Что значит первая группа здоровья. Группы здоровья детей и их характеристика. Подготовительная группа по физкультуре

Тема настоящей статьи – группы здоровья детей и их характеристика. Постараемся разобраться, зачем нужно это деление, какие вообще бывают категории, и как отнести своего малыша к одной из них.

Приветствую вас, уважаемые читатели. Если вы зашли на странички моего блога, то скорей всего являетесь родителем. Дети растут очень быстро. Казалось бы, всего неделю назад малыш только научился ползать, буквально вчера пошел и заговорил. А сегодня уже пора собираться в детский сад, а то и в школу. С одной стороны, это замечательно! Во-первых, важное событие для ребенка, который чувствует себя почти взрослым. Во-вторых, это облегчение для родителей. Мамочки могут выйти на работу, бабушки ‒ отдохнуть, ведь чадо хотя бы полдня находится под присмотром педагогов. Но с другой стороны, поступление в детское учреждение ‒ это всегда огромное количество формальностей. Родители вынуждены изучать все тонкости внутренних правил учебных заведений.

Казалось бы, все детки, которые начинают свой образовательный путь, между собой равны. Однако это не всегда так. И здесь речь идет не только об индивидуальных особенностях характера, темпераменте и психологическом типе. Одним из основных критериев “классификации ребенка” является уровень его здоровья.

Группы здоровья детей и их характеристика – о чем идет речь?

Группы здоровья – это условные категории, объединяющие в себе деток с разным уровнем физического состояния. Относя человека к той или иной группе, врач как бы дает условный знак тем людям, кто еще будет работать с малышом. В первую очередь, группа здоровья определяет, нуждается ли чадо в зачислении в специализированное учебное учреждение, или нет. На основе этой цифры, в карте для ребенка, подбирается подходящий тип физической нагрузки, стол (диета), выставляются ограничения на занятия той или иной деятельностью.

Распределение детей по группам здоровья, что логично следует из вышесказанного – прерогатива педиатра. И это правильно. Ведь только врач может оценить состояние, основываясь на полном, комплексном обследовании, результатах анализов и функциональных тестов.

Надо оговориться, что существуют группы здоровья новорожденных. Они присваиваются малышам, которых выписывают из роддома. На основе этого показателя определяется, сколько раз за тот или иной промежуток времени мамочка с дитем должны посетить педиатра. Однако чаще всего врач на приеме указывает дату следующего посещения. Поэтому эти данные не столь важны для родителей. В основном, категория начинает “требоваться” при поступлении в сад или школу.

Формирование групп здоровья

Закономерный вопрос – а как вообще формируются эти группы? Для того чтобы отнести маленького пациента в ту или иную, врач должен «охарактеризовать» его по нескольким пунктам. Наиболее полный список выглядит так:

  1. Были ли отклонения у плода в период внутриутробного развития, зафиксированные на УЗИ или с помощью другого метода пренатальной диагностики?
  2. Есть ли у малыша хронические заболевания, дефекты развития (врожденные пороки)?
  3. Насколько хорошо функционируют органы и системы человечка?
  4. Каков уровень нервно-психического развития?
  5. Какова сопротивляемость организма, насколько правилен иммунный ответ (здесь учитывается в том числе, сколько раз за год кроха болеет простудными и другими заболеваниями)?

Однако чаще всего, для определения группы, первый критерий из перечисленных в расчет не берется. Он учитывается в большей степени для выставления категории здоровья новорожденному.

В обследовании маленького человека, разумеется, участвует не только участковый врач-педиатр. Малыш проходит полное обследование, включающее в себя консультацию следующих специалистов:

  • хирург;
  • глазной врач;
  • кардиолог;
  • невролог;
  • дантист.

Если специалисты находят те или иные отклонения от нормы, обязательно назначается дообследование с участием докторов других профилей.

Неужели ущемление прав?!

Кто-то из родителей, учитывая нынешние веяния свободолюбия и индивидуализма, может сказать: а не ущемление ли это прав моего чада? Почему кому-то можно заниматься физкультурой, кушать то, что готовят для всех, а нам – нет?! Так вот, это мнение совершенно ошибочно!

Группы здоровья детей и их характеристика разработаны врачами-педиатрами исключительно в интересах самих детей!

Ведь запреты ставят не по прихоти или за деньги, а ориентируясь на состояние малышули, его физические возможности учитывают возможные негативные последствия.

К сожалению эта система несовершенна. Зачастую внешне здорового ребенка обследуют недостаточно часто или не очень тщательно. Кроме того, педагоги и родители не торопятся учитывать рекомендации врачей. Отчасти поэтому встречаются эпизоды детской смерти прямо на уроках физкультуры (что недопустимо!), развития осложнений в результате неправильного питания. И возможно усугубление состояния малыша вследствие несоблюдения режима.

Именно поэтому необходимо осознавать всю важность такого распределения! Это делается не по прихоти врачей и не ради “облегчения жизни” педагогам. Не для того, чтобы учитель мог заниматься физкультурой только с половиной класса, т.к. остальные ходят в “подготовительную группу”. Не с целью разделить деток на “здоровых” и “не очень”, а потом обделять заботой одних, акцентируя внимание на других.

Такая практика введена для того, чтобы не пропустить развитие заболевания или осложнения у малыша, предрасположенного к патологическому процессу. Для того чтобы оградить его от непосильной для него нагрузки, дав время организму реабилитироваться и сформироваться. Чтобы, в конце концов, исключить слишком явную разницу в классе между теми, кто с легкостью справляется с нормативами по физкультуре, и теми, кто, не будучи ленивым и безответственным, чисто физически не может их выполнить!

А какие варианты?

В первую очередь, нужно выяснить, какие группы здоровья бывают у детей. Всего их пять, но некоторые авторы выделяют во второй категории подгруппы 2а и 2б. Разбирая вторую группу, я буду их упоминать, но в большей степени это подразделение характерно, опять же, для новорожденных.


Первая категория

Группы здоровья детей и их характеристика начинаются со здоровых деток. К огромному сожалению, крохи, которых можно было бы сюда отнести, встречаются все реже. Надо сказать, что уже в роддоме полностью здоровыми (ориентируясь только на шкалу Апгар *Шкала оценки состояния новорожденного) можно назвать менее 15% родившихся крошек, ведь оценку 10/10 или хотя бы 8/10 получают единицы. Соответственно, и в старшем возрасте показатели оставляют желать лучшего.

Апгар: существует 5 критериев – дыхание, сердцебиение, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, цвет кожного покрова. Каждый показатель может «получить» от 0 до 2 баллов. Выставляется такая оценка на 1 и на 5 минуте после рождения. Если на 1 минуте малыш получает от 0 до 3 баллов, или на 5 до 6 баллов, это значит, что ему нужна срочная реанимация.

Итак, кого причисляют к первой группе здоровья? Это детки, которые не болели или крайне редко болели за исследуемый срок (обычно обследование проводится раз в год). У них нет хронических заболеваний, а также функциональных или анатомических проблем в работе всех органов и систем организма.

Важно, что ребята не должны отставать в нервно-психическом развитии от возрастных норм. Здесь речь не идет об индивидуальных особенностях характера (например, кто-то более медлительный), а только об объективных признаках. Существуют нормы и правила оценки соответствия поведенческих реакций малыша этим нормам. В том числе с целью определения нервно-психического здоровья всем показана консультация невролога. И только если этим доктором обнаружены какие-либо отклонения, маму с дитем направляют к более узким специалистам – психологу, логопеду.

