Что исповедуют протестанты. Протестантская церковь: что это такое, как она возникла? Основные отличия от католической церкви. Список стран, где распространено протестантство. Отношение протестантизма к предпринимательству

Возникшая в результате — широкого религиозно-политического движения, начавшегося в Германии, распространившегося по всей Западной Европе и направленного на преобразование христианской церкви.

Термин «протестантизм» происходит от протеста, заявленного немецкими князьями и рядом имперских городов против отмены принятого раннее постановления о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных. Однако в более широком смысле протестантизм ассоциируется с социально-политическим и нравственным протестом поднимающегося, но все еще бесправного третьего сословия против отживших средневековых порядков и стоящей на их страже .

См.также: , .

Вероучение протестантизма

Отличие протестантизма от православия и католицизма

Протестанты разделяют общехристианские представления о бытии Бога как Творца мира, о его триединстве, о греховности человека, о бессмертии души и спасении, о рае и аде, отвергая католическое учение о чистилище, о Божественном откровении и некоторые другие. Вместе с тем протестантизм имеет ряд существенных догматических, организационных и культовых отличий от православия и католицизма. В первую очередь это признание священства всех верующих. Протестанты считают, что каждый человек непосредственно связан с Богом. Это приводит к отказу от разделения людей на клир и мирян и утверждению равенства всех верующих в вопросах веры. Каждый верующий при хорошем знании Священного Писания может быть для себя и других людей священником. Таким образом, духовенство никаких преимуществ иметь не должно и само его существование становится излишним. В связи с этими представлениями религиозный культ в протестантизме был существенно сокращен и упрощен. Число таинств сокращено до двух: крещения и причащения; все богослужение сведено к чтению проповедей, совместным молитвам и пению гимнов и псалмов. При этом богослужение происходит на родном для верующих языке.

Почти все внешние атрибуты культа: храмы, иконы, статуи, колокола, свечи — были отброшены, так же как иерархическое устройство церкви. Было отменено монашество и целибат, должность священника стала выборной. Служение в протестантизме происходит обычно в скромных молитвенных домах. Было упразднено право служителей церкви на отпущение грехов, поскольку это считалось прерогативой Бога, отменено почитание святых, икон, мощей, чтение молитв за умерших, поскольку эти действия признаны языческими предрассудками. Количество церковных праздников сведено к миниму.

Вторым основным принципом протестантизма является спасение личной верой. Этот принцип был противопоставлен католическому принципу об оправдании делами, согласно которому каждый жаждущий спасения должен делать все, что нужно церкви, и прежде всего содействовать ее материальному обогащению.

Протестантизм не отрицает, что не бывает веры без добрых дел. Добрые дела полезны и необходимы, но оправдаться ими перед Богом невозможно, лишь вера дает возможность уповать на спасение. Все направления протестантизма в той или иной форме придерживались учения о предопределении: каждому человеку еще до его рождения предуготовлена его судьба; она не зависит ни от молитв, ни от деятельности, человек лишен возможности изменить судьбу своим поведением. Однако, с другой стороны, человек мог своим поведением доказать себе и другим, что он предназначен Промыслом Божиим для хорошей участи. Это могло распространяться не только на нравственное поведение, но и на удачливость в жизненных ситуациях, на возможность разбогатеть. Неудивительно, что протестантизм становится идеологией наиболее предприимчивой части буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Учение о предопределении оправдывало неравенство состояний и классовое деление общества. Как показал немецкий социолог Макс Вебер , именно установки протестантизма способствовали подъему предпринимательского духа и его окончательной победе над феодализмом.

Третьим основным принципом протестантизма является признание исключительного авторитета Библии. Любое христианское вероисповедание признает Библию в качестве основного источника Откровения. Однако содержащиеся в Священном Писании противоречия привели к тому, что в католицизме право трактовать Библию принадлежало только священникам. С этой целью было написано большое количество произведений отцами церкви, принято большое количество постановлений церковных соборов, в совокупности все это называется Священным Преданием. Протестантизм лишил церковь монопольного права на толкование Библии, полностью отказавшись от трактовки Священного Предания как источника Откровения. Не Библия получает свою достоверность от церкви, а любая церковная организация, группа верующих или отдельный верующий могут претендовать на истинность проповедуемых ими идей, если они находят свое подтверждение в Библии.

Однако сам факт наличия противоречия в Священном Писании такой установкой не опровергался. Требовались критерии для понимания различных положений Библии. В протестантизме критерием считалась точка зрения основоположника того или другого направления, а все, кто с ней не соглашались, объявлялись еретиками. Гонения на еретиков в протестантизме были не меньшими, чем в католичестве.

Возможность собственной трактовки Библии привело протестантизм к тому, что он не представляет собой единого учения. Существует большое количество близких по духу, но в чем-то отличных направлений и течений.

Теоретические построения протестантизма повлекли за собой изменения в культовой практике, приведшие к удешевлению церкви и церковного ритуала. Почитание библейских праведников оставалось незыблемым, но было лишено элементов фетишизма, свойственного культу святых в католицизме. Отказ от поклонения видимым изображениям базировался на ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое поклонение как идолопоклонство.

Среди разных направлений протестантизма не было единства в вопросах, связанных с культом, с внешней обстановкой церквей. Лютеране сохранили распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты от всего этого отказались. Месса была отвергнута всеми направлениями протестантизма. Богослужение везде ведется на родном языке. Оно состоит из проповеди, пения молитвенных гимнов, чтения тех или иных глав Библии.

В библейском каноне протестантизм произвел некоторые изменения. Он признал апокрифическими те ветхозаветные произведения, которые сохранились не в древнееврейском или арамейском оригинале, а лишь в греческом переводе Септуагинты. Католическая церковь их рассматривает как второканонические.

Таинства также подверглись пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств только два — крещение и причащение, а кальвинизм — лишь крещение. При этом трактовка таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена. Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения, считая, что при исполнении обряда Тело и Кровь Христовы реально присутствуют в хлебе и вине. Кальвинизм же считает такое присутствие символическим. Некоторые направления протестантизма проводят крещение только в зрелом возрасте, считая, что человек должен сознательно подойти к выбору веры; другие, не отказываясь от крещения младенцев, проводят дополнительный обряд конфирмации подростков, как бы второго крещения.

Современное положение протестантизма

В настоящее время насчитывается до 600 млн последователей протестантизма, проживающих на всех континентах и почти во всех странах мира. Современный протестантизм представляет собой обширную совокупность (до 2 тыс.) самостоятельных, практически не связанных друг с другом церквей, сект и деноминаций. Уже с самого начала своего возникновения протестантизм не представлял собой единой организации, его деление продолжается до настоящего времени. Помимо уже рассмотренных основных направлений протестантизма, большим влиянием пользуются и другие, возникшие позднее.

Основные направления протестантизма:

  • Квакеры
  • Методисты
  • Меннониты

Квакеры

Направление возникло в XVII в. в Англии. Основатель — ремесленник Дмюрдж Фокс провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения «внутренним светом». За экстатические приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они подчеркивали необходимость пребывать в постоянном трепете перед Богом, последователи этого направления получили свое название (от англ.quake - «трястись»). Квакеры полностью отказались от внешней обрядности, духовенства. Богослужение у них состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. В моральных поучениях квакеров прослеживаются аскетические мотивы, они широко практикуют благотворительность. Общины квакеров существуют в США, Англии, Канаде, странах Восточной Африки.

Методисты

Течение возникло в XVIII в. как попытка повысить интерес масс к религии. Его основателями были братья Уэсли — Джон и Чарльз. В 1729 г. они основали в Оксфордском университете небольшой кружок, члены которого отличались особым религиозным упорством и методичностью в изучении Библии и выполнении христианских предписаний. Отсюда название направления. Особое внимание методисты уделяли проповеднической деятельности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных домах, в тюрьмах и т.д. Они создали институт так называемых странствующих проповедников. В результате этих мер направление широко распространилось в Англии и ее колониях. Отделившись от англиканской церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25. Принцип спасения личной верой они дополняли учением о добрых делах. В 18В1 г. был создан Всемирный методистский совет. Особенно широко распространен методизм в США, а также Великобритании, Австралии, Южной Корее и других странах.

Меннониты

Течение в протестантизме, возникшее на основе анабаптизма в XVI в. в Нидерландах. Основатель-голландский проповедник Менно Симоне. Принципы вероучения изложены в «Декларации главных статей нашей общей христианской веры». Особенности этого направления в том, что оно проповедует крещение людей в зрелом возрасте, отрицает церковную иерархию, провозглашает равенство всех членов общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить с оружием в руках; общины имеют самостоятельное управление. Создан международный орган - Всемирная конференция меннонитов , находящаяся в США. Наибольшее число их живет в США, Канаде, Голландии и Германии.

Преподобный Стюарт

(1)

Люди говорят о протестантских общинах, конфессиях, людях, идеях и т. д.

Во время коронации британский монарх присягает: «Я верный протестант». Учитывая разные идеи относительно протестантизма, и в связи с празднованием в 2017 году 500-летия протестантской Реформации, особенно важен вопрос «Кто такие протестанты?».

На этот вопрос будет дан ответ; исторически: где и когда возник термин «протестант»? Что это говорит нам о его значении? теологически: каковы основные доктрины протестантизма? и этически: каковы важнейшие аспекты нравственности и жизни протестантов? Наш ответ поможет вникнуть в саму суть идентичности протестантизма, поэтому мы не будем заниматься второстепенными или несущественными вопросами.

Итак, каково историческое происхождение слова «протестант»? В какой стране возник термин протестант? Германия (не Британия). В каком городе? Шпейер, на юго-западе Германии. В каком веке? В щестнадцатом веке. В каком году? В 1529, через двенадцать лет после того, как Мартин Лютер прибил девяносто пять тезисов к двери церкви в Виттенберге.

Остановимся здесь поподробнее. В 1529 году Имперский Сейм (или общее собрание) Священной Римской империи собрался в Шпейере. Римско-католическое большинство решило, что Мартин Лютер должен быть по праву под императорским запретом (то есть, он считался вне закона, так что любому было разрешено ограбить, ранить или убить его без каких-либо судебных последствий). Труды и учения Лютера были запрещены, Реформации было запрещено распространяться.

Однако шесть князей и четырнадцать имперских городов протестовали против этого решения:" мы должны следовать нашей совести, подчиняясь Слову Божьему! Проповедь Священного Писания не может быть запрещена!"

У этих протестантов был тот же дух, что и у Мартина Лютера, который объявил в 1521 году в городе Вормс, где проходил еще один Имперский Сейм, за восемь лет до Шпейера: «Опровергните меня доводами из Священного Писания или другими ясными и истинными аргументами (поскольку я не верю ни в Папу, ни в его советы, поскольку известно, что они часто ошибались и противоречат самим себе); я связан Писанием, моя совесть в плену у Слова Божьего.

Я не могу и не хочу отрекаться, ибо поступать против своей совести небезопасно и неблагоразумно. Да поможет мне Бог. Аминь ». В этом знаменитом заявлении вы заметите, что Лютер трижды ссылается на Слово Божье или Писание и дважды на свою совесть, поскольку его совесть связана со Словом.

Первые протестанты в 1529 году и Мартин Лютер имели тот же дух, что и «Петр и другие апостолы» в Деяниях 5:29, которые свидетельствовали: «Мы должны повиноваться Богу, а не людям». Все эти верующие в Иисуса Христа высказались за Божью истину перед враждебными властями, проявляя духовную храбрость с риском для жизни.

(2)

Важно отметить, что слово Протестант как первоначально, так и позднее имело две смыловых нагрузки. Одна в виде протеста против ложных доктрин Римск. Кат. Церкви и пр., а другая в виде свидетельства.

Это очевидно из самого значения слова Протестант - Protestant с точки зрения его латинской этимологии. Оно происходит либо от слов pro (за) + testari (свидетельствовать), либо от protestatio (опротестование - протест). Таким образом, слово ПРОТЕСТ (протестант) глубоко отображает конкретную позицию.

Так, протестанты в Сейме Шпейера в 1529 году провозгласили, что «они должны протестовать и публично засвидетельствовать перед Богом, что они не могут согласиться ни с чем, что противоречит его Слову».

У Протестантов 1529 года было послание двухстороннего характера, так же, как у Петра и Иоанна в Деяниях 4. С одной стороны, по отношению к враждебным религиозным властям они протестовали: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (19). Но с другой стороны, свидетельствовали, что: «Мы не можем не говорить того, что мы видели и слышали» (20).

Короче говоря, протестанты - за правду и, следовательно, против лжи. Если сказать несколько иначе, мы против ошибок, потому что держимся за непогрешимое Слово Божье.

Но чему же учит Слово Божье: во что верят Протестанты? Одним из полезных документов протестантского богословия является «5 Solas » (Пять Тезисов); sola c латинского: «только» или «один».

Sola Scriptura или Только Писание есть Слово Божье. Библия является Богодуховенной ​​(2 Тим. 3:16), непогрешимой (Иоанна 10:35), авторитетной (как голос живого Бога), самодостаточной (не нуждающейся в дополнениях со стороны церкви или во мнимых (чьих-то) личных откровениях) и ясной. Эта последняя характеристика Слова не означает, что каждый стих в Библии легко понимается всеми людьми. Ясность Писания означает, что Его основные истины, сосредоточенные в спасении Иисусом Христом, воспринимаются всеми верующими через Духа Святого. Для этого, молясь о даре просветления к пониманию Писания, они могут воспользоваться простыми средствами (изучать и сравнивать тексты Писания между собой, пользоваться вспомогательной литературой и т.д.)

Следуя своему, верному Писанию исповеданию, протестанты, в отличие от католиков, занимались переводом Библии (с оригинального иврита и греческого на языки Европы) и её распространению, стимулировали чтение Библии и её проповедование (изложение стихов, глав и книг Писания) , а также катехизацию (наставление) Библии так, что даже дети знали содержание и доктрины Слова.

Библейская истина Sola Scriptura - Только Писание раскрыла суть учения Рима (Рим. Кат. Церковь.) Рим нелегально использует Апокрифальные тексты, как будто они являются частью Слова Божьего. Рим приравнял свои традиции к авторитету Библии. Это сопровождалось небиблейскими и антибиблейскими учениями: Мариолатрия (идолопоклонническое почитание Девы Марии), чистилище (якобы место огня, где верующие несут временное наказание за свои грехи), пресуществление (превращение хлеба и вина в буквальные тело, кровь и божественность Христа), месса (бескровная жертва, принесенная священником за грехи живых и мертвых), папство и его иерархия (в противоположность установленным Библией служениям в церкви Нового Завета: пасторы, старейшины и дьяконы), пять дополнительных таинств (конфирмация, брак, рукоположение, покаяние и последние обряды) и т. д.

Сегодня Sola Scriptura необходима против Рима так же, как и в шестнадцатом веке. Рим по-прежнему придерживается тех же ересей, что и при Реформации, поскольку он не отказался ни от одной из них, а заново их все переподтвердил (например, в Ватикане II и в Катехизисе Католической Церкви). Фактически, начиная с Реформации, Рим добавил еще больше ересей таких, как папская непогрешимость в 1870 году (папа не может ошибаться в вопросах веры или морали, говоря с кафедры) и телесное успение Девы Марии в 1950 году (ее физическое вознесение на небо в конце ее земной жизни). Если сравнить Рим сегодняшний с Римом 500 лет назад, что касается его ересей, то он не стал лучше и даже не остался прежним; Рим стал еще хуже!

Мало того, что сегодня как и тогда Sola Scriptura так необходима против Рима, она имеет решающее значение и против других еретических движений, которые появились, особенно против усиливающейся критики Библии и модернистской теологии. Они атакуют непогрешимость Слова Божьего, считая, что в Писании и его учениях есть ошибки. Но Верный (Писаниям) Протестантизм заявляет: «Твое слово истинно с самого начала» (Пс. 118:160).

Sola Scriptura также выступает против пятидесятничества, харизматизма и неохаризматизма. Все эти группы обновителей добавляют (от себя) к Божьему словесному откровению в Библии. Таким образом, они особенно отрицают самодостаточность Божьего Слова, вопреки 2 Тимофею 3:16-17: «Все Писание богодуховенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Протестантская Реформация шестнадцатого века выступала против харизматов или обновителей своего времени среди анабаптистов.

Sola Scriptura - наш лозунг против политической корректности двадцать первого века. Не морализация либеральных СМИ, и не опросы общественного мнения, и не мнение знаменитостей, но Божье Святое Слово определяет истину и мораль. Здесь мы подтверждаем авторитет Писания как Слова Божьего, чтобы судить всех падших и глупые гуманистические стандарты. «Так говорит Господь!» Это и есть Протестантизм! В знаменитом изречении Уильяма Чиллингворта (William Chillingworth ) : «Только Библия - религия Протестантов».

Как гласит Вестминстерское исповедание 1:10, «Дух Святой, говорящий в Писании, есть единственный высший Судия, к Которому должно обращаться за разрешением всех спорных вопросов, касающихся веры, Которым проверяются все постановления соборов, мнения писателей, учения человеческие и личные откровения, и на Чей приговор мы должны всецело полагаться».

(3)

Как Слово Божье - только Библия (Sola Scriptura ), так и спасение - только через Христа (solus Christus ), верят протестанты.

Господь Иисус обладает двумя природами - Он одновременно и полностью Бог и полностью человек, в одной Божественной Личности. Он является Вечным и Единородным Сыном Божьим, Второе Лицо Святой Троицы, явившийся во плоти. Как Христос, Он - помазанник Божий, как и было обещано в Ветхом Завете. Как Иисус, Он - единственный и совершенный Спаситель. Как Господь, Он является суверенным правителем всех.

Мы, протестанты, верим в непорочное зачатие Христа, Его безгрешную жизнь, жертвенную смерть, победное воскресение, славное вознесение и всемогущее правление по правую руку Бога.

На кресте наш Господь умер за все грехи всех Его избранных людей. Все наши беззакония были «возложены», вменены и причислены Ему (Исаия 53:6). И Он понес наказание, которое было предназначено для нас. Как наш единственный Первосвященник, Он постоянно молится за нас, «будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас» (Евр.7:25).

Крест и ходатайство Христа абсолютно необходимы для того, чтобы Бог спас грешников. Этого вполне достаточно для нашего полного спасения. Нам не нужен папа римский, земные священники, Мария или Святые, чтобы привести нас к Богу (от Иоанна 14:6, Ефесянам 2:18, Евреям 10:19-22).

Битва протестантизма с Римом (и другими) по существу такая же, как в и Деяниях 4 между апостолами и неверующими еврейскими религиозными лидерами. Апостолы заявили о Христе: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. » Деян.4:11,12

Только Писание учит спасению только Христом и только по вере (sola fide ). Протестантизм провозглашает, что наше спасение и совершенная праведность в Иисусе Христе получены только по вере. Прощение грехов в крови Христа и вмененная праведность Бога (пожизненное и совершенное послушание Иисуса) являются нашими по вере, и только по вере! Поэтому наше оправдание и законное положение перед Богом не нуждаются ни в каких дополнительных делах святых, земной матери Господа, церкви или же нас самих.

Как и в шестнадцатом веке, сегодня эта библейская и протестантская истина вновь необходима против Рима а также, к сожалению, против большинства современных евангелистов, которые, говоря об оправдании только верой, на самом деле имеют ввиду оправдание свободной волей человека! Они учат, что спасение грешника определяется решением его предполагаемой собственной свободной воли, что противоречит истине Слова Божьего (Римлянам 3:11, 7:18, 8:7) и единому свидетельству Реформации, включая Великий протестантский манифест Мартина Лютера, «Рабство воли» (1525).

Тезис Sola fide жизненно важен для ежедневного утешения христианина и его жизнестойкости. Будучи оправданным только верой, мы имеем «мир с Богом» (Римлянам 5:1) и блаженство (4:6-9, Псалом 32:1-2)!

Движемся дальше. Только Писание учит спасению только Христом, только через веру и только благодатью (sola gratia ). Наше спасение - это Божий дар, абсолютно безвозмездный и милостивый, согласно суверенной милости нашего милосердного Бога в Иисусе Христе, потому что мы были «избраны... в Нем до основания мира» (Еф.1:4).

Только благодатью, как во времени (через Святого Духа Иисуса Христа), так и в вечности (избрание) - это Протестантизм, потому что это учение Слова Божьего: «Ибо благодатью вы спасены через веру; и это не от вас: Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.» (Еф.2:8-9).

«Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.»(Рим.9: 16) Ни от того, кто бежит (т. е. от действия человека), но от Бога, который проявляет милосердие.

Пятый тезис 5-ти Solas - это только Богу слава (soli Deo gloria ). Слава не человеку (даже в наименьшей степени), будь-то, по его свободной воле или его добрым делам, потому что все, что действительно есть хорошего в делах верующего, полностью исполнено Божьей благодатью (Иоанна 15:5, Еф.2:10)). Слава, даже частично, не церкви, особенно фальшивой церкви Рима, и не какой-либо другой ложной или отступнической церкви.

Спасение целиком принадлежит Отцу, через Сына и Духом Святым. Поэтому слава принадлежит только Триединому Богу: избирающему Отцу, искупляющему Сыну и призывающему Духу. Soli Deo gloria - это послание Реформации, потому что «Бог наш на небесах; творит все, что хочет. » Пс.113:11

Филипп Шафф Philip Schaff , историк церкви, хорошо подводит итог вышесказанному: «Католицизм сначала ставит Церковь, а затем Христа; Протестантизм меняет этот порядок. Католицизм говорит: «Где Церковь (имея в виду, таким образом, папскую организацию), там и Христос; Протестантизм говорит: «Где Христос, там и Церковь. Католицизм говорит: «Где есть католическая традиция, там и есть Библия и непогрешимое правило веры; Протестантизм говорит: «Где Библия, там и есть истинная традиция и непогрешимое правило веры. Католицизм говорит: «Где добрые дела, там и есть вера и оправдание; Протестантизм говорит: «Где есть вера, там и есть оправдание и добрые дела. Католицизм ставит Марию и святых между Христом и верующим; Протестантизм идет прямо к Спасителю. Католицизм исходит из видимой Церкви (папства) в невидимую Церковь; Протестантизм - от невидимой Церкви (истинного тела Христова) к видимой... Протестантизм - это протест против тирании человека, на основе авторитета Бога. Он провозглашает Библию единственным непогрешимым принципом христианской веры и практики, и учит оправданию только по благодати, воспринятой верой живой. Он держится всего Христа, Чье слово является самодостаточным для изучения, Чьей благодати вполне достаточно для спасения.

(4)

Подводя итог происхождению и значению слова Протестант в первых трех статьях и, вкратце, объясняя библейскую и реформатскую истину о том, что спасение только верой, только Христом, только по благодати, только для славы Божьей и согласно одному только Писанию (Пять Solas), нам теперь необходимо разъяснить другие важные аспекты Протестантизма.

Во-первых, протестантизм - это вероучение, о чем мало знают многие в наши дни. Популярное заблуждение состоит в том, будто если протестанты верят в sola Scriptura (только Писание), то они вообще не придерживаются никакого вероучения. Но это ошибочно! На самом деле анабаптисты считали, что принцип сола Scriptura означает отсутствие любого вероучения. Протестанты же выступали против них, также как и против римских католиков.

Первые протестанты на Сейме Шпейера в 1529 году протестовали (отсюда их название) против нечестивых решений римско-католического большинства, беря за основу принцип «только Писание». В 1530 году, всего лишь год спустя, они признали вероучением Аугсбургское исповедание веры!

Именно, в реформатской (а не столько лютеранской) ветви протестантов было разработано и изложено много других принципов веры теми, кто придерживался sola Scriptura. Фактически, четыре тома собрания реформатских вероисповедных документов 16-го и 17-го веков изд. Джеймса Т. Деннисона мл. в английском переводе содержат 127 принципов веры, написанных за 173-летний период с 1523 по 1695 год. То есть, каждый новый принцип появлялся в среднем каждые 16 месяцев!

Для периода становления Протестантизма характерны два факта. Первый, в этот период были сделаны самые ясные изложения Писания за всю историю церкви. И второй, за этот период было создано максимальное количество вероисповедных документов, излагающих Протестанское Богословие (Каноны Дортского Синода, 1 Гельветическое Исповедание, Короткий Вестминстерский Катехизм и т. д.) за всю историю церкви. Как правильно понять и согласовать эти два момента?

Это не так трудно. Термин Sola Scriptura означает, что только Библия является письменным Словом Божьим и поэтому является высшим судьей веры и морали. Выработанные протестантами принципы веры излагают то, чему учит богодухновенное, непогрешимое и абсолютно авторитетное Слово Божье.

Сегодня верные Писаниям Протестанты продолжают изучать библейские доктрины, изложенные в вероисповедных документах.

Во-вторых, протестанты - это ещё и люди, преданные церкви, любящие церковь Христову. Мы - не индивидуалисты, которые живут сами по себе и занимаются только своими делами.

Протестантская Реформация явилась переформатированием устройства церкви, как собрания верующих. Это была реформация доктрин церкви (включая 5 Sola), ее вероучения, а также проповедей, таинств, церковной дисциплины, церковного управления и церковного богослужения. Стремление, цель и плоды благочестивого Протестантизма - это создание библейских Протестантских церквей, управляемых на основе библейских Протестантских принципов, и с членами церкви, убежденными в библейской Протестантской истине, где вся слава воздается одному Триединому Богу в Иисусе Христе!

В-третьих, протестанты и их церкви выступают против лжи и стоят за истину. История верного Писаниям Протестантизма - это история церкви воинствующей в последние 500 лет, возвращаясь к Сейму Шпейера (1529), и к выступлению Мартина Лютера в Вормсе «На том стою» (1521) и его «Девяносто пяти тезисам» (1517).

На самом деле, верное Протестантское свидетельство восходит (хотя и не по терминологии) еще к Яну Гусу в Богемии, к Джону Уиклифу в Англии, к Вальденсам в Альпах и их окрестностях, к Готтшалку в разных частях Европы, к Августину в Северной Африке и т. д.

Та же борьба за истинную веру описана на страницах Библии в битвах апостолов против Саддукеев и Иудействующих в Деяниях и посланиях апостолов, в служении Господа Иисуса против Книжников и Фарисеев, в евангельских повествованиях и трудах верных пророков, подобно Илии, в Ветхом Завете.

В наши дни верные Протестанты и их церкви, из любви к истине и чтобы обрести других для нее по благодати Бога, протестуют против отступничества: либерального богословия, Арминианства, женщин в церковном служении, ложного экуменизма (с римским католицизмом и другими ложными или отступническими церквями и культами), содомии и лесбиянства среди церковных служащих и членов церкви, слияния с языческими религиями и т. д.

Дитя Божье имеет право и призвание также протестовать против небиблейских учения и практики в своей собственной церкви, исполняя служение верующего. Поскольку он является пророком, священником и царем, будучи причастником духовного помазания Иисуса Христа. Его протест должен совершаться упорядоченным, благочестивым образом, в соответствии с Реформатским вероисповеданием и церковным кодексом или церковным порядком. Такой протест должен быть смиренным, но смелым, со многими молитвами и подкрепляемый Священным Писанием для Божией славы.

Псалом 119 великолепно подытоживает дух библейского Протестантизма: «Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи». (ст. 104); «А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого. Все повеления Твои - все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу. »(ст. 127-128).

В следующий раз мы завершим рассмотрение некоторых основных этических доктрин Протестантизма, ДВ.

(5)

Дав определение протестантам в свете истории, богословия, убеждений и церковного устройства, приступим к следующему вопросу: какова этика детей Реформации?

Как влияет протестантизм на образ жизни? Здесь можно многое сказать, но я остановлюсь только на двух моментах.

Во-первых, протестант любит правду и говорит ее. Отчасти для этого есть историческая предпосылка. Иезуит учит, что хорошо и даже добродетельно сказать ложь, если она служит Римско-католической церкви. Градус моральной двусмысленности римского католицизма в отношении девятой заповеди зашкаливает уже на протяжении веков. Подумайте о лжи и о сокрытии правды в римской церкви. Особенно это касается их священников-гомосексуалистов, которые надругались над маленькими мальчиками, о чем недавно стало известно.

Отношение протестантизма к истине базируется на его Sola’s или «только». Sola Scriptura заявляет: «Твое слово есть истина» (Иоанна 17:17). Спасение - только Христом, потому что Он есть «путь, истина и жизнь» (Иоанна 14: 6). Только Иегове слава (soli Deo gloria)- «Богу истины» (Второзаконие 32: 4), соблюдение девятой заповеди: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Также Евангельская истина - оправдание только верой (sola fide), способствует честности. В Псалме 32 Давид радуется прощению и отпущению своих грехов: « Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!»(1-2). Для верующих невменение грехов и вменение праведности Христа всегда идут рука об руку (Рим.4: 6-8). Теперь обратите внимание на то, что добавляет стих 2 этого Псалма: «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства». Тот, кто по-настоящему благословлен прощением грехов и получением праведности Христа только по вере, является честным перед Богом, через действие Святого Духа. Если падший человек инстинктивно и нечестиво скрывает свои грехи, то истинный верующий исповедует свои грехи, как в момент первого покаяния, так и всю свою христианскую жизнь. Поэтому дитя Божье честно говорит правду как себе, так и другим, потому что в его «духе нет лукавства».

Во-вторых, существует, так называемая, протестантская трудовая этика. Она также берет начало из Пяти Sola’s Реформации. Согласно sola Scriptura, мы должны хранить четвертую заповедь из благодарности. Поэтому мы работаем шесть дней и отдыхаем в христианскую субботу, которая названа Днем Господа (Отк. 1:10), проводя день в личном и совместном поклонении Богу. Мы подражаем нашему Спасителю, только Христу (solus Christus), Совершившему порученное Ему Отцом (Иоанна 4:34, 17: 4). Мы оправданы только верой (sola fide) через вмененную праведность Бога, не просто мертвой верой во Христа, но это вера живая и действенная. Мы спасены только благодатью (sola gratia). Поэтому мы трудимся с благодарностью за абсолютно милосердное спасение. В соответствии с принципом Реформации soli Deo gloria мы работаем, чтобы почтить Триединого Бога и служить Ему, а не просто человеку.

Истинные протестанты считают, что они должны трудиться честно, не избегая трудностей, так они и делают. Вспомните французских гугенотов и ​​о страшно негативном влиянии войны на экономику Франции, когда их преследовали и изгоняли из страны, особенно по причине злобного отказа короля Людовика XIV от Нантского Указа (1685).

Протестантская трудовая этика основана на двух других библейских, протестантских истинах. Первое - это священство всех верующих. Дело не в том, что только верная работа христианского служителя имеет ценность в глазах Бога; работа всех Его людей свята, когда она совершается на основании веры и для угождения Ему, во Христе Иисусе. Вторая библейская и реформатская истина, поддерживающая протестантскую трудовую этику, - это призвание. Оно касается не только проповедников, старейшин или дьяконов, которые призваны служить в поместных церквях. Также все христиане призваны Богом для работы во всяком законном занятии, которое Он дал им в Своем провидении. Таким образом, для Господа не имеет значения, насколько низкооплачиваемой или неприглядной, а может быть даже и скромной, является ваша работа. Никакая работа не «ниже» вас, если она делается для славы Бога. Наш Спаситель трудился руками в течение многих лет как плотник! Это важный момент, особенно в наши дни, когда идеи западного секуляризма унижают доброе постановление о труде, данное от сотворения мира. Многие люди глупо считают, что больше достоинства быть безработным, чем выполнять низкооплачиваемую работу.

Прислушайтесь к освежающему библейскому учению в послании к Колоссянам 3: 22-24: «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им , как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу». Девизом протестантской трудовой этики являются, по сути, слова: « все, что может рука твоя делать, по силам делай»(Eккл. 9:10).

Протестант ли вы? Если вы придерживаетесь принципов 5 Sola’s Реформации (только Писание, только Христос, только вера, только благодать и только слава Богу) и великих протестантских символов веры, если говорите правду, веруете и проявляете усердие в труде, поддерживаете вероучение протестантской реформации шестнадцатого века, которое является чистым, апостольским христианством, тогда продолжайте свидетельствовать о Божьей правде, принимая участие в непрерывным реформирование церкви и подвязаясь добрым подвигом веры!

Начнем с того, что слово ПРОТЕСТАНТИЗМ происходит от латинского слова protestatio — торжественное заявление, провозглашение, заверение; протест, возражение, несогласие .

В ряду мировых религий протестантизм можно кратко охарактеризовать как, одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства , представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций. Более подробно нужно остановиться на вопросе: кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Тут можно сказать многое. И начать надо с того, что протестанты считают основой своей веры. Это, прежде всего, Библия - Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам.

Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры:

Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов. Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма:

1. Sola Scriptura - «Только Писание»

«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide - «Только верой»

Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia - «Только благодатью»

Это доктрина о том, что спасение - это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).

4. Solus Christus - «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос - это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.

Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria - «Только Богу слава»

Интернет-проект «Википедия» весьма точно определяет особенности богословия, которое традиционно разделяют протестанты: «Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно - от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой - Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа»

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.

Кто такие протестанты?

Протестантизм был и остается предметом ожесточенных споров, слухов и сплетен. Кто-то клеймит протестантов, называя их еретиками. Кто-то превозносит их принципы трудовой этики, заявляя, что именно благодаря протестантизму западные страны достигли экономического процветания. Кто-то считает протестантизм ущербной и чересчур упрощенной версией христианства, а кто-то уверен, что за скромной внешностью кроется подлинно евангельская простота.

