Поклонение шри мурти и идолопоклонство. Шри муртер-ангхри-севане или шраддха-пурвака-мурти — служение стопам Шри Мурти с великой любовью

ФИЛОСОФИЯ И ПРАКТИКА ПОКЛОНЕНИЯ БОЖЕСТВАМ

Мы можем ощутить присутствие Господа ровно настолько, насколько продвинулись в преданном служении Господу и очистили свою жизнь от греха. Однако даже тем, кто еще не избавился от всех грехов, Господь милостиво позволяет увидеть Себя в форме арча-мурти, установленной в храме. Господь всемогущ и может принимать наше служение, входя в арча-мурти - Божество в храме.
(Шримад Бхагаватам, 3.1.17, комм.)

Ачьютатма дас:

Из 64 способов преданного служения Шрила Рупа Госвами особенно выделяет 5 наиболее могущественных, которые способны пробудить любовь к Кришне:

бхагавата-шраван, мадхура-васа, садху-санга,
шри-мурти шраддхая севан, нама-санкиртана

Не хочу говорить банальные фразы о том, как важно для преданных нашей йатры поклоняться Нитай-Шачинандане, и что Божества должны быть в центре жизни общины. Об этом сказано во всех вайшнавских писаниях.

Шри-мурти шраддхая севан - с верой поклоняться Божеству. Слово шраддхая подчеркивает, что мы должны поклоняться мурти Господа с глубокой верой. Шраддхая - отдавая Ему свое сердце!

Приходя на программу, мы можем что-то принести в подарок Божествам, сознательно петь и танцевать для Их удовлетворения, а не просто давать выход своей энергии. Господь Чайтанйа и Господь Нитйананда снизошли на эту Землю для того, чтобы даровать всем любовь к Радхе и Кришне, и те, кто пытается исполнить Их желание, распространяя книги Шрилы Прабхупады, воспевая Святые Имена на улицах города, раздавая прасад - удостаиваются Их милости. Нитай Шачинандана проявляются там, где преданные распространяют Их славу!

Шри Шри Нитай-Шачинандана ки - джайа!

Каждый, кто занят поклонением Божеству, или форме Господа в храме, считается изучающим Веды двадцать четыре часа в сутки. Просто украшая Божества Господа, Радху и Кришну в храме, человек очень легко постигает наставления Вед.
(Шримад Бхагаватам, 4.7.46, комм.)

Джива-раджа дас:

Существуют три пути. Путь бхагавата-видхи, где Божество - святое имя; панчаратрика-видхи, где Божество - арча-виграха (сделанное из материальных элементов); и ещё даётся ведический путь, где Божество - жертвенный огонь. Для тех, кто ещё не видит Бога в святом имени, очень важно видеть Его в виде Божества. Невозможно переоценить важность поклонения Божеству для преданного, будь то начинающий или продвинутый. Мы видим из истории, что даже такие возвышенные личности как Госвами Вриндавана имели своих возлюбленных Божеств, потому что для этих вайшнавов Божество - это не просто статуя или «аппарат» для освящения пищи, благовоний и цветов. Они видели в них непосредственно самого Господа и служили Ему.

Почти все воплощения Господа, совершив Свою миссию, исчезали с поля зрения людей, однако Господь в Своём воплощении Божества, арча-виграхи, очень милостив. Он остаётся с нами столько, сколько нужно. Мы можем каждый день видеть Бога, петь для Него, вкушать остатки с Его стола, касаться Его трансцендентного тела и т.д. Почему Он приходит в таком образе? Потому что, пока наши чувства осквернены, мы не можем видеть Господа в святом имени, поэтому Он предстаёт перед нами в облике Божества, сделанного из материальных элементов, чтобы принимать наше служение.

В действительности, вся наша жизнь должна строиться вокруг Божества. Мы живём по системе панчаратрики. Ранний подъём, омовение, нанесение тилак, повторение Гайатри, ношение чистой одежды и т.д. - всё это необходимо, чтобы очистить наши чувства. Если бы мы находились на освобождённом уровне, то в этом не было бы необходимости, потому что на этом уровне не принимается в расчёт материальное тело. Но если на нас влияют объекты чувств, и мы склонны слушать, видеть и обонять вещи, не связанные с Кришной, для собственного наслаждения, то это значит, что наши чувства осквернены. Для этого и существует поклонение Божествам, панчаратрика-видхи. Благодаря этому процессу мы можем занять все наши чувства и, более того, всю нашу деятельность. Поклонение Божествам гораздо шире, чем просто проведение арати или омовение Божества. Сбор средств для поклонения, подготовка предметов для поклонения, поклоны, организация поклонения, проповедь и т.д. - это лишь немногое из того, что можно причислить к поклонению Божествам. Основные методы поклонения Божеству замечательно изложены Рупой Госвами в книге «Бхакти-расамрита-синдху» (в сокращённом переводе Шрилы Прабхупады «Нектар преданности»). Есть очень много книг на тему поклонения Божествам, и изучать их можно всю жизнь. К сожалению, большинство из них - не на русском языке, и даже не на английском, а на санскрите. Тем не менее, для нашего успешного поклонения Божествам достаточно информации есть и на русском языке.

