Политическая система общества краткое содержание. Политическая система общества. Понятие, структура и функции политических систем

Введение

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.

Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые сообщества различных стран.

В настоящее время видится актуальным познание законов взаимовлияния политической системы и государства для того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знать способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.

Данная тема видится интересной не только в рамках курса “Теории государства и права”. Изучением взаимодействия государства и политической системы занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы и государства, как составной ее части.

Целью настоящей курсовой работы является формирование наиболее точного определения политической системы, рассмотрение её структуры и функций, рассмотрения вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте и роли государства в политической системе общества, а так же рассмотрение задач на пути становления правового и демократического государства в России, условий её демократизации.

Политическая система общества

Понятие политической системы общества

Система в переводе с греческого обозначает целое, составленное из частей. В природе и обществе всем целостным системам свойственна известная внутренняя и внешняя упорядоченность, без которой невозможно их устойчивое самостоятельное бытие. В зависимости от ряда факторов упорядоченность различных общественных систем может находиться на разных ступенях совершенства, однако ни одна из таких систем не способна нормально существовать, функционировать и развиваться, если хотя бы в минимальной мере не налажены её внутренняя организация и форма проявления вовне.

Существует несколько определений понятия политической системы:

Политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений (по Пугачеву). .

Политическая система - это совокупность политических отношений взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и негосударственных социальных образований общностей, индивидов, участвующих в упорядочении и фактическом осуществлении политически значимых процессов в данном обществе. (по Демидову). .

Политическая система - это определение организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом (по Зеркину). .

Более удобным, на мой взгляд, является определение, данное К.С. Гаджиевым: "" Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.

Основным ее назначением является обеспечение целостности, единство действий людей в политике.

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институализацию, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер участия в политике, неинституциональных политических отношений. Политическая система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет государство. Она взаимосвязывает политические институты (государство, политические партии, организации и движения) через систему законов, традиций и политической коммуникации с классами, социальными группами, национально-этническими и другими образованиями, контролирует основные направления политической деятельности людей, развитие политических процессов.

В некоторых политологических и юридических изданиях понятия “политическая система общества” и “политическая организация общества” рассматриваются как сходные. Но между ними есть и различия. Политическая организация общества - это совокупность политических институтов и политико-правовых норм. Категория “политическая система” шире понятия “политическая организация”, которая выступает в качестве ведущей, властно-организующей, но не единственной структуры в рамках политической системы общества, которая включает также и феномены политического сознания, культуры, коммуникации, участия в политике.

Политическая система общества - это особым образом организованная его политическая жизнедеятельность. Она представляет собой конкретно-историческую форму, в которой осуществляется политическая деятельность. Содержание политической деятельности не исчерпывается лишь властной деятельностью государства. Она включает разнообразные формы политического участия субъектов, преследующих совпадающие либо расходящиеся и противоречивые цели; политическую деятельность, которую составляют процессы целенаправленного политического властвования и политического участия, различные виды действий людей, направленные на обеспечение, преобразование и защиту системы осуществления власти в обществе или противодействующие ей. Политолог Д. Истон обращал внимание на то, что политика представляет собой систему взаимодействий в любом обществе, посредством которой осуществляется и закрепляется авторитетное или связывающее распределение ценностей в обществе. Политика - это “жизнедеятельность политических систем”.

Политическая система общества как форма политической деятельности выступает организацией ее содержания, возникающей в результате взаимодействия субъектов политики. Данный результат, обусловленный соотношением социально-политических сил в поворотные моменты политической истории (революции, реформы), юридически фиксируется и конституируется в основополагающих структурах этой организации.

Категория “политическая система общества” выступает в качестве центрального, узлового понятия современной политической науки. Российский политолог М.Г. Анохин писал, что “категории: политическая система, ее модернизация, трансформация, адаптация, изменения стали одними из распространенных в политической теории и практике”.

Политическая система представляет собой целостную, динамическую, интегрированную совокупность политических субъектов, структур и отношений, выражающих интересы широкого спектра социальных общностей и сил, посредством которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества, осуществляется его политическое руководство; являет ту конкретно-историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические отношения между ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы их деятельность (По Анохину). Она обеспечивает интеграцию обществам эффективность его деятельности по реализации общих целей, представляет собой систему ценностей и публичных институтов, которые организуют использование публичной власти и связи граждан в государстве.

Политическая система - это, с одной стороны, сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, а с другой - та институциональная форма, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством осуществления власти или борьбы за ее завоевание и использование.

Категория “политическая система” находится в центре концептуального фокуса политической науки; она шире, чем понятие “государство”, существенно дополняет понятие “политическое управление”. Представление о системе предполагает плодотворные теоретические подходы, ибо им акцентируется взаимосвязанность различных частей политического процесса и соотнесенность политической системы с иными подсистемами общества.

При структурно-функциональном подходе внимание акцентируется на раскрытии основных функций политических систем, анализируется взаимодействие их элементов и подсистем. При институциональном - политическая система рассматривается, прежде всего, как совокупность политических институтов и учреждений, организующих политические процессы, учитывается ее социодинамика. При “элитарном” подходе обращается внимание на роли элит, концентрирующих власть над экономическими ресурсами, управлением и правовой системой. Наиболее плодотворен к исследованию политической системы общества системный Подход, предполагающий всесторонний анализ этого феномена.

Политическая система общества состоит из ряда структурных элементов или, точнее, основных подсистем: институциональной, нормативно-регулятивной, коммуникативной, идеологической (политическое сознание), политико-культурной, подсистемы политического участия.

В общественных системах сознательная регуляция во многом определена социальным управлением. Управление - это определенное упорядочение целостной системы, содействие наиболее приемлемому варианту её развития, перевод системы в новое состояние путем изменения её переменных. Учение о политической системе общества берет свое начало от общей теории систем А.А. Богданова и Л. Фон Берталанфи. Американский политолог Т. Парсонс, опираясь на их учение, состоящее из автономных систем: экономической, политической, духовной, определяет специфические функции. Назначение политической системы общества состоит в обеспечении интеграции, объединении специальных групп и общностей с различными интересами в единое целое. Идеи Т. Парсонса углубил и развил его соотечественник Д. Истон, которого считают основателем теории политических систем. В своих трудах « Политическая система» (1953), «Предел политического анализа» (1965) он представил политическую систему общества как развивающийся и саморегулирующийся организм, активно реагирующий на внешние команды.

По мере повышения роли политики в историческом процессе, усиления политизации общественной жизни обращает на себя внимание проблематика политической системы общества. Политическая система производна от материальных, в первую очередь экономических, условий жизни общества, от его социальной структуры. Хотя сами классы, нации, народности и другие естественноисторические общности людей, составляющие такую структуру непосредственным путём - через свои постоянные и временные образования, политические отношения, политическое сознание и т.д.

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими её подсистемами: социальной, экономической, идеологической, правовой, культурной. Политическая система общества определяется его классовой природой, формами собственности, социальным строем, формой правления и т.д. политическая система общества включает в себя государство, политические партии, профсоюзы, церковь и другие институты, оказывающие воздействие на политическую жизнь общества. Политический характер общество исторически приобретает с возникновением классов. В ходе истории политическая система общества усложнилась. С активизацией политической жизни в государстве усложняется и её политическая система.

Таким образом, анализируя политологов, можно прийти к выводу, что политическая система общества определена всеми авторами как целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов, подчиненных кодексу правовых, социальных, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ ФИЛИАЛ

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Политология»

на тему: «Политическая система общества»

подготовила :

студентка 3 курса 32 группы

Костылева М.Ю

проверил :

преподаватель

Шпека И.И.

Набережные Челны 2006 год

Введение 2

1.Понятие и классификация политических систем. 3

2.Структура политической системы общества. 8

3. Функции политической системы 12

4. Типология политических систем. 14

4.1. Типология политических систем Г.Алмонда. 17

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Введение

Известно, что человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые осуществляются под влиянием различных факторов. По мере его развития усложняются социальные взаимосвязи людей, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Кроме этого изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, представлялся всегда актуальным не только в теоретическом, но и практическом смыслах: ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, которые составляю основу жизнеспособности и стабильности любого общества.

Способность общества реагировать на растущие потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям своего функционирования в немалой степени обеспечивается политической системой. Благодаря деятельности политических институтов и структур, а также выполнению людьми политических ролей управляющих и управляемых политическая система осуществляет целенаправленное властное на различные стороны жизни общества. Регулярное воздействие механизмов политической системы на социальные отношения основано на ее способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные стандарты и нормы поведения. Соответственно политическая система включает в себя все существующие в обществе типы политических взаимодействий, то есть все взаимодействия властвующего и подвластного.

Понятие «политическая система» используется для характеристики отношений между государством и обществом, между различными субъектами на негосударственном уровне.

  1. Понятие и классификация политических систем.

Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определённую целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.

Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т.Парсонсом. впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д.Истоном в 50-60-х годах прошлого столетия. Затем она получила развитие в трудах Г.Альмонда, У. Митчелла, К.Дойча, А. Этционе, Д.Дивайна и многих других учёных.

Понятие «политическая система» является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определённой целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.

Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части общественной жизни как самостоятельную часть или подсистему совокупной общественной системы. В качестве подсистемы политическая система взаимодействует с другими её подсистемами: социальной, экономической, моральной, правовой, культурной, составляющими её общественное окружение, которое наряду с природной средой и внешним политическим окружением образует её «окружающую среду». В этой «окружающей среде» политическая система черпает свои ресурсы.

В основе термина «политическая система общества» лежат три научных понятия: «система», «политика», «общество». Первое из них призвано обратить внимание на то, что речь идёт о таком общественном явлении, которое имеет системный характер. Это значит, что оно представляет собой определённую целостность, образованную совокупностью всего множества входящих в неё элементов. Эти элементы особым образом связаны между собой, находятся во взаимодействии друг с другом. А это и есть структура системы, благодаря которой она приобретает качество внутренне организованного, упорядоченного единство целого.

Понятие системы указывает также на неразрывное единство каждой системы с окружающей её средой, на взаимозависимость между ними. В процессе взаимодействия со средой происходит формирование и проявление присущих системе свойств и обнаруживается её целостность.

Каждый структурный компонент системы, можно рассматривать с двух сторон: с одной – в качестве подсистемы в рамках данного целого, с другой – в качестве системы, но более низкого уровня, которая также имеет свои компоненты, свою специфику в способах организации, функционирования так далее. Система, взятая в качестве исходной, в свою очередь может являться одним из составных элементов системы более широкого масштаба.

Слово «политическая » в рассматриваемом понятии указывает на характер изучаемой системы, её отличие от других общественных систем. Назначение рассматриваемого слова состоит, следовательно, в том, чтобы с самого начала было ясно, в каком конкретном виде систем человеческого общества идёт речь. Известно, что основными из них принято считать экономическую, социальную, политическую, духовную.

Политическая система означает, что она связана с политической сферой общественной жизни. В её основе лежат политика, политические отношения, политическая власть. Это относится как к системе в целом, так и ко всем её структурным элементам. Политика - непосредственный, главный предмет существования и функционирования политической системы.

Наконец, понятие «общество » даёт ответ на вопрос об уровне политической системы.

Политическая система – это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем общества на основе использования государственной власти.

В зарубежной политологии политической системой общества в одном случае считают совокупность организаций и учреждений (институтов) общества, относя к ним государство, политические партии, общественные организации, объединения и движения, в другом случае – комплекс основополагающих идей политики, в третьем - единство взаимоотношений и взаимодействий в сфере политической жизни. В США, а затем в ряде других стран приобрёл широкое распространение подход, согласно которому политическую систему рассматривали как политическое поведение, политический процесс в рамках определённых организаций, объединений, общностей людей, даже при том, что эти институты могут быть и не политическими по своему характеру.