Такие дети не имеют пороков и аномалий развития. Надо учитывать, что крохотульки, имеющие, например, дефект строения ушной раковины, не влияющий на слух (оттопыренные, эльфийские уши), относятся сюда же. То есть допустимо то, что абсолютно никак не ухудшает состояние человека и не требует медицинского вмешательства.

Вторая категория


Что значит 2 (вторая) группа здоровья у ребенка? Такой “диагноз” выставляется в тех случаях, когда у малыша есть функциональные отклонения от нормы. Это значит, что проблема не органическая (не опухоль, воспаление или разрушение ткани), но только в работе органа. Так бывает, когда дают сбой биохимические механизмы, иммунитет, снижается способность организма к адаптации. Чаще всего нарушения обусловлены тем, что кроха растет очень быстро, а системы органов (особенно сердечно-сосудистая) не успевают перестроиться. Ведь им теперь необходимо работать на больший рост (большой круг кровообращения увеличивается), а сил пока не хватает.

Другим критерием, по которому можно определить, что имеет место быть группа здоровья 2 у ребенка, являются частые острые заболевания. “Частые” – это более 4 раз за год. Для них характерен долгий период выздоровления и восстановления. Длительное время к малышу не возвращается аппетит, присутствует вялость, сонливость. Зачастую после простудных заболеваний возникают осложнения на уши. Неотъемлемая часть – функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта после любого лечения.

Детки второй группы не должны иметь тяжелых отклонений от норм психического развития. Показатели находятся либо в пределах допустимого, либо совсем незначительно от этих пределов отдалены. А вот хронические заболевания, пороки и аномалии развития у этих деток отсутствуют вообще.

По некоторым данным, выделяют две подгруппы этой категории – А и Б. Группа здоровья 2б ребенка – это как раз детки, попадающие под описание выше. Вот некоторые состояния, позволяющие отнести кроху к 2б группе:

  • поражение ЦНС в родах, повлекшее за собой незначительные отклонения в психическом развитии;
  • аномалии конституции (диатезы);
  • функциональные шумы в сердце;
  • пониженный гемоглобин (преданемическое состояние);
  • нарушение работы желудочно-кишечного тракта.

В подгруппу А входят те, у кого нет перечисленных выше отклонений, но имеется отягощенный анамнез.

Анамнез (от греч. ἀνάμνησις - воспоминание) - совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.

Это может означать, что:

  • в семье есть дети с серьезными отклонениями в развитии;
  • мать на момент рождения сына или дочери была старше 35;
  • были осложнения во время беременности и при родах;
  • имела место быть многоплодная беременность;
  • малыш недоношен/переношен;
  • низкая или слишком высокая масса при рождении;
  • была внутриутробная инфекция;
  • состояние реабилитации после тяжелых состояний, операций, заболеваний.

На самом деле, это в какой-то степени наиболее благоприятная “компания”. Такие малыши ничем не болеют, но находятся под пристальным наблюдением медиков, гораздо более внимательным, чем ребята из 1 группы. Шанс пропустить развивающуюся патологию очень низок.

Третья категория


Что значит 3 (третья) группа здоровья у ребенка? Это так называемое состояние компенсации. Как можно заметить, группы здоровья детей и их характеристика отражают не только наличие у детей тех или иных заболеваний, но и степень их тяжести. В данном случае речь идет о том, что хроническая патология есть. Однако подразумевает редкие ее обострения, протекающие не тяжело, легко купирующиеся (снимающиеся с помощью лекарств или манипуляций).

Это могут быть и пороки развития, которые не влекут за собой значительного ограничения возможностей. Вполне возможны здесь и функциональные изменения в работе организма. Однако они касаются только той системы, которая развита неправильно (“больна”). Эти отклонения мало влияют или не влияют на общий уровень жизни и активности человека.

Острые заболевания у таких малышей возникают довольно редко, протекают не тяжело. Возможен удлиненный период восстановления (особенно если патология связана с пораженной изначально системой). Что касается психо-физического развития, то оно может быть нормальным или несколько отставать от нормы.

Значительных отклонений обычно не наблюдают, малыши из 3 группы вполне социально адаптированы, с легкостью находят общий язык со сверстниками. Однако для таких крох характерна недостаточность массы тела 1 или 2 степени, низкий рост, некоторая мышечная слабость.

Группа здоровья 3 у ребенка – это совершенно не приговор. Самое главное – не пропускать визиты к врачу, выполнять рекомендации. Неизлечимых заболеваний у деточек этой категории обычно нет, все поддается медицинской коррекции. Но от родителей требуется максимум ухода и заботы. Это важно еще и для того, чтобы не допустить развития имеющихся заболеваний.

Четвертая категория

Четвертая (4) группа здоровья у детей – это “промежуточная” стадия, так называемой субкомпенсации. Термин этот подразумевает под собой отсутствие угрожающих жизни состояний, не говорит о неизлечимости больных.

Для ребят этой “компании” характерны довольно серьезные врожденные пороки развития. Они уже имеют влияние на жизненный ритм человека. Патологические изменения затрагивают не только изначально “неправильную” систему, но и органически здоровые органы. Имеются хронические заболевания (часто не одно). Обострения этих нарушений развиваются часто, обычно с осложнениями.

Острые нарушения лечатся тяжело, после них чадо долго восстанавливается, ему требуются особые условия реабилитации. Часто такие детки находятся в обществе с трудом, т.к. их диагнозы накладывают отпечаток и на характер, и на мировосприятие, и на физические возможности.

Что касается нервно-психического развития, то оно может быть абсолютно нормальным. Отклонения совершенно необязательны, такие детки, наоборот, часто интеллигентнее других (в силу отсутствия возможности, например, бегать и баловаться). Однако нередки и отклонения, от незначительных до тяжелых. Характерен дефицит массы тела, роста, мышечной силы.

Очень часто таким ребятам требуется обучение в специализированных заведениях. И даже если это не так, им показаны значительные ограничения по учебным и физическим нагрузкам. Практически всегда обязательна какая-либо поддерживающая терапия на постоянной основе (медикаменты, ЛФК и т.п).

Стоит напомнить, что группы здоровья детей и их характеристика не обязывают родителей отдавать своего кроху в специализированные учреждения. Но если такой совет прозвучал, лучше к нему прислушаться. Вопреки распространенному мнению, не совсем здоровое дитя, находящийся в обществе “обычных” сверстников, не идет на поправку быстрее. Наоборот, он начинает осознавать некую неполноценность, развиваются комплексы, маленький человек замыкается в себе (а если он еще и подвергается насмешкам?). Зато находясь в особом учреждении, где с ним занимаются подготовленные педагоги, он может делать большие успехи. И никто не сказал, что через пару лет такой малыш не сможет учиться в рядовой школе!

Пятая категория


Что значит 5 (пятая) группа здоровья у ребенка? К этой категории относят деток, имеющих очень серьезные отклонения в физическом состоянии. Будь то тяжелые хронические заболевания, с редкими периодами клинической ремиссии (отсутствие симптомов), или аномалии развития. Эти малыши угрожаемы на инвалидность или уже ее получили.

