Как сделать лепнину из гипса своими руками - мастер класс по изготовлению в домашних условиях. Лепнина из гипса своими руками Из чего сделать имитацию гипсовых лепных завитков

Античный, классический, барочный стиль интерьера подразумевает непременное использование специальной гипсовой лепнины . Чаще всего ее выполняют профессиональные скульпторы с большим стажем работы в данной области. И она очень красивая на вид, но, как правило, весьма дорогостоящая на сегодняшний день и не всем людям по карману. Но используя достаточно нехитрые приспособления, профессиональные материалы и имея небольшой художественный опыт можно сделать этот декоративный элемент самостоятельным образом, не прибегая к помощи многочисленных квалифицированных специалистов. Сегодня на поговорим о изготовлении гипсовой лепнины своими руками.

Гипс имеет множество положительных характеристик. Он обладает максимальной натуральностью, высокой степенью экологичности и отсутствием выделения нежелательных опасных веществ, так что его спокойно можно применять в семейной спальне и уютной детской комнате. В качестве характерной отрицательной характеристики можно и нужно отметить довольно-таки маленький вес и существенную хрупкость.

Перед непосредственным началом трудовой деятельности необходимо своевременно подготовить соответствующее строительное оборудование и немалое количество расходных материалов.

1. Вам потребуется большой стол, но он должен обладать максимально ровной поверхностью. Как правило, декору свойственно достаточно быстро застывать, в связи с чем, любой неправильный уклон вызовет нежелательный брак.

2. Заранее приобретите специальную защитную пленку для стола и сопутствующих предметов. Материал образует неприятную пыль, а силикон может мгновенно прилипнуть к поверхности.

3.Купите необходимые шпатели и инструменты для лепки (стеки, ножи), кисти, канцелярские ножи.

4. Не забудьте о линейке, рулетке и мерном стакане.

5. Также вам непременно пригодится профессиональный строительный пластилин, либо качественная глина.

6. В запасе должен быть лишний клей и цемент.

7. Ни в коем случае не следует забывать об использовании заранее приобретенного силиконового материала, качественного цемента, большого количества силиконовых масел, разделительных смазок, пистолетов для силикона. Эти материалы можно легко купить в специализированных магазинах не только строительной, но еще и художественной направленности.

Если у вас напрочь отсутствует желательный опыт работы в данном виде деятельности, то необходимо в ближайшее время хорошо потренироваться на создании мелких элементов гипсового плана.

Перед осуществлением создания желаемой лепнины вам необходимо точно сформировать мнение о конкретном дизайне и необходимых размерах. Для этих целей вы можете подробно и внимательно ознакомиться с интересной для вас информацией на разнообразных тематических Интернет-ресурсах, в познавательных книгах, газетах и ярких журналах. Соответствующее дизайнерское решение и размеры потенциальных элементов лепнины должны оптимальным образом совпадать с интерьером и гармоничным стилем выбранного помещения. Размер не должен быть обширным, а также не должен загромождать имеющиеся розетки и наиболее важные конструкции.

Импонирующий эскиз предварительно необходимо распечатать, и уже непосредственно согласно ему начинать щепетильно вылепливать желаемый образ. Если вы полностью уверены в своих возможностях и талантах, то можете самостоятельно, у себя дома лично сделать требующийся эскиз. Если вы не имеете соответствующего опыта в этой деликатной области, то в основе может лежать лепнина из известного материала, используемого на реальной жизненной практике — полиуретана.

Вы можете создать большое количество гипсовых элементов, при этом данный образец хорошо модифицируется, что является еще одним характерным положительным фактором данного материала, рассматриваемого нами.

При полной готовности модели рекомендуется начать создавать форму для отливки будущего шедевра. Самостоятельно можно легко изготовить силиконовые формы. Но они немного дороже, однако, и использовать их намного проще для новичков. Разделительная смазка служит для тщательной обработки модели. От нее должна отходить будущая форма.

Для получения формы необходимо в равных пропорциях смешать силиконовое масло с силиконом, это выполняется для повышения максимальной эластичности. Далее с помощью специальной кисточки силикон аккуратно должен наноситься на вашу модель. Ни в коем случае не делайте ненужные пропуски, тщательно прокрашивая все поры и углубления. Движения должны наноситься плавным и мягким образом, дабы не образовывались излишние воздушные пузырьки.

Пузыри могут испортить всю вашу проделанную работу, а этого нельзя допустить ни в коем случае. Форма крепко укрепляется с помощью обычной марли. В связи с полным высыханием нужно нанести еще три небольших аккуратных слоя. Каждый из них должен высыхать не менее трех часов. Максимальная толщина слоев должна варьироваться до трех миллиметров.

Элементы большого размера должны иметь в основе обязательное форменное гипсовое основание, дабы форма приобрела видовую привлекательность и стильность. В случае этого необходимо соорудить небольшую рамку и подобрать подходящую коробку. Клей смешайте с обычной жидкостью, прибавьте небольшое количество гипса и цемента. Смесь следом выливается в заранее подготовленную опалубку, разравнивается с помощью подручного инструмента. Требуется дать время именно для того, чтобы она хорошо застыла. В связи с полным высыханием полученная на выходе форма аккуратно убирается с модели.

Если вы хотите преобразить свое пространство с помощью компактных элементов декоративного плана, то обратите пристальное внимание на наличие магазинных силиконовых форм, продающихся в любом строительном учреждении.

Многих интересует как изготавливается лепнина своими руками, ведь в классическом, античном или барочном интерьере — одной из самых распространенных декоративных деталей являются рельефные орнаменты на стенах.

Конечно, можно купить готовое изделие, но стоит оно немало и не каждому будет по карману, поэтому лепнина из гипса своими руками станет достойной заменой работам профессиональных скульпторов.

Такие элементы декора используют как в интерьере, так и снаружи дома. Крепят их на стене, на потолке и даже на мебели.

Декоративная лепнина на фасаде или в интерьере дома изменит его до неузнаваемости и превратит строение в настоящее произведение искусства.

Если вы планируете украсить лепниной фасад здания, можно создать ее прямо в процессе оштукатуривания.

Она будет очень надежной, но недостаточно изящной.

Если же вы хотите более утонченные декоративные элементы на потолке или стенах, то в таком случае вам следует воспользоваться фасадной лепниной из других материалов – гипса, полиуретана, стеклофибробетона, пенопласта.

Самостоятельное изготовление лепнины из гипса

Предлагаем вам подробный мастер-класс, в котором показано изготовление гипсовой лепнины.

Изучив наш мастер-класс, вы узнаете, как можно сделать лепнину собственноручно и использовать ее в интерьере вашего дома.

Для начала нужно приготовить все необходимые инструменты и материалы.

Чтобы самостоятельно повторить мастер-класс, вам потребуются такие материалы:

  • Идеально ровный стол, без уклонов и деформаций поверхности;
  • Набор шпателей и инструментов, кисть, нож;
  • Клеенка для защиты стола от грязи и пыли;
  • Пластилин. В идеале – строительный;
  • Мерный стакан, рулетка, линейка;
  • Строительный гипс, ПВА, для крупных элементов – цемент;
  • Силиконовое масло и силикон, а также разделительная смазка.

В начале работы нужно создать эскиз вашего будущего изделия, который можно сделать самому или найти уже готовый в литературе или интернете.

Отдельное внимание уделите размеру детали, чтобы она органично вписывалась в интерьер или экстерьер здания.

Эскиз распечатайте и прямо по бумаге вылепите модель из пластилина нужной формы, но чуть большего размера. Можно также купить один готовый элемент в магазине и использовать его в качестве формы.

Теперь можно начинать создание формы для вашего декора. В домашних условиях возможно сделать формы из силикона и разместить их на потолке. Стоить они будут дороже, чем гипсовые, но работать с ними проще и удобнее.

Перед помещением в форму модель нужно обработать смазкой.

Для этого смешайте силикон с силиконовым маслом и тщательно нанесите смесь на вашу модель, не оставляя пропусков и воздушных пузырьков.

Первый слой укрепите марлей, которую нужно слегка вдавить в слой силикона. После высыхания предыдущего слоя каждые два-три часа наносите еще один.

В результате у вас должен получиться слой не меньше 3 мм. Если нужно сделать большие элементы, то для этого можно вылить формы из гипса.

Для такой формы делают опалубку, на которую силиконом приклеивают модель, после чего заливают туда гипс. Можно также упростить себе задачу и использовать покупную силиконовую форму.

Смесь сразу же заливают в форму, промазанную жидкостью для разделения.

Гипсовая лепнина. Особенности монтажа

В декоре фасадов и интерьере дома гипсовая лепнина – наиболее распространенный материал, который с годами не теряет своей популярности.