Эти представления о политической системе общества, естественно получили соответствующее отражение в предложенных их сторонниками определениях.

Д. Истон политическую систему общества рассматривает как «совокупность взаимодействий субъектов, посредством которых в обществе властно, авторитарно распределяются ценности»

Истон рассматривал систему как некий «чёрный ящик», мало интересуясь при этом происходящим внутри него. Он анализировал главным образом отношения системы со своей средой, которая в свою очередь состоит из комплекса других систем, входящих в глобальную социальную систему: экономической, культурной, религиозной, экологической, биологической, психологической и так далее. Отношения между политической системой и её средой определяются двоякого рода элементами: интересами, требованиями и поддержкой граждан, дающими системе импульс для действия и называемыми входом, и решениями, которые принимает система в качестве реакции на эти интересы, требования и поддержку, которые называются выходом. Или иначе говоря вход идёт со стороны среды и даёт импульс системе, а выход является реакцией системы на импульс среды. Таким образом осуществляется обратная связь между входом и выходом. Выход вызывает обратную реакцию среды, который порождает новый вход, на который система реагирует новым выходом, и так далее до бесконечности. (Рис.1)

вход

Политическая система

выход

Требования решение

Поддержка действия

окружающая среда

И. Хус политическую систему общества определяет как «комплекс идей, принципов, законов, доктрин, формирующих единое целое и заполняющих собой содержание определённой философии, религии, формы правления».

Ст. Колман пишет: «Система может быть определена как совокупность объектов или элементов (реальных или абстрактных), взятых вместе с существующими между ними отношениями».

Согласно определению Т. Мадрона политическая система общества представляет собой «совокупность объектов и их признаков, скреплённых сетью отношений».

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая регулирует отношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определённый социальный порядок на основе использования государственной власти.

Формирование политической системы связано с постепенным приобретением политической сферой жизни общества следующих признаков:

во-первых, это устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни. Если такой взаимозависимости нет, возникает состояние, противоположное целостности, системности – распад, дезинтеграция общества;

во-вторых, упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития. Значения упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного и целенаправленного изменения социальных отношений. Политическая жизнь – очень динамичное явление, элементы неупорядоченности, нарушение сложившихся связей и способов их регуляции здесь постоянно присутствуют, ведь любое развитие связано с тем или иным нарушением стабильности. Но уровень неупорядоченности не должен понижаться до такой степени, когда возникает очевидная и реальная угроза безопасности людей;

в-третьих, у политической системы есть культурное основание. Это общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, принятых членами политической общности. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии определённой духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга;

в-четвёртых, для политической системы характерно совместное реагирование всех элементов а внешнее воздействие. Именно из взаимодействия, кооперации рождается способность политической системы к быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения той или иной общей проблемы.

  1. Политическая система общества (18)

    Реферат >> Политология

    Элементов политической системы : 1) политическую организацию; 2) политические отношения; 3) политические и правовые нормы; 4) политическое сознание. Системообразующим элементом политической системы общества является политическая организация...

  2. Политическая система общества (15)

    Реферат >> Политология

    Политическая система общества Политическая система общества политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества , подчиненных кодексу...

  3. Политическая система общества (22)

    Реферат >> Политология

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • – теоретические аспекты структуры, содержания и функционирования политической системы общества;
  • – основные модели политических систем Д. Истона, К. Дойча, Г. Алмонда;
  • – основные подходы к классификации политических систем;
  • – пути достижения политической стабильности;

уметь

  • – анализировать актуальные проблемы функционирования политической системы;
  • – выделять значимую политическую информацию по вопросам развития политических систем;
  • – делать выводы и давать аргументированные ответы на текущие изменения политической системы;

владеть

  • – техникой и методикой ведения политических дискуссий и переговоров;
  • – понятийным аппаратом для описания субъектов политических систем.