У таких детей имеется поражение всех (или почти всех) органов и систем, причем патология как функциональная, так и органическая. Частые инфекционно-воспалительные процессы с большим количеством тяжелых осложнений.

Острые заболевания – состояние, практически перманентное для них. Это значит, что за год они более 8-10 раз обращаются за медицинской помощью.

Надо сказать, что аномалии развития могут быть не только врожденными. К этой же группе относятся детки, перенесшие тяжелые калечащие операции, травмы, заболевания. В обязательном порядке пятая группа здоровья у ребенка включает в себя онкологических больных. Причем как в процессе лечения, так и на этапе ранней реабилитации, и в постреабилитационном периоде (до 5 лет).

Обучение таких малышей в общеобразовательных школьных и дошкольных учреждениях исключено. К ним необходим индивидуальный подход. Для таких малышей оптимальным будет обучение на дому, либо в узкоспециализированных учебных заведениях. Эти дети требуют беспрерывного надзора, постоянной помощи и опеки. Чаще всего социально неадаптированы (особенно в раннем возрасте, когда большую часть времени проводят в больницах).

Группы здоровья и группы риска – есть разница?

Отдельно хотелось бы упомянуть о двух похожих друг на друга понятиях: группа здоровья и группа риска. Несмотря на их сходство, речь идет о разных вещах. В первом случае мы говорим о реальном, настоящем, нынешнем состоянии человека. А второе понятие характеризует деток, у которых “больше возможностей” получить то или иное заболевание, больше патогенных факторов.

При делении по степени риска – это категория детей, склонных к развитию той или иной патологии. Это деление довольно старое, еще 90х годов XX века, но иногда на эти данные ссылаются и сегодня. Выделяют 5 основных групп риска и 4 дополнительных. Если пациент причисляется к категории риска, то изменяется график его диспансеризации, к рекомендациям добавляются консультации узких профильных специалистов.

По сути, групповая единица 2а – это одна группа риска. И к ней относятся все крошки, предрасположенные к формированию того или иного патологического процесса.

Определяем группу здоровья

Как уже упоминалось, распределением детей по категориям занимается врач-педиатр. Каждый малыш, зарегистрированный на участке, должен быть “классифицирован” по этому признаку.

А как определить группу здоровья ребенка самостоятельно, можно ли это сделать? В принципе, да, хотя большого смысла в этом нет. Ведь перед садиком и школой Вашему чаду все равно придется проходить медкомиссию. Однако материалы на тему группы здоровья детей и их характеристика доступны всем. Чтобы не возникало путаницы, попробуем вывести строгий алгоритм определения категорий.

Для начала каждому родителю нужно знать, что групповая принадлежность выставляется по наиболее тяжелому заболеванию. Если, например, у малыша нет никаких заболеваний, кроме порока сердца, который не доставляет беспокойства, его следует отнести к 3 группе.

Во-вторых, может помочь с определением таблица. По сути, это те же данные, что были представлены выше в текстовом виде, но более сжато.

Группа здоровья у детей – таблица по заболеваниям

Группа здоровья Хронические заболевания Острые заболевания Аномалии развития Функциональные отклонения Нервно-психическое развитие
1 (первая) Нет Редко (до 4 раз в год) Нет В норме
2 (вторая) Нет Часто (от 4 до 6 раз в год), лечение долгое, период реабилитации затягивается Нет или незначительные, не влияющие на качество жизни Есть В норме/слегка отстает
3 (третья) Есть, нетяжелые, обостряются редко, дают хороший ответ на лечение Часто, с тяжелым течением Есть,
незначительное ограничение возможностей
Есть, но только в той системе, где есть хроническая патология В норме/слегка отстает
4 (четвертая) Есть, частые обострения, лечатся с трудом, вызывают нарушения ритма жизни, требуют ограничений деятельности Часто, протекают тяжело, лечатся долго, почти всегда осложненные Есть, ощутимое ограничение возможностей. Часто требуется специализирован-ный уход Есть, причем не только в уже пораженной системе, но и в той, где нет порока развития или хронического заболевания В норме/слегка отстает/ощутимо отстает
5 (пятая) Есть, тяжелые, с редкими облегчениями Возникают часто, периоды реабилитации затянутые, частые осложнения Есть, тяжелые. Обучение только в специализирован-ных учреждениях. Есть, затрагивают не только анатомически пораженный орган или систему, но и “здоровые” элементы В норме, может быть незначительное или значительное отставание

Стоит оговориться, что подобные распределения по категориям, актуальны до 17-18 лет. По достижению этого возраста человек переходит во взрослую сеть, а там уже свое деление.

Определение категории – важный этап. Нельзя “расслабляться”, даже если Вашему чаду поставили 1 группу. Необходимо в срок проходить медицинское обследование. Обязательно помните, что выставление номера категории – это не подписание приговора. Из каждой ситуации есть выход. Группы здоровья детей и их характеристика – это серьезно, но не окончательно. Большинство заболеваний сегодня поддается лечению, но этим нужно заниматься – скрупулезно, долго, ежедневно. И тогда родительский труд будет вознагражден здоровьем ребенка.

Наталья Говорова


Время на чтение: 9 минут

А А

Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребенка – это, как известно, физкультура. Без нее невозможно полноценное физическое развитие наших детей – особенно, в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно, за партами.

Как правило, на физкультуру «выгоняют» весь класс, предлагая упражнения, которые, согласно программе развития, «прописаны» всем здоровым деткам. И мало кто сегодня вспоминает, что существуют 3 медицинские группы по физкультуре, и далеко не все дети попадают в основную – здоровую.

Сколько физкультурных групп здоровья у школьников – принципы разделения на группы здоровья

Прежде всего, следует понять, что группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же .

  1. Под группами здоровья понимают 5 групп, в которые зачисляют детей, в соответствии с оценкой их здоровья.
  2. Что касается медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – их 3.

Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:

  • Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
  • Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
  • Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.

Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.

Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.

Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?

  1. Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
  2. Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп. При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.
  3. Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
  4. Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.

Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.

Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.

Физкультурные группы здоровья школьников в России — статистика

Основная 1-я группа здоровья учеников школы в России

К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья:

  • Не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
  • Имеющих легкие нарушения, которые не влекут за собой отставание в развитии от сверстников. Например, лишний вес, ВСД, дискинезию или же легкую аллергию.

Детей из данной группы допускают до…

  1. Сдачи норм ГТО.
  2. Учебных занятий в полном объеме.
  3. Сдачи нормативов.
  4. Тренировок в спортивных секциях.
  5. Участия в соревнованиях, турнирах, олимпиадах.
  6. Участия в туристических походах.
  7. Занятий в ДЮСШ и ДЮКФП.

Безусловно, важно также помнить, допуская детей до занятий спортом, и об относительных противопоказаниях.

В частности:

  • При круглой спине будут противопоказаны бокс, гребля и велосипед.
  • При астигматизме и близорукости – прыжки в воду, бокс, мотоспорт и тяжелая атлетика, горные лыжи.
  • При перфорации барабанной перепонки – любые виды водного спорта.

Подготовительная группа здоровья школьников по физкультуре

В подготовительную физкультурную группу определяют детей со 2-й группой здоровья (по статистике – более 10% всех учащихся в российских школах):

  • Слабо подготовленных в физическом плане.
  • С морфофункциональными нарушениями здоровья.
  • Входящих в группы риска по определенным заболеваниям.
  • Имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, которая длится около 3-5-ти лет.