Когда мы идём в магазин покупать картошку - это тоже поклонение Божеству. Ведь это же будет картошка для Господа! Подобная медитация должна пронизывать всю деятельность преданного. Тогда жизнь приобретает смысл и, приходя домой к такому преданному, вы, на самом деле, попадаете не просто в квартиру, а в самый настоящий храм, где главная личность - это Божество. Таким образом, чувства преданного, ежедневно созерцающего Божество, вдыхающего предложенные Ему цветы, благовония, вкушающего остатки Его пищи, касающегося Его трансцендентного тела, очищаются, и Он становится очень счастлив оттого, что может служить самой возлюбленной личности, своему истинному другу, Верховному Господу. Такой преданный получает освобождение уже при жизни - он уже живёт с Кришной.

Самое важное в поклонении Божеству - это помнить, что Он - личность, причём Божественная. Все оскорбления возникают от пренебрежения Им как личности. Поэтому в присутствии Божества нужно всегда быть очень осторожным.

Результаты поклонения для каждого искреннего преданного будут просто потрясающими. Обычно скромные Вайшнавы не говорят о своих отношениях с Господом, но они точно есть у каждого. Я вижу, что у некоторых преданных гораздо больше преданности Шри Шри Нитай-Шачинандане, чем у меня. Это также является доказательством того, что поклонение Божествам осуществляется не только пуджари. Я склоняюсь к стопам преданных, которые обладают верой в Божества и искренне пытаются служить Их лотосным стопам.

Бхакти-Видйапурна Свами говорил, что после распространения книг, поклонение Божествам стоит на втором месте по важности. Мы распространяем книги, чтобы привлечь людей в наше общество Вайшнавов, в центре которого стоит Господь в образе Шри Шри Нитай-Шачинанданы. Служение пуджари также считается проповедью, потому что люди смотрят на Божества, когда приходят в храм и наслаждаются видом алтаря с прекрасными Божествами. Алтарь должен быть пиром для глаз. Это окно в духовный мир.

Лично для меня поклонение Божествам значит очень многое. Всего и не перечислишь. Я просто не представляю, как без этого жить. Я молюсь у всех преданных, кто будет это читать, благословить меня служить до конца жизни Шри Шри Нитай-Шачинандане.

Манджари прийа даси:

В комментарии к 17 стиху 12 главы 4 Песни «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада пишет, что «aрчa-вигрaхa, хотя и является физической формой Господa, неотличнa от Его изнaчaльной духовной формы». Также там говорится, что «поклонение aрчa-вигрaхе нельзя считать идолопоклонством» и что Божество, «арчa-вигрaхa, является воплощением Господa в форме, доступной восприятию предaнных»!

Божество есть самая милостивая инкарнация Господа! Почему? Благодаря своей доступности; она доступна даже самым обычным людям.

Наши замечательные Божества Шри Шри Нитай-Шачинандана пришли к нам в санкт-петербургскую йатру в самое сложное время, когда мы остались без храма. Джайпатака Махарадж дал Им прекрасные имена и благословил нас поклоняться Им.

Шри Шри Нитай-Шачинандана начали «поднимать» нашу ятру, терпя даже то, что у Них нет СВОЕГО ДОМА (Храма) !

Они очень удивительные, очень милостивые - принимают наше служение в любых обстоятельствах и учат нас служить в любых обстоятельствах! Вот уже 10 лет Они поддерживают нас и все устраивают благоприятным для нас образом! Я Их вижу очень Величественными и Царственными! Шри Шри Нитай-Шачинандана приносят счастье преданным! Они Великодушные, Сострадательные, очень Милостивые и отвечают на все мои молитвы. Шри Шри Нитай-Шачинандана Ки – Джайа!

Божеству следует очень хорошо поклоняться, одевать, кормить и т.д. Выполняя это, вы всегда будете умиротворёнными и жизнерадостными.
(Письмо Шрилы Прабхупады от 8.07.76)

Ямуна даси:

По милости духовного учителя и Господа Кришны я уже несколько лет стараюсь служить Шри Шри Нитай Шачинандане, и это служение - один из основных столпов, поддерживающих мою духовную жизнь.

Мой Гуру Махарадж Шрила Бхакти Чайтанйа Свами говорит, что мы не случайно привлекаемся сознанием Кришны в определенной йатре, где есть определенные Божества. Он объяснял, что это именно по Их желанию мы приходим к преданным. И я очень сильно ощущаю, что Господь пришел за мной именно в этой форме. Со временем Божества научили меня видеть это.