Понятие, структура и функции политических систем

Политическая система представляет собой целостную совокупность государственных, политических и общественных организаций, объединений, а также политико-правовых норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Само понятие "политическая система" утвердилось в лексиконе политической пауки сравнительно недавно и связано с радикальным расширением сферы, охватываемой политическими процессами. Термин политическая система был введен в политологию в середине XX в. До этого времени для описания властных отношений использовались понятия "тип правления", "система правления" и др. и обычно политику сводили к деятельности государственных структур как главных субъектов властных отношений. Однако процессы развития гражданского общества и демократизация всех сторон общественной жизни, а также широкий спектр социальных субъектов политической власти привели к усложнению властных отношений и возможности участия в них и негосударственных организаций.

Понятие "политическая система" является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики. Одними из первых категорию "политическая система" ввели в оборот американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд. Они утверждали, что политическая система объединяет и организационные стороны политической жизни, и коммуникативно-идеологические. Политическая система призвана обеспечить обобщение и реализацию воли и интересов различных слоев общества, их активное участие в управлении государственными и общественными делами и контроле за их деятельностью.

Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей, а она реализуется посредством политической власти. Поэтому важнейшим фактором конструирования и консолидации элементов политической системы выступает политическая власть. Она является как бы стержнем политической системы, определяя ее сущность, природу, структуру и границы. Что же отличает политическую систему от других систем общества?

  • Верховенство политической системы. Это означает, что с ее помощью осуществляется политическая власть в обществе, что принимаемые в ее рамках решения обязательны для всего общества и каждой его подсистемы. Она олицетворяет верховную власть в обществе.
  • Ее обусловленность общественной средой и в первую очередь социально-экономической и культурной структурой общества.
  • Политическая система – относительно самостоятельная сфера жизнедеятельности общества, определяемая наличием специального механизма ее формирования и функционирования. Ее отличает высокая степень активности, обусловленная наличием механизма власти и предоставленной возможностью и правом распоряжаться ресурсами всего общества.
  • Основной сущностной характеристикой политической системы выступает управление.

Введение в оборот термина "политическая система" помогает глубже изучить различные стороны политической жизни общества и предвидеть перспективы развития. С другой стороны, в процессе модернизации политической системы эта теория дает возможность применения научных знаний при выборе средств решения назревших в области политики практических проблем.

Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и др. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.

В качестве основных признаков политической системы можно назвать: тесную связь ее с государственной властью, с борьбой за ее завоевание, организацию и осуществление; возможность и необходимость выражения политической воли и интересов различных социальных субъектов политической власти на основе договорных отношений; наличие организационных форм и каналов для выражения разнообразных политических интересов со стороны объектов политической власти; опосредованность и урегулированность властных отношений между институтами политической системы, политико-правовыми нормами и политическими принципами и традициями.

Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля, которые непосредственно связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти:

  • институциональный, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, группы интересов, СМИ, церковь и др.);
  • функциональный , складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);
  • регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, правовые нормы, взгляды и др.);
  • коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;
  • идеологический, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое и правовое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную, особую структуру, формы внутренней и внешней организации, а также способы выражения.

Среди политических институтов, оказывающих существенное влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии. Это собственно политические институты. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы, массовые движения, молодежные и женские организации и др. Особое место в политической системе занимают религиозные объединения. Их воздействие на реальную политику осуществляется через участие верующих граждан в политической жизни. СМИ также способны существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, а через него оказывать давление на правительство, на политических лидеров. К СМИ относятся предприятия, организации, учреждения, занимающиеся сбором, обработкой, распространением массовой информации по каналам печати, радио и телевидения. В деятельности современных СМИ важное значение приобретают общечеловеческие ориентиры и их независимость от каких-либо государственных, ведомственных структур.

Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей – главное в деятельности политических институтов.

Центральный институт власти в обществе – государство. Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство обладает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.

Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управления неодинаковы и зависят от природы государства и политической системы.

Значительную роль в функционировании политической организации общества играют политические партии. Прежде всего, они осуществляют связь между обществом и государством. Выявляя интересы тех или иных групп, партии сводят их воедино в такой форме, которая может оказывать непосредственное влияние на решения государственных органов. Одним из главных назначений политических партий является достижение власти, овладение государственным аппаратом с тем, чтобы реализовывать представляемые партией общественные интересы. Политические партии определяют цели, разрабатывают идеологию, программы, стремятся определить стратегию развития общества и убедить граждан в ее правильности.

Политическая партия, особенно если она является правящей, участвует в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и регионов, на формирование состава правительственных учреждений. Партии являются поставщиками кадров для различных звеньев государственного аппарата.

В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организацию и использование. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они по существу своему определяют содержание и характер функционирования данной политической системы. Особая роль политических отношений заключается в том, что они выражают отношения по поводу публичной власти больших групп людей – социальных групп, классов, наций.

В зависимости от субъектного состава политические отношения можно разделить на три группы: отношения между классами, нациями и государствами. Межклассовые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях; отношения, одной из сторон которых является политическая организация, функционирующая в данном обществе. Эти так называемые вертикальные отношения складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия органов руководства и управления на всю совокупность общественных процессов; отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.

Развитие политических отношений зависит и определяется социально-классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, традиций, определенного уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяет типы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса.

По социальной направленности различают политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя, и отношения, выражающие интересы оппозиционных сил.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Особое место занимают Конституция, нормы права, которые служат главным регулятором общественных отношений. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность, устойчивость и эффективность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Следует иметь в виду то обстоятельство, что правовые нормы исходят от государства, органов местного самоуправления или народа в целом и поэтому всегда являются одновременно политическими нормами. Часть же политических норм, исходящих от политических партий, общественно-политических организаций и движений, нс являются правовыми.

Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни. Политические нормы выполняют организационную и регулятивную функции в политической системе, носят формализованный характер, документированы, обеспечиваются контрольным механизмом и политической ответственностью.

К числу элементов политической системы относятся также политическое и правовое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических и общественных явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции, переживания и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и политическое развитие. Политическая культура, складываясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, в свою очередь, дает знание законов и механизма осуществления политики, формирует отношение человека к политической жизни, способствует пониманию целей и содержания политики государства.

Жизнедеятельность политической системы и ее сущность проявляются в процессе выполнения ею своих функций. Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретной исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

Существуют различные подходы к типологии функций политической системы. На основе целевого подхода к политике они подразделяются на политическое целеполагание (определение целей, задач, программ деятельности); мобилизацию ресурсов; интеграцию общества; регулирование режима социально-политической деятельности; распределение ценностей; легитимацию. Ряд авторов различают внесистемные (политическое представительство, целеполагание, интеграция, регуляция, коммуникация) и внутрисистемные (координирующие, воспитательные и инициативные) функции. Д. Истон, Дж. Пауэлл и др. исходят из того, что политическая система должна обладать четырьмя основными функциями: регуляционной, экстракционной (мобилизационной), дистрибутивной (распределительной) и реактивной.

В современной политологии наиболее полно анализирует функции Г. Алмонд. Он рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях.

Первый уровень – это возможности системы. Причем под возможностью он понимал власть правительства над общественными процессами, степень влияния на политическое сознание и поведение людей в интересах достижения государственных целей. Существуют различные типы возможностей, вероятность использования которых зависит от направленности решаемых задач, состояния социально-экономической структуры, типа политического режима, уровня легитимности и др. На данном уровне анализа выявляются соответствие политической системы обществу, а также характер активности политической системы по отношению к другим системам общества.

Второй уровень отражает происходящее в самой системе, т.е. конверсионный процесс (способы превращения входящих факторов в исходящие). В данном случае функциональность системы рассматривается через призму технологии обеспечения той или иной задачи.

Третий уровень – функции поддержания модели и адаптации, к которым Г. Алмонд относит процессы политического рекрутирования и социализации. Важным здесь является обеспечение соответствия политических акций и политического развития базовым принципам, постоянное воспроизводство нормативного поведения и образцов его мотивации. Оптимальный уровень достигается обеспечением устойчивой реакции граждан по отношению к властям и постоянной поддержки.

Г. Алмонд утверждает, что все системы имеют два базовых набора функций – входные и выходные. Входные – политической социализации, рекрутирования, артикуляции, агрегирования, политической коммуникации. Выходные – нормотворчество, применение норм, контроль. Одной из важнейших выходных функций политической системы он считает нормотворчество, в процессе которого разрабатываются правила и законы, регулирующие политическое поведение. Процесс нормотворчества состоит из ряда этапов: выработка политики и выбор общих целей, разработка решений и конкретных правил для достижения целей. В соответствии с этим они подразделяются на нормы-цели и нормы-средства. Политические нормы не сводятся только к правовым нормам, имеющим частный характер, функцию нормотворчества выполняют законодательные, исполнительные и судебные органы.

Отталкиваясь от потребностей самой системы и необходимости сохранения ее тождественности, Г. Алмонд и С. Верба предложили логическую систему функций политической системы: политической социализации, адаптации, реагирования, экстракции, регулирования. Но идеальное разделение функций на практике недостижимо, поскольку структурные элементы политической системы неизбежно выполняют не одну, а несколько функций.

Суммируя основные подходы к функциям политической системы, можно выделить следующие ее главные функции:

  • управление общественными процессами. Функция управления может осуществляться двумя основными методами. Во-первых, непосредственным вмешательством и жесткой регламентацией со стороны органов государственной власти общественных процессов. Во-вторых, косвенным политическим воздействием, когда власть регулирует нс сами общественные процессы, а факторы, влияющие на их развитие;
  • определение целей и задач общества, выработка программы ее жизнедеятельности;
  • мобилизация ресурсов общества на достижение поставленных целей;
  • интегративная функция или функция обеспечения единства и согласованности действий различных институтов и органов власти. Интеграцию всех органов власти призваны осуществлять правовые нормы и политические традиции;
  • – функция защиты основных политических ценностей;
  • – функция обеспечения преемственности и стабильности в развитии системы власти. В проявлениях этой функции можно выделить два уровня. Уровень высшего политико-государственного руководства и общий уровень, охватывающий все политически дееспособное население.

Таковы главные функции политической системы. Однако любая система помимо явных (главных) функций, имеет еще и латентные функции (Р. К. Мертон). Латентные функции возникают вследствие того, что любая социальная группа или индивид, занимаясь политической деятельностью, помимо общественно-необходимых задач решают и свои собственные. Для этого они используют государственную власть. К важнейшим латентным функциям политической системы в основном относятся: функция обеспечения социально-классового господства; функция распространения и защиты личной политической власти.

Указанные функции характерны для стабильных, сформировавшихся политических систем, а эффективность функционирования системы, в свою очередь, зависит от полноты реализации ее функций, которые способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью.

В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе.

Через социально значимые и латентные функции политическая система общества реализует свои цели и задачи, структурирует и упорядочивает жизнедеятельность общества.

Политическая система общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Основные формы политических систем:

Демократия

Взгляды на политическую систему

Понятие политической системы носит много аспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

Если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы, и её определение связывается главным образом с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

В третьем - политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия...

Системность

Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами - правовыми и политическими.

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри - взаимодействий её институтов, ценностей и т. д. {2}

В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как:

1.Понятие «политическая система общества» ее структура и функции.

В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3) она обладает относительной самостоятельностью.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система, в конечном счете, регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.

В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы:

обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм. {1}



Loading...Loading...