонок?

Звук от внешнего вида колонок зависит очень мало - он зависит от качества динамических головок, объема и жесткости корпуса, правильного расчета частот раздела и состыковки полос, точности элементов фильтров.

Эта многополярная задача сложно выполнима для крупносерийного производства. Акустика моделируется и настраивается один раз - происходит это на этапе изготовления опытного образца.

В отличие от внешней отделки - на внутренностях фирмы производители как правило - экономят…

Катушки фильтров наматываются тонким проводом - который вносит повышенное сопротивление

Для уменьшения затрат меди при сохранении индуктивности катушек - в них вставляют железные сердечники, которые плохо влияют на импульсные характеристики динамиков

Медь и особенно серебро, применяемое в катушках и конденсаторах фильтров - для экономии намешана в непонятных пропорциях с железом.

Резисторы для фильтров применяются недорогие обычно металлокерамические - невысокой точности

Каждая динамическая головка, произведенная в условиях крупносерийного производства, по характеристикам и звучанию хоть немного - но отличается друг от друга.

Индивидуальную настройку колонок никто не производит.

Звучание серийной акустики даже дорогой можно заметно улучшить, подстроив фильтры - поменяв в них элементы на более точные и качественные. Заменить штатную внутреннюю проводку на аудиофильские кабели. Установить внутри корпусов для увеличения жесткости стенок дополнительные распорки, добавить вибродемпфирующий материал…

Есть, где развернуться на постсоветском пространстве, с его немыслимыми запасами сверхчистой меди и серебра. Чем весьма успешно пользуются отечественные энтузиасты, усовершенствуя фирменные колонки. Такой себе «кастом» или ручная работа по изготовлению уникальных экземпляров не мотоциклов Харлей Девидсон - а звука.

(Кстати - многие уважаемые в мире зарубежные производители проводов для аудио не редко закупают материалы на Урале или дальнем востоке в России, где медеплавильные комбинаты все еще придерживаются советских стандартов чистоты и качества).

Многие поклонники рупорной акустики познакомились с ней еще во времена классических колонок. Для каждого меломана целостность восприятия и естественность звучания общей картины звука, куда важнее воспроизведения отдельных звуков. Рупорная акустика (англ. название Acoustic Horn) славится высокой степенью реализма, эффектом присутствия и выдающейся динамикой. Высококачественная рупорная акустика имеет свойство захватывать и удивлять слушателя. Многие продвинутые меломаны стремятся повысить качество своих акустических систем.

Основные отличия рупорной акустики от всех остальных

Рупорный громкоговоритель имеется высокий показатель КПД, что позволяет применять его в аудиосистемах высокого уровня. Но самое основное отличие высокочувствительных рупорных систем от всех остальных — большой динамический диапазон, широкая и линейная амплитудно-частотная характеристика громкоговорителей.

Отличная эффективность позволяет получать высокий уровень давления звука даже при использовании маломощных усилителей. Возможно использование данного типа акустики с усилителями различных конструкций. Это могут быть транзисторные усилители , ламповые усилители , усилители на микросхемах .

Владельцы редких усилителей с уникальной схемотехникой изготовленных на электрических лампах, смогут на полную мощность использовать имеющееся у них акустическое оборудование. Совершенствование акустики может превратиться в беспрерывный и чрезвычайно увлекательный процесс.

Если вы решили приобрести рупорную акустику

При планировании покупки акустических колонок следует помнить о том, что разница между качеством «плохих» и «хороших» рупорных колонок будет выражена куда сильнее, нежели чем разница между качеством акустики с традиционной конструкцией.

Бытует неправильное мнение, что данный тип колонок может окрашивать звук. Это далеко не так. Просто в ряде случаев используется не слишком высококачественные акустические системы, которые не обеспечивают должное звучание.
По отзывам специалистов, лучшее качество сегодня имеют рупорные колонки, оснащенные магнитами фирмы Alnico.

Такие изделия имеют достаточно высокую стоимость, которая обуславливается сложностью и дороговизной их изготовления. Диаграммы колонок могут изготавливаться из экзотических металлов. Подобная техника не примет стратегии снижения затрат и компромиссов.

Чтобы лучше ориентироваться в ценах приведем пример стоимости используемых компонентов. Так, например двухдюймовый компрессионный драйвер TAD, используемый во всех качественных системах Acoustic Horn Cessaro имеет стоимость порядка тысячи евро. Самый дорогой твитер, имеющий бериллиевую диафрагму имеет цену около 600 долларов.

Неудивительно, что Acoustic Horn Hi-End класса имеют достаточно высокую стоимость. Производители рупорных колонок изготавливают настоящие произведения искусств. Отдельные модели выпускаются лимитированными сериями, которые пользуются популярностью и уважением у истинных ценителей качественного звука.

Так, например, широко известна японская компания по производству Acoustic Horn Maxonic, которая появилась в 1932 году. Сегодня акустика от Maxonic — это супер современные изделия, в которых используются исключительно дорогостоящие компоненты и технологии. Одной из разработок данной компании является намагничивание систем с помощью активных магнитов. Подобная технология не имеет аналогов на рынке.

А. Богомолов, Израиль

На WEB-страницах, посвященных акустическому оформлению громкоговорителей, иногда встречаются рупорные системы. Они отличаются своим необычным внешним видом и непомерной ценой. Сложность изготовления рупора и применение дорогих широкополосных динамиков ставят эти системы на недосягаемую для конструкторов и любителей музыки высоту. А те немногие счастливчики, которым удалось послушать высококачественную рупорную акустику, говорят: «Кто хоть однажды это слышал, тот не забудет никогда».

Как же послушать это чудо? Для самоделыциков этот вопрос приобретает особый смысл. Будем изготавливать свой собственный рупор!

Мой первый рупор

Известны следующие соотношения между резонансной частотой и полной добротностью, по которым классифицируются головки.

1. Fj/Qb < 30 (F, - резонансная частота, Q B - полная добротность). Головки этого типа имеют низкую добротность и лучше всего работают в открытом корпусе и экране. К этому типу относится большинство бытовых головок для магнитофонов и другой носимой техники. Добротность их довольно высока, Q B > 1,2.

2. FJQ a < 50. Это так называемые компрессионные головки с тяжелыми диффузорами и мягким подвесом. В закрытом ящике такие головки обеспечивают наименьшую неравномерность АЧХ. Оптимальная добротность головки для такого применения Q B = 0,7.

Р,/0 В < 85. По виду они выглядят практически так же, как и го ловки для закрытых ящиков, но оптимальным оформлением является фазоинверторное. Наименьшую неравномерность АЧХ обеспечивают головки с Qb = 0,39. (

3. F^Qb <105. Это головки для полосовых резонаторов, бандпаов. Так обычно оформляются сабвуферы.

Головки для применения в рупорных системах разрабатываются специально. В качестве излучателя в конструкции широкогорлых рупорных громкоговорителей применяются низкодобротные электродинамические головки, Q B < 0,4.

Рупором называют трубу с переменным сечением и жесткими стенками.

На.практике применяют рупорные громкоговорители двух типов: широкогорлые и узкогорлые. Входное отверстие имеет площадь, близкую к площади основания конуса головки. Поэтому их и называют широкогорлыми. Есть и узкогорлые рупоры, они соединяются с головкой через камеру, играющую роль акустического трансформатора. Применение рупора, нагружающего подвижную систему громкоговорителя очень сильно (в добрый десяток раз) улучшает КПД последнего и таким образом дает возможность получить достаточную величину звукового давления и громкость при сравнительно небольшой мощности усилителя. Для тех, кому слово «рупор» напоминает алюминиевую воронку, в которую кричит капитан, предложим более лаконичное слово - горн. В дальнейшем будем пользоваться именно этим термином, принятым в среде производителей акустических систем.

Размеры горна тесно связаны с нижней воспроизводимой частотой. Не стоит и думать об изготовлении в домашних условиях горна с нижней частотой 20 или 30 Гц. Длина волны на нижней границе звукового диапазона превышает 10 метров, а размеры горна должны быть еще больше. Выбор нижней частоты является ответственным моментом проектирования. При этом нужно учитывать множество факторов, начиная от собственных технологических возможностей, габаритов комнаты прослушивания, параметров головки и заканчивая общей концепцией системы.

Большое влияние на чувствительность и благозвучность горна оказывает его форма. В настоящее время известны конические, гиперболические, параболические и экспоненциальные конструкции. Все они имеют свои преимущества и недостатки, но последние считаются самыми музыкальными. В 1926 г. английский инженер Питер Войт (Peter Voigt) нашел кривую, впоследствии названную.трактрисой.

ТРАКТРИСА (новолат. tractrix, от лат. tractus - вытянутый) - плоская трансцендентная кривая, для которой длина отрезка МР касательной от точки касания М до точки Р пересечения с данной прямой (осью) есть величина постоянная. Являясь разновидностью экспоненты и сохраняя все ее преимущества, трактриса позволила уменьшить длину гбрна и сделать колонки более компактными практически без ухудшения параметров. Именно Войту мы обязаны тем, что эта технология до сих пор успешно внедряется в моделях для домашнего применения.

Однако, несмотря на это открытие, колонки все равно получаются более громоздкими, сложными в изготовлении и значительно более дорогими, чем традиционные закрытые ящики и . Высокая стоимость обусловлена еще и тем, что расчет горна крайне сложен. Все существующие методики дают приближенные результаты, а кроме того, невозможно с первого раза правильно выбрать параметры, закладываемые в формулы для компьютерных программ. Многие из них определяются экспериментально, почти на законченном изделии. Можно себе представить, во что обойдется, такой метод, когда каждый раз приходится изготавливать чрезвычайно сложную деревянную конструкцию, меняя в ней лишь один элемент. Любое, даже самое незначительное отклонение может кардинально изменить или даже полностью «убить» звук.

Программа, с помощью которой мы будем производить расчеты, называется Tractrixl2. Ее можно без труда найти в Интернете. Выби-

Таблица 2.1

Длина (мм)

Радиус (мм)

Длин^1 (мм)

Радиус (мм)

раем нижнюю частоту горна 300 Гц и входное отверстие, равное 3 дюймам. В табл. 2.1 приведены радиусы сечений горна на различных удалениях от выходного отверстия.

Точность 0,1 мм - для тех, у кого есть токарный станок. Измерения при изготовлении горна делать довольно неудобно, поэтому при ручной обработке будет возникать погрешность, с которой придется смириться.

Длина горна, как видно из таблицы, составляет 250 мм. Входное отверстие горна соответствуют трехдюймовому динамику, то есть такому, у которого диаметр диффузора около 75 мм. У него даже нет названия, на торце магнита есть надпись, 4 ohm, 5 W. Такие головки устанавливают в компьютерных АС. Тип или название не имеют особого значения, главное, чтобы она была широкополосной. Сечение и возможные разновидности оформления приведены на чертежах (рис. 2.1, а, б).

Материалом для изготовления горна может быть древесина или пластик; в литературе встречались фотографии горнов, выдолбленных в камне или отлитых из бетона. Если нет подходящего полена, можно предложить другой способ изготовления.

Для изготовления каркаса горна нам потребуется пенопласт плотностью не менее 30 кг/м 3 . Из всех разновидностей пенопласта необ-

Рис. 2.1. Возможные варианты исполнения

Рис. 2.2. Использование электродрели в качестве токарного станка ходимо выбрать наиболее прочный. Он должен иметь мелкопористую структуру, не крошиться при надавливании на кромку. Пузырьки в структуре пенопласта должны быть не более 3…5 мм. При резке ножом должна оставаться ровная и гладкая поверхность. В качестве токарного станка удобно использовать электродрель с регулируемыми оборотами (рис. 2.2, а, б).

Берем заготовку толщиной 250 мм, на ней чертим окружность диаметром 380 мм. При помощи полотна ножовки вырезаем цилиндр. Это наша болванка. Вырезаем из фанеры две шайбы диаметром 60 мм. В центре болванки и шайб сверлим отверстие диаметром

10.. .12 мм под шпильку, на которой будет обрабатываться деталь. Шайбы нужны для того, чтобы пенопласт не деформировался и не прокручивался на Шпильке. Собираем всю заготовку, стягиваем гайками и зажимаем в патрон дрели. В качестве резца можно применять нож, напильник, наждачную бумагу, обернутую вокруг деревянного бруска или обломанное ножовочное полотно. Медленно повышаем обороты, центрируем и подбираем лучшую точку зажима. Увеличиваем обороты и обрабатываем заготовку по размерам чертежа.

При шлифовке пенопластового каркаса начинаем с наждачной бумаги № 2, потом № 1 и наконец доводим «нулевкой». В месте крепления динамика эпоксидкой приклеиваем фанерное кольцо. Можно прикрепить динамик и даже попробовать включить и послушать. Изменения и необычность звука слышны и на таком полуфабрикате.

Любопытно, что частоты ниже 600 Гц становятся «плавающими». Они появляются и исчезают в зависимости от местоположения горна и ориентации его относительно окружающих поверхностей. Например, в углу комнаты или у стены «низа» есть, а если держать горн в руке в центре комнаты - их нет. Секрет прост. Пенопласт, вследствие своей невысокой плотности, имеет низкий коэффициент отражения звука. Для низких частот он прозрачен. Необходимо армировать внутреннюю поверхность горна более плотным материалом. Выбираем самоклеющуюся алюминиевую фольгу. По каталогам фирм в интернет-магазинах она называется Aluminium-Foil Таре (лента алюминиевой фольги). Толщина фольги на бумажной подложке 30 микрон. Длина в рулоне 45 метров, ширина 50 мм. Стоит такой рулон $5. Если нет возможности приобрести этот очень удобный материал, придется искать другую фольгу и клеить ее нерасгвяющим пенопласт составом. Фольгу следует нарезать трапециевидными лоскутками и приклеить, тщательно проглаживая ее поверхность (рис. 2.3, а, б).

Loading...Loading...