Nvidia geforce gtx 660 ti год выпуска

Видеокарта GeForce GTX 660 Ti сочетает в себе мощность, производительность и небольшую цену, что делает ее хорошим выбором для геймера. Несмотря на то, что данная видеокарта не является новой и уже снята с производства, все же она может неплохо себя показывать и в нынешних условиях, когда даже самые простые игры требуют хорошего железа.

Характеристики

Что касается характеристик, то тут все просто:

  • Ядер CUDA 1344;
  • Базовая тактовая частота 915 MHz;
  • Тактовая частота с ускорением 980 MHz;
  • Скорость заполнения текстур 5;
  • Быстродействие памяти (Gbps) 6.0;
  • Объем памяти 2048 MB;
  • Потребление энергии 150 W;
  • Максимальная температура 97 градусов.

nVidia с видеокартой GeForce GTX 660 Ti преследовала 2 цели: одолеть Radeon HD 7870 и Radeon HD 7950. Для этого компания сделала 150-Вт GPU по цене, близкой к предыдущей модели . GTX 660 Ti — хороший продукт от nVidia с поддержкой DirectX 11 и OpenGL 4 для большинства геймеров, ищущих хорошее железо, но не желающих переплачивать лишние деньги. Ядро nVidia Kepler дает мощную производительность игровых станций и домашних компьютеров. Хорошее одно процессорное решение nVidia дает высокую производительность на огромном количестве современных видеоигр, превосходя своего прямого противника Radeon HD 7870 компании AMD.

Высокая производительность универсальных вычислений CUDA/OpenCL/DirectX позволяет высоко повысить продуктивность в работе с видео и монтажом. Поддерживаются фирменные технологии GPU Boost, которые динамично повышают тактовую частоту в зависимости от нагрузки на видеопроцессор, если это позволяет энергопотребление и Adaptive V-Sync, которая плавно воспроизводит каждый кадр, для минимизации разрыва изображения.

Тепловыделение

nVidia дала тепловой пакет TDP на уровне 150 ватт, для GTX 660 Ti, то есть он на двадцать ватт меньше GeForce GTX 670. Для дополнительного питания видеокарты нужно, как минимум, одни шести-контактный разъём. Но nVidia решила перестраховаться, поэтому для видеокарты требуются два разъёма дополнительного питания.

Производители

Видеокарты иных производителей не отличаются от стандартной версии, разве что частоты GPU и памяти были немного усовершенствованы.

ASUS

GPU на видеокарте ASUS GeForce GTX 660 Ti DirectCU II TOP работает на достойной частоте 1072 МГц, что соответствует разгону на более чем 150 МГц. Благодаря технологии GPU Boost частота растет, до уровня 1137 МГц. Память работает на стандартной частоте 1502 МГц.

EVGA

Компания EVGA со своей GeForce GTX 660 Ti Superclocked оказалась более консервативной. GPU работает на частоте в 980 МГц, благодаря технологии GPU Boost она растет до 1059 МГц. Память работает так же на 1502 МГц.

Zotac

Zotac подошла иначе, разогнав GPU до частоты 1033 МГц. Технология GPU Boost даёт значительный прирост, как минимум, до 1111 МГц. В отличие от 2 видеокарт других производителей, Zotac решила разогнать и память, которая работает на 1652 МГц.

Поскольку с техническими характеристиками, сравнением с другими видеокартами и разгоном мы разобрались, настало время приступить к тестированию карты в играх современного поколения и узнать, на что же способна GeForce GTX 660 Ti. Может ли она составить конкуренцию современных видеокартам и каковы будут показатели fps при разных уровнях настройки графики.

Тесты

Rise of the Tomb Raider

Первая игра на очереди будет Rise of the Tomb Raider. Графика выставлена на максимальные настройки, то есть:

  • Качество текстур: высокое (очень высокое невозможно поставить поскольку в наличии 2 GB видеопамяти).
  • Анизотропный фильтр: 8X;
  • Качество теней: высокое;
  • Детализация: очень высокое;
  • Динамическая листва: высокое;
  • Разрешение Full Hd.

Так же все остальные настройка выставлены на максимум. И при таких, казалось бы тяжелых показателей, для данной видеокарты 2012 года, fps в игре стабильно был на отметке в 30-40 кадров в секунду. Нагрузка на процессор, так же была не большой в районе 22%, а GPU загружен на 50%. Настало время проверить данное железо в бенчмарке, который покажет реальные показатели, которые может выдавать видеокарта. А может выдавать она следующее:

  • Вершина горы: 55 FPS (min:32, max:83);
  • Сирия: 40 FPS (min:24, max:50);
  • Геотермальная долина: 37 FPS (min20, max:73);
  • Общий показатель 45 кадров в секунду.

Grand Theft Auto V

На очереди следующая ресурсоёмкая игра, это GTA 5, все настройки так же выставлены на самый максимум и несмотря на это, fps в игре держится примерно на 70 кадрах в секунду, в зависимости от сцены. Данный показатель является весьма достойным, для данной видеокарты. Что касается тестирования в бенчмарке, то тут fps колебался от 60 в тяжелых сценах, до 90 в обычных условиях, так что в среднем примерно 70 fps.

Witcher 3: Wild Hunt

И в завершении, игра Ведьмак 3, где настройки графики так же выставлены до максимального предела. На данных настройках игра выдавала стабильные 35 fps, даже в самых людных местах.

Плюсы и минусы GTX 660 Ti

Перейдем к достоинствам и недостаткам коих не так уж и много.

Плюсы:

  • Хорошая производительность при низкой цене;
  • Низкое энергопотребление;
  • Неплохая работа с видео;
  • Поддержка ускорения PhysX;
  • Поддержка SLI.

Минусы также присутствуют:

  • Уменьшенный GPU. В сравнении с GeForce GTX 680 снизило количество потоковых процессоров, текстурных блоков и снизило частоту;
  • Меньшая ширина шины памяти. 192 бита против 256 у топовых решений. В современных приложениях при максимальных настройках качества, там где повышенные требования к пропускной способности памяти, производительности видео подсистемы платы может не хватать;
  • Сложности с высоким разгоном. Встроенная технология GPU Boost ввиду изменения частотных рамок, может создавать проблемы при разгоне.

Выводы по 660 Ti

В целом, подводя итог по всему вышесказанному, видеокарта показывает вполне хорошие результаты, учитывая ее небольшую стоимость и возраст. Весь доступный разгон легко реализуется при низком уровне шума, а в номинале видеокарту и вовсе едва слышно. Большинство современных игр будут стабильно работать при 30-40 fps, что довольно неплохо для карты 2012 года.

По сравнению с предыдущими картами NVIDIA, которые занимали нишу GeForce GTX 660 Ti, он оказался в уникальном положении. И GeForce GTX 460, и GTX 560 Ti производились на основе чипов GF114, в то время как в GTX 480 и GTX 580 использовались процессоры GF100 и GF110 c существенно большим числом вычислительных блоков. На этот раз топовые адаптеры семейства Kepler комплектуются процессорами второго порядка, GK104, а «большой Kepler» — GK110 — еще только маячит где-то на горизонте. GPU третьего порядка, GK107, который лег в основу GeForce GT 640 , слишком слаб, чтобы сформировать линейку адаптеров категории High-Middle End. Поэтому GTX 660 Ti решили комплектовать остатком чипов GK104 от производства GTX 670 и GTX 680 . И осталось там, как вы сейчас увидите, немало.

Начнем с того, что, по референсным спецификациям, карты GTX 660 Ti производятся на печатных платах GTX 670. Ранее к такому приему прибегали некоторые производители, выпуская карты GTX 560 Ti оригинального дизайна с заводским разгоном. Тактовые частоты GPU и памяти у GTX 660 Ti и GTX 670 также совпадают: 915 МГц — базовая частота и 980 — Boost Clock. Как и более старшие карты в семействе, GTX 660 Ti использует функцию GPU Boost, которая динамически повышает частоту процессора, если текущее энергопотребление позволяет это сделать, оставшись в пределах стандартного TDP.

Самый большой сюрприз: GTX 660 Ti обладает таким же количеством активных потоковых мультипроцессоров (SMX) и ядер CUDA, что и GTX 670 (7 SMX и 1344 ядра). Неизменным осталось и число текстурных блоков. Что же пострадало? Осталось 24 ROP из 32 и три из четырех 64-битных контроллеров памяти, из-за чего разрядность шины памяти сократилась с 256 до 192 бит. Объем кеша L2 составляет 384 Кбайт против 512 у GTX 670 и GTX 680.

Как и остальные карты Kepler, GTX 660 Ti поддерживает все нововведения этой архитектуры: шину PCI-E 3.0, графические функции DirectX 11.1 и так далее. С другой стороны, GX 660 Ti унаследовал и характерную слабость всех продуктов на чипе GK104: производительность в неграфических вычислениях с двойной точностью (FP64) составляет 1/24 долю от производительности FP32. Для сравнения: GF110 работает на скорости 1/8 FP32, а процессор AMD Tahiti в Radeon HD 7950 и HD 7970 — на 1/4 FP32.

Технические характеристики видеокарт
GTX 660 Ti GTX 670 GTX 680
Основные компоненты
GPU GK104 GK104 GK104
Число транзисторов, млн 3 540 3 540 3 540
Техпроцесс, нм 28 28 28
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock 915/980 915/980 1006/1058
Потоковые процессоры 1344 1344 1536
Текстурные блоки 112 112 128
ROPs 24 32 32
Видеопамять: тип, объем GDDR5, 2048 Мбайт GDDR5, 2048 Мбайт GDDR5, 2048 Мбайт
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц 1502 (6008) 1502 (6008) 1502 (6008)
Ширина шины памяти, бит 192 256 256
Интерфейс PCI-Express 3.0 x16 PCI-Express 3.0 x16 PCI-Express 3.0 x16
Вывод изображения
Макс. разрешение: цифр. / аналог. 2560x1600 / 2048x1536 2560x1600 / 2048x1536 2560x1600 / 2048x1536
Разъемы 1 х DL DVI-I,
1 x DL DVI-D,
1 x HDMI,
1 x DisplayPort
1 х DL DVI-I,
1 x DL DVI-D,
1 x HDMI,
1 x DisplayPort
1 х DL DVI-I,
1 x DL DVI-D,
1 x HDMI,
1 x DisplayPort
Макс. потребляемая мощность, Вт 150 170 195
Средняя розничная цена, руб. 11 990 руб. Нет данных Нет данных

Избавив GeForce GTX 660 Ti от части вычислительных блоков, NVIDIA снизила TDP карты еще на 20 Вт по сравнению с энергопотреблением GTX 670 — до 150 Вт. Из карт AMD нынешнего и предыдущего поколения наиболее близкими по уровню прожорливости являются Radeon HD 6790 (150 Вт), HD 7850 (130 Вт) и HD 7870 (175 Вт). В сравнении с картами NVIDIA серии GeForce 500 также налицо прогресс по этому параметру. Таким же TDP, как у GTX 660 Ti, обладает GTX 560, а GTX 560 Ti потребляет уже 170 Вт.

Рекомендованная розничная цена GeForce GTX 660 Ti для России составляет 11 999 руб. Это недешево даже без учета накруток, которые обязательно будут в первые месяцы продаж. Ближайшим конкурентом из стана AMD по спецификациям является Radeon HD 7950. И его в московских интернет-магазинах сейчас можно купить почти на тысячу рублей дешевле рекомендованной цены GeForce GTX 660 Ti. Примерно столько же, сколько GTX 660 Ti, сейчас стоят и самые дешевые образцы GeForce GTX 580, превосходство над которым новинке также предстоит доказать.

⇡ Palit GeForce GTX 660 Ti Jetstream: комплект поставки, конструкция

Полностью референсного образца GeForce GTX 660 Ti нам не досталось, и за него будет выступать карта Palit, построенная на референсной плате, но с оригинальной системой охлаждения и повышенными тактовыми частотами. Как и некоторые другие конечные производители адаптеров GTX 660 Ti, Palit увеличила тактовую чаcтоту GPU до уровня GeForce GTX 680: 1006 МГц. Память разогнана до эффективной частоты 6108 МГц.

Карта поставляется в крупной упаковке, но внутри, помимо самой платы, содержится только бумажная документация, адаптер питания и переходники с интерфейса HDMI на DVI и с DVI-I на VGA. Маленький бонус — купон на скачивание игры Borderlands 2.

Референсные варианты GeForce GTX 660 Ti выглядят точно так же, как GTX 670. В отличие от них, карта Palit оснащается солидно смотрящимся двухвентиляторным кулером фирменной конструкции Jetstream. Вся конструкция выглядит довольно-таки громоздко и по высоте даже выходит за пределы стандартных габаритов двухслотовой карты, но сама печатная плата такая же маленькая, как у GeForce GTX 670, и хвостовая часть системы охлаждения висит в воздухе.

Внутри пластикового кожуха кулера скрыт массивный радиатор с тремя теплотрубками. Отдельный простой радиатор служит для охлаждения элементов системы питания. По периметру платы проходит рамка, но в отличие от того, как это было в референсном GTX 680, она не металлическая, а пластиковая и не служит для отвода тепла от микросхем памяти. Они охлаждаются «сами по себе».

Набором и расположением видеовыходов GTX 660 Ti никак не отличается от своих старших родственников GTX 670 и GTX 680: два Dual-Link DVI плюс полноразмерные порты DisplayPort и HDMI.

⇡ Плата

Печатная плата у Palit GTX 660 Ti, судя по всему, референсного образца. Об этом говорит ее сходство с референсной платой GeForce GTX 670. Между тем платы не совсем одинаковы. Расположение элементов совпадает, но на GTX 660 Ti некоторые из них выглядят по-другому.

В частности, для питания GPU здесь используется четырехфазный контроллер ON Semiconductor NCP5392T, а не NCP5392P. Марку контроллера питания памяти нам опознать не удалось. Возможно, это отличительные особенности всех референсных образцов GTX 660 Ti, а может — частная инициатива Palit. В целом система питания включает шесть фаз.

Микросхемы памяти использованы такие же, как и в GTX 670 и GTX 680: Hynix H5GQ2H24AFR-R0C со штатной эффективной тактовой частотой 6 ГГц.

⇡ Методика тестирования

Настройки AMD Catalyst Control Center
Antialiasing Use application settings
Anisotropic Filtering Use application settings
Tesselation Use application settings
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality Quality, Enable Surface Format Optimization
Mipmap Detail Level Quality
Wait for V-Sync Off, unless application specifies
Anti-Aliasing Mode Multi-sample AA
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing On
Triple buffernig Off
Настройки NVIDIA Control Panel
Ambient Occlusion Off
Anisotropic Filtering Application-controlled
Antialiasing — Gamma correction On
Antialiasing — Mode Application-controlled
Antialiasing — Settings Application-controlled
Antialiasing — Transparency Off
CUDA — GPUs All
Maximum pre-rendered frames 3
Multi-display/mixed-GPU acceleration Multiple display performance mode
Power management mode Adaptive
Texture filtering — Anisitropic sample optimization Off
Texture filtering — Negative LOD bias Allow
Texture filtering — Quality Quality
Texture filtering — Trilinear optimization On
Threaded optimization Auto
Triple buffering Off
Vertical sync Use the 3D application settings
Набор бенчмарков
Программа API Настройки Режим тестирования Разрешение
3DMark 2011 DirectX 11 Профили Performance, Extreme
Unigine Heaven 2 DirectX 11 Макс. качество, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool DirectX 10 Frost flythrough. Макс. настройки, DirectX 10 AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark DirectX 11 Макс. настройки, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
DiRT 3 + Adrenaline Racing Benchmark Tool DirectX 11 Aspen, 8 машин. Макс. качество, DirectX 11 AF, AA 4х 1920х1080 / 2560х1440
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool DirectX 11 Central Park. Макс. качество, DirectX 11, текстуры высокого разрешения AF 16x, Post MSAA + Edge AA 1920х1080 / 2560х1440
Battlefield 3 + FRAPS DirectX 11 Начало миссии Going Hunting. Макс. качество AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество AF, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
The Elder Scrolls 5: Skyrim + FRAPS DirectX 9 Город Whiterun. Макс. качество AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Call of Duty: Modern Warfare 3 + FRAPS DirectX 9 Миссия Return to Sender. Макс. качество AF, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440

⇡ Участники тестирования

В научных исследованиях есть правило: список измеряемых переменных полностью определяется до начала эксперимента. Для того чтобы проверить гипотезу, измеряется только то, что нужно — не больше и не меньше. Это же правило отлично подходит для тестирования железа, каковое при грамотном подходе в целом строится на тех же принципах, что и научное исследование. Применительно к выбору соперников для теста новой видеокарты это означает, что новинке, хочешь не хочешь, придется биться с основными из ныне выпускающихся игроков в своей ценовой категории (а автору статьи — все это тестировать). Или с теми моделями, которые задают масштаб шкалы производительности и сравнивая с которыми мы понимаем, насколько хороша та или иная карта. Если заранее получить результаты новинки, затем подобрать соперников ей по плечу, то такой тест будет гораздо менее информативен.

GeForce GTX 660 Ti попадает в такую выгодную категорию, что от тестирования ждешь ответа на массу вопросов. Насколько он медленнее, чем GTX 670 и GTX 680? И если GTX 670 по производительности зачастую является эквивалентом Radeon HD 7970, то как GTX 660 Ti выступит против HD 7950? А может, по причине 192-битной шины памяти, подходящие конкуренты для GTX 660 Ti из стана AMD — это HD 7850 и HD 7870? Наконец, стоит ли делать апгрейд на GTX 660 Ti владельцам GeForce GTX 570, GTX 580 и HD 6970?

Поэтому карт, участвующих в обзоре GTX 660 Ti, набралось на доброе групповое тестирование. Но оно и к лучшему. Ведь это как раз тот самый набор моделей, из которого выбирают карту, чтобы играть в самые последние игры и ни в чем себе не отказывать в плане настроек качества.

  • NVIDIA GeForce GTX 680 (1006/6008 МГц, 2 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 670 (915/6008 МГц, 2 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 580 (772/4004 МГц, 1,5 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 570 (732/3800 МГц, 1,28 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 560 Ti (823/4008 МГц, 1 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 7970 GHz Edition (1050/6000 МГц, 3 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 7970 (925/5500 МГц, 3 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 7870 (1000/4800 МГц, 2 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 7850 (860/4800 МГц, 2 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 6970 (880/5500 МГц, 2 Гбайт)

⇡ Разгон, температура, энергопотребление

Несмотря на то, что у GTX 660 Ti и GTX 670 одинаковые частоты Base Clock и Boost Clock, механизм GPU Boost работает немного по-разному. Возможно, средняя частота в большинстве приложений (которой и является Boost Clock) у GTX 660 Ti действительно такая же, как у GTX 670, но предельная частота ниже. GTX 670 может прибавить максимум 182 МГц к базовой частоте, а GTX 660 Ti — только 144 МГц. Кроме того, если у GTX 670/680/690 частота нарастает равными интервалами по 13 МГц, то у нашего экземпляра GTX 660 Ti наблюдались интервалы, не кратные 13 МГц. Впрочем, опять-таки не исключено, что это особенности конкретной модели производства Palit.

На штатных заводских частотах карта также в состоянии работать на максимальной ступеньке GPU Boost, достигая частоты 1150 МГц. Динамику напряжения на GPU наблюдать не удалось, так как текущая версия утилиты MSI Afterburner не может не только регулировать напряжение, но и измерять его. Возможно, это связано с конкретной моделью контроллера питания.

Но и без всякого вольтмоддинга GTX 660 Ti великолепно разогнался, даже лучше, чем GTX 670 и GTX 680: базовую частоту удалось увеличить до 1116 МГц, а Boost Clock достигала 1260 МГц (все та же прибавка в 144 МГц).

Base Clock, МГц Макс. Boost Clock, МГц Base Clock, МГц (разгон) Макс. зарегистрированная Boost Clock, МГц (разгон)
GeForce GTX 690 915 1071 (+156) 1085 1241
GeForce GTX 680 1006 1110 (+104) 1086 1177
GeForce GTX 670 915 1097 (+182) 1035 1215
GeForce GTX 660 Ti 915 1059 (+144) 1116 1260

Примечательно, что на каких бы частотах ни работал GTX 660 Ti, пиковое энергопотребление системы остается примерно одним и тем же. Оно немного меньше, чем в конфигурациях c GeForce GTX 560 Ti и GTX 570. Компьютер с Radeon HD 7870 потребляет немного меньше энергии, а с HD 7950 — несколько более прожорлив, хотя разница не критичная. GeForce GTX 580, еще один из основных конкурентов GTX 660 Ti, имеет уже несопоставимо большее энергопотребление.

Система охлаждения карты Palit отлично справляется со своими обязанностями: температура под нагрузкой как на референсных частотах, так и с заводским разгоном составляет всего 64 °С - скромно на фоне пышущих жаром топовых видеоадаптеров и немного меньше, чем у Radeon HD 7950. GeForce GTX 560 Ti с референсным кулером также нагревается гораздо сильнее. При дальнейшем разгоне вручную включение вентиляторов на максимальные обороты позволяет не только сдержать рост температуры, но и снизить ее еще на 13 °С. В таком режиме кулер довольно-таки сильно шумит, но в штатном режиме работает тихо.

Прим.: Изначально Palit GeForce GTX 660 Ti Jetstream показал в тесте на температуру другие результаты: GPU под нагрузкой разогревался до 100 °С и больше. Заподозрив неладное, мы повторили тест.

⇡ Производительность, 3DMark 2011

  • GTX 660 Ti немного уступил своему ближайшему родственнику — GTX 670. Видимо, 3DMark 2011 мало чувствителен к количеству ROP и пропускной способности памяти.
  • Соответственно, как и GTX 670, GTX 660 Ti составляет серьезную конкуренцию самому Radeon HD 7970 и уступает только HD 7970 GHz Edition.
  • GeForce GTX 580, не говоря уже о Radeon HD 6970, наша подопытная оставляет далеко позади.

Производительность, Unigine Heaven 2 + игровые тесты

Unigine Heaven 2 (DirectX 11)

  • Здесь между GTX 660 Ti и GTX 670 уже есть более адекватная разница.
  • GTX 660 Ti работает на уровне GTX 580 и, чего и следовало ожидать, Radeon HD 7950. HD 7870 уже заметно отстает.
  • Благодаря разгону GTX 660 Ti может потягаться с GTX 670 и Radeon HD 7970.

Crysis Warhead (DirectX 10)

  • Для существующих карт семейства Kepler с их относительно узкими шинами памяти Crysis Warhead — неблагоприятный тест. GTX 660 Ti с 192-битной шиной смог превзойти только старушку GTX 570, а из современных карт AMD уступил даже Radeon HD 7870.
  • Разгон GTX 660 Ti не может полностью выправить ситуацию: карта все равно не достигает результатов GTX 670 и Radeon HD 7950.

Metro 2033 (DirectX 11)

  • В Metro 2033 сложилась похожая картина. GTX 660 Ti, едва опередив Radeon HD 7870, существенно отстает от HD 7950 и GTX 670.
  • GTX 580 здесь также показывает немного более высокие результаты по сравнению с GTX 660 Ti. GTX 570, напротив, резко проваливается в разрешении 2560х1440, так как его 1,28 Гбайт памяти отчаянно не хватает для этой задачи.
  • Благодаря разгону GTX 660 Ti уже может потягаться с GTX 580 и даже приближается к уровню Radeon HD 7950.

DiRT 3 (DirectX 11)

  • Притом что все геймерские карты выдают в этой игре довольно высокую частоту смены кадров, разница между GTX 660 Ti и GTX 670 не кажется большой.
  • GTX 660 Ti, наконец, снова опережает Radeon HD 7950 и оставляет далеко позади GeForce GTX 580.
  • После разгона GTX 660 Ti обходит GTX 670 и может конкурировать с Radeon HD 7970.

Crysis 2 (DirectX 11)

  • Результаты GTX 660 Ti заметно ниже, чем у GTX 670, но немного выше, чем у Radeon HD 7950.
  • GeForce GTX 580 уступает новинке.
  • Разогнанный GTX 660 Ti превосходит GTX 670 и может соперничать с Radeon HD 7970.

Battlefield 3 (DirectX 11)

  • Разница между GTX 660 Ti и GTX 670 заметная, а вот Radeon HD 7950 немного медленнее, чем GTX 660 Ti.
  • GeForce GTX 580 вновь уступил новинке.
  • Разогнанный GTX 660 Ti соперничает с HD 7970.

Batman: Arkham City (DirectX 11)

  • В этом тесте отставание GTX 660 Ti от GTX 670 наиболее велико.
  • В сравнении с картами AMD GTX 660 Ti расположился где-то между HD 7870 и HD 7950.
  • GTX 580 отстает от новинки в режиме 1920х1080, но еще держит позиции в режиме 2560x1440.
  • Разогнанный GTX 660 Ti уверенно обходит Radeon HD 7950, но не достает до GTX 670, а также до Radeon HD 7970 в режиме 2560х1440.

The Elder Scrolls 5: Skyrim (DirectX 9)

  • Skryim построен на довольно-таки старом в технологическом отношении движке, который не может эффективно использовать вычислительные мощности современных видеокарт. Поэтому о какой-либо значимой разнице между всеми топовыми или близкими к ним картами этого года в разрешении 1920х1080 говорить не приходится.
  • В режиме 2560х1440 GTX 660 Ti в сравнении с другими картами не блеснул, немного уступив GTX 580 и Radeon HD 7870.
  • Благодаря разгону GTX 660 Ti выходит на уровень Radeon HD 7950.

Call of Duty: Modern Warfare 3 (DirectX 9)

  • GTX 660 Ti почти нисколько не уступил GTX 670. Что поделать, движок CoD: MW3 — также не вершина прогресса.
  • GTX 660 Ti удалось опередить Radeon HD 7970 в разрешении 1920х1080 даже без разгона, а с разгоном он приближается к Radeon HD 7970 GHz Edition.
  • Игровые тесты + Unigine Heaven 2

    Выводы

    В отличие от его предшественников, GeForce GTX 660 Ti не производится на базе специального GPU средней категории и упрощенной печатной платы, а, по сути, представляет собой GTX 670 с урезанными спецификациями. Подобным продуктом в свое время был GeForce GTX 560 Ti 448 Cores — карта ограниченного тиража, на которую NVIDIA потратила скопившийся за время производства GeForce GTX 570 и GTX 580 запас отбракованных кристаллов GF110.

    Примечательно, что для того, чтобы получить GeForce GTX 660 Ti, среди функциональных блоков GK104 отключают не часть потоковых процессоров, которые занимают большую долю площади чипа и, стало быть, наиболее подвержены браку, а один контроллер памяти и часть ROP. Благодаря такой конфигурации GTX 660 Ti сохраняет производительность, близкую к возможностям GTX 670, в задачах, которые не особо нагружают видеопамять, и успешно противостоит Radeon HD 7950. В играх, требовательных к пропускной способности памяти, GTX 660 Ti, напротив, отстает от HD 7950 и может соревноваться только с Radeon HD 7870.

    Если сравнить GTX 660 Ti с флагманской картой NVIDIA прошлого поколения, GTX 580, то в большинстве тестов новинка демонстрирует существенное превосходство. И даже в пресловутых бенчмарках, требовательных к памяти (Metro 2033, Crysis Warhead), GTX 660 Ti не опускается значительно ниже уровня GTX 580.

    При этом GTX 660 Ti имеет важное преимущество перед ближайшими аналогами по производительности, GTX 580 и HD 7950, — TDP. И если практически значимой разницы по пиковому потреблению энергии между GTX 660 Ti и HD 7950 обнаружить не удалось (разница в среднем значении может иметь место), то GTX 580 играет уже совсем в другой весовой категории.

    Единственное беспокойство вызывает розничная цена GTX 660 Ti. Да, он гораздо ближе подошел к топовым картам семейства по сравнению с GTX 560 Ti, но и сократить себестоимость за счет более дешевого GPU в этот раз не удалось. Рекомендованная цена GTX 560 Ti на момент релиза в начале 2011 года составляла $249. Даже если сделать скидку на более высокие российские цены и мировую инфляцию, это все равно заметно меньше, чем 11 999 руб., которые будут просить за GTX 660 Ti. Особенно притом, что Radeon HD 7950 уже сейчас можно купить за меньшие деньги.

Борьба за кошелек покупателя не думает прекращаться даже летом. В то время как AMD обладает полноценной линейкой новых графических ускорителей, NVIDIA старательно выверяет и неспешно выводит в свет конкурирующие модели. При этом соблюдается одно важное правило.

Так уж принято, что история появления видеокарт на рынке подразумевает два типичных решения. Первое – выпустить линейку, опередив оппонента. Традиционно здесь впереди AMD. Обычно в таком случае времени на доводку драйверов почти не остается, и пользователям приходится несколько месяцев мириться с всевозможными проблемами. В основном они носят локальный характер в нескольких приложениях. Но зато в отсутствии соперников подобный подход позволяет выставлять высокую цену. Второй вариант в последнее время демонстрирует NVIDIA. Она занимает выжидательную позицию и тщательно анализирует ситуацию на рынке. Далее появляются сами карты.

Причем в этом году сначала вышел непривычный топ в лице GeForce GTX 680, который, с одной стороны, прекрасно парировал производительность Radeon HD 7970, но с другой… Многим стало непонятно, куда же пропал настоящий «монстр» по всем определениям. Тем более что GeForce GTX 680 не только не опоздал, он еще и не опережал Radeon HD 7970 так же уверенно, как был анонсирован. Вторым не менее важным фактором является цена. Она была и остается выше аналогичного параметра продукта AMD, настолько же больше, насколько и быстрее. То есть пользователи получили видеокарту, которая быстрее и дороже.

реклама

Противостояние

Вполне логично, что чуда не произошло, и конкуренция создается исключительно на бумаге. Здесь надо немного притормозить, поскольку разница в стоимости зачастую формируется локальным рынком. Для этого достаточно заглянуть в таблицу рекомендованных цен, чтобы понять позиционирование нового ускорителя.

Наименование HD 7870 HD 7950 HD 7970 HD 7970 GHz GTX 660 Ti GTX 670 GTX 680
Кодовое имя Pitcairn XT Tahiti Pro Tahiti XT Tahiti XT GK104 GK104 GK104
Техпроцесс, нм 28 28 28 28 28 28 28
Размер ядра/ядер, мм 2 212 365 365 365 294 294 294
Количество транзисторов, млн 2800 4300 4300 4300 3540 3540 3540
Частота ядра, МГц 1000 800 925 1050 915 915 1006
Число шейдеров (PS), шт. 1280 1792 2048 2048 1344 1344 1536
Число блоков (ROP) растеризации, шт. 32 32 32 32 24 32 32
Число текстурных блоков (TMU), шт. 80 112 128 128 112 112 128
Версия пиксельных/ вертексных шейдеров 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Эффективная частота памяти, МГц 4800 5000 5500 6000 6000 6000 6000
Объем памяти, Мбайт 2048 3072 3072 3072 2048 2048 2048
Шина памяти, бит 256 384 384 384 192 256 256
Пропускная способность памяти, Гбайт/с 153.6 240 264 144.2 192 192
Потребляемая мощность (2D/ 3D), Вт 3 / 190 3 / 200 3 / 250 3 / 290 нд / 150 нд / 170 нд / 195
Crossfire/Sli да да да да да да да
Размер карты (ДхШхВ), мм 245x100x38 275x100x37 275x100x37 275x100x37 240x100x38 240x100x38 260x100x38
Рекомендованная цена, $ 350 380 450 500 350 400 500

Вспомним в хронологическом порядке появление видеокарт на прилавках магазинов.

  • 22 декабря 2011 года состоялся анонс семейства Radeon HD 79хх.
  • 15 февраля 2012 года мы узнали о существовании решений начального уровня Radeon HD 77хх.
  • 5 марта 2012 года появился средний класс Radeon HD 78хх.

Таким образом AMD за четыре месяца представила полную линейку новых ускорителей. Ответ NVIDIA задержался.

  • 22 марта 2012 года появилась видеокарта, именно в единственном числе, NVIDIA GeForce GTX 680.
  • 29 апреля 2012 года, опережая так и не вышедшего двухпроцессорного флагмана AMD, была анонсирована GeForce GTX 690.
  • 10 мая 2012 года ускорителем GeForce GTX 670 завершилось формирование верхушки линейки NVIDIA.

Компания NVIDIA сегодня представила очередную видеокарту, построенную на базе 28-нанометрового GPU с архитектурой Kepler. Ранее, желающим ощутить преимущества новых разработок калифорнийцев, нужно было выделить кругленькую сумму на покупку соответствующего устройства. GeForce GTX 660 Ti будет интересна тем, кто не пропускает знаковые игровые хиты, но не готов потратить на графический адаптер более $400. На что способна новинка и уготована ли ей роль очередного хита? Давайте разбираться.

Переход на новую графическую архитектуру Kepler компания NVIDIA начала со старших моделей, представив вначале флагман , а затем двухчиповую и . Ставка на топовые решения с максимальным ценником в конечном счете оказалась успешной – по итогам прошедшего квартала, компании удалось . Во многом этому способствовала активная позиция NVIDIA в сегменте устройств для мобильных решений, однако направление дискретных видеокарт также показало рост.

Однако, достойные финансовые показатели компании – это, безусловно, хорошо, но пользователи откровенно заждались более доступных, и вместе с тем производительных видеокарт на базе чипов с архитектурой Kepler.

При разработке GeForce GTX 660 Ti компании нужно было учитывать сразу несколько факторов, которые могут повлиять на успех данного решения. С одной стороны, оно очевидно должно быть менее производительным, чем старшие адаптеры серии. При этом желательно (для разработчика, конечно) снизить эффект от разгона, чтобы тюнингованные модификации, а также разогнанные в домашних условиях видеокарты не слишком уж влияли на продажи топовых адаптеров. Очевидно, что разработчику необходимо было сохранить градацию производительности в своей линейке устройств, при этом не забывая о потенциальных соперниках из стана основного конкурента, который еще полгода назад представил свои решения в средне-высоком ценовом сегменте и уже успела там неплохо закрепиться. Что же у NVIDIA получилось в итоге?


На первый взгляд, технические характеристики новинки уж очень напоминают таковые для GeForce GTX 670. В данном случае используется тот же графический процессор, что и для топовых решений NVIDIA – GK104 c площадью кристалла 294 мм² и 3,5 млрд. транзисторов на борту. Базовая частота чипа, содержащего в данном случае 1344 вычислительных блоков, составляет 915 МГц с типичным форсированием с помощью GPU Boost до 980 МГц. Видеокарта имеет на борту 2 ГБ GDDR5, которая, как и у старших моделей, функционирует на 6008 МГц. В чем же отличия от топовых решений? Прежде всего, это уменьшенная разрядность шины памяти – с 256 до 192 бит. Следствием этого является снижение пропускной способности со 192 ГБ/c до 144 ГБ/c. Очевидно, что это скажется на производительности видеокарты, особенно в режимах с высоким разрешением и настройками качества. Однако, для GeForce GTX 660 Ti упрощения на этом не закончились. Напомним, что «полновесный» GK104 содержит 8 SMX модулей, суммарно включающих 1536 вычислительных блоков. Именно такими чипами оснащаются топовые GeForce GTX 680, тогда как в GK104, используемых для GeForce GTX 670, деактивирован один SMX-модуль с 192 потоковыми процессорами. Такая же модификация чипа применяется и для GeForce GTX 660 Ti, однако в данном случае на четверть уменьшено количество блоков растеризации (ROPs) – c 32 до 24, тогда как число текстурных блоков (TMU) осталось на прежнем уровне – 112. Уменьшение блоков ROPs несколько снизит скорость заполнения и отрисовки пикселей, что также отчасти скажется на общем быстродействии видеокарты.

Что касается уровня энергопотребления, то для видеокарты заявлен TDP на уровне 150 Вт , что на 20 Вт меньше, чем у GTX 670. При этом также ниже требования к рекомендуемой разработчиком мощности БП – 450 Вт , вместо 500 Вт. Вместе с тем, для подключения дополнительно питания по-прежнему используется два шестиконтактных коннектора 12В. Стандартная интерфейсная панель будет содержать два разъема DVI (Dual-Link), HDMI и DisplayPort (1.2).

Технические характеристики видеокарт:

GeForce GTX 670 GeForce GTX 660 Ti GeForce GTX 580 Radeon HD 7950 Radeon HD 7870
Наименование кристалла GK104 GK104 GF110 Tahiti XT Pitcairn
Техпроцесс производства, нм 28 28 40 28 28
Площадь кристалла, мм² 294 294 520 365 212
Количество транзисторов, млрд 3,54 3,54 3 4,31 2,8
Тактовая частота GPU, МГц 915/980 915/980 772 800 1000
Количество потоковых процессоров 1344 1344 512 1792 1280
Количество текстурных блоков 112 112 64 112 80
Количество блоков растеризации 32 24 48 32 32
Память (тип, объем), МБ GDDR5, 2048 GDDR5, 2048 GDDR5, 1536/3072 GDDR5, 3072 GDDR5, 2048
Шина памяти, бит 256 192 384 384 256
Частота памяти, МГц 6008 6008 4008 5000 4800
Пропускная способность памяти, ГБ/c 192 144 192 264 154
Энергопотребление, Вт 170 150 244 200 175
Рекомендованная цена $399 $300 $350-450* $349 $299

Специальный дизайн печатной платы для GeForce GTX 660 Ti не разрабатывался. Учитывая использование GK104 и схожесть основных технических характеристик, для данных адаптеров подходят PCB от GeForce GTX 670. Производители видеокарт, конечно же, не преминут воспользоваться этой возможностью. Партнеры NVIDIA уже представили свои варианты адаптеров, которые внешне схожи с GeForce GTX 670.




Любопытно, что среди анонсированных на старте моделей, нет модификаций с рекомендованными тактовыми частотами. Производители видеокарт, при любом удобном случае использую потенциал GK104, который способен работать на частотах, заметно превышающих 1 ГГц. Потому без большой опаски устанавливают в качестве базовых более высокие значения.

Цена

Теперь о важном – о цене. Стоимость моделей на референсном дизайне и рекомендуемыми тактовыми частотами заявлена на уровне $300 . Очевидно, что оригинальные модели с заводским разгоном и альтернативными СО будут несколько отличаться по цене и будут скорее лежать в диапазоне $300–350 . У самых прытких продавцов наверняка возникнет желание снять сливки с первых поставок, но возможностей для маневра у них будет не так много. За $400 уже предлагаются более скоростные GeForce GTX 670, потому GeForce GTX 660 Ti со схожим ценником будут обречены дожидаться на прилавках момента, когда стоимость придет в соответствие рекомендуемой.

Возможности GeForce GTX 660 Ti мы изучали на примере MSI N660Ti Power Edition 2GD5/OC . Данная модификация видеокарты использует оригинальную печатную плату, идентичную той, что и у GeForce GTX 670 из линейки Power Edition. По сравнению с референсной, данная PCB имеет усиленную семифазную подсистему питания (5+2) и компоненты преобразователя, соответствующие классификации Military Class III.


В случае с вариантом «ОС», базовая тактовая частота чипа увеличена с 915 до 1020 МГц (11,5%) при этом усредненное значение динамического ускорения также увеличено до 1098 МГц. 2 ГБ памяти GDDR5 работает на рекомендуемых 6008 МГц (1502 МГц).