По всему миру насчитывается около 720 миллионов протестантов, 943 миллиона католиков и 211 миллионов православных («Операция Мир», 2001).

Однако взгляды католиков, православных и протестантов на некоторые вопросы разнятся. Протестанты, или евангельские христиане, верят, что Библия - самый авторитетный источник учения для христиан. Православные христиане и католики в основном верят, что церковные традиции имеют большой вес и считают, что можно понять Библию только в контексте церковной традиции. Основные различия между этими тремя конфессиями уходят своими корнями в эту основополагающую палитру мнений. Однако, несмотря на свои отличия, все христиане соглашаются с молитвой Христа, записанной в Евангелии от Иоанна 17:21 «Да будут все едино…».

Ниже приводятся ответы на часто возникающие вопросы о различиях между церквями, но сначала - краткая история протестантизма.

ИСТОРИЯ ПРОТЕСТАНТСКИХ ЦЕРКВЕЙ

Одним из первых протестантских реформаторов был священник Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Ян Гус учил, что Библия важнее традиций.

Протестантская реформация распространилась в 1517 году по всей Европе, когда другой священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал церковь к обновлению. Он говорил, что, когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиниться Библии. Также Лютер заявил, что церковь поступает неправильно, продавая возможность попасть в Рай за деньги. Он также считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами.

Протестантская реформация распространена сейчас по всему миру. В результате сформировались такие церкви, как лютеранская, англиканская, а позже - баптистская, методистская, пятидесятническа, пресвитерианская я и другие (Примечание: ни католики, ни православные, ни протестанты не признают свидетелей Иеговы и мормонов христианскими церквями).

Считается, что современное евангельское движение в России имеет сугубо западные корни. Это неверно в принципе! Из древнерусских летописей известно, что в те же самые века, что и в Европе, люди стремились к духовному пониманию и толкованию традиционного христианства. Можно вспомнить движение Стригольников в XV веке, призывавших к пристальному изучению Евангелия, заволжских старцев из окружения Нила Сорского, говорившего о стяжании Духа Божиего, Серафима Саровского, сделавшего учение о Духе основой своей проповеди…

Среди последователей евангельского учения в дореволюционной России были и видные политики, ученые, такие как граф Корф, князья Пашковы, Голицыны, Трубецкие, Чертковы, Гагарины, Ливен и многие другие. В годы кровавых репрессий евангельские христиане разделили судьбу всех верующих людей России в тюрьмах, лагерях и ссылках.

Сегодня многие протестанты хотели бы вернуться к чистоте Церкви первого века. Большинство этих протестантов называются евангельскими христианами, потому что они считают, что христиане должны исполнять поручение Христа нести Евангелие, то есть Благую весть (греческ.): «Итак, идите и научите все народы…» (Евангелие от Матфея 28:19).

ПРОТИВ ЧЕГО ПРОТЕСТУЮТ ПРОТЕСТАНТЫ?

Слово «протестант» вошло в обиход со времен Мартина Лютера, когда немецкие князья выразили протест на церковном соборе в Спирее в 1529 году против формального вероисповедания, продажи индульгенций и покупки церковных должностей. Сейчас протестантскими называют все евангельско-христианские организации.

Современные протестанты в России протестуют против абортов, алкоголизма, наркомании - против греха и против формального вероисповедания.

КАК ПРОТЕСТАНТЫ ИСТОЛКОВЫВАЮТ БИБЛИЮ?

В ортодоксальных конфессиях считают, что только руководители церквей могут толковать Библию верно. Протестанты считают, что каждый христианин ответственен за качество своей духовной жизни. Каждый может сам понимать основные доктрины Библии с Божьей помощью, размышляя над Писанием и внимательно изучая его.

В Библии говорится: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; … сие помазание учит вас всему» (1 Послание Иоанна 2:27). Иисус Христос сказал: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Евангелие от Иоанна 16:13, 6:45; Книга пророка Исайи 8:20).

Библия одобряет личное изучение Писания: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деяния 17:11). Интересно заметить, что жители города даже не были христианами, но Божье Слово хвалит их за то, что они сверяли учение Павла с Библией.

ЧТО ПРОТЕСТАНТЫ ДУМАЮТ О ЦЕРКОВНЫХ ТРАДИЦИЯХ?

Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечаниями Иисуса в Евангелии от Марка 7:8 «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…» и в Евангелии от Матфея 15:3 «…Зачем вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? … таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

ПОЧЕМУ БОЛЬШИНСТВО ПРОТЕСТАНТОВ НЕ КРЕСТЯТ МЛАДЕНЦЕВ?

Протестанты верят, что все дети после смерти попадают в Рай. Библия говорит, что дети не знают добра и зла (Второзаконие 1:39). В Послании к Римлянам (5:13) написано: «…Но грех не вменяется, когда нет закона».

Иисус сказал: «Пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 19:14). В Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев. Но многие протестанты крестят детей с 10–12 лет, когда они могут осмысленно принять покаяние.

ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТЫ КРЕСТЯТСЯ В ВОДЕ СНОВА, КОГДА СТАНОВЯТСЯ ВЗРОСЛЫМИ?

В Деяниях Апостолов (19:1–7) апостол Павел крестил 12 человек, которые были крещены до этого. Многие протестанты считают, что крещение без покаяния бессмысленно, и так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла, то взрослым часто рекомендуют креститься снова, после того как они покаются.

Большинство протестантов следуют библейским примерам, в которых крещение происходит после покаяния, а не наоборот (Евангелие от Матфея 3:6; Евангелие от Марка 1:5, 16:16; Евангелие от Луки 3:7–8; Деяния 2:38,41, 8:12,16:15, 33, 18:8,19:5, 22:16).

ПОЧЕМУ В ЦЕРКВЯХ И ДОМАХ ПРОТЕСТАНТОВ НЕТ ИКОН?

Протестанты считают, что десять заповедей (Исход 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, что бы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш».

Во Второзаконии (4:15–16) Господь говорит: «Твердо держите в руках ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь… дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира…».

Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.

ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТЫ НЕ МОЛЯТСЯ СВЯТЫМ ИЛИ ДЕВЕ МАРИИ?

Протестанты предпочитают следовать наставлениям Иисуса, где Он учил молиться, говоря: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Евангелие от Матфея 6:9). Протестанты говорят, что в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю.

Они основывают это на Второзаконии (18:10–12), где говорится: «Не должен находиться у тебя… вопрошающий мертвых». «Вопрошающий мертвых» значит тот, кто общается с умершими (от еврейского «дараш» - консультироваться, узнавать, искать или молиться умершим).

Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1 Паралипоменон 10:13–14). В 1 Тимофею (2:5) говорится: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».

ЧТО ПРОТЕСТАНТЫ ДУМАЮТ О ДЕВЕ МАРИИ?

Протестанты считают, что Мария была прекрасным примером христианского послушания Богу, и что она оставалась девой до того, как родился Иисус. Основанием для этого является Евангелие от Матфея (1:25), где говорится, что Иосиф, ее муж, «не знал ее, как наконец она родила Сына Своего первенца» и другие отрывки из Библии, где говорится о братьях и сестрах Иисуса (Евангелие от Матфея 12:46, 13:55–56; Евангелие от Марка 3:31; Евангелие от Иоанна 2:12, 7:3).

Протестанты не верят, что Мария была безгрешна, потому что в Евангелии от Луки (1:47) она называла Бога Своим Спасителем; но ей не нужен был бы Спаситель, если бы она была без греха.

КАК МОЖЕТ БЫТЬ БОЛЬШЕ ОДНОЙ ЦЕРКВИ?

Одним из основополагающих тезисов протестантизма является утверждение, что каждый верующий во Христа может исповедовать его в согласии с принципом свободы совести. Именно этим обусловлено такое разнообразие протестантских церквей. Мы понимаем слово «церковь» и как всемирное объединение (вселенская) верующих во Христа, и как конкретную общину верующих, проживающих на какой-то территории. Такое понимание не расходится и с православным вероучением.

Вселенская церковь состоит из всех людей, которые любят Бога и служат Ему через покаяние и веру в Иисуса Христа, независимо от той конфессии, к которой они относятся. Апостол Павел описывает такую вселенскую Церковь так: «Всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» (1 Коринфянам 1:2).

КАКОВО МНЕНИЕ ПРОТЕСТАНТОВ О МОЩАХ СВЯТЫХ?