Это и не удивительно, ведь гипс имеет множество преимуществ – он натуральный, экологически чистый, устойчивый к грибку, негорючий.

Его можно использовать не только на фасаде здания, но и внутри – в детских комнатах и спальнях, даже на потолке. Есть у него и недостатки – изделия из гипса имеют большой вес и повышенную хрупкость.

Поэтому монтаж его возможен только на тех домах, которые имеют повышенную прочность и построены на хорошем фундаменте.

Монтаж в интерьере нужно осуществлять очень аккуратно, так как гипсовая лепнина может поломаться в процессе.

Вначале сделайте на месте крепления разметку, зачистите поверхность, места крепления вымойте водой и хорошо просушите.

С обратной стороны детали нужно сделать надсечки и покрыть грунтовкой, чтобы обеспечить хорошее сцепление с поверхностью.

После высыхания детали следует сделать смесь из гипсовой смеси и столярного клея.

Место крепления на фасаде и деталь смочите водой, нанесите на эти места клеящую смесь и, слегка нажав, приложите элемент к фасаду.

Лепнина из полиуретана – одна из самых легких. Ее можно использовать в интерьере дома, для декора мебели и на фасаде здания.

Это не самый дешевый материал, но в результате отделка таким материалом обойдется дешевле, чем любым другим. Декор на стены или фасад можно приклеить самостоятельно.

Нужно только приобрести специальный клей и подготовить поверхность, чтобы она была сухая и ровная.

Совершенно не имеет значения, насколько прочны и устойчивы ваши стены, так как лепнина из полиуретана не несет никакой нагрузки на них.

Монтаж лепнины могут осуществить два человека, и этот процесс займет совсем немного времени.

Современные лепнины из полиуретана имеют огромный ассортимент, поэтому вы без труда сможете подобрать для себя подходящий вариант.

Лепнину из полиуретана можно покрывать красками для внутренних работ или фасадными, в зависимости от месторасположения.

Начать монтаж следует с подготовки поверхности. На стене или потолке начертите линии, куда будете крепить декоративные элементы. Места креплений наметьте гвоздями и вставьте туда дюбеля.

С обратной стороны лепнину из полиуретана обработайте абразивом. В каждой детали проделайте отверстия, которые соответствуют расположению дюбелей.

Изнаночную сторону детали нужно покрыть грунтовкой и оставить высыхать на открытом воздухе на сутки.

Теперь нанесите на лепнину клей, прикрепите к поверхности и вбейте в подготовленные отверстия гвозди.

Неровности нужно скрыть шпаклевкой или силиконовым герметиком. Монтаж лепнины закончен, теперь можно покрасить ее в выбранный цвет.

Лепнина из пенопласта

Такое изделие – на сегодняшний день наиболее доступный способ украсить свой дом. В последние годы этот материал часто используют в интерьере.

Весят элементы из пенопласта очень мало, благодаря чему их можно прикрепить на стену практически любой постройки.

Этот материал, несмотря на свое искусственное происхождение, экологически чистый, не выделяет вредных веществ, пожароустойчивый, влагоотталкивающий. Крепить его можно практически на любую поверхность.

Нужно учитывать, что, для продления срока службы, лепнину из пенопласта сверху следует покрывать защитным слоем. Кроме того, лепнина из пенопласта обычно имеет простые формы, без сложных узоров.

Монтаж лепнины потребует: дюбеля, специальный клей для пенопласта, грунтовку, строительные шпильки, пену для заделки швов, краски нужных цветов.

Для начала поверхность следует очистить от пыли и грязи и загрунтовать.

Теперь сделайте на поверхности разметку, разведите сухую клеящую смесь, нанесите на элементы, приложите деталь на место и немного надавите.

Зазоры нужно обработать пеной, удалить остатки клея и пены шпателем. Когда монтаж окончен — покрыть грунтовкой и краской.

Лепнина из стеклофибробетона и полимербетона

Лепнина из бетона имеет очень большой вес, но технологии не стоят на месте и сейчас в продаже есть изделия из легких, но в то же время очень прочных материалов.

Данные материалы состоят из сухой цементной смеси и других составляющих, которые придают изделию прочность и делают его легким.

Материал легко выдерживает перепады температур, вибрацию и другие агрессивные воздействия.

Во время изготовления лепнины в состав добавляют красители, благодаря чему она будет иметь нужный вам цвет.

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф “Дерево Климта”




Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Как сделать красивую гипсовую лепнину самостоятельно - пошаговая инструкция с видео

Интерьер в античном, классическом, барочном стилях требует изящных деталей, таких как, например, гипсовая лепнина. Выполненная руками профессиональных скульпторов, она невероятно красива, однако изготовление ее очень дорого. При помощи нехитрых приспособлений, материалов и небольшого художественного опыта можно сделать этот декоративный элемент своими руками.

Гипс имеет массу преимуществ - это натуральный, экологичный материал, не выделяющий вредных веществ и устойчивый к грибкам, так что изделия из него можно использовать в детских и спальнях. Из недостатков можно отметить только большой вес лепнины и некоторую хрупкость.

Материалы и инструменты

Перед созданием лепнины нужно запастись некоторым оборудованием и расходными материалами.

  1. Для работы необходим стол с абсолютно ровной поверхностью, так как декор будет на нем застывать, и даже небольшой уклон станет причиной брака
  2. Плотная пленка для защиты стола и прилегающих предметов, так как сухой гипс сильно пылит, а силикон прилипает к поверхностям
  3. Набор шпателей и инструментов для лепки (стеков, ножей), узкая кисть, канцелярский нож
  4. Линейка или рулетка, мерный стакан
  5. Пластилин, лучше строительный, или глина
  6. Строительный гипс, клей ПВА, цемент для больших элементов
  7. Силикон и силиконовое масло, разделительная смазка (встречаются в строительных и художественных магазинах, а также местах, где продается все для рукоделия, производства бижутерии и мыловарения), можно воспользоваться «пистолетом» для силикона
  8. Цемент

Если опыта работы с лепкой, формами и гипсом нет, то вначале нужно потренироваться, создавая небольшие элементы гипсовой лепнины: розетки маленького диаметра, вензеля, цветы и т.п.

Эскиз

Прежде, чем приступать к созданию лепнины, необходимо определиться с ее дизайном и размерами. Для того чтобы найти источник вдохновения, можно обратиться к интернету, книгам по дизайну или истории. Дизайн и размер элементов лепнины должен гармонично вписываться в интерьер и соответствовать общему стилю. Размер следует выбирать так, чтобы декор не выглядел громоздко и не перекрывал розеток и прочих конструкций.

Выбранный эскиз нужно распечатать в натуральную величину и по нему из пластилина или глины вылепить модель будущего элемента чуть большего размера, чем предполагается сам декор. Те, кто уверен в своих силах или имеет художественное образование, могут сделать эскиз лепнины полностью самостоятельно. Если же опыта недостаточно, в качестве модели можно использовать лепнину из полиуретана, широкий выбор которой есть в строительных магазинах. Использовав лишь один элемент, можно создать любое количество собственных гипсовых деталей, к тому же полиуретановый образец легко модифицировать, отрезав лишнее или добавив детали при помощи пластилина.

Форма

Когда модель готова, можно приступить к созданию формы для отливки будущей лепнины. В домашних условиях оптимально изготовить формы из силикона, они обойдутся чуть дороже, но работать с ними легче. Предварительно обрабатывают модель разделительной смазкой, чтобы будущая форма легко отошла от нее.

Для формы смешивают силикон и силиконовое масло, чтобы повысить эластичность (для простых форм можно этого не делать). Затем силикон кистью наносится на модель, не допуская пропусков, промазывая все углубления и поры. Мазки должны быть плавными и мягкими, чтобы под силиконом не оставалось пузырьков воздуха. Пузырьки приведут к тому, что на форме останутся углубления, которые в дальнейшем испортят всю лепнину. После того, как нанесен первый слой силикона, нужно укрепить форму, например, при помощи марли. Она должна располагаться плотно, но не внатяжку, ее следует, как бы, впечатывать в слой силикона.


После высыхания наносят еще несколько слоев, давая каждому подсыхать 2-3 часа. Суммарная толщина слоев силикона должна получиться около 3 мм. Там, где предполагается большая масса гипса, слои силикона следует сделать потолще. В местах, где требуется уплотнение, удобно наносить силикон при помощи «пистолета ».

Большие, сложные и объемные элементы нуждаются в гипсовом основании, чтобы форма сохраняла задуманный вид и не «гуляла». Для этого сооружается из досок или фанеры рамка по размеру формы или подбирается подходящая коробка, в них на силикон прикрепляется форма. Затем смешивают клей ПВА с водой, прибавляя гипс и немного цемента для прочности, смесь потихоньку выливают в опалубку, разравнивая подручным инструментом, выравнивают поверхность и дают застыть. После высыхания готовая форма с основанием легко снимается с модели.