Видеокарта оснащена кулером Twin Frozr IV , который имеет уже привычную конструкцию радиатора с четырьмя никелированными тепловыми трубками (2х6 мм + 2х8 мм). Конструкция продувается двумя 80-миллиметровыми вентиляторами осевого типа.



Эффективность системы охлаждения в данном случае приятно порадовала. Несмотря на то, что форсированная модификация Power Edition имеет увеличенный TDP до 190 Вт. Кулер прекрасно справляется с отводом тепла. В режиме покоя – 27 градусов и 1080 об/мин, в тяжелом игровом режиме – 61 градус и всего 1470 об/мин, ну, а FurMark смог прогреть чип до 67 при этом обороты вентилятора повысились всего до 1590 об/мин. Отличные результаты, особенно с учетом того, что уровень шума, издаваемый видеокартой во время работы, ниже среднего.

Разгон

Исследуя потенциал графического чипа, нам удалось дополнительного увеличить базовую тактовую частоту на 50 МГц – с 1020 МГц до 1070 МГц . При этом память стабильно работала на 7132 МГц (1783 МГц).


Важно отметить, что благодаря технологии GPU Boost, рабочая тактовая частота чипа под нагрузкой практически всегда превышает базовую. Например, при заявленных штатных 1020 МГц, в большинстве случаев в играх ядро функционировало на 1162 МГц. И это не были кратковременные всплески, а продолжительные временные отрезки в течение которых реализованная технология настраивала параметры для получения максимальной производительности. После увеличения штатной частоты с 1020 до 1070 МГц, чип автоматически довольно часто ускорялся до 1228 МГц.

Подсистема памяти, пожалуй, не самое сильно место даже у топовых видеокарт NVIDIA. В случае с GeForce GTX 660 Ti, уменьшенную разрядность шины можно попробовать компенсировать за счет увеличения частоты. Теоретическая пропускная способность памяти в штатном режиме (1502 МГц) – 144,2 ГБ/c, а после разгона памяти до 1783 МГц, она увеличивается до 171,2 ГБ/c, хотя это все еще меньше, чем у GeForce GTX 670 (192,3 ГБ/c). Посмотрим, как это отразится на производительности.

Результатов разгона одной видеокарты недостаточно для того, чтобы обобщенно говорить о потенциале GeForce GTX 660 Ti. Тем не менее, полученные данные говорят о том, что новинка на GK104 имеет неплохие возможности для дальнейшего ускорения.

Результаты тестирования

Ориентиром для оценки возможностей новинки выбран GeForce GTX 670. Уровень производительности по отношению к таковой у данной видеокарты будет хорошим показателем возможностей самой младшей модификации на чипе GK104.







Если говорить о показателях GTX 660 Ti в штатном режиме (915/6008 МГц), то, в зависимости от приложения, отставание от GTX 670 при разрешении 1920×1080 cоставляет 5–25% (в среднем ~15–18%). Увеличение тактовых частот позволяет существенно сократить отрыв. После разгона GeForce GTX 660 Ti в большинстве случаев удается демонстрировать схожие с GTX 670 результаты. И, нужно признать, что очень достойный уровень. Не будем забывать, что стоимость GTX 670 стартует с $400, тогда как рекомендуемая цена GeForce GTX 660 Ti заметно ниже. С анонсом новинки можно без зазрений совести «отпустить» топовые видеокарты с чипами на Fermi – GeForce GTX 580/570. Даже в штатном режиме GeForce GTX 660 Ti часто имеет преимущество. Флагман на GF110 в ряде случаев еще может составить конкуренцию дерзкому новичку, но, учитывая какой ценой это ему дается во всех отношениях, очевидно, что пришло время для новых героев.

Сравнение производительности непосредственных конкурентов от AMD и NVIDIA – традиционно непростая задача. Здесь многое зависит от используемых игр, особенности движков которых могут отдавать предпочтение той или иной графической архитектуре. В противостоянии с наиболее близкими по цене устройствами, GeForce GTX 660 Ti выглядит очень неплохо даже в лояльных к GCN приложениях – практически паритет с Radeon HD 7870 в Metro 2033 и 8%-ное отставание в AVP. Если же рассматривать ситуацию в других играх и синтетических приложениях, то младшая модель на GK104 имеет преимущество даже над более дорогостоящей Radeon HD 7950.

Итоги

NVIDIA GeForce GTX 660 Ti оставляет хорошее впечатление. Достойный уровень производительности по весьма привлекательной цене. Определенные упрощения, конечно, сказались на быстродействии в сравнении со старшими видеокартами на GK104, однако, сверяя столбики на диаграммах, нужно учитывать и стоимость устройств. GeForce GTX 660 Ti заметно снижает цену входного билета в мир самых современных графических адаптеров – быстрых, функциональных и экономичных. И это очень хорошая новость для тех, кто рассчитывал в преддверии начала горячей игровой осени перевооружить свой ПК, потратив на видеокарту порядка $300.

AMD хотя и сделала упреждающий ход, снизив рекомендованную стоимость Radeon HD 7870 до $299, а Radeon HD 7950 – до $349, на этом не остановится. В частности компания намерена пересмотреть частотную формулу для Radeon HD 7950, повысив частоту GPU c 800 до 850 МГц. Более того, будет задействован алгоритм Power Tune, который в зависимости от характера нагрузки будет автоматически повышать частоту вплоть до 925 МГц. Соответствующий BIOS для видеокарт на референсном дизайне уже доступен для всех желающих. В итоге в выигрыше окажутся все любители поиграть с комфортом, вне зависимости от того, видеокарты с чипами какого разработчика они предпочитают.

Видеокарта MSI N660Ti Power Edition 2GD5/OC предоставлена для тестирования компанией MSI, ua.msi.com

Конфигурация тестового стенда



Loading...Loading...