Протестанты не верят, что в мощах святых заключена какая-либо особенная сила, потому что Библия не учит этому. Протестанты считают, что случай с костями Елисея, воскресившими умершего (4 Царств 13:21), был ничем иным, как исполнением Божьего обещания дать Елисею вдвойне духа, бывшего на Илии (4 Царств 2:9). Чудо, произошедшее после смерти Елисея, как раз вдвойне превысило количество чудес, совершенных Илией. Протестанты считают, что в Библии нет указаний на то, чтобы тела умерших благочестивых людей делать объектом поклонения.

ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТСКИХ СЛУЖИТЕЛЕЙ НЕ НАЗЫВАЮТ «ОТЕЦ»?

Обычно их не называют «отец» потому, что Иисус сказал в Евангелии от Матфея (23:9): «И отцом себе не называйте никого на земле…», что, по мнению протестантов, означает, что мы не должны объявлять кого-либо своим духовным повелителем. В протестантских церквях верующие друг друга называют братьями и сестрами, а руководителей церквей - пасторами и епископами.

ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТЫ НЕ ТВОРЯТ КРЕСТНЫХ ЗНАМЕНИЙ?

Протестанты не возражают против крестного знамения, но так как Писание этому не учит, то они так же не учат этому.

ПОЧЕМУ В ПРОТЕСТАНТСКИХ ЦЕРКВЯХ НЕТ ИКОНОСТАСОВ?

Протестанты верят, что иконостас символизирует завесу, отделяющую людей от святое-святых в Иерусалимском храме. Они считают, что когда Бог разорвал ее надвое в момент смерти Иисуса (Евангелие от Матфея 27:51), то тем самым Он сказал, что мы больше не отделены от Него благодаря крови, которую Он пролил для того, чтобы мы были прощены, если покаемся и поверим во Христа ради нашего спасения.

КАК МОГУТ ПРОТЕСТАНТЫ ПРОВОДИТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ В ТАКИХ МЕСТАХ, КАК КИНОТЕАТРЫ, ВЕДЬ ОНИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СВЯТЫМИ И НЕ ОСВЯЩЕНЫ?

Иисус сказал в Евангелии от Матфея (18:20): «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Протестанты верят в то, что богослужение освящается не местом проведения служения, не зданием, а присутствием Христа в среде верующих.

Библия также говорит, что храмом Божьим являются христиане, а не здания: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Коринфянам 3:16). Библия показывает, что первые христиане проводили служения во многих различных местах. Например, в школе (Деяния 19:9), в еврейских синагогах (Деяния 18:4,26, 19:8), в еврейском храме (Деяния 3:1), и в частных домах (Деяния 2:46, 5:42, 18:7; Филимону 1:2, 18:7; Колоссянам 4:15; Римлянам 16:15 и 1 Коринфянам 16:19). Служения благовестия, согласно Библии, проходили возле реки (Деяния 16:13), в уличной толпе (Деяния 2:14) и на площади (Деяния 17:17)! Протестанты строят дома молитвы, в которых и собирается церковь - то есть люди, верующие во Христа.

ВЕРЯТ ЛИ ПРОТЕСТАНТЫ, ЧТО МОЖНО ПОПАСТЬ В РАЙ ПОСЛЕ ОЧИЩЕНИЯ В ЧИСТИЛИЩЕ?

Протестанты верят, что существуют Рай и ад, но они не верят в чистилище. Библия говорит: «Ибо Он (Христос) одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евреям 10:14). Так как указывается, что только одно жертвоприношение, страдание Христа, делает нас совершенными, то другие жертвы не требуются. Библия так же говорит: «А где прощение грехов, там не нужно приношение за них» (Евреям 10:18).

Другими словами, не требуется никакого страдания в чистилище, если мы прощены. Протестанты верят, что 1 Коринфянам 3:9–15 относится к испытанию дел верующих в судный день, а не к чистилищу. Так же протестанты обеспокоены, что идея чистилища может ввести грешников в заблуждение относительно прощения их грехов после смерти в чистилище, так как это невозможно.

МОЛЯТСЯ ЛИ ПРОТЕСТАНТЫ ЗА УМЕРШИХ?

Описывая Рай или ад в Евангелии от Луки (16:26), Христос говорит только о Рае и аде, а не о чистилище. Дальше Он говорит, что «невозможно перейти из ада в Рай: и сверх того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

Протестанты верят, что в Библии нет доказательств существования места между Раем и адом, где люди могли бы искупить свои грехи. Также в Библии нет примеров молитвы за умерших. Протестанты считают, что молитва за умерших неспособна им помочь (Псалом 48:7–8).

КАКУЮ БИБЛИЮ ЧИТАЮТ ПРОТЕСТАНТЫ?

Протестантская Библия не включает в себя так называемые неканонические книги и апокрифы, которые входят в Писания других христианских конфессий. Протестанты не включают их в Библию потому, что Иисус никогда не ссылался на них, и они не цитируются в Новом Завете. Это отличает их от остальных книг Ветхого Завета.

Протестантизм представляет собой одно из ведущих направлений христианской веры, сформировавшееся позднее всего, но сумевшее подняться на второе место по числу последователей по всему миру. Согласно статистическим данным протестантизм (википедия рассматривает историю становления и развития религии достаточно подробно) сегодня исповедуют примерно 800 млн. человек. Верующих, исповедующих именно протестантизм, можно найти во всех странах мира. Даже в Исламских государствах существуют незаконно действующие протестантские церкви. Православие и протестантизм имеют ряд кардинальных отличий. Православие берет за основу Священное Писание и Священное Придание, тогда как протестантами отвергаются любые святыни, кроме Священного Придания. Протестантизм (отличие от православия наблюдается во многом) разрешает раздавать посты священнослужителей и женщинам, и мужчинам. Священнослужителями у православных христиан разрешается быть только мужчинам. Католицизм и протестантизм также имеют множество существенных различий. В частности, это касается внутренней организации церкви. На сегодняшний день существует много направлений, но основными (существовавшими изначально) считаются лютеранство, англиканская церковь и кальвинизм. Именно последняя разновидность протестантизма является наиболее строгой веткой.

История протестантизма

История протестантизма, как принято считать, датируется шестнадцатым веком. Возникновение протестантизма пришлось на период активизации движения Реформации, отвергнувшего ряд важнейших католицистических установок. Все это способствовало появлений отдельных религиозных течений, позднее объединенных в единое понятие «протестантизм».

Условно говоря, история протестантизма, начинается с отмены указа Вторым Шпейерским сеймом 1529 года, принятого в 1526 году. Бумага позволяла немецким правителям самостоятельно выбирать государственную религию для своих подданных, ориентируясь на личную веру. Аннулирование решения ограничило права лютеранцев, если сравнивать их с правами католиков. Результатом отмены стало выступление с протестом пяти немецких князей и четырнадцати вольных городов. И сторонники Реформации стали называться протестантами.
Протестантское учение, несмотря на то что история протестантизма насчитывает несколько веков, так и не стало единым целым: вероисповедание до сих пор представляет собой отличные друг от друга течения.
Направление протестантизма – основные ветви

Религия протестантизм, как вероисповедание, включает различные направления. Появившаяся в шестнадцатом веке религия, продолжает свое становление до настоящего времени, т.е. новые ветви протестантизма продолжают появляться и по сей день.

Лютеранство

Самое старинное направление протестантизма, исторически появившееся первым, стало лютеранство. Основателем лютеранской – она же Евангелическая – церкви стал Мартин Лютер. Иногда лютеранство называют еще Лютер протестантизм.

Суть протестантизма согласно его лютеранской ветке изложена в Книге Согласия. Люди, придерживающиеся этого течения протестантизма, исповедуют пять главных принципов:
Лютер протестантизм говорит, что милость божья делами человека заслужена быть не может. Это дар;
прощение за совершенные греховные поступки может быть получено лишь через веру в Евангелие. При этом у человека есть выбор – принять либо отказаться от этой веры;
Библия является Святым Писанием, содержащим выражение божественной воли. Тексты, появившиеся позднее, признаются лишь в тех частях, которые отвечают Писанию. Касается правило и сочинений Лютера Кинга – личности почитаемой, но не возведенной в культ;
спасение в этой жизни возможно только после уверования в Христа, объединившего в себе божественное и человеческое начало. Именно так преподносит отпущение грехов Лютер протестантизм;
символом поклонения этого течения протестантизма является исключительно Иисус Христос. При этом почитается Богородица и другие святые.

Вера протестантизм признает только два вида церковных таинств:
принятие крещения, необходимого для принятия веры обряда;
причастия, укрепляющего веру человека.