Если хочется украсить комнату небольшими декоративными элементами из гипса, стоит обратить внимание на готовые силиконовые формы в магазинах, предлагающих товары для рукоделия. Среди форм для мыловарения, свечей и даже кулинарных изделий можно найти немало вариантов розеток, цветов, бантов и бордюров.

Изготовление лепнины

Готовую форму тщательно промазывают разделительной смазкой, так как в непрокрытых местах гипс может сцепиться с силиконом так, что повредит форму.

После приготавливают сам гипс. Необходимо помнить, что он застывает очень быстро, буквально за 2-3 минуты теряя текучесть, а за 7-8 - пластичность, поэтому растворять и наливать в форму его нужно быстро. Если разводить гипс горячей водой, то он застынет еще быстрее. Для приготовления гипса 10 объемных частей сухого материала небольшими порциями всыпают в 7 частей воды и быстро перемешивают, лучше при помощи дрели с насадкой-миксером. Небольшое количество клея ПВА, предварительно растворенного в воде, сделает смесь более пластичной, и готовая лепнина не будет растрескиваться. Консистенция смеси должна быть близка к жидкой сметане.


Готовым раствором заливают подготовленную форму, равномерно распределяя по ней гипс вибрирующими движениями. Это делается для того, чтобы выпустить попавшие пузырьки воздуха, которые становятся причинами «раковин» на поверхности лепнины. Поверхность наполненной формы тщательно разравнивают широким шпателем. Сохнет изделие среднего размера 15-20 минут.

Высохший гипсовый элемент легко извлекается из формы, если она хорошо была промазана разделительной жидкостью. Гипсовую лепнину необходимо оставить для окончательной просушки при комнатной температуре в течение суток.

Доводка элементов лепнины

Когда гипсовая лепнина начала белеть, можно оценить качество работы и приступить к доводке и коррекции. На этом этапе можно исправить мелкие недочеты, зашкурить мелкой наждачкой неровности и шероховатости, заполнить небольшие раковины.

На обратную сторону элемента наносят сетку для лучшего сцепления со стеной, полностью грунтуют. Покрасить гипсовую лепнину можно водоэмульсионной краской в 2-4 слоя после полного высыхания грунтовки.

Монтаж лепнины

Устанавливать гипсовую лепнину лучше через 2-3 дня после отливки. Перед установкой необходимо подготовить потолок или стены. Для этого сперва намечаются места установки декора, затем поверхность увлажняется водой и промазывается ПВА. Детали лепнины также увлажняются и промазываются клеем, а затем притирающими движениями соединяются со стеной или потолком. Излишки клея убираются тканью. Крупные элементы лепнины фиксируются при помощи саморезов. Стыки между различными элементами лепнины и поверхностями шпаклюются гипсом. В заключение гипсовая лепнина покрывается еще одним слоем краски, желательно той же марки, что и потолок или стены.

Изготовление гипсовой лепнины это не только способ украсить дом, но и прекрасный способ творческого самовыражения.

Лепнина считается антикварной архитектурной традицией, получившей популярность ещё в Древней Греции. Невзирая на многообразие существующих стилистик для оформления интерьера, желание обустроить подобным декором собственное жилище не исчезло и у современных его жильцов.

Поговорим, как оформить лепниной настенную поверхность своими руками, используя недорогие материалы.

Из чего создаётся лепнина?

Некогда рисунок на настенной поверхности создавался вручную. Специально подготовленный раствор наносился специалистами на штукатурку и преобразовывался в оригинальные узоры, откуда и название – лепнина. Когда в производстве была придумана формовка, лепнина стала доступным методом декора стен.

Формы из металла позволяют создавать разнообразные элементы орнамента без вспомогательной доводки. Без потери высокого качества, все формы выдерживают не менее чем 2000 отличных заливок.

В процессе создания лепнины положительный результат зависит от качества используемых материалов, к которым относится:



Гипс

Экологический, максимально устойчивый к температурным перепадам. Во время твердения масса из гипса становится больше, имеет свойства даже проникать в маленькие щели. Пластичность данного материала облегчает рабочий процесс, связанный с гипсовым оформлением.

Гипс не сложен в обработке, именно по этой причине готовой продукции не сложно придать необходимый размер. При работе с лепниной из данного материала можно маскировать дефекты поверхностей, а также различные повреждения элементов, которые нередко появляются при перевозке.

