Государственное регулирование доходов. Политика регулирования доходов населения Министерство образования и науки рф

Качественные сдвиги в развитии производства, рост объемов продукции и ее качества не возможны без глубоких преобразований во всем хозяйственном механизме, одним из важнейших звеньев которого является регулирование доходов и оплаты труда. В условиях рыночной экономики существуют объективные и субъективные факторы, которые обязательно следует учитывать при организации заработной платы на предприятиях.

К числу основных объективных рыночных факторов относятся стоимость рабочей силы, цены на средства труда и готовую продукцию, рынок сбыта товаров и его конъюнктура, механизм конкуренции, прибыль и т.д. Подобные факторы влияют на оплату труда независимо от государства и самих предприятий. При организации заработной платы основная роль принадлежит объективным факторам; менеджеры лишь могут и обязаны их учитывать.

К числу субъективных факторов относится регулирование государственное, самими предприятиями и профсоюзное.

Известно, что при рыночной экономике государство, хотя в значительно суженном виде, но сохраняет регулирующую функцию. Эта функция распространяется и на область доходов и оплаты труда. Регулирование доходов и оплаты труда на уровне макроэкономики имеет место во многих странах с развитой рыночной экономикой и является составной частью социально-экономической политики. Государство не может отказаться от регулирования доходов и оплаты труда, если не налажены рыночные механизмы саморегулирования, если на большинстве предприятий отсутствует реальный собственник, заинтересованный в реструктуризации и развитии производства. Кроме того, переход от централизованной системы решения проблем социальной сферы к рыночной не может произойти автоматически и стихийно, так как преобразования затрагивают глубинные, сущностные элементы системы.

Выделим следующие наиболее существенные цели государственной концепции доходов. Приоритетным направлением в политике доходов должно стать повышение реальной заработной платы, для чего необходимо проводить ее индексацию, сократить задолженность и сделать платежи по ней первоочередными, принять законы о возмещении ущерба при невыплате заработной платы. Необходимо ускорить процесс сближения минимальной заработной платы со средним прожиточным минимумом. Для этого следует освободить минимальную заработную плату от функций регулирования социальных трансфертов, так как это сдерживает ее повышение, ибо связано со значительными бюджетными расходами.

Для обеспечения реального увеличения доходов необходимо усилить разграничения между налогообложением заработной платы и предпринимательских доходов, установив более льготный порядок для наемных работников и к ним приравненных (льготность заключается в более низком стартовом обложении и менее прогрессивных ставках). Следует укрепить финансовую базу пенсий путем увеличения номинального размера заработной платы, отчисления от которого формируют пенсионный фонд. Законодательно, организационно и экономически необходимо сформировать механизм регулирования доходов населения с учетом территориальных особенностей жизнедеятельности.

Политика государственного регулирования доходов сегодня противоречит финансовой стабилизации, так как осуществляется за счет сокращения государственных выплат по всем статьям социальных расходов государственного бюджета.

Изменения претерпели также основные функции, связанные с воздействием государства на доходы населения. Эти перемены проявляются, прежде всего, в переориентации административно-командных функций на социально-защитные, которые направлены на смягчение негативных последствий переходной экономики. Среди приоритетных направлений можно выделить такие изменения функционального характера, как:

  • o обеспечение условий для зарабатывания доходов и создание равных возможностей при реализации прав на долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов;
  • o реализация социальных программ структурной переориентации экономики, направленных на жилищное строительство, образование, здравоохранение и т.д., а также на поддержку отраслей, обеспечивающих социальное развитие общества;
  • o уменьшение нежелательных, обусловленных переходным периодом, различий в получении и распределении доходов;
  • o проведение разумной политики сочетания налогообложения с социальной поддержкой (льготы производителям средств жизнеобеспечения, мелкому бизнесу, поощрение благотворительности, транспортные платежи, субсидии и т.д.).

Государственное регулирующее воздействие на доходы населения состоит в осуществлении мер, направленных на предотвращение негативных социальных последствий, связанных со становлением рыночного механизма. Формы государственного регулирования складываются из материальных, институциональных и концептуальных составляющих.

Материальное основание государственного регулирования доходов зависит от объемов национального производства и размеров той доли, которая перераспределяется централизовано через государственный бюджет. Институциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельности соответствующих учреждений. Концептуальная опирается на использование той или иной теории в правительственной социальной политике.

Государственный механизм регулирования достаточно сложен и включает первичное распределение (оплату труда, другие первичные доходы населения и предприятий); перераспределение через государственный бюджет, налоговую и трансфертную системы; конечное распределение - через операции и услуги населению.