Детей из данной группы допускают до:

  1. Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
  2. Сдачи ГТО, тестовых и обычных контрольных испытаний, участия в спортивных мероприятиях — только при условии особого разрешения специалиста.

До участия в спортивных соревнованиях дети из данной физкультурной группы не допускаются.

Также им запрещены:

  • Большие объемы высокоинтенсивных физических нагрузок.
  • Длительный бег.
  • Большое количество повторений упражнений.

Педагог обязан выбрать для детей специальный комплекс упражнений, в соответствии с медицинской картой, в которой прописаны все противопоказания.

В медицинской справке в обязательном порядке должен быть указан и срок перевода ребенка в основную группу.

  1. Чередование сложных упражнений со специальными дыхательными.
  2. Замена бега на ходьбу.
  3. Проведение спокойных игр без резких передвижений.
  4. Увеличение пауз для отдыха.

Заключения комиссии для определения ребенка в данную группу не требуется – достаточно лишь справки от участкового педиатра, на которой должны присутствовать:

  • Печать и подпись.
  • Рекомендации, основанные на рекомендациях узконаправленного специалиста, а также конкретные ограничения.
  • Диагноз.
  • А также период, на который определяется ребенок в подготовительную группу.

Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»?

Данная физкультурная группа делится еще на две – А и Б.

В специальную физкультурную группу А зачисляют детей с 3-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания, пороки развития, и пр.
  • С нарушениями развития, которые требуют обязательного ограничения физической нагрузки.
  • Имеющих серьезные нарушения в работе организма, не мешающие учебе, но являющиеся противопоказаниями к занятиям физкультурой.

Детей из специальной группы А допускают до:

  1. Занятий по специально разработанной программе.
  2. Занятий отдельными видами школьной программы с обязательным снижением нормативов.

В обязательном порядке ограничивают следующие упражнения:

  • Акробатические.
  • Силовые.
  • Скоростные.
  • Умеренно-интенсивные подвижные игры.

Запрещено:

  1. Участие в соревнованиях.
  2. Участие в массовых физкультурных мероприятиях.
  3. Посещение спортивных секций.
  4. Сдача нормативов.

Дети из специальной группы А не занимаются с остальными детьми – для них следует проводить отдельные уроки, которые должны вести специально подготовленные инструкторы по специальным программам.

В специальную физкультурную группу Б зачисляют детей с 4-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания без выраженных признаков нарушения общего самочувствия.

То есть, дети из этой группы допускаются до общих теоретических занятий, но от физкультуры в школе в целом освобождены.

Детей из специальной группы Б допускают до:

  1. Занятий ЛФК.
  2. Занятий по комплексной специальной программе, разработанной специалистом – дома, самостоятельно.

В данную группу ребенка можно определить только решением врачебной комиссии, а справка выдается исключительно на определенный срок, по истечении которого требуется ее повторная выдача с проведением комиссии и обследованием ребенка.

Каждый участковый педиатр ведёт медицинскую карту ребёнка, изучая которую можно обнаружить, что данного малыша относят к первой, второй, третьей, четвертой или пятой группе . Это разделение несет в себе информацию о состоянии здоровья малыша на текущий момент, а в некоторых случаях и о событиях, предшествующих его рождению.

Что это

Не все родители знают, что такое группа здоровья, и зачем она нужна. Разделение деток по группам здоровья облегчает работу педагогам и врачам. С их помощью можно точнее определить условия, в которых маленький человек будет обучаться, заниматься укрепляющей или оздоравливающей физкультурой, питаться.

У всех детей разное состояние здоровья, и на основании этого каждому ребёнку участковый педиатр присваивает такую группу. Это деление по категориям здоровья показывает, нужны ли ребенку какие-либо ограничения в чём-либо, вплоть до помещения в специальное заведение. Исходя из группы здоровья, указанной в детской медицинской карте, подбирается необходимая малышу диета или вид физкультурных занятий.

Первичное распределение деток по категориям здоровья осуществляется участковым педиатром, который наблюдает малыша с . За также ведут наблюдение невропатологи, хирурги, ортопеды, психиатры. При присвоении группы здоровья учитываются комплексные результаты осмотра малыша у других специалистов, в том числе сдаются анализы, проводятся возрастные тесты.

Знаете ли вы? Крис Нолан - ирландец, с рождения болеющий детским церебральным параличом. Был абсолютно неподвижен долгие годы. Благодаря матери, которая верила в возможность его исцеления, и искала пути к этому, было найдено лечение. После проведенного лечения Нолан смог двигать шейными мышцами. Это дало ему возможность освоить печатную машинку и человек, который не сказал в жизни ни единого слова, стал знаменитым поэтом. Первый сборник его стихов был опубликован к пятнадцатилетию автора. Со временем поэзия Криса Нолана заняла место в одном ряду с такими знаменитыми поэтами, как Джойс, Китс и Йейтс.

Первоначально младенца определяют в какую-либо категорию вскоре после рождения, обычно при выписке молодой мамы из роддома. В дальнейшем присвоенная группа здоровья может меняться и подвергаться корректировке после каждого посещения участкового педиатра. Если у ребёночка нет видимых отклонений в здоровье, то запись в медицинской карточке понадобится только при подаче документов в детский сад, а позже - в школу.

Как проходит оценка

Чтобы отнести малыша к какой-либо из групп, нужно правильно и всесторонне оценить состояние его здоровья и умственного развития.

Для этого специалист после обследования ребёнка должен ответить на такие вопросы:

  • есть ли дефектные отклонения в умственном и физическом развитии;
  • часто ли болеет, есть ли хронические болезни;
  • нормально ли работают внутренние органы и системы организма;
  • соответствует ли возрасту развитие нервной системы;
  • насколько высок иммунитет к вирусным заболеваниям.
До достижения года педиатр направляет маму с младенцем на обследование к таким докторам:
  • хирургу и ортопеду;
  • офтальмологу и ЛОРу;
  • кардиологу и невропатологу;
  • стоматологу.

Если в процессе обследования доктор заметит в развитии младенца, он делает об этом соответствующую запись в медицинской карте и маленькому пациенту назначают дополнительные обследования и анализы. При необходимости в процесс обследования включаются доктора другой медицинской специализации.

Для предварительного определения группы здоровья новорождённого принимаются во внимание:

  • были ли патологии во время внутриутробного развития младенца;
  • были ли осложнения в процессе , и как протекала ;
  • наследственные заболевания по линии отца и матери;
  • болел ли ребенок в ;
  • соответствует ли развитие стандарту.

Основные группы здоровья ребенка и их характеристика

Группы здоровья детей имеют определенные характеристики, где учитываются такие показатели: развитие ребенка (нервно-психическое и физическое), наличие у него хронических заболеваний или их полное отсутствие. Причисление к любой из групп может носить временный характер, через некоторое время ребёнка могут перевести в другую категорию.
Какие факторы могут повлиять на произведенную оценку состояния ребенка педиатром:

  • если ребенок в момент обследования был болен;
  • то, как работает сердечно-сосудистая, нервная и другие системы организма;
  • работа внутренних органов (почек, печени, сердца, поджелудочной железы и прочее);
  • физическое развитие ( , окружность головы);
  • психическое развитие (умеет ли , кушать и прочее);
  • сопротивляемость вирусным заболеванием (частота и продолжительность болезни).
Совокупность этих показателей позволяет педиатру отнести ребенка к одной из пяти групп здоровья.