При создании лепнины гипсовой в мастерской дома форму, которая заполнена массой, важно встряхивать для устранения воздушных пузырьков.

Облицовка из гипса имеет и свои минусы: немалый вес, что отрицательно сказывается на долговечности отделки. Также гипс не отталкивает влагу, а притягивает её, что приводит к образованию грибка на рельефе.

От подобного недостатка можно избавиться, если нанести на лепнину специальное защитное средство.



Полистирол

Данного вида лепнина в интерьере отличается приемлемой стоимостью, но эксклюзивностью не может похвастаться. Украшение весьма хрупкое, требует аккуратного обращения, именно по этой причине в основном применяется для отделки потолочной поверхности и верхней части стены.

Производство полистирола осуществляется автоматическим способом. Высокого качества элементы получают посредством экструдирования из предварительно расплавленного состава.

В их текстуре не имеется гранул с выраженным контуром, имеющихся в пенопласте, который произведён посредством вспенивания. Из-за данного зерна лепнина лишается чёткости орнамента.



Определённые формы производят пенопласт экструдированный, который имеет высокую степень плотности, долговечность которой сравнима с полиуретаном и массивом.

Полиуретан

Получают путём соединения необходимых компонентов для получения реакции образования газа, в результате чего создаётся пластик вспененный. Данный материал обладает высокой степенью устойчивости к перепадам температуры.

Лепнина из полиуретана долговечная, лёгкая, проста в окраске, влагоустойчивая, имеет огромный ассортиментный ряд, не впитывает специфические ароматы.

По текстуре и плотности подобен натуральному массиву, однако в отличие от него не изменяет форму и не трескается даже по истечении длительного периода времени.

Разновидности элементов из лепнины

Из материалов, о которых шла речь выше, создаются самые разнообразные изделия, как на фото лепнины на настенных поверхностях в представленном каталоге.



Фестоны и медальоны

Фестоны или гирлянды имитируют оригинальный растительный декор и обустраиваются в верхней части настенной поверхности. Медальоны представляют собой панно с узором из цветом.

Ниши. Устанавливаются к настенным поверхностям, рамы для ниш можно приобрести отдельно. Нередко дно накладных ниш создают из матового белоснежного органического стекла, которое даёт возможность организовать качественную подсветку.

В этих целях под стеклянной поверхностью устанавливают тусклый осветительный прибор, который, эффективно освещая обустроенные в нише детали, подчёркивает их невероятную привлекательность, придавая эксклюзивность палитры.

Пилястры и колонны

Включают несколько частей. Стволы декорируют канавками для придания изящности элементам. Колонны из лепнины создаются в различном стилевом исполнении. Как правило, колонны, изготовленные из полиуретана, предназначены исключительно для удачного оформления стен, не несут при этом никакой нагрузки.

Однако при необходимости пустотелые элементы можно обустроить под несущие. В этих целях в полость подобной колонны помещают стойку из металла, которая и будет нести нагрузку.



Колонны, произведённые из гипса, в подобных случаях необходимо армировать. Колонны из лепнины нередко скрывают различные стояки, расположенные вдоль стен в квартире на видном месте.

Кронштейны, пьедесталы

Что касается первых элементов, то они являются надёжными опорами для полок с книгами, подоконников. Можно обустраивать на стыках настенной и потолочной поверхностей в виде угловых деталей.

Пьедесталы считаются опорами для декоративных аксессуаров. Подобная лепнина выдерживает нагрузку не более чем 50 килограмм. Размещённые на пьедестале обычные детали смотрятся эксклюзивно и значимо.

Как пьедесталы, так и кронштейны придают стилистике комнаты некую изюминку, торжественность, облагораживают архитектуру, а также удачно делят площадь на функциональное пространство.

В процессе установки подобных деталей важно не забывать об их пропорциональности в соотношении с величиной помещения. Массивная лепнина на настенной поверхности сузит зрительно комнату, и напротив – маленькая лепнина может легко затеряться в крупногабаритном пространстве.

Купола

Применяются в качестве декора потолка в стилистике ампир. Можно создать роспись на куполе, подвесив внутри люстру, что станет достаточно оригинальным решением.

Помните, грамотно выбранный декор преобразит любую комнату. И если лепниной оформить обычную настенную поверхность, то можно получить уютные, экстравагантные апартаменты, где царит множество эмоций – от строгости до торжественной пышности.

Фото лепнины на стенах

Loading...Loading...