В ходе первичного государственного распределения доходов устанавливается верхний предел увеличения номинальной заработной платы в государственном секторе. Экономическое значение регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Первичное регулирование доходов используется государством как для повышения конкурентной способности национальной продукции, поощрения инвестирования, так и для сдерживания роста заработной платы и инфляции.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет, состоит из дифференцированного налогообложения различных групп, получателей доходов и социальных выплат населению.

Организуя бюджетное перераспределение доходов, государство решает несколько проблем: повышение доходов малоимущих слоев населения, создание условий нормального воспроизводства рабочей силы, ослабление социальной напряженности.

Можно выделить следующие экономические, законодательные, согласительные, административные методы.

К экономическим методам относятся определение минимальных размеров оплаты труда, налоговая политика, регулирование оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и государственных служащих, занятости и др.

Рост минимальной заработной платы зависит от экономических возможностей, сложившихся в обществе на определенном этапе. Если не учитывать такой фактор, то это может привести к задержкам выплат заработной платы работникам, к дефициту бюджета и т.д. Вместе с тем минимум оплаты труда должен определяться с учетом денежных средств, которые необходимы для нормального физического воспроизводства рабочей силы, т.е. прожиточный минимум, что в свою очередь зависит от денежной политики государства.

Налоговые поступления в бюджет обеспечивает налоговая политика, без этого невозможно организовать перераспределение доходов, наладить эффективное стимулирование экономического роста. Например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу способствует повышению занятости населения, дает шанс выжить и занять свое место на рынке.

Регулируя оплату труда в бюджетной сфере, государство исходит из своих экономических возможностей. Усилиями этой сферы формируется человеческий потенциал любого общества. Велика роль этой сферы в укреплении здоровья, проведении досуга. Повышая расходы на содержание этой сферы, государство осуществляет социальную ориентацию экономики на развитие личности. Существует и обратная связь: более сложный, творческий труд создает в единицу времени большую массу продукции, что ведет к экономическому росту.

Законодательные методы. Важное место в регулировании доходов занимают вопросы разработки его законодательной и нормативной базы, которая является исходным моментом всего процесса регулирования. Нормативы используются для расчетов нормативных потребительских бюджетов, нормы рабочего времени - для определения режимов рабочего времени, длительности отпусков на предприятиях, создания безопасных условий труда; ставки налогов - для удержания подоходного налога, налогов с юридических лиц (включая социальные и др.)

Для регулирования доходов и качества жизни населения наиболее значимыми являются Конституция РФ (Основной закон), Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, законы о реформировании экономики, о занятости, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ (о повышении минимальной заработной платы, правовом обеспечении коллективно-договорной системы, социальном обеспечении и страховании, социальных гарантиях и др.).

Административные методы. Они не связаны с созданием дополнительного материального стимула или риска экономического (финансового) ущерба, базируются на силе власти и включают меры запрета, разрешения или принуждения.

С переходом к рыночной экономике некоторые прежние административные меры сохранились, но появились и новые: прямой государственный контроль над монопольными рынками; разработка стандартов, контроль за их соблюдением; образование и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, ниже которой - нищета; защита интересов нации - лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом.

Согласительные методы. Во многих странах эти методы находят широкое распространение и считаются самыми экономическими и "бескровными". Социальное партнерство - согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов.

Идея социального партнерства, разработанная в 1950-е гг. Л. Эрхардом, Р. Балогом и другими, исходит из необходимости согласования общественных интересов, представленных с одной стороны профсоюзами наемных работников и с другой - объединениями предпринимателей ради успешного экономического развития страны. Оно предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальными объединениями работодателей и профсоюзами "общественного договора" в области экономической и социальной политики.

В соглашениях разного уровня (в Генеральном - на федеральном уровне, в отраслевых и региональных тарифных соглашениях - на отраслевом и территориальном уровнях, в коллективных договорах - на предприятиях) отражаются вопросы о размерах минимальной оплаты труда, тарифных ставок, социальных выплат, о порядке индексации доходов, продолжительности рабочего времени, возмещении вреда, гарантиях трудовых прав, охране труда, об обеспечении жильем и др.

Коллективно-договорная система является эффективной формой регулирования заработной платы лиц наемного труда. Ее становление в России тормозят два фактора:

  • 1) обесценивание рабочей силы, в результате чего заработная плата не может выполнять свою воспроизводственную функцию;
  • 2) неоправданная дифференциация заработной платы по категориям работников на предприятиях одной и той же отрасли, территории, а также по отдельным отраслям и регионам.