Первая

К этой группе относят деток, которые мало подвержены болезням (статистика берется за 12 месяцев). Наблюдение за такими малышами показывает: ребенок не имеет хронических заболеваний, у него нет отклонений от возрастной нормы в развитии моторике, росте. Правильно развиваются и функционируют внутренние органы, наблюдаемый ежемесячно прибавляет в весе.
Очень важно своевременное развитие нервной системы и психики. Опытный педиатр легко различает, вызвана некоторая заторможенность ребёнка особенностями характера или же присутствуют проблемы в нервно-психическом развитии. Каждый маленький пациент обязательно проходит обследование у невропатолога. Если невропатологом замечены отклонения от нормы, то с малышом начинают общаться другие доктора (психолог и ). Это малое отклонение и такие детки нормально растут и развиваются, просто у крохи есть незначительная потребность во внимании медиков.

Знаете ли вы? Словосочетание «физическая культура» было изобретением англичан и впервые появилось на страницах английских газет в конце XIX века. В Россию это понятие пришло задолго до революции и приобрело чрезвычайную популярность в обществе и в государственных общеобразовательных учреждениях, где было введено как отдельная дисциплина.

Если у ребёнка присутствует небольшой дефект, который не мешает человеку жить, а его организму функционировать, то его отнесут к первой группе здоровья. Например, у крохи слишком крупные или сильно оттопыренные ушки, это небольшое отклонение от нормы не мешает ему хорошо слышать, не требует хирургического вмешательства и не влияет на его здоровье в худшую сторону.

Вторая

Если ребенка отнесли ко 2-й группе здоровья, то это значит, что у малыша есть отклонения от существующих стандартов в работе какого-либо органа. Такие патологии имеют неорганическое происхождение, то есть это не новообразование или воспалительный процесс, а сбой в функционировании внутренних органов или одной из систем (сердечно-сосудистой и других).
Толчок к развитию таких патологий может дать нарушение биохимии в организме человека, у малыша начинает плохо работать иммунная система, он плохо адаптируется к новым условиям. Зачастую причина начинающихся нарушений в работе организма - это быстрый рост маленького человека, за которым не успевает перестраиваться сердечно-сосудистая система. Скорый рост увеличивает массу тела и объем большого круга кровообращения, организм пока не перестроился, и сил для этого у ребенка нет.

Одним из показателей того, что ребенка нужно отнести ко второй группе здоровья, являются частые (чаще четырех раз в год) вирусные и простудные болезни. Ребёнок становится ослабленным, на выход из болезни и восстановление сил ему нужно продолжительное время, намного большее, чем нужно для ребёнка его возраста. Кроха на долгое время теряет аппетит, становится вялым и сонным. После простуд у таких детей часто бывают осложнения: болят , плохо работает желудок и кишечник.

У малышей, относящихся ко второй группе нет патологий в том, как развивается (или они совсем незначительные), нет аномалий и пороков в развитии внутренних органов, нет хронических болезней.
Педиатры разделяют вторую группу здоровья на две подкатегории:

  1. Группа А - у ребёночка нет никаких явных и скрытых отклонений в развитии, но в семье есть случаи появления детей с дефектами развития; если маме малыша на момент родов было ; была патология беременности или родов; в этих родах появились на свет два или более ребенка; или переношенная беременность; отклонения в ту или иную сторону в массе тела новорождённого. Группа А может быть присвоена, если мама или еще не рожденный малыш были инфицированы вирусным заболеванием или младенец долго восстанавливался после операции, болезни и других тяжелых состояний.
  2. Группа Б - при родовспоможении ребёночек получил поражение центральной нервной системы, которые привели к небольшим отклонениям от нормы в развитии психики. У крохи могут быть шумы в сердце, содержание в крови ниже нормы, сбои в работе желудка и желудочно-кишечного тракта.
Деткам из второй группы здоровья медицинские работники уделяют чуть больше внимания, чем их сверстникам из первой группы. Постоянный контроль снижает шанс упустить из виду развитие какой-либо патологии.

Третья

Если вашему чаду присвоили 3-ю группу здоровья, то это значит, что ребёнок находится в состоянии компенсации. Классификация по группам здоровья нужна для того, чтобы не только отметить присутствующие у ребенка болезни, но и зафиксировать тяжесть их развития.
Эта категория является маячком для медиков, что у крохи есть хроническая болезнь или патологии в развитии, но такие болезни нечасто обостряются и легко протекают, просто облегчаются лекарствами или другими способами.

У деток из этой категории могут присутствовать отклонения в развитии, однако эти отклонения не станут препятствием к нормальному образу жизни и не сильно ограничат возможности малыша. Развитие психики и физического состояния обычно находится в пределах нормы или чуть-чуть отстает от неё. Дети из третьей группы здоровья прекрасно себя чувствуют в обществе других малышей, легко и быстро адаптируются в социуме.

Характерные особенности для этой группы:

  • чрезмерно малый вес ребёнка (первая-вторая ступень);
  • недостаточный ;
  • слабые мышцы тела.
Диагноз «третья группа» снимается, и ребёнок переводится во вторую группу (с указанием, что ребёнок болел), если закончились сроки установленного педиатрического наблюдения. Такие случаи наиболее часты для пациентов с нарушением работы почек, с или . После проведённого лечения в дальнейшем показывают, что организм работает нормально, и детки просто «перерастают» эти заболевания.
Болезни, относящиеся к 3-й группе:
  • хронический ;
  • хронический дуоденит;
  • хронический ;
  • заикание;

Важно! Если ребёночка отнесли к третьей категории, то это совершенно не значит что на его здоровье можно поставить крест, главное - ходить вовремя на прием к специалисту, серьёзно относиться к его рекомендациям - и постепенно здоровье крохи придёт в норму. Эту категорию не присваивают деткам, у которых есть неизлечимые заболевания, но для того чтобы ребенок поправился, родители должны обеспечить ему любовь, заботу и уход. Невнимание со стороны родителей может служить толчком к развитию уже имеющихся патологий в худшую сторону.

Родителей часто заботит, может ли их чадо заниматься физкультурой, если у них в медицинской карте стоит третья группа здоровья. Такие малыши занимаются физкультурой, но не на общих основаниях. По рекомендации лечащего врача ребенка направляют на лечебную физкультуру или в специальные группы, где учитывают особенности в здоровье маленького пациента.

Четвертая

Категория объединяет ребят, у которых присутствуют сложные врождённые патологии в развитии (осложняющие человеческую жизнь). Такие патологии сказываются не только на изначально больных органах и системах, но и негативно воздействуют на другие органы. Иногда у таких деток одновременно присутствует целый «букет» хронических болезней, обострение которых протекает с осложнениями, они плохо лечатся и после них ребёнок долго восстанавливает силы.

Сюда же относят малышей, находящихся в состоянии ремиссии после тяжелой болезни и вынужденных постоянно принимать медицинские препараты. Дети, у которых остались последствия после травм и операционных вмешательств, испытывают некоторые ограничения в интеллектуальных и физических нагрузках.
В социуме такие дети чувствуют себя неуютно, их болезнь сказывается на характере и физических возможностях, на восприятии мира. Одновременно с этим их психика и нервная система может развиваться абсолютно нормально, но в некоторых случаях и здесь может присутствовать патология в развитии (от малой до критической). Для деток 4-й группы обычен недостаток мышечной массы и веса тела, часто им необходимо жить в специальных интернатах, в которых предусмотрены все условия для жизни таких малышей.

Знаете ли вы? Существует Международный день борьбы за права инвалидов, его проводят пятого мая. Впервые эта дата было ознаменована тем, что в 1992 году люди с ограниченными возможностями в семнадцати странах Европы одновременно провели марши протеста против дискриминации людей с инвалидностью. Они настаивали на равноправии инвалидов с другими гражданами. С тех пор подобные митинги и марши проводятся в этот день во многих странах.

Если ребёнок вполне может жить дома, для него нужна постоянная поддерживающая терапия:

  1. Регулярное прохождение курсов лечебно-профилактической физкультуры.
  2. Прием рекомендованных медицинских препаратов.
Какие болезни свойственны четвёртой группе:
  • гипертоническая болезнь;
  • тиреотоксикоз;
  • прогрессирующий .

Если вашему ребенку медики установили четвёртую группу здоровья, то это вовсе не рекомендация к тому, чтобы определить своего кроху в специализированный интернат.
Но прислушаться к советам врачей родителям всё же стоит: больному ребенку не всегда идет на пользу общество здоровых сверстников, может развиться комплекс неполноценности. Малыш понимает, что он отличается от других детей, не может бегать как они или же запоминать новые стихи, не понимает условий игры. Такие чувства не идут на пользу психическому здоровью и самооценке ребенка, ведь даже взрослого можно «заклевать» насмешками.

Занимаясь со специально подготовленными педагогами, малыш не чувствует своей проблемы, легче учится, и, вполне возможно, через несколько лет сможет обучаться со здоровыми детками.

Знаете ли вы? Сара Бернар - выдающаяся актриса начала XX века, служившая эталоном художественного вкуса и актерского мастерства даже для такого гениального режиссера, как К.С. Станиславский. Ближе к концу своей театральной карьеры повредила ногу, которую пришлось ампутировать. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, Бернар и не подумала оставить сцену, а во время Первой мировой войны выезжала с концертами на фронт. Знаменитая актриса была награждена орденом Почетного легиона.

Пятая

К этой категории относят деток с самыми серьезными заболеваниями и отклонениями (физическими, психическими и умственными). У таких детей обычно есть хронические заболевания в постоянной стадии обострения, они находятся на инвалидности или вскоре ее получат. У таких маленьких пациентов больны многие (или все) внутренние органы и системы организма, их болезни постоянно находятся на пике активности, их родители по этому поводу обращаются к помощи медиков более десяти раз в год. Помимо общей слабости организма, у таких пациентов нередко развивается умственная отсталость, но случаются и исключения.
Патологии в развитии бывают не только врождёнными, к пятой группе дополнительно относят:

  • деток с онкологическими диагнозами;
  • малышей после сложных калечащих операционных вмешательств;
  • перенесших тяжелые травмы или болезни.

Дети с 5-й группой здоровья не посещают детские сады или школы, им нужно индивидуальное домашнее обучение. Если родители не могут обеспечить ребенку с ограниченными возможностями специального ухода и обучения, то его переводят на постоянное место жительства в специализированный интернат. В таких интернатах предусмотрена медицинская помощь, постоянный надзор и опека обученного персонала. Детки этой категории здоровья зачастую не адаптированы в обществе, особенно самые маленькие - ведь большая часть их жизни проходит в стационарах больниц.

Знаете ли вы? Стивен Уильям Хокинг - знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии, который занимается изучением фундаментальных законов развития Вселенной, в том числе квантовой космологией и гравитацией. В возрасте 21 года врачи поставили ему диагноз «боковой амиотрофический склероз» в неизлечимой форме. Почти 30 лет Хокинг находится в состоянии почти полного паралича, сейчас у него может двигаться только щека. С ее помощью он управляет компьютеризированным инвалидным креслом, за него говорит компьютер. Несмотря на всё это Стивен Хокинг является одним из самых выдающихся ученых Земли, ему присвоено двенадцать ученых званий, широко издаются его научные работы.

Подведем итог: сравнительная таблица

Для распределения по категориям у педиатров существует сравнительная таблица групп здоровья у детей. Ориентируясь по такой таблице, легче соотнести характеристики здоровья того или иного ребенка с показателями, свойственными одной из групп.
Из всего вышеизложенного становится ясно, что разделение деток по группам здоровья имеет конечную цель - правильно подобрать подходящие для маленького человека методы умственного и физического воспитания, определить верный режим дня, исходя из индивидуальных особенностей, определить границы физических нагрузок. Всё это направлено на то, чтобы ни в коем случае не навредить малышу. Распределение на группы здоровья действительно до наступления совершеннолетия человека (до 18 лет), после чего его здоровье выходит из поля деятельности педиатрии и им занимаются медики других направлений.

Группы здоровья.
Очень часто родители при изучении карты ребенка, обнаруживают в ней запись – группа здоровья первая (или вторая, третья…). Но что это за группа и на основании чего она выставляется – знают далеко не все родители. Хотя на самом деле – это лишь запись для врача или педагога. Сообщающая об особенностях состояния здоровья малыша, позволяющая рационально составлять план мероприятий по его оздоровлению или обучению.

Что такое группы здоровья?
Группы здоровья - эта определенная шкала, которая учитывает здоровье и развитие ребенка, так же сюда входят все факторы риска, которые на него влияли или влияют, и делается прогноз на будущее. Группу здоровья выставляет участковый врач-педиатр или медицинский работник дошкольного учреждения, в основе этого лежит 6 установленных критериев.

Первый критерий оценивает наследственность. При этом необходимо отметить, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, определить предрасположенность малыша к ним. Подробно расспросив родителей, доктор сделает заключение и определит, рискует ли ребенок заболеть или нет. Кроме того, важно оценить течение беременности, сами роды и, конечно, первый месяц жизни ребенка. Осложнения беременности, родов и первые болезни малыша весьма важны для правильного постановления группы здоровья.

Вторым критерием является , сюда входит рост, вес, окружность головы, груди и другие параметры. Кроме того оценивается нервно-психическое развитие ребенка – это является третьим критерием. Оценивают умения ребенка, развитие речи, общение. В помощь доктору имеются таблицы, которые отражают умения малыша по месяцам и годам, но отклонения в ту или другую сторону не считаются патологией, для того, чтобы определить патология это или нет, необходимо оценить весь комплекс навыков. После оценивается поведение ребенка, здесь учитывается общение малыша с окружающими, как он кушает, его эмоциональность, вредные привычки. Последним, но очень важным критерием являются хронические заболевания у ребенка или пороки и аномалии развития. Особенное внимание уделяется тем порокам, которые влияют на жизнь и существование крохи. Группа здоровья – это не статичный показатель. Она может меняться в течение жизни ребенка, но, увы, чаще всего в сторону ухудшения – с первой на вторую, а чаще со второй на третью.

Состояние здоровья детей.
Собрав все данные и оценив, доктор устанавливает группу здоровья на данный момент времени. Здоровье детского населения характеризуется как наличием или отсутствием заболеваний, так и гармо-ничным и соответствующим возрасту физическим и пси¬хическим развитием, нормальным уровнем всех функций организма, отсутствием наклонности к заболеваниям. Разработаны критерии оценки здоровья:

Наличие в момент обследования каких-либо заболеваний (то есть – пришли на прием больными или здоровыми);
- уровень функционального состояния всех систем организма (насколько правильно работают все органы и системы);
- соответствие физического и психического развития возрасту (как растет и что умеет ребенок);
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (как часто и как долго он болеет).
На основании результатов медицинского осмотра дети распределяются на пять групп.

I группа - здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных откло¬нений. Дети этой группы за период наблюдения могут редко болеть, но в момент обследования должны быть здоровы, сопротивляемость организма должна быть высокой. По сути - первая группа здоровья объединяет в себе абсолютно здоровых малышей, но дети с этой группой здоровья встречаются очень редко, буквально единицы. За свои годы практики я пару раз только выставляла эту группу здоровья.

II группа - здоровые дети, но имеющие функцио¬нальные и некоторые морфологические отклонения, со сниженной сопротивляемостью к заболеваниям. Такие дети не должны иметь хронических заболеваний, но мо¬гут более 4 раз в год перенести острые заболевания.

Вторая группа имеет несколько подгрупп, а вся группа включает здоровых детей, но с некоторыми нюансами. Группа «А» включает в себя здоровых малышей, но либо имеется отягощенная наследственность, либо мамина беременность и роды проходили с осложнениями. Группа «Б» включает деток часто болеющих, с некоторыми функциональными отклонениями с возможным риском развития хронических болезней.

Остальные группы включают в себя больных детей с различными заболеваниями по своей тяжести. Такие детки обязательно стоят на диспансеризации у конкретных специалистов. Для них разрабатываются специальные программы по оздоровлению и лечению. Так к третьей группе относят малышей с пороками развития в стадии компенсации, если пороки в стадии субкомпенсации то такие детки уже относятся к четвертой группе здоровья, а стадия декомпенсации – пятая группа здоровья.

III группа - дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (то есть в состоянии без обострения, никак себя не проявляющие). Эта группа объединяет де¬тей с врожденной патологией или хроническими забо¬леваниями, при которых могут быть редкие и не тя¬жело протекающие обострения основного заболевания. Сопротивляемость организма у таких детей несколько снижена. К таким болезням, при которых поставят 3 группу, относят – хронические гастрит или дуоденит, ЖДВП, хронический бронхит, пиелонефрит, анемия, ожирение, заикание, плоскостопие и аденоиды.

IV группа
- дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. В эту группу входят дети с врожденной патологией или хроническими заболевани¬ями, при которых после обострения основного заболе¬вания длительно нарушаются общее состояние и само¬чувствие. Сопротивляемость организма у детей резко снижена. Это эпилепсия, гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, прогрессирующий сколиоз.

V группа - дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации. Это дети с тяжелой инвалидностью, которые не ходят, онкологические больные и другие тяжелые состояния. Дети этой группы имеют тяжелые пороки развития или хронические заболевания со значительно снижен¬ными функциональными возможностями. Такие дети обычно не посещают детские и подростковые учрежде-ния общего профиля и часто имеют инвалидность.

В зависимости от самого диагноза малышам с третьей и четвертой группой здоровья, возможно, рекомендуют снижение нагрузок или даже домашнее обучение.

Как же понять, та ли группа?
При определении группы здоровья необходим учет всех критериев, характеризующих здоровье данного ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья про¬водится на момент медицинского обследования. Функциональное состояние систем организма выявляется клиническими методами, с помощью функциональных проб. Проводится соответствие физического и психического развития организма ребенка по биологическому возрасту. О сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний и обострений хронических за предыдущий год. При обследовании детей и подростков нельзя забывать о функциональных откло¬нениях в состоянии здоровья, которые могут возникать в определенном возрасте и не являться истинной патологией, а отражать возрастные физиологические сдвиги, происходящие в организме.

Так существует закономерность возникновения функциональных отклонений в состоянии здоровья детей:
- в грудном возрасте появляются отклонения в составе крови (анемия), аллергические проявления,
- в раннем возрасте появляются нарушения пищеварения (особенно если ребенка неправильно кормят);
- в дошкольном возрасте появляются нарушения функций нервной, дыхательной и мочевыделительной систем, опорно-двигательного аппарата и лор-органов;
- в школьном возрасте появляются нарушения сердечно-сосудистой деятельности, функций органов зрения.

Самые частые вопросы.
Если ребенок относится не к первой группе здоровья, а ко второй, это опасно?
Не совсем, но этот ребенок требует внимания как от врача, так и от родителей, даже от родителей больше. Дело в том, что эта группа здоровья говорит о том, что организм малыша работает на пределе сил. Чтоб сохранять свое здоровье, либо что на него воздействует слишком много вредных факторов, негативное влияние которых может выявиться не сразу – например, тяжелая гипоксия в родах может дать о себе знать только на 2-3 году, остыванием в развитии. Вторая группа – это сигнал к наблюдению и активным занятиям с ребенком закаливанием, массажем, гимнастикой – но это не больной ребенок. Ранее бытовало мнение – детей со второй группой здоровья ограничивать в физической активности в садике и школе своего рода «сдувать пылинки», но это рекомендация неоправданная. Надо просто следить за переносимостью и постепенностью нагрузок, но не ограничивать их.

Третья группа здоровья – это дети с хронической патологией и это навсегда?
Нет, третья группа здоровья, если обострений болезни не было давно, и прошли сроки ее диспансерного наблюдения, переводят в вторую группу, то есть ребенка считают здоровы, с оговорками, что когда то он болел. Так бывает с аллергиками, детьми до трех лет – как говорится «перерастают», с детьми с пиелонефритом, дети с анемиями, которые вылечились и гемоглобин находится на стабильных цифрах.

Дети с третьей группой здоровья не ходят на физкультуру?
Нет, ходят – но обычно в подготовительную или специальную группу, все зависит от заболевания. Им показаны курсы лечебной физкультуры и гимнастики.

Тема 3.2. Профилактика неинфекционных заболеваний

Боле́знь - процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, выражающимся в возникновении побочных (неадекватных) реакций, а у человека - снижением на время болезни его трудоспособности.

Предболезнь – это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания.

Адаптационные возможности организма - являются одним из фундаментальных свойств живой системы. Здоровье как определенный уровень адаптационных возможностей организма (адаптоспособность, или адаптационный потенциал) включает в себя и понятие гомеостаза, который следует рассматривать в качестве конечного результата деятельности многочисленных функциональных систем, как целевую функцию многоуровневого иерархического управления в организме.

Основные факторы риска развития неинфекционного заболевания

Известно, что многие неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска, такие как курение, избыточная масса тела, высокий уровень холестерина крови, повышенное артериальное давление, употребление алкоголя и наркотиков, низкая физическая активность, психосоциальные расстройства, экологическое неблагополучие. Опыт развитых стран убедительно свидетельствует: результатом энергичных мер по ограничению распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний является увеличение средней продолжительности жизни населения.

Целевые программы предупреждения заболеваний государственные и региональные

1. федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)", включив в нее подпрограммы "Сахарный диабет", "Туберкулез", "ВИЧ-инфекция", "Онкология", "Инфекции, передаваемые половым путем", "Вирусные гепатиты", "Психические расстройства", "Артериальная гипертония" и "Вакцинопрофилактика".

2. федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)" Минздравсоцразвития России, государственными заказчиками - Росздрав, Роспотребнадзор, ФСИН России и Российскую академию медицинских наук.

3. федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" (далее именуется Программа). (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.03.2008 N 143, от 28.04.2011 N 336)

Региональные:

¡ долгосрочной целевой программы Московской области "Чистая вода Подмосковья" на 2013-2020 годы"

¡ областная целевая программа "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011-2015 годы.

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, в целях:

Раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения России и факторов риска их развития,

Формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.

Диспансеризация проводится 1 раз в три года.

Группы здоровья взрослого населения

I группа – граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, отсутствуют факторы риска указанных хронических неинфекционных заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем суммарном сердечно-сосудистом риске, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний.

Таким гражданам проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска врачом-терапевтом, врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья.

II группа - граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, имеются факторы риска указанных хронических неинфекционных заболеваний и высокий или очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск, которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний.

Таким гражданам проводится коррекция факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в отделении медицинской профилактики или центре здоровья, при необходимости - назначение лекарственных препаратов для медицинского применения.

Подлежат диспансерному наблюдению у врача (фельдшера) отделения (кабинета) медицинской профилактики.

III группа – граждане с заболеваниями, требующими диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также граждане с подозрением на заболевание, требующее дополнительного обследования (При завершении обследования группа здоровья гражданина может измениться).

Такие граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, другими врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий.

Гражданам, имеющим факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, проводится их коррекция в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья.

«Карта диспансерного наблюдения» (ф. 030/у) позволяет данный контингент больных осмотреть по полу, возрасту, профессиям, стажу работы, длительности наблюдения.

Для анализа диспансерной работы используют три группы показателей:

1) показатели охвата диспансерным наблюдением;

2) показатели качества диспансерного наблюдения;

3) показатели эффективности диспансерного наблюдения.

Данные, необходимые для расчета этих показателей, можно получить из учетно-отчетных документов (ф. 12, 030/у, 025/у, 025-2/у).

1. Показатели частоты.

Охват населения диспансеризацией (на 1000 жителей):

состоит на «Д»-наблюдении в течение года x 1000 / общая численность обслуживаемого населения.

Структура больных, состоящих под «Д»-наблюдением, по нозологическим формам (%):

число больных, состоящих под «Д»-наблюдением по данному заболеванию x 100 / общее число диспансерных больных.

2. Показатели качества диспансеризации.

Своевременность взятия больных на «Д»-учет (%) (по всем диагнозам):

число больных, впервые выявленных и взятых под «Д»-наблюдение x 100 / общее число вновь выявленных больных.

При правильной организации работы этот показатель должен приближаться к 100%: гипертоническая болезнь – 35%, язвенная болезнь – 24%, ИБС – 19%, сахарный диабет – 14,5%, ревматизм – 6,5%.

Полнота охвата «Д»-наблюдением больных (%):

число больных, состоящих на «Д»-учете на начало года + вновь взятые под «Д»-наблюдение – ни разу не явившиеся x 100 / число зарегистрированных больных, нуждающихся в «Д»-учете.

Этот показатель характеризует активность врачей в организации и проведении диспансеризации и должен составлять 90 – 100%.

Кратность посещений:

число посещений врача, сделанных больными диспансерной группы / число лиц в диспансерной группе.

Соблюдение сроков диспансерных осмотров (плановость наблюдения), %:

число диспансеризированных, соблюдавших сроки явки на «Д»-наблюдение x 100 / общее число диспансеризированных.

Процент «оторвавшихся» (ни разу не явившихся к врачу за год) в норме допустим от 1,5 до 3%.

Полнота проведения лечебно-оздоровительных мероприятий (%):

прошли за год данный вид лечения (оздоровления) x 100 / нуждались в данном виде лечения (оздоровления).

Основными критериями эффективности диспансеризации являются сдвиги в состоянии здоровья больных (улучшение, ухудшение, без перемен), наличие или отсутствие рецидивов, показатели утраты трудоспособности, снижение заболеваемости и летальности в диспансерной группе, а также выход на инвалидность и результаты реабилитации и переосвидетельствования инвалидов, состоящих на «Д»-учете. Для оценки этих изменений на каждого больного один раз в год составляется так называемый этапный эпикриз, который записывается в «Медицинской карте амбулаторного больного».

Период зрелого возраста имеет значительную протяженность во времени, и деятельность медицинской сестры может быть несколько различной в разные промежутки этого периода, однако общая направленность на сохранение здоровья взрослого человека сохраняется. В этом возрастном периоде основные потребности удовлетворяются человеком самостоятельно, без вмешательства окружения, но многим людям необходимы квалифицированные советы по поддержанию оптимального функционирования организма (табл.).

Таблица1. Основные направления сестринской деятельности

Потребность Способ удовлетворения Направления сестринской деятельности
1. Дыхание Обеспечивается естественным путем; ЧДД 16-18 в 1 мин Советы о необходимости прогулок на свежем воздухе
2. Потребление жидкости Самостоятельно, до 1,5-2 л в сутки Советы по обеспечению достаточного поступления жидкости, контроль за потреблением жидкости
3. Питание Самостоятельно Рекомендации по рациональному и адекватному питанию
4. Физиологические отправления Самостоятельно Рекомендации по контролю за регулярностью дефекаций, в связи с этим советы по питанию
5. Личная гигиена Самостоятельно Рекомендации по ежедневному приему душа, при необходимости - чаше
6. Активная деятельность (движения) и отдых Самостоятельно Рекомендации по режиму дня и двигательной активности. Составление совместно с пациентом программы физических упражнений (прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде, плавание, занятия на велотренажере, занятия аэробикой)
7. Сон Сон не менее 8-9 ч, возможен дневной сон Рекомендации по режиму дня
8. Сексуальная активность Сохраняется, у женщин несколько увеличивается Советы по безопасному сексу, рекомендации по планированию семьи
9. Поддержание безопасной среды Поддерживается самостоятельно Обучение мерам безопасного поведения на улице, дома. Отказ от вредных привычек (табакокурения, токсикомании, употребления алкоголя)
10. Социальные потребности: а) общение; б) социальные контакты; в) стремление к самоутверждению Многие расширяют социальные контакты, достигают высокого уровня самореализации; у части людей могут отмечаться неудовлетворение достигнутым, поиск причин неудач в семье или карьере Рекомендации по сохранению и поддержанию социальных контактов; проявление интереса к различным мероприятиям

«Болезнь легче предупредить, чем лечить».

Гигиеническое обучение и воспитание населения является обязательным разделом работы любого ЛПУ и каждого медицинского работника. Оно направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

Гигиеническое обучение и воспитание включено в план-график работы медицинского сотрудника из расчета 4 часа в месяц.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования ЗОЖ, сформулированы основные задачи:

Снижение распространенности курения;

Улучшение качества питания;

Увеличение физической активности;

Смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

Соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

Снижение потребления алкоголя;

Профилактика употребления наркотиков;

Улучшение качества окружающей среды.

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.



Loading...Loading...