Больше всего меня вдохновляют Нитай-Шачинандана тем, как Они заботятся о Своих преданных. Они очень сильно любят нас, каждого из нас. И удивительно то, что Они знают, что творится глубоко в наших сердцах и отвечают каждому соответственно - невероятно личностный подход. Это очень вдохновляет. Ни одна молитва, ни одна просьба не остается незамеченной. А иногда, когда бывают духовно сложные моменты, Они буквально вторгаются в мою жизнь и притягивают к Себе, уничтожая все глупые измышления моего ума. Я бы не справилась без Них со своим умом и чувствами. Я вижу, что Божества принимают мое служение, не потому что Они нуждаются в нем, а потому что это нужно мне. Они позволят мне служит Себе и наблюдают за моим служением, как родители наблюдают за маленьким ребенком, который возится в песочнице. Таким образом Они занимают все мои чувства. Они воспитывают меня (вместе с моим духовным учителем), учат служить, общаться с преданными, корректируют мое умонастроение и понимание.

Шрила Прабхупада говорил, что Божества любой йатры - главные Божества всех преданных этой йатры. Шри Шри Нитай-Шачинандана - главные Божества Санкт-Петербурга, а наши домашние Божества - это Их экспансия, даже если это форма Джаганаттхи, Радхи-Кришны, Кришны-Баларамы, изображение Панча Таттвы…

Поэтому мы Их видим не только на воскресной программе, мы все время Их видим, а Они видят нас. Служение Шри Шри Нитай-Шачинандане далеко не ограничивается деятельностью пуджарского департамента. Все, что мы делаем, - служение Божествам нашей йатры. И если мы хотим развить с Ними отношения, то нужно стремиться узнать, как это можно сделать. Например, любой прасад от Божеств трансцендентен. А нам пока нужно, чтобы что-то постоянно напоминало о Божествах, - например, кантхималы предложенные Божествам, украшения, гирлянды… Можно выполнять любое служение, как подношение Их лотосным стопам. Можно ходить на работу, исполнять свои ежедневные обязанности, пытаясь осознать, что это служение Шри Шри Нитай-Шачинандане. В идеале мы должны придти к осознанию того, что вся наша жизнь - подношение Божествам.

Тот, кто достаточно развит в духовной жизни, может получать прямое вдохновение от храма Божества, и потому преданный Господа всегда принимает прибежище в храме Господа, чтобы милостью Господа продвигаться в духовном знании.
(Шримад Бхагаватам, 3.4.30, комм.)

Шьямананда дас:

Я очень благодарен Шриле Прабхупаде и Гуру Махараджу за то, что они дали мне возможность заниматься этим удивительным служением. Служение Божествам ценно тем, что оно может быть как индивидуальным, так и совместным.

Мы можем выполнять непосредственное служение Господу, и это могут быть наши личные отношения с Божеством. Божества становятся центром нашей жизни, не побоюсь этого слова - членами нашей семьи. Вся деятельность происходит вокруг Них. Когда я был пуджари в уже не существующем храме на Бумажной, я написал письмо своему духовному учителю Бхакти Бринга Говинда Свами и спросил его, как я могу развивать молитвенное общение с Божествами. И он мне ответил: «Я делаю это по отношению к Кришне и Балараме во Вриндаване: когда бы я не входил в алтарную комнату (алтарь), я кладу мою голову на их стопы и молюсь, чтобы они дали мне Свою милость. Делай также».

Я тут же вспоминаю истории из «Чаитанйа Чаритамриты», когда спутники Господа Гауранги пытались получить пыль со стоп или обнять стопы Гаурахари. Мы так же можем это делать, если не физически, то в своем сердце, ведь цель служения Божествам - всегда помнить Кришну и никогда не забывать Его.

Совместное служение Вайшнавов Божествам не менее удивительно. Через это совместное служение приходят духовная дружба и опыт. Опыт духовного сотрудничества без корысти в служении Божествам. Каждый совершает свое служение: кто-то танцует или поет в киртане, кто-то книги распространяет или украшает Божества, кто-то собирает алтарь или букеты, кто-то моет пол или приносит фрукты и цветы. Все служения важны, так как зависят друг от друга. Подобно тому, как музыканты в киртане смогут красиво сыграть только тогда, когда будут сотрудничать, а не играть «кто во что горазд».

Вот уже 10 лет, как Шри Шри Нитай-Шачинандана дают нам Свою милость. За это время было немало трудностей и испытаний; было даже время, когда не хватало украшений для алтаря, параферналий, посуды для Божеств.

Сейчас у Шри Шри Нитай Шачинанданы более 50 комплектов одежд и множество параферналий. Изобилие разных благовоний и масел. Дело осталось за малым - пора строить Божествам храм!

Йатра за десятилетие поменяла множество центров и ашрамов, но преданные продолжают самоотверженно служить Божествам в любых условиях и это вдохновляет.

Спасибо Вайшнавам за ту помощь в служении, которую они оказывают. Только в совместном служении мы можем добиться положительного результата в нашем индивидуальном поклонении Господу.


Святой вайшнав способен прекратить
ВСЮ боль КАЖДОГО и НАВСЕГДА.
Оскорбляя святого или мурти , ты отрицаешь
Сам Источник Жизни и Путь к Нему,
порождая вокруг себя лавину боли.

Глава 13


Теперь я не могу понять, каков механизм вайшнава апарадхи ? Почему незначительное оскорбление вайшнава, например, словесное, вызывает ответный удар такой страшной силы? Или какое-то шуточное действие, вроде того, что сделал Гопала Чапала по отношению к Шривасу Пандиту. Насколько я помню, Гопала Чапала поставил на крыльцо дома Шрилы Шриваса Тхакура поднос с принадлежностями для подношения богине Дурге , в результате чего сразу же заболел проказой.

Гопала Чапала не причинил вайшнаву какой-либо боли, даже если бы это могла быть просто боль от обиды. Мы знаем, что святые - совершенны, и поэтому не обижаются, тем более, на такую мелочь. Однако все тело Гопалы Чапалы стало заживо разлагаться, причиняя ему невыносимую боль. Каким образом здесь сработала компенсация?

Да и что касается Дхармы, святые вайшнавы находятся вне её, так как следуют принципу сарва дхарма паритйаджйа . Совершив этот поступок, Гопала Чапала не нарушил чью-либо веру в Дхарму, ведь Дхарма предусматривает поклонение Дурга Деви и другим полубогам. За что его наградили такой ужасной и мучительной болезнью?

Но и это не все. Шри Чайтанья Махапрабху сказал, что после смерти Гопалу Чапалу ожидают невообразимые страдания в Аду за оскорбление вайшнава. Создается впечатление, что Бог просто мстит за Своих.

Гопала Чапала не ударил Шриваса Тхакура, даже не обозвал его, и не оттолкнул кого-либо от следования Дхарме. За что же его так «компенсировали»?

И вторая часть вопроса. Ты приводил мне пример с Гопи, которые согласились, чтобы пыль с их стоп была положена на голову Бхагавана, хотя все остальные так и не отважились решиться на подобный самоубийственный шаг. Неужели Бог так разгневается, что подвергнет жутким пыткам того, кто не слишком Его уважает? Ведь отсутствие обиды и гнева считается признаком совершенства . Как же сможет Совершенный Господь проявить такую озлобленность? Ведь это даже не оскорбление Твоего бхакты, за которое Ты мог бы «справедливо наказать», а оскорбление лично Тебя. Пыль кладется на Твою голову, а не на голову кого-то еще. Как работает компенсация в случае апарадхи? Вот таковы мои вопросы.

Святой вайшнав - это тот, кто способен прекратить ВСЮ боль КАЖДОГО и НАВСЕГДА!

Оскорбляя вайшнава, ты подрываешь в глазах других его авторитет и разрушаешь у других веру в то, что он говорит.

Это же относится и к Шри Мурти . В примере с пылью речь идет о Божестве Храма. Шастры указывают, что пренебрежительное отношение к Божеству приводит к попаданию в Ад. Вот об этих указаниях и знали отказавшиеся дать пыль со своих стоп. Поступив подобным образам с Мурти, ты вызовешь у других мнение, что Божество не представляет из Себя нечто важное.

Утратив веру, многие, очень многие не воспользуются помощью святого вайшнава и милостью Шри Мурти. Можешь ли ты вообразить, какая бесконечно огромная гора страданий МОГЛА БЫ БЫТЬ СНЯТА с несчастных плеч, но по твоей милости осталась на своем месте?

Горе тому, кто уведет от Меня малых сих!

Даже если ты оттолкнешь от спасения одного человека , вся его боль за сотни будущих рождений, которых МОГЛО БЫ НЕ БЫТЬ, будет возложена на твою голову. Какая же «компенсация» сможет компенсировать тебе это?

Даже малейшее сомнение , которое тебе удастся породить в сердце другого человека, приведет к боли, которую он мог бы избежать, но не избежал. Ибо наличие сомнений влияет на степень усердия , с которым человек следует наставлениям святого или поклоняется Божеству.

А если допустить, что в результате моих действий никто не пострадает? Если, например, оскорбление нанесено, когда мы были с глазу на глаз?

Рано или поздно тайное всегда становится явным.

А если это произошло на необитаемом острове?

Ты не можешь не влиять на других в той или иной форме. Ты никогда не сможешь устранить свое влияние на окружающее пространство. Ибо теснейшие связи пролегают везде и всюду, пронизывая каждый атом Вселенной.

Как нырнувший пловец не сможет, как бы он ни пытался, перестать касаться облегающей его со всех сторон воды и двигать ее частицы, так и обхваченная со всех сторон Майей душа не может выйти из механизма взаимодействия грубых и тончайших энергий. Каждый удар твоего сердца достигает мельчайших частиц самых удаленных от тебя пространств, и каждая твоя мысль порождает движение энергии, имеющее влияние на Вселенную.

Снова говорю тебе: не пытающийся жить ради Меня тормозит движение ко Мне КАЖДОГО существа. Поэтому причастен в той или иной степени к боли каждого во Вселенной.

Компенсация всегда стремится устранить дисгармонию, прикладывая равную силу, противоположную по направлению.

Игнорируя Шри Мурти или оскорбляя святого, ты отрицаешь Сам Источник Жизни и Путь к Нему, порождая вокруг себя «разрушающие колебания». Эти колебания не могут не коснуться других живых существ. Таким образом ты вносишь свой вклад в продолжение всеобщей боли. И могущество этого вклада объясняется твоей непосредственной близостью к Источнику Жизни, Который ты пытаешься отравить.