Каждый метод имеет в своем распоряжении прямые и косвенные меры воздействия. К числу мер прямого вмешательства государства относятся: государственная гарантия минимума заработной платы на своей территории, регулирование оплаты труда в бюджетной сфере, установление системы районных коэффициентов, государственное инвестирование, субсидирование программ по повышению эффективности производства, освобождение от налогов, прямое администрирование по обязательности выделения квоты рабочих мест для некоторых групп населения, организация переобучения работников и выделения определенного числа работников для выполнения общественно необходимых работ и т.д.

К числу косвенных способов воздействия относятся льготное налогообложение малоимущих слоев населения; избирательность процедуры распределения бесплатных благ.

В системе государственного регулирования доходов населения центральное место занимает социально справедливое распределение доходов. Рынок не обеспечивает социальную справедливость в обществе, наоборот, способствует углублению социальной дифференциации населения, расширяет разрыв между богатыми и бедными, и государство берет на себя регулирование распределение дохода. Эта задача решается различными приемами и методами, например, через механизм налогообложения и государственные расходы на социальное обеспечение все большая доля национального дохода переходит от относительно богатых к относительно бедным. В США в 1981 году без государственного воздействия разрыв в доходах 20 % самых богатых и 20 % самых бедных мог составить 52 раза, но благодаря государственному вмешательству составил лишь 9,7 раза.

Наибольший удельный вес в денежных доходах населения занимает оплата труда, которая призвана выполнять стимулирующую функцию в соответствии с полезностью труда, его качеством и количеством и обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Поэтому политика доходов должна строиться, в первую очередь, исходя из политики в области оплаты труда, включая все виды оплаты труда для всех категорий работающих.

Важной проблемой развития общества является обоснование основополагающих принципов определения размеров и дифференциации оплаты труда и доходов в различных сферах и отраслях.

Основой обоснования оптимальных размеров дифференциации оплаты труда и доходов является регулярная разработка на плановый период нормативных потребительских бюджетов: минимального (прожиточного минимума), рационального потребительского бюджета, бюджета полного достатка (табл.16.2).

В обществе социальной справедливости должна стимулироваться трудовая, творческая и предпринимательская активность и одновременно должна предотвращаться сверхкритическая дифференциация доходов граждан, расслоение общества на богатых и нищих. Минимальный уровень оплаты труда должен являться производным от минимального потребительского бюджета. Средний уровень оплаты труда должен являться производным от рационального потребительского бюджета. Максимальный уровень оплаты труда должен являться производным от бюджета полного достатка.



Вторым ключевым принципом является принцип соизмерения труда в различных сферах и отраслях. В настоящее время крайне низко оценивается творческий труд, труд работников образования, здравоохранения, культуры и т.д., то есть такого труда, результаты которого проявляются в перспективе. В то же время исследования эффективности затрат, например, в образовании показывают, что эффективность затрат на высшее образование в 4-6 раз выше эффективности затрат в сфере материального производства и т.д. Дифференциация оплаты труда должна обеспечиваться созданием систем перспективной мотивации труда, предполагающих введение степеней роста: категорий квалификации и оплаты труда. Во многих отраслях в различной форме так или иначе действуют системы оценки квалификации по категориям (классность у водителей, категории у инженеров, должности у научных работников и т.д.). Необходимо далее ввести шкалы категорийности в тех отраслях, где их нет, и упорядочить их между разными отраслями.

Таблица 16.2

Взаимосвязь потребительских бюджетов и оплаты труда в системе перспективной мотивации

Минимальная оплата труда должна устанавливаться по отношению к прожиточному минимуму через «коэффициент нагрузки иждивенцев» на одного работника, величина которого в настоящее время составляет в среднем 1,25. Поэтому минимальная оплата труда по всем сферам деятельности и отраслям должна устанавливаться на уровне:

МОТ(Т) = 1,25×ПМ(Т), (16.4)

где МОТ(Т) – минимальная оплата труда на очередной год «Т»,

ПМ(Т) – прожиточный минимум на начало года «Т».

Уровень минимальной оплаты труда на предстоящий период включается в генеральное тарифное соглашение между правительством, собственниками средств производства (работодателями) и профсоюзами.

В качестве представителей собственников средств производства могут выступать как само правительство (представитель собственника-государства), так и союзы предпринимателей, арендаