Как сделать деревянный ковш для бани своими руками. Русская деревянная ложка Как сделать ковш из дерева своими руками

Этот урок нам предоставил МАСТЕР из г. Сызрань В нем подробно рассказано (и показано - пока самый большой на сайте мастер-класс - больше 30 фотографий), как изготовить из полена красивый ковш-кружку.

Итак, для начала берем полено и распускаем его на кряжи необходимой длины. Делать это удобно с помощью бензо- или электропилы.

Раскалываем его на две "равные семядоли".
Выводим топориком рабочую плоскость, если это, конечно, надо, Наносим на нее контуры будущей посудины и им же начинаем удалять излишки материала, сначала грубо.

Можно (и нужно) в некоторых местах например, с торцов, воспользоваться ножовкой, лобзиком, а лучше ленточной пилой (если есть - у нас пока нету)

Ручку надпиливаем, оставляя припуск и скалываем топором. Опасный момент! Если волокна пойдут не прямо можно и пол черпака сколоть!

Более тонкое удаление материала идет с помощью полукруглых стамесок.

На получившемся боковом профиле наносим контуры ручки и черпака.

И еще один кадр, иллюстрирующий обе проекции.

Переходим к обработке ручки. Теми же стамесками грубо убираем материал, подгоняя его под контур.

выбираем отверстие с помощью клюкарзы

что не удобно срезать стамеской, убираем с помощью ножа

теперь необходимо соединить контуры на дне и корпусе. Для этого наносим еще один контур сужения дна.

сделал это топором, можно ножом или стамеской, не принципиально

Острым ножом убираем все неровности, угловатости и пр, закругляя формы.

Делаем это примерно до такого внешнего вида.

Переходим к выборе чаши. Для ускорения процесса воспользуемся на 35 мм. Тут главное не просверлить насквозь.

Далее силовой стамеской с киянкой скалываем основную массу внутри. Стамеска, как и многие мои инструменты, самопальная. Отковал её из рессоры закалил, вот так и использую. Вполне рабочая

Постепенно убираем материал из черпака.

Берем более узкую стамеску и продолжаем работу.

клюкарзой углубляемся в дно, срезая плоскую часть, образованную фрезой.

Равномерно выбираем материал до вот такого состояния: стенки немного просвечивают, толщину надо оставлять примерно 5-6 мм с припуском на дальнейшую шлифовку

Вот общий вид промежуточного изделия.

Переворачиваем ковш и на донышке выбираем =углубление, что бы он не качался на столе.

Убираем всё лишнее и вот что имеем в конце первой части. СРОЧНО заворачиваем в газеты и пакет, а то треснет!!! Пусть сохнет. Потом будет шлифовка.

Всё, сушка завершена. Приступаем к шлифовке

Начнём шлифовать внутреннюю часть вот такой самопальной приспособой.

Вот так стало после 7-10 минут работы, в процессе два раза поменял наждачный кружок. Но ручками работать всё равно нужно!

Теперь шлифуем снаружи. Ленточная шлифовальная машина очень облегчает жизнь!

Прогоняем ковш со всех доступных сторон, с лентой до 80.

после обработки 80-й лентой получается вот так.

Теперь ручками! Наждачкой такой же зернистости выравниваем остатки и потом более мелкой зачищаем до гладкого состояния.

Затем мочим водой. Поднимаем ворс и снова шлифуем постепенно уменьшая зернистость

Удобно для этого пользоваться вот такой губкой. Я повторял процесс раза 4, результат устроил. Можно больше, шкуркой ковшик не испортишь!

Теперь пропитка. Я пользуюсь обычной льнянкой из аптеки. Некоторые рекомендуют специальное отбеленное льняное масло, я не пробовал пока. Сначала наливаем его внутрь.

На торцах проступает масло буквально на глазах! Далее густо смазываю всю поверхность и оставляю на солнце до впитывания, потом повторяю процесс.

Пропитывал три раза. Потом растапливаю воск на водяной бане и кистью наношу. Затем прогреваю кружку (без фанатизма!!!) для впитывания воска, протираю сухой тряпочкой и всё. (бурные аплодисменты, переходящие в овации)

Выставки русской деревянной ложки в ВМДПНИ. Посмотрим же на эти изделия подробнее. Далее — фото и тексты непосредственно с самой выставки.

Ложки-черпаки
Якутия, Сунтарский улус, с. Тойбохой, начало XX в.
Дерево, кап берёзы, долбление, резьба

Ложка — один из тех предметов, который сопровождает человека практически с самого рождения и до конца дней. Сколько пословиц, поверий с ней связано! Однако так ли часто мы задумываемся, всегда ли она была такой, какой мы привыкли её видеть?..



Ложка шаманская
Якутия, Сунтарский улус, с. Тойбохой, конец XIX в.
Дерево, долбление, резьба

Мы рады представить Вам выставочный проект, в котором постарались показать всё многообразие привычной нам деревянной ложки . И действительно, сложно порой представить, что ковш-черпак может достигать в длину полутора метров, а некоторые ложки становятся поистине магическими предметами, являясь верными спутниками шамана.



Сверху вниз: Ковш

Кап, долбление, резьба. Коллекция В. Б. Карпова
Ложка
Хабаровский край, мастера-нивхи, 2006 г.
Дерево (грецкий орех), резьба, тонировка. Коллекция В. Б. Карпова
Детские нанайские ложки
В. Донкан, 1974 г.
Хабаровский край, с. Сикачи-алян
Дерево, резьба, цветная гравировка

Представленные на выставке ложки из музейного собрания — от ковшей XIX века до авторских ложек конца 1960-х годов — органично дополняет коллекция современных резных ложек Виктора Борисовича Карпова, собранная им в разных уголках нашей страны. Предметы из неё, выполненные из разных пород древесины, необыкновенно передают красоту текстуры натурального дерева.



Слева: Черпак для медвежьего мяса
Диди Черуль, 1890-е гг.
Хабаровский край, с. Койма. Дерево, резьба
Справа: Лоток
Диди Черуль, 1890-е гг.
Хабаровский край, с. Койма
Дерево, долбление, резьба, подкраска
Ложки нивхские для медвежьего праздника
Хабаровский край, дер. Ухта, с. Романовка, первая четверть XX
Дерево, резьба, подкраска
Ниже: Ложка
2013 г., приобретена в Москве
Дерево (орех), резьба. Коллекция В. Б. Карпова

История изготовления ложки насчитывает не одно тысячелетие. Так, по свидетельствам археологических раскопок, уже пять тысяч лет назад в Древнем Египте пользовались ложками из камня и дерева, а в Греции — особыми ракушками.



Ложка нанайского шамана
Хабаровский край, 2006 г.
Дерево (ольха), резьба. Коллекция В. Б. Карпова

В повседневный обиход в Европе ложки вошли в Средние века и были в основном деревянными и роговыми. А на Руси ложка была известна уже в X веке, во времена князя Владимира — упоминания об этом можно найти в «Повести временных лет». Знакомая нам овальная форма ложки с длинным черенком получила особое распространение к середине XVIII века.



Композиция из трёх ложек 2015 г., приобретена в Москве
Кап ореха, резьба, тонировка. Коллекция В.Б. Карпова

Для простого крестьянина ложка была одной из немногих личных вещей, и «свою» ложку часто помечали особым образом. Но, как многие предметы традиционной культуры, ложка была не просто частью повседневного быта. Она играла важную роль в обрядах, олицетворяя члена семьи; молодожёнам на свадьбу обязательно дарили деревянную расписную ложку; она была также необходимым атрибутом некоторых святочных гаданий.



Ложка удегейская (юга) . Дерево, резьба

Кроме того, ложка стала одним из любимых русских народных музыкальных инструментов. Ложку украшали искусной резьбой, красочной росписью, а иногда даже инкрустировали перламутром или металлом.


На нашей выставке представлено более 120 ложек из самых разных регионов России — от Архангельска до Якутии. Многообразный предметный ряд дополняют графические зарисовки из экспедиций НИИХП 1960-х годов, а также редкие фотографии и эскизы из архивов В.М. Вишневской, В.А. Барадулина и других.



Справа вверху: Сувенирные черпаки
Карачаево-Черкесское объединение художественных промыслов и производства сувениров, 1977 г.

Справа внизу: Ковш
Ессентуки, 2001 г.
Красное дерево (тис, топляк), долбление, резьба, коллекция В. Б. Карпова
Ложка
Дерево (грецкий орех), резьба Молдавия, 2003 г., коллекция В. Б. Карпова
Слева внизу: Композиция из ковша и трёх ложек
Ессентуки, 2001 г.
Софора (кавказская акация), резьба, коллекция В.Б. Карпова
Слева внизу в углу: Ложка-змейка 2004 г., приобретена в Москве
Дерево (можжевельник), резьба, коллекция В.Б. Карпова
Слева вверху снизу вверх: Ложечка декоративная 2000 г., приобретена в Москве
Красное дерево, резьба, коллекция В. Б. Карпова
Ложка-совок
Дерево (розовая акация), резьба. Молдавия, 2003 г., коллекция В. Б. Карпова
Ложка-черпачок
Дерево (корень вишни), резьба. Молдавия, 2003 г., коллекция В.Б. Карпова

Самые ранние из представленных предметов — ковши, изготовленные в XIX веке на Русском Севере и в Поволжье. Среди других — ложки Сергиево-Посадского региона рубежа XIX-XX веков, в том числе ложки И.С. Хрустачева со сценами из жития Сергия Радонежского, поражающие своей тончайшей миниатюрной резьбой.



Зарисовки ковша и ложки . Из альбома «Художественная обработка дерева в Западной Сибири».
А. Артемов, г. Москва, НИИХП, 1972 г. Картон, акварель, карандаш.

Особое место на выставке занимают декоративные ковши, выполненные в русском стиле выдающимся мастером В.П. Ворносковым в мастерских села Кудрина и А.П. Зиновьевым в Талашкине.



Ложки . Казахстан. Дерево, резьба, выжигание.

Ну и, конечно, на выставке невозможно было обойтись без знаменитых хохломских ложек, изготовленных в нижегородских селе Сёмине и городе Семёнове, который нередко называют «ложкарной столицей».



Слева ниже: Ложка разливная
Дагестан, с. Кумух, начало XX в.
Дерево (акация), долбление, резьба
Слева в центре: Черпак «Гель»
Г.Г. Газимагомедов, 1990 г., Дагестан, с. Унцукуль
Дерево (абрикос), мельхиор, резьба, насечка, лак
Слева вверху: Поставец для столовых приборов с ложками
Г.Г. Газимагомедов, 1989 г., Дагестан, с. Унцукуль
Дерево (абрикос), металл, резьба, точение, насечка, лак; дерево (абрикос), резьба, лак


Слева: Ложки ладьеобразные
Дагестан, начало XX в.
Дерево (самшит; горный дуб), резьба, тонировка, графическая вязь
Справа: Ложка на длинном черенке для размешивания праздничной халвы — бяхух
Дагестан, с. Куяд, первая треть XX в.
Дерево (дуб), резьба
Привезена из экспедиции Е.М. Шиллинга 1944 г.

Уже в конце XIX века изделия местных мастеров пользовались заслуженным успехом на Нижегородской ярмарке. Мы же представляем в этом разделе выставки наиболее ценные образцы 1920-х — 1960-х годов, которые редко покидают музейные фонды.


Среди ложек из других регионов — привезённые из экспедиций в Дагестан 1944-1946 гг. знаменитым этнографом-кавказоведом Е.М. Шиллингом, а также необыкновенные работы из аварского села Унцукуль. Оно знаменито своим промыслом насечки по дереву, который соединяет различные виды декоративно-прикладного искусства — резьбу по дереву и ювелирное дело. В комплексе, посвящённом Дальнему Востоку и Якутии, вы увидите нивхские ложки для медвежьего праздника и редкую шаманскую ложку.


Эскиз ложки и совка с хохломской росписью .
1950-е — первая половина 1980-х гг. Бумага, акварель


Рисунок. Ложки из собрания ГИМ. 1950-е — первая половина 1980-х гг. Бумага, акварель

В коллекции представлены декоративные неокрашенные ложки, изготовленные из различных пород деревьев.



Ложки и черпаки с росписью хохломского типа
Нижегородская обл., 1920-е — 1960-е гг., Дерево, резьба, роспись

Для изготовления декоративных ложек мастера используют древесину почти всех пород, кроме сосны и ели. Заготовка для будущей ложки называется «баклуша». Она должна быть предварительно хорошо просушена, чтобы ложку не «повело» при изготовлении. Естественная сушка занимает до полугода, но сейчас мастера всё чаще используют для этого специальные печи.



Художницы артели «Хохломская роспись» М.М. Артамонова и Ф.Ф. Сиротина, 1959

Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянных ложек — раскалывание чурбанов на баклуши, обтёсывание баклуши вчерне, раньше проводились не мастером, а помощником-подмастерьем. Первоначально выражение имело смысл «делать очень несложное дело», а позже приобрело иной смысл — «бездельничать, праздно проводить время».



Ложки
Горьковская обл., с.Полховский Майдан, 1960—1970-е гг.
Дерево, резьба, роспись, лак

При работе над ложкой мастер учитывает тип и фактуру дерева. Самая мягкая и податливая для обработки древесина у липы, ольхи, осины, поэтому эти породы пользуются у мастеров наибольшей популярностью. Структура древесины у таких ложек однотонная и не яркая.


Н.Г.Подогов и Ф.А.Бедин

Берёза и дуб более твёрдые и имеют выраженную красивую структуру.


Ковши
Архангельская губ., XIX в.; Вологодская губ., дер. Шевелевская, конец XIX — начало XX вв.
Дерево, долбление, резьба



У плодовых деревьев (яблоня, груша, слива, черешня, персик) древесина ещё более твёрдая и красочная, с узорной структурой. Наиболее интересные рисунки на ложках даёт груша, причем вид узоров в сильной степени зависит от грунта, на котором росло дерево. Используют мастера и «тёмную» древесину, например, хурму, ореховые породы.



Ковш
А.П. Зиновьев, 1900-е гг.
Смоленская губ., Талашкино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, вощение

Умение мастера состоит в том, чтобы «угадать» внутреннюю красоту узора дерева и наиболее интересно показать её в форме готового изделия, что хорошо видно в представленных экспонатах.



Ковш; ковш-черпак
А.П. Зиновьев, 1900-е гг.
Смоленская губ., Талашкино, Талашкинские художественные мастерские
Дерево, медь, речной камень, монеты; долбление, резьба, выжигание, тонировка, подкраска, вощение, чеканка


Миниатюрные ковшики
В.П. Ворносков, 1902-1910 гг.
Московская губ., Дмитровский у. , дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, лак


Ковш декоративный
В.П. Ворносков, 1905-1910 гг.

Дерево, резьба, тонировка, лак



Ковш

Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино

Происходит из собрания М.О.



Ковш-черпак
В.П. Ворносков, 1900-1905 гг.
Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, лак
Происходит из собрания М.О.



Ковш-черпак
В.П. Ворносков, 1902-1905 гг.
Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, лак
Происходит из собрания М.О.




Вверху: Ложки
г. Загорск, 1920-е гг.
Дерево, резьба, роспись, лак
Внизу: Ложка с черенком в виде дракона
Россия (?), начало XX в.
Дерево, резьба, тонировка






Слева: Ложка для сметаны (для правой руки)
Нижегородская губ., дер. Медведево, 1930-е гг.
Дерево, резьба
Справа: Черпаки и ложки с костяными, перламутровыми и бисерными вставками
Нижегородская губ. и г. Сергиевский Посад, первая треть XX в.



Ложки-рыбки
Приобретены в Москве, 2000 г.
Дерево (дуб), резьба коллекция В. Б. Карпова



Ложки со сценами жития св. Сергия Радонежского
Московская губерния, г. Сергиевский посад, 2 пол. XIX в. — нач. XX вв.
Дерево (кипарис), резьба
«св. Сергий Радонежский»
«Явление Богоматери св. Сергию»
«св. Сергий Радонежский и медведь» (резчик И. С. Хрустачев)
«св. Сергий перед усопшими родителями»



Ложки с жестом благословения
Нижегородская губ., дер. Медведево, начало XX в.
Дерево, резьба, инкрустация (бисер, перламутр), тонировка



Жест благословения с ложек вблизи


Из альбома А. А. Бобринский «Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода».


Зарисовки ковшей
Из альбома «Народная резьба по дереву Ярославской области XVII-XX вв.»
Л.Б. Музалевский, 1971 г. Картон, бумага, гуашь, карандаш
Из альбома «Народное декоративное искусство по коллекциям музеев Новгорода, Пскова, Углича».
В.М. Вишневская, г. Москва, НИИХП, 1962 г. Картон, бумага, акварель



Вблизи: Ковши-черпаки козьмодемьянского типа
Вологодская губ. (?), Поволжье XIX в.
Дерево, долбление, резьба
Происходит из собрания Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства
Вдали: Ковшик
г. Вологда, 2005 г.
Дерево (ольха), резьба, тонировка, коллекция В.Б.Карпова
Ковш
г. Углич, 2009 г.
Дерево (осина), резьба, тонировка, коллекция В.Б.Карпова



Рисунок. Две ложки и солонка
1950-е — 1980-е гг.
Бумага, акварель


Слева: Ковш-налевка
Вологодская губ. (?), XVIII в. (?)
Дерево, долбление, резьба
Справа: Ковш-налевка
Вологодская губ., XIX в.
Дерево, долбление, резьба
Происходит из собрания Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства



Ковш
Русский Север (?), начало XX в.
Дерево, долбление, резьба, раскраска
Происходит из собрания МО



Ковш
Северная Двина, вторая половина XIX в.
Дерево, долбление, резьба, роспись



Внизу: Ложка «Валаам» , 2004 г.
Дерево (можжевельник), резьба, коллекция В. Б. Карпова
Вверху: Ложка
Нижегородская губ. (?), 1920-е гг.
Дерево, резьба, роспись



Ложки с росписью пижемского типа
М.Т. Чупров, П.Я. Мяндин, 1960-е гг.
Респ. Коми, Усть-Цилемский p-н. с. Пижма, дер. Замежная
Дерево, резьба, роспись


Из альбома А. А. Бобринский «Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода».

В статье использованы материалы с выставки «Ложка деревянная» в ВМДПНИ .

Как сделать деревянный ковш для бани своими руками в виде маленькой бочки, подробно рассмотрим в представленной статье.

На рисунке представлена конструкция ковша в разрезе:

1. Дощечка.
2. Ручка.
3. Донышко.
4. Металлический обруч.

ДОЩЕЧКА

Изготавливается из деревянной планки размером 10 х 21 (мм), боковые грани которой сточены под углом 12° с наклоном к центру. Все планки торцуем в рабочий размер 80 (мм). Снизу фрезеруем паз глубиной 4 (мм) и шириной 8 (мм). Скруглим острые углы торцовых граней.

Справка:
Количество планок может быть любым, в рассматриваемом примере – 15 штук.
Рассчитаем угол наклона боковых граней: 360 / 15 / 2 = 12°
Желательно выбирать такое количество планок, чтобы угол был целым числом. Такой угол легко выставлять на обрабатывающем оборудовании.

РУЧКА

Изготовим из деревянной строганной доски 15 х 75 х 380 (мм). Форма ручки может быть любой, главное – это удобство в эксплуатации. Скруглим острые углы. На конце ручки просверлим сквозное отверстие, в которое вденем веревочную петлю.

ДОНЫШКО

Вырежем лобзиком из строганной доски 10 х 90 (мм). Торец донышка, по окружности сточим до размера 6 (мм) до радиуса к центру 76 (мм).

Порядок сборки , или как сделать деревянный ковш для бани своими руками:

1. В дощечке, к которой будем крепить ручку, просверлим два крепежных отверстия Ø 4 (мм) под 4,2 х 25 (мм).
2. Соберем все дощечки вокруг дна, чтобы дно входило в пазы дощечек.
3. Сожмем собранную конструкцию шпагатом.
4. Из стальной упаковочной ленты (холоднокатаная низкоуглеродистая, мягкая) М-Т-Ш-0,40Х20 , изготовим обручи.
5. В обручах просверлим по три сквозных отверстия Ø 1,6 (мм) под строительные гвозди П 1,6×25 .
6. Снизу прибьем обруч на расстоянии 5 (мм) от нижнего торца ковша.
7. Сверху прибьем обруч на расстоянии 10 (мм) от верхнего торца ковша.

В творчестве русских мастеров-резчиков по дереву традиционно присутствует стилизованное изображение головы коня. Концы охлупня, ковши-скобкари, разливные ковши, ковши-черпаки, а также многие другие предметы различного назначения народные мастера украшали изображением красавца коня.

Ковш-конь был задуман автором как чисто декоративное изделие. Поэтому специальной защиты древесины ковша от влаги нет, лишь применено тонирование морилкой.
Ковш вырезан из двух осиновых заготовок - чурбака Ø150 мм (для чаши) и обрезка доски 200x150x20 мм(для ручки). При таком раскрое не будет торцевых срезов, а следовательно и трещин на стенках чаши, кроме того облегчается процесс нанесения резного узора. Высота стенок чаши - 55 мм, основание чаши имеет Ø90 мм.
Вся работа выполнена вручную стамесками и ножом, но саму чашу можно выточить на токарном станке. При изготовлении чаши и ручки лучше выдерживать приведенные размеры и пропорции, они оказались наиболее удачными как в композиционном плане, так и в технологическом.
Не стоит забывать, что при изготовлении даже декоративного изделия его форма должна соответствовать настоящему ковшу для питья. Рука средних размеров должна плотно охватывать «шею-ручку» этого ковша для удобства пользования сосудом для питья.
Ковш украшен трехгранно выемчатой резьбой со следующими элементами: змейка из сколышков, сияние в круге, фрагменты сияния и соты. Большой набор элементов резьбы - не желателен.
Разметку элементов резьбы по стенкам чаши следует начинать с сияния в круге. Надо подобрать диаметр сияний в орнаментальной ленте так, чтобы окружности (ограничивающие лучи сияний) соприкасались друг с другом в одной точке или, в крайнем случае, между ними оставляют зазор не более 1 мм.
Змейку размечают, используя осевые линии сияний в круге. По средней линии змейки делают резьбу двугранной выемки.
Рисунок будущей резьбы на шее-ручке начинают с разметки элемента змейка по периметру детали. При этом следует
отступить от кромки заготовки не менее, чем на 3 мм. Так вы убережетесь от сколов при выполнении резьбы. Закончив разметку змейки, вписывают окружности для сияний. Количество их может быть и более четырех, это на вкус резчика.
На кромке шеи-ручки (плоскость «гривы») размечают узор из нескольких соприкасающихся змеек или соприкасающихся ромбовидных сотов. Затем «накладывают» уздечку, выполненную из элемента соты.
Резьбу выполняют до склеивания деталей. Можно разметить весь узор, а затем проводить резьбу или, разметив и вырезав элемент, переходить к следующему.
После того, как выполнена вся резьба, детали ковша тонируют морилкой, дают высохнуть и шлифовальной бумагой «проявляют» рельефность резьбы.
Склеив чашу и ручку, готовый ковш устанавливают на приготовленное для него место.

Проведение оздоровительных процедур в парилке невозможно без банных принадлежностей. В частности, для выполнения обливаний или создания пара необходимо иметь ковш. Этот аксессуар можно приобрести в специальном магазине или сделать самостоятельно.

Виды и материал ковшей для бани


Существуют модели разных размеров и форм. По типу держака выделяют ковши:
  • С вертикальной ручкой . Подойдут для зачерпывания воды из котла.
  • С горизонтальной ручкой . Используются для обливаний. За неимением черпака таким ковшом можно подавать воду или отвар трав на каменку.
Обычно держаки ковшей - длинные. Это нужно для удобства обливания, а также, чтобы не обжечься паром, если придется выливать воду на раскаленные камни.

По типу емкости ковши бывают:

  1. Резными . Их вырезают из полена. Такие модели эстетично выглядят, но требуют особого ухода. В частности, деревянный ковш для бани нельзя оставлять в сухом помещении, иначе он быстро начнет трескаться. Чтобы продлить срок службы, рекомендуется наполнять его водой в промежутках между использованием и хранить в мокром состоянии.
  2. Составными . Емкость такого ковша представляет собой небольшой «бочонок» и отличается оригинальным дизайном. Такая модель не трескается, но хранить ее нужно так же, как и предыдущую - в воде. В противном случае ковш рассохнется.
Традиционно для изготовления этих принадлежностей используют:
  • Дерево . По своим эксплуатационным характеристикам этот материал оптимально подходит для использования в парилке. Он экологичен и безопасен. Однако изделие требует тщательного ухода для длительного срока службы.
  • Нержавейку или медь . Практичные и удобные металлические ковши могут эксплуатироваться и храниться в любых условиях. Единственный их недостаток заключается в сильном нагреве. Изделиями из металла можно обжечься. Поэтому чаще всего в целях безопасности такие ковши оснащаются ручкой из дерева.
  • Пластмассу . Такие модели крайне нежелательно использовать в парилке. Если ковш выполнен из некачественной пластмассы, то он может внезапно деформироваться при контакте с горячей водой. Хотя изделия из поликарбоната обладают высокой термостойкостью.
Вы можете приобрести готовую производственную модель или изготовить ковш для бани своими руками.

Особенности выбора банного ковша


Приобрести готовое изделие можно в специализированном магазине или заказать в сети.

Желательно иметь несколько ковшей в бане для разных целей:

  1. В парилке и моечном отделении может одновременно находиться несколько человек. Удобно будет, если для каждого отдыхающего будет предусмотрен ковш.
  2. Отдельно должна быть модель с длинной горизонтальной ручкой для подачи воды на камни.
  3. Набирать воду из котла удобнее ковшом с длинной вертикальной ручкой.
  4. Для обливаний в моечном отделении оптимально подойдет изделие с ручкой средней длины.
Рекомендуется отдавать предпочтение безопасным аксессуарам из дерева. Обойдутся они недешево, особенно модели народных умельцев. Зато можно быть уверенным, что они не обожгут вас при нагревании.

Технология изготовления деревянного ковша в баню

Чтобы сделать ковш для бани самостоятельно, необходимо изначально определиться с его размерами, длиной и положением ручки, материалом изготовления, типом емкости. Выбрав модель, желательно сделать изначально заготовки из плотного картона.

Подбор материала для банного ковша


В первую очередь подберите тип древесины, которую будете использовать.

Оптимальные варианты для этих целей:

  • Липа . Практичная древесина с приятным ароматом и оригинальной фактурой. Идеально подходит для изготовления всех банных принадлежностей. Не гниет и не растрескивается. Податлива к обработке.
  • Дуб . Прочный и долговечный материал. Отличается интересным насыщенным оттенком.
  • Ясень . Светлая и ароматная древесина. Выдерживает большие перепады температур.
  • Шелковица . Отличается влагоустойчивостью и долговечностью.

Для изготовления деревянного ковша для бани своими руками рекомендуется использовать сухое дерево.

Резной ковш для бани своими руками


Этот способ изготовления ковша считается несложным, но потребует определенных задатков плотника и набора инструментов. Определитесь с типом древесины и приступайте к обработке.

Рассмотрим, как сделать резной ковш в баню:

  1. На плотном картоне чертим шаблоны для дна ковша, его верха и боковых стен. Он не должен получиться слишком габаритным, поскольку его будет тяжело переносить наполненным водой. Однако если он будет слишком маленьким, то воду придется набирать чаще. Оптимальный размер - до двух литров.
  2. Вырезаем заготовки и отмечаем карандашом на древесине линии контура края.
  3. Производим черновую обрубку.
  4. Отмечаем контур боковых сторон и верха и делаем обрубку по примерному очертанию ковша.
  5. Обрабатываем получившуюся заготовку круглой стамеской, снимаем лишние слои дерева.
  6. Формируем с помощью стамески ручку изделия.
  7. Теслом обрабатываем внутренние стороны и еще раз проходимся большой стамеской.
  8. С помощью ножа по дереву вырезаем ручку нужной формы и всего изделия. При наличии художественных навыков можно сделать оригинальные узоры в качестве декора.
  9. Внутри изделие обрабатываем клюкарзой.
  10. Обрабатываем шлифовальной крупнозернистой бумагой наружную поверхность и переходим ко внутренней.
  11. Стамесками при желании вырезаем декоративные узоры.

Как сделать составной ковш в баню


Сделать такую модель можно без особых бондарских навыков. Для этого понадобится дощечка, ручка, основание и металлический ободок.

Придерживаемся в процессе такой инструкции:

  • Вырезаем планку размерами 1х2,1 см.
  • Подтачиваем боковые стороны под углом 12 градусов.
  • Торцуем 15 деталей по 8 см.
  • По нижней части всех планок фрезеруем паз, глубина его должна составлять 0,4 см, а ширина - 0,8 см.
  • Острые уголки торцевых сторон округляем. Это будут дощечки для изделия.
  • Подготавливаем ручку. Для этого используем строганную доску, размеры которой составляют 1,5х7,5х38 см.
  • Вырезаем деталь удобной формы и округляем острые уголки.
  • Просверливаем на конце отверстие диаметром 0,8-1 см и продеваем в него петельку из веревки.
  • Из строганной доски 1х9 см вырезаем основание и стачиваем окружность до 0,6 см, а к радиусу - до 0,8 см.
  • Просверливаем в основной дощечке два сквозных отверстия диаметром 0,4 см. Они будут использоваться для крепежа острыми саморезами с прессованной шайбой (0,4х2,5 см).
  • Собираем вокруг основания все отдельные дощечки, вбивая дно в нижние проделанные предварительно пазы.
  • Сжимаем конструкцию, используя шпагат.
  • Подготавливаем два обруча. Для этого выбираем холоднокатанную низкоуглеродистую, мягкую, упаковочную ленту из стали, размерами 0,4х0,2 см.
  • Проделываем три отверстия в подготовленных обручах диаметром 0,16 см для строительных гвоздей 0,16х2,5 см.
  • Первый обруч набиваем снизу на высоте 0,5 см.
  • Укорачиваем гвозди с 2,5 см до 0,8 см и крепим верхний обруч на расстоянии 1 см от верхнего края.
  • Фиксируем ручку с помощью саморезов с прессованной шайбой.
  • Опускаем ковш в воду на некоторое время.

После разбухания древесины все щели исчезнут. Такое изделие обязательно следует хранить в воде, чтобы предотвратить рассыхание.

Уход за ковшом в бане


Медный ковш для бани может эксплуатироваться при больших перепадах температур и храниться в любых условиях. А вот деревянные модели требуют более серьезного ухода.

Соблюдение этих простых правил существенно продлит служебный срок принадлежностей и поможет сохранить их в первоначальном виде:

  1. Перед первым использованием ковш из дерева нужно замочить на час.
  2. Хранить его следует полным с водой подальше от солнца или обогревательных приборов.
  3. Чистить деревянное изделие химическими моющими средствами категорически запрещено. Лучше использовать в этих целях горчичный порошок и соду.
Как выглядит ковш для бани - смотрите на видео:


Наши рекомендации и рассмотренные особенности каждого вида ковшей помогут вам при необходимости подобрать подходящую производственную модель. Хотя многофункциональный и оригинальный деревянный ковш для бани несложно изготовить и оформить собственноручно, если учесть все нюансы подбора материалов и рабочего процесса.
Loading...Loading...