Кажется, я начинаю понимать, но пока очень смутно. Как происходит это мое тончайшее влияние?

Мурти, Шри Мурти - под мурти подразумевается статуя или другое изображение одной из форм Бога. В данном случае речь идет о Божестве Храма.

Вайшнава апарадха - оскорбление преданных вайшнавов.

Гопал Чапал и Шривас Тхакур - см. историю ниже.

Богиня Дурга - супруга Господа Шивы, является объединённой божественной силой, устанавливает равновесие и гармонию в материальном мире, создает покой и благополучие.

Сарва дхарма паритйаджйа - часть стиха из Бхагавад-гиты 18.66, который гласит: "Оставь все виды религий и просто предайся Мне. Я освобожу тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не бойся ничего." Так говорит Кришна Арджуне на поле боя, объяснив перед этим различные "виды религии" и пути совершенствования. Другими словами, в конце пути самосовершенствования, когда человек достигает любви к Богу, он оставляет все виды религии и занимается чистым преданным служением, которое не всегда можно втиснуть в рамки строгих религиозных предписаний.

Дополнение:

История Гопала Чапала: оскорбление Шриваса Тхакура

Дом Шриваса Тхакура в то время был местом ночных киртанов (совместного воспевания Имен Бога) - так хотел Господь Чайтанья, который Сам на них присутствовал.

Было несколько человек, которые обвиняли и критиковали Шриваса Тхакура, и среди них были даже образованные люди из высших слоев общества. Они публично называли святого Шриваса тантриком и распространяли слухи, что днем Шривас и его брат ищут наивных невинных девушек, а ночью приводят их в дом, поят вином и устраивают тантрические оргии, что является ужасным грехом.

Шривас не обращал внимания и просто продолжал воспевать Имена Бога, даже если ему начинали угрожать доложить царю (потому что то, что он делал, было под запретом). Они угрожали ворваться в его дом, избить его и его братьев и бросить в Гангу. Одним из таких завистников был Гопала Чапала - довольно образованный брахман, который занимал высокое положение в обществе.

И вот однажды Гопала Чапала подкрался к дому Шриваса Тхакура и сделал свое черное дело. Он постелил возле порога большой лист подорожника и разложил на нем предметы, которые использовались для поклонения богине Дурге, а рядом поставил кувшин с вином. Гопала Чапала рассчитывал, что утром люди увидят все это и подумают, что Шривас – лицемер, который ведет себя как святой вайшнав, но по ночам проводит поклонение богине Дурге, дабы удовлетворить свои эгоистические желания.

Вышло так, что Шривас раньше всех вышел из дома и увидел все это. Вместо того, чтобы убрать "компромат", он, наоборот, созвал всех общественных лидеров и очень смиренно сказал: "Я хочу, чтобы вы знали, чем я занимаюсь тут по ночам – вот этим, смотрите”. Шривас Тхакур не был расстроен этим случаем, он мыслил так: "Пусть они думают, что хотят, главное – Кришна знает, как обстоят дела на самом деле”. И никто не поверил его словам, более того - уважение к святому вайшнаву только возросло. Люди увидели, что он даже не пытается защитить себя, и тогда они сами все убрали и вычистили, тщательно вымыв с водой.

История гласит, что через три дня Гопала Чапала заболел страшной болезнью - проказой, которая стала последствием его умышленного оскорбления вайшнава. Его пальцы и нос были в гное и сочились кровью, там лазили белые черви, и он выл от боли. Но еще больше его терзали душевные муки, так как от него все отвернулись. Проказа заразна, и в то время от нее не было никаких лекарств, поэтому брахман был изгнан из деревни, и теперь он лежал под деревом на берегу Ганги, отвергнутый всеми, испытывая сильнейшие страдания.

Некоторое время спустя Шри Чайтанья Махапрабху решил прогуляться. Это произошло не просто так, Он хотел преподать урок "брахману" Гопале и всем нам, чтобы мы не повторяли таких серьезных ошибок и не совершали оскорблений. Гопала Чапала увидел Его и закричал в агонии, поняв руки, простершись в поклоне: "О Господь, в деревне Ты мне – как племянник, а я Тебе – как дядя, Ты – Верховный Господь, защищаешь каждого, спасаешь самых падших грешников. Я так страдаю, я умоляю простить меня. Пожалуйста, спаси меня.” Господь Чайтанья разозлился: "Ты нанес великое оскорбление Шривасу. Проказа, от которой ты сейчас страдаешь – это только начало, лишь подготовка к десяти миллионам жизней в адских страданиях.” И Он ушел.

Почему Господь Чайтанья, спаситель самых падших, так ответил? Он не хотел просто прекратить страдания его тела и ума; Он хотел, чтобы изменилось его сердце, чтобы это изменение произошло не поверхностно, а в самой глубине, в корне. Он оставил брахмана подумать над этим и ушел. Когда Шри Чайтанья возвращался назад, сердце Гопала Чапалы изменилось в глубине, и он опять приблизился к Господу Чайтанье. В этот раз он не молил Его в отчаянии об избавлении – он молил искренне и со смирением. Эта огромная разница – в отчаянии вы просто молитесь Богу: "Господи, пожалуйста, забери это страдание, я все сделаю, только забери это страдание”, но сейчас он был по-настоящему смиренным. Гопала Чапала приблизился к Господу со смирением, осознав свои оскорбления по отношению к святому Шривасу Тхакуру и искренне в том раскаиваясь. Но Господь Чайтанья ответил, что простить его может только Шривас Тхакур. Тогда Гопала Чапал пошел к нему. Шривас не держал зла на брахмана, наоборот, он молился за него. Он не мог ничего сделать, пока Гопала Чапала сам не попросит у него прощение от всего сердца. И когда падший брахман пришел и попросил прощения, с верой и уважением к Шривасу, он простил его с любовью.

Когда Шри Чайтанья Махапрабху увидел это, Он не только исцелил Гопала Чапалу от проказы, но и освободил его и тех насекомых, которые поедали его плоть; брахман стал снова молодым и красивым, а сердце его наполнилось Кришна-Премой, любовью к Богу. Так, по милости Господа Шри Чайтаньи и святого Шриваса Тхакура было нейтрализовано оскорбление и его ужасные последствия - Гопала Чапала был спасен от десяти миллионов жизней на адских планетах и достиг высшей цели жизни - любви к Богу.

Выпуск 21

Привет!
Простите за задержку с выходом очередного номера. Просто отдыхал... :)

Сегодня мы затронем вопрос о Шри Мурти.
Вот определение Мурти из нашего .
Шри Мурти – Господь, милостиво явивший Свой образ в камне, дереве, металле, живописи или в уме. Этот образ полностью духовен, но Его способен видеть любой - в этом и заключается Милость Шри Мурти.

Короче говоря, это то, чему Вайшнавы поклоняются в Храмах, и для которых эти Храмы строятся. Шри Мурти обычно находится на Алтаре Храма и вокруг него и проходит вся храмовая жизнь. Для Шри Мурти готовят различные подношения в виде пищи, драгоценностей, благовоний, цветов и пр. Для Шри Мурти в Храме живут музыканты и повара. Для Шри Мурти в Храме существуют так называемые пуджари, это люди, которые непосредственно занимаются исключительно служением Шри Мурти. Все в Храме посвящено служению Шри Мурти.

Шри Мурти отличается от самодельных идолов тем, что его нельзя заказать в магазине, купить, своровать, а потом начать поклоняться ему. Это не статуя и не картина и не кусок камня. Все это - лишь форма, в которой может находиться Шри Мурти при одном непременном условии. Если этого условия нет - то это действительно идол, и поклонение ему мало чем отличается поклонению бутылке кока-колы. :)

Каково же это условие?
Условие заключается в том, что Господь вместе со всеми своими непостижимыми и бесконечными энергиями может войти в Шри Мурти и находиться там. Если там находится Господь, тогда это - Шри Мурти. Если Господа там нет - тогда это просто кусок железа (дерева/камня/холста/стекла/и пр.). Как же узнать о такой ключевой вещи как, присутствует ли в обычной статуе(любой другой форме) Господь или нет. Критерием являются Святые Личности (Садху, Гуру), бесспорно признаваемые таковыми многими независимыми друг от друга признанными Святыми. Кроме того, эти Личности (Садху, Гуру) должны полностью удовлетворять всем критериям истинности, которые предъявляют к Вайшнавским Святым Священные Писания. Иначе говоря, если кто-то знает признанного Святого Вайшнава, но его не признают многие другие Святые Вайшнавы и он не удовлетворяет хотя бы одному критерию Святости, данному в Священных Писаниях Вайшнавов, то это не Садху/Гуру и он сам не способен отличить статую от Шри Мурти.

Если я Вас запутал, попробую привести аналогию. Допустим, есть некое человеческое тело, которое не проявляет признаков жизни (нет движения, дыхания и пульса), но наблюдается явная активность мозга. Что это, живой человек, или труп? Внешне один не отличается от другого. Как узнать? Чтобы это узнать нужно пригласить специалиста. Причем специалист может быть авторитетом в собственной деревне, но не быть признанным среди других врачей того же профиля, которые знают его, но не признают. А значит, его авторитетность весьма сомнительна. Особенно, если он не обладает качествами, которыми должен обладать соответствующему профессиональному реестру врачей. Такой врач не годится в серьезных вопросах. Чтобы быть уверенным в правильности диагноза, нужно привлечь к диагнозу всемирно признанного врача, который отвечает всем "критериям качества" в данной области.

Ф-фух... вроде бы объяснил... :)

Так вот... если общепризнанный Садху или Гуру, короче, Святая Личность поклоняется чему-то, значит - это Шри Мурти. Если же он НЕ поклоняется чему-то, значит там нет Шри Мурти и никакие мантры не помогут превратить статую в Шри Мурти.

Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод. Если Вы решите, что готовы/хотите поклоняться Шри Мурти - это еще не все. Даже если Вы построите огромный Храм и купите туда золотые статуи Кришны, это еще тоже не Мурти. Вы прочитаете сотни умных книг и научитесь классно петь мантры - это совсем не то. Все это приобретет смысл только тогда, если Садху или Гуру освятят его (храм, статую, др.)
А что значит "освятят"? Вопреки распространенной ошибке, нельзя освятить что либо просто с умным видом повторив соответствующие мантры/молитвы и попрыскав вокруг водою/маслом/йодом/серной кислотой. :) Главный процесс освящения происходит в сердце Святого, а не на языке/руках/мозгах/кармане.

А что же там (в сердце Святого) происходит? Какова суть освящения статуи/храма/др.? В какой момент статуя из простого камня превращается в Шри Мурти - полностью одухотворенное Тело Бога? Сейчас попробую ответить...

Святой (Садху, Гуру) - это тот, кто очень дорог Богу. Бог исполняет все желания Святой Личности, ибо такая Святая Личность лишена эгоизма и личного интереса и руководствуется интересами Бога (по определения Священных Писаний это является необходимым атрибутом Святой Личности). Господь исполняет любое желание такой Личности. И если такая Личность просит Его(Господа) войди в какую либо форму (статую, камень, картину, храм), то Господь немедленно исполняет Его желание и входит в эту форму. С этого момента (просьба Святой Личности) это "нечто" превращается в Шри Мурти. И с этого момента статуя из простой железяки/деревяшки/лоскутка превращается в абсолютно духовное тело Господа.


Слава Шри Гуру и Шри Гауранге

Почитание Шримурти



Шрила Бхактивинода Тхакур.
Из книги "Жизнь и наставления Чайтаньи Махапрабху".

Шри Шри Гандхарвика-Гиридхари, Навадвип

Некоторых удивляет теория поклонения Шримурти. "О - говорят они - почитание Шримурти - это идолопоклонничество! Шримурти это идол созданный художником. И поклоняться ему учит сам Вельзевул, сатана. Почитание такого объекта оскорбляет Бога и ограничивает Его всесилие, всезнание и вездесущность!" Мы ответим: "Братие, искренне задайтесь этим вопросом и не позволяйте никаким сектантским догмам направлять ваш разум на ложный путь. У Бога нет ревности, ибо нет второго, равного ему. Вельзевул или сатана это лишь объект воображения или субъект аллегории. Аллегорическое или воображаемое существо, не должно быть препятствием на пути бхакти. Те, кто верит, что Бог безличен, просто отождествляют Его с одной из сил или аттрибутов Природы, хотя на деле Он превыше Природы, ее правил и законов. Его святое желание - любовь, и будет святотатством ограничиввать Его безмерное величие, отождествляя Его лишь с такими аттрибутами как всесилие, вездесущность и всезнание, которые могут также присутствовать и в сотворенных вещах, как например время и пространство, и т.п. Его величие состоит в одновременном присутствии в противоречащих друг другу силах и аттрибутах, которые управляются Его сверхъестественной Личностью. Он идентичен со Своей всепрекрасной личностью, обладая такими силами как всесилие, всезнание и вездесущность, подобных которым не найти нигде более. Его святая и совершенная личность вечно присутствует в духовном мире и, одновременно, - в каждом сотворенном объекте. И присутствует там во всей Своей полноте. Эта идея превосходит все другие представления о Божественности. Махапрабху отрицает идолопоклонство, но считает почитание Шримурти единственным и незаменимым средство духовной культуры. Как уже было сказано, Бог личен и всепрекрасен. Мудрецы, такие как Вьяса и другие могли видеть эту красоту глазами своей души. Они оставили нам описания. Конечно слова несут в себе грубость, свойственную материи. Но в этих описаниях можно рассмотреть Истину. Согласно этим описаниям создается Шримурти и в нем с великим наслаждением прозревают великого Бога, находящегося в сердце! Братие, разве это грешно или ложно? Те кто говорит, что Бог не имеет формы, материальной или духовной, и все же создают ложный образ для поклонения - те без сомнения идолопоклонники. Но те кто видят духовную форму Божества глазами своей души, переносят это впечатление на уровень разума, насколько возможно точно и оформляют его в образ, для удовлетворения материального взгляда, - никак не могут считаться идолопоклонниками. Видя Шримурти, ты должен видеть даже не сам образ, а духовную модель этого образа, тогда ты чистый теист. Идолопоклонство и почитание Шримурти это разные вещи, но, мои братья, вы просто подменяете одно другим из поспешности. По правде говоря, почитание Шримурти это единственно истинная форма поклонения Божеству, без которой просто невозможно адекватно культивировать свои религиозные чувства. Мир привлекает вас через ваши чувства, и, пока вы не видите Бога в объектах ваших чувств, вы находитесь в неловком положении, которое едва ли способствует вашему духовному росту. Поместите Шримурти в своем доме. Вы должны думать что всемогущий Господь хранит ваш дом; пища, которую вы принимаете - это Его прасад, цветы и благовония - тоже Его прасад. Глаза, уши и нос, осязание и вкус - все имеет духовную природу. Если вы делаете это с чистым сердцем, Бог знает об этом и судит о вас по вашей искренности. Сатана и Вельзевул никогда не встанут между вами в этом. Все способы поклонения основаны на принципе Шримурти. Посмотрите на историю религий и вы поймете эту благородную истину. Семитская идея патриархального Бога в дохристианский период, в Иудаизме, и в пост-христианский период, в Магометанстве - ничто иное как ограниченная идея Шримурти. Монархическая идея Юпитера, принятая у греков, или Индры у арийских кармаканди, также определенный взгляд на тот же принцип. Идея силы или Джйотирмайа брахмы приверженцев медитации, или неоформленная энергия у шакт, - это также неясное видение того же Шримурти. На самом деле, принцип Шримурти это сама Истина, в разных людях проявляющая себя по разному, согласно уровню их постижения. Даже Джаймини и Комте, которые не были готовы принять учение о Боге-творце, проповедовали некоторые аспекты Шримурти, просто повинуясь некоторому внутреннему движению души! И снова мы видим людей, которые поклоняются кресту, шалаграм шиле, лингаму, и другим эмблемам, как знакам внутренней идеи Шримурти.

Далее, если Божественное сострадание, любовь и справедливость можно изобразить с помощью карандаша или выразить с помощью резца скульптора, то почему же личная красота Божества покрывающая все остальные атрибуты, недолжна изображаться в поэзии живописи или скульптуре, на благо людей? Если слова могут вдохновлять мысли, взгляд может определять время, а знак может рассказать историю, почему же рисунок или фигура не могут вдохновить высокие чувства и размышления о трансцендентной красоте божественной Личности?

Эта форма уттама-бхакти отличается от предыдущих анг (где также описывалось поклонение Божествам) тем, что совершается с особой любовью. Преданный настолько привязан к стопам Шри Мурти, что не хочет ничего иного, помимо служения им. Независимо от состояния, в котором человек приступает к служению Божествам, в случае если он совершает ᴇᴦο без оскорблений, он сразу возвышается до очень высокого уровня и обретает сильную привязанность к Господу, бхаву . Тому есть очень много примеров.

Когда Рамануджачарья был изгнан из Шри Рангама, он пришел в город Ядавадри, что недалеко от Мелькоте, где нашел очень красивое Божество Вишну, Ядавадри-пати (в свое время пуджари спрятали это Божество от нападения мусульман). Он установил Ядавадри-пати в роскошном храме, построенном местными жителями, чему все были очень рады.

Но однажды Ядавадри-пати пришел к Рамануджачарье во сне и сказал˸ ʼʼТы меня установил, но выйти Я отсюда не могу. (У каждого Божества есть маленькое Божество - утсава-мурти , в виде которого большое Божество выходит гулять). Мне скучно здесь, поскольку со Мной нет Моего маленького друга, но ᴇᴦο можно отыскать, отправившись в Дели во дворец к султану. В этом дворце Меня называют Рама-прией. Пожалуйста, отправляйся туда и привези Мне Меня, Я соскучилсяʼʼ.

Несмотря на то, что Дели был в то время столицей мусульманского государства моголов, Рамануджачарья, не задумываясь, отправился в путешествие. Получив аудиенцию делийского султана, он сказал ему˸ ʼʼЯ приехал за Рама-приейʼʼ. Султан ответил, что всевозможными Божествами у него забита огромная комната, и что можно выбирать любое.

Рамануджчарья стал искать Рама-прийу в этой комнате и, обнаружив, что Его там нет, попросил султана вспомнить, нет ли в ᴇᴦο дворце других Божеств. В конце концов султан вспомнил, что ᴇᴦο дочь Биби Ланчимар все свое время проводит с какой-то куклой - наряжает, укладывает спать, как это обычно происходит у девочек. Когда они вошли в покои дочери султана, Рамануджачарья, увидев Рама-прийу, очень обрадовался и сказал˸ ʼʼЗабираюʼʼ, на что султан ответил˸ ʼʼБери!ʼʼ

Но девочка, дочь султана, обнаружив пропажу, невероятно расстроилась. Оставшись без Рама-прийи, Биби Ланчимар стала тосковать, сохнуть, и султан понял, что совершил роковую ошибку, лишив свою дочь любимой куклы. Он послал за Рамануджачарьей в погоню своих людей, с которыми отправилась и Биби Ланчимар со своим женихом Куверой. Они долго гнались за Рамануджачарьей, но тот, предвидя, что такое может произойти, шел потайными дорогами. Когда гонцы поняли, что им не удастся найти Рамануджу, они повернули обратно в Дели. Привязанность Биби Ланчимар к Рама-прийе была настолько сильной, что она чуть не умерла от горя, узнав, что гонцы больше не собираются искать её Божество. Кувера, видя состояние своей невесты, предложил ей отправиться на поиски Рама-прийи вдвоем.

Шри муртер-ангхри-севане или шраддха-пурвака-мурти - служение стопам Шри Мурти с великой любовью. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Шри муртер-ангхри-севане или шраддха-пурвака-мурти - служение стопам Шри Мурти с великой любовью." 2015, 2017-2018.

Loading...Loading...