Лютер протестантизм не возвышает священнослужителя нам мирянами. В глазах веры он обычный человек. Для этой ветки протестантизма типично четкое разграничение между областями влияния Евангелия и мирских законов. Если Евангелие – это милость Божья, то существующие законы – его гнев.

Кальвинизм

Следующее направление протестантизма – кальвинизм, объединяющий в себе пресвитерианскую и реформаторскую церкви. Основатель протестантизма в этой ветви – Жан Ковен (Кальвин), выдвинувший собственную религиозную концепцию в первой половине шестнадцатого века.

Кальвинизм – одно из самых рационалистических направлений веры. Для этой ветки протестантизма типично верование в Библию, как в единственный и непререкаемый стандарт жизни и верований человека.

Суть протестантизма кальвинистической ветки достаточно агрессивна. В целом протестанты всех направлений свято верят, что спасение человека после совершенного им грехопадения возможно только через веру в Иисуса. Все совершаемые человеком в период своей жизни поступки – греховны по определению. Последователи кальвинизма в этой уверенности еще более жестоки – спасение либо адские муки после смерти предопределены человеку еще до его появления в этом мире и что-либо изменить невозможно. Для этого течения протестантизма характерно верование в то, что если человек ведет добродетельный образ жизни, то Богом ему предопределено спасение после смерти.

Для этого направления протестантизма характерна невероятно простая культовая практика.
Полное отсутствие реликвий и почитаемых святых.
Храмы аскетичны – вера исключает наличие икон, статуй и художественных изображений.
Алтарь и крест не являются непременными атрибутами церкви.
Службы проходят в скромной обстановке.

Кальвинизм ставит окружающую нас природу в один ряд с самой почитаемой верующими книгой – Библией.

Согласно статистике общее количество людей, исповедовавших кальвинизм, достигает 60 млн. человек. В основном последователи веры проживают на территории европейских стран. Последователи есть и в Америке, а также Азии и Африке.

Англиканская церковь

Это направление протестантизма появилось как итог принятия религиозного течения подданными английского королевства, где оно получило статус государственного. Также как лютеранство и кальвинизм, англиканская церковь рассматривает Священное Писание как первоисточник учения. Во главе церкви стоят правящая монаршая семья.

В отличие от кальвинизма и лютеранского направления англиканская ветвь не исключает спасительной роли церкви. Кроме этого, для этого направления протестантизма типично сохранение иерархии священнослужителей. При этом именно служителям культа отводится роль посредников в общении между богом и человеком.

Именно в англиканской ветви протестантства прослеживается максимальное влияние католических традиций, речь идет о построении иерархической лестницы и служение Мессы.

Англиканский протестантизм (страны, практикующие вероисповедание, многочисленны: Англия, Шотландия, Америка, Канада и другие) насчитывает примерно 58 млн. последователей по всему миру.

Сектантство

Практически каждая церковь имеет сектантские ответвления, и протестантизм исключением не стал. Наиболее известными являются баптисты, адвентисты 7-го дня и пятидесятники.

Как и многие побочные ветви протестантизма, баптизм появился в семнадцатом веке на территории Англии. Основу вероисповедания составляет библейское учение. Именно поэтому баптизм, как представитель одной из ветвей протестантизма, утверждает, что верования в искупительную жертву Христа, как и в него самого, вполне достаточно, чтобы заслужить спасение. Объясняется это тем, что уверовать способен только тот человек, который был избран богом.

Существующее учение о «духовном возрождении» в практике баптизма получает особый статус. Последователи учения верят, входящий в человека «Святой Дух» указывает на единение верующего человека с Христом.

Крещение и причастие в этой ветви протестантизма рассматриваются как символичное единение человека и Христа. Крещение принимается в сознательном возрасте, поскольку человек обязан отдавать отчет своим поступкам. Для баптизма характерен обряд катехимента: прежде чем принять крещение, человек целый год проходит «испытательный» срок.

Баптизм как протестантизм (страны, практикующие религию многочисленны) исповедуют 72 млн. человек по всему миру.

Адвентисты 7-го дня

Свое начало секта берет в девятнадцатом веке в США. Цель направления – ожидание второго пришествия Христа.

Пятидесятники

Родиной движения также является территория США. Появились пятидесятники в середине прошлого века. Последователи веры стремятся к возрождению даров Святого Духа, переданных апостолам в день празднования Пятидесятницы.

В чем отличие протестантизма от католицизма

Если проводить сравнительный анализ, то отличие протестантизма от католицизма проявляется достаточно ярко. И, прежде всего, это внутренняя организация церкви.
Католиками церковь рассматривается как единое целое. И безусловным авторитетом обладает только Папа Римский. Для протестантов типична централизация (и для лютеранской, и для англиканской церквей). При этом общины никак не взаимодействуют между собой – действует принцип автономности. Безусловный лидер направления – Иисус Христос.
Следующее отличие протестантизма от католицизма – вступление в брак. У католиков это невозможно. Тогда как представителям духовенства протестантов это разрешено.
Для католиков типична организация монашеских орденов. Протестанты никогда не отрекаются от мирской жизни. И это еще одно важнейшее отличие протестантизма от католицизма.
На пост католических священнослужителей могут поступать исключительно мужчины. У протестантов должность епископов и священников могут занимать и женщины.
Не менее важное отличие протестантизма от католицизма – возраст принятия крещения. Католики могут принимать веру в любом возрасте, но протестанты при принятии веры должны полностью осознавать свой выбор.
Католики признают семь таинств – крещение, покаяние, вступление в брак, священство, елеосвященство, миропомазание и Евхаристия. В протестантизме есть только причастие и крещение.
Католики живут с верой в день Страшного Суда и молятся о своих умерших. У протестантов молиться об умерших не принято.

Религия протестантизм более терпима к совершению обряда причастия. Так, у католиков для причастия используется только пресный бездрожжевой хлеб. Протестанты могут давать к причастию любо сорт хлеба.

Кроме этого, религия протестантизм не признает посредничества во время общения человека и Бога, но у католиков исповедоваться принято в присутствии священника. Католическая Месса признается главным церковным богослужением. Протестанты единого формата службы не признают.

Религия протестантизм от католицизма отличается еще и тем, что протестантской вере отсутствует признание креста и икон, а также не ведется почитания никаких святых. Для католиков символами поклонения становятся иконы, крест, мощи и скульптурные/живописные изображения святых.

Протестантизм в России

Протестантизм в России появился еще во времена правления царя Василия III. И потом монархи, правившие страной, предпочитали, чтобы Россию посещали именно протестанты, а католики. При этом им разрешалось придерживаться своей веры, но попытки приобщения православных христиан жестоко наказывались: миссионеров сжигали на кострах.

Протестантизм в России начал активно развиваться после присоединения Польши и Прибалтики, а затем и Финляндии. К концу семнадцатого века на территории Москвы функционировали три лютеранские церкви.

Протестантизм в России «расцвел» во времена правления Петра I: царем были разрешены браки между протестантами и православными, но рожденные дети должны были принимать православную веру. Екатерина II дала «добро» на заселение немцами (именно они и исповедовали протестантизм) территории Самарской и Саратовской губернии.

Протестантизм в России при Николае I подчинялся особому уставу, регулирующему деятельность протестантских церквей. Пастор приравнивался к дворянину, а потому часть жалования ему выплачивалась из казенных средств.

С началом войны 1914 года многие немцы-протестанты покинули Россию, отправившись на историческую родину. В советское время протестантизм, наравне с католичеством и православием, был под запретом.

Протестанты, кто они? Протестанты – это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких ветвей христианского учения. Протестанты, католики и православные придерживаются основополагающих принципов христианства. Например, все они принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году.

Символ Веры.

Веруем во Единого Бога, Всемогущего Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Отцу единосущного, чрез Которого все произошло; для нас человеков и для нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и девы Марии и вочеловечившегося; распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, по Писаниям; и вошедшего на Небеса, и сидящего одесную Отца; и опять грядущего со славою судить живых и мертвых; Которого царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, животворящего, исходящего от Отца, вместе с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, изрекавшего чрез пророков. В Единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедуем единое крещение в отпущение грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Все они верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его Божественную сущность и грядущее Пришествие. Все три течения принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние вера необходимы, чтобы иметь жизнь вечную и избежать ада. Все вместе эти три группы и составляют самую большую религию в мире – христианство. По всему миру насчитывается около 400 миллионов протестантов, 1,15 млрд. католиков и 240 миллионов православных (энциклопедия «Википедия»).

Однако взгляды католиков православных и протестантов на некоторые вопросы разнятся. Протестанты, или евангельские христиане, верят, что Библия – самый авторитетный источник учения для христиан. Православные христиане и католики в основном верят, что церковные традиции имеют большой вес и считают, что можно понять Библию только в контексте церковной традиции. Основные различия между этими тремя конфессиями уходят своими корнями в эту основополагающую палитру мнений. Однако, несмотря на свои отличия, все христиане соглашаются с молитвой Христа, записанной в Евангелии от Иоанна 17:21 «Да будут все едино…».

Кто такие протестанты с точки зрения истории?

Строго говоря, сам термин «протестанты» был применен к пяти немецким князьям, которые выразили протест против санкций принятых католической церковью в отношении Мартина Лютера – доктора богословия, монаха, который изучая Библию, пришел к выводу, что Церковь отступила от учения Христа и Апостолов. Мартин Лютер призвал христиан вернуться к Библии (которую в 16 веке уже мало кто читал) и верить так, как верила древняя христианская Церковь. Позже название «протестанты» закрепилось за всеми последователями немецкого реформатора. А так же за всеми христианами, которые так или иначе провозглашали свою верность Писанию и евангельской простоте, образ которой они видели в первоапостольской церкви. Исторически принято считать, что протестантизм зародился в Европе в 16 веке. Он распространялся по планете, охватывая разные страны и континенты, порождая внешне разные, но внутренне единые христианские конфессии и деноминации. К «первой волне» протестантизма, возникшей в 16 веке принято относить лютеран, кальвинистов (реформатские церкви). В 17-18 веках в движении протестантов «второй волны» появились такие течения, как баптисты, методисты. К «третьей волне» протестантизма возникшей в 19-20 веках принято относить евангельских христиан (евангелистов), Армию спасения, пятидесятников и харизматов. Пламенными проповедниками идей, которые позже назовут протестантскими, были учителя ранней церкви Тертуллиан и Августин блаженный, проповедники Джон Виклиф и Ян Гус (сожженный на костре за свои убеждения), и многие другие.

Однако в связи с этим возникает другой вопрос: Кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Что Протестанты считают основой своей веры? Это прежде всего, Библия – Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам. Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры: Апостольский, Халкидонский, Никео-Царьградский, Афанасьевский. Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов.

Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма:

1. Sola Scriptura – «Только Писанием» «Веруем, учим, исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Заветов»

2. Sola fide – «Только верой» Это учении об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты е обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia – «Только благодатью» Это доктрина о том, что спасение – это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

4. Solus Christus – «Только Христос» С точки зрения протестантов, Христос – это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него. Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а так же учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «Всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo Gloria – «Слава только Богу» Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклонятся только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.

Против чего протестуют протестанты?

Слово «протестант» вошло в обиход со времен Мартина Лютера, когда немецкие князья выразили протест на церковном соборе в Спирее в 1529 году против формального вероисповедания, продажи индульгенций и покупки церковных должностей. Сейчас протестантскими называют все евангельско-христианские организации. Современные протестанты в России протестуют против абортов, алкоголизма, наркомании – против греха и против формального вероисповедания.

Как протестанты истолковывают Библию?

Протестанты считают, что каждый христианин ответственен за качество своей духовной жизни. Каждый может сам понимать основные доктрины Библии с Божьей помощью, размышляя над Писанием и внимательно изучая его.

Что протестанты думают о церковных традициях?

Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечаниями Иисуса в Евангелии от Марка 7:8 «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…» таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

Почему большинство протестантов не крестят младенцев?

Протестанты верят, что все дети после смерти попадают в рай. Библия говорит, что дети не знают добра и зла. В Послании к Римлянам 5:13 написано: «… Но грех не вменяется, когда нет закона». В Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев.

Почему протестанты крестятся в воде снова, когда становятся взрослыми?

В Деяниях Апостолов 19:1-7 Апостол Павел крестил 12 человек, которые были крещены до этого. Многие протестанты считают, что крещение без покаяния бессмысленно, и так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла, то взрослым часто рекомендуют креститься снова, после того, как они покаются. Большинство протестантов следуют библейским примерам, в которых крещение происходит после покаяния, а не наоборот (Евангелие от Матфея 3:6; от Марка 1:5, 16:16; от Луки 3:7-8; Деяния 2:38,41,8:12,16:15,33,18:8,19:5,22:16).

Почему в церквях и домах протестантов нет икон?

Протестанты считают, что десять заповедей (Исход 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, чтобы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш». Во Второзаконии 4:15-16 Господь говорит: «Твердо держите в руках ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь … дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира…». Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклонятся этим образом вместо Бога.

Почему протестанты не молятся святым или деве Марии?

Протестанты говорят, что в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю. Они основывают это на Второзаконии 18:10-12, где говорится: «Не должен находиться у тебя… вопрошающий мертвых». «Вопрошающих мертвых» значит тот, кто общается с умершими (от еврейского «дараш» - консультироваться, узнавать, искать или молится умершим). Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1Паралипоменон 10:13-14). В 1Тимофею 2:5 говорится: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос».

Кто такие протестанты с точки зрения общественного мнения?

Советские религиоведы дают протестантизму весьма спокойные и не кричащие оценки: «Протестантизм одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных Церквей и вероисповеданий, связанных своим происхождением с Реформацией… Разделяя общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство для верующих, исключительный авторитет Библии как единственного источника вероучения». Энциклопедия «Кругосвет» дает протестантизму такое определение: «Протестантизм, религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции». Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней» называет протестантизм одним из главных направлений в христианстве. Люди, которым не чужда русская христианская духовность даже склонны отзываться о протестантизме весьма образом. А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву писал, что единство христианской церкви находится во Христе и именно так верят протестанты!Пушкин признавал протестантизм подлинно христианской Церковью. Ф.И Тютчев высоко ценил протестантизм, что нашло отражение в его стихотворении «Я лютеран люблю богослуженье», где поэт восхищается верой, которая ведет людей к Богу и побуждает к молитве.

Протестантизм, как и любое религиозное движение весьма многообразен. Протестантизм – это вера композиторов И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, писателей Д. Дэфо, К.С. Льюиса, ученых И. Ньютона и Р. Бойля, религиозных лидеров М. Лютера и Ж. Кальвина, борца за права человека М.Л. Кинга и первого лауреата конкурса им. Чайковского Вана Клиберна. А наш современник, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор наук, востоковед И.В. Подберезский пишет: «Протестантская Россия – что за чушь?» - иронически вопрошали в конце прошлого – начале нынешнего века, в разгар гонений на протестантов. И тогда же был дан ответ, суть которого можно повторить и сейчас: «Протестантская Россия – это Россия богобоязненная, работящая, непьющая, не лгущая и не крадущая». А это вовсе не чушь. И право же, с ней стоит познакомиться поближе». И хотя общественное мнение – не критерий истины, равно как и мнение большинства (было же в истории человечества время, когда большинство считало Землю плоской, но от этого истина о шарообразности нашей планеты не изменялась), тем не менее немало россиян находит протестантизм положительным явлением в русской духовной жизни.

И, хотя мнение людей очень интересно и важно, наверняка многим хочется узнать: А кто такие протестанты с точки зрения Бога?

Уж коль скоро Бог оставил нам Свое мнение в Библии, то мы можем дерзнуть и сказать, что Богу нравятся люди, которые протестуют! Но протестуют не в общем смысле этого слова… Протест их – это не проявление неуживчивого характера. Он направлен против греха, гордыни, сектантской брезгливости, невежества, религиозного мракобесия. Первых христиан называли «всесветными возмутителями», за то, что они дерзали исследовать Писание и доказывать свою веру на основании Писания. А возмутители – это бунтари, протестанты. Апостол Павел считал, что Крест Христов – это скандал для неверующего мира. Неверующий мир поставлен в неловкое положение, Бог, сама мысль о существовании, Которого делает неуютной жизнь миллионов грешников, вдруг показал свою любовь к этому миру…

Бог стал Человеком и умер за их грехи на кресте, а потом воскрес и победил грех и смерть. Бог вдруг наглядно показал Свою Любовь к ним. Любовь как первый весенний ливень готовую обрушиться на головы обывателей, смывая грехи, увлекая за собой мусор и осколки разбитой и никчемной жизни.

Да, протестанты, - это люди, которые против. Против вялотекущей религиозной жизни, против злых дел, против греха, против жизни вразрез с Писанием! Протестанты не мыслят жизни без верности Христу, без пламенеющего в молитве сердца! Они протестуют против пустой жизни без смысла и Бога!

___ Может быть настало время нам всем присоединиться к этому протесту?____



Loading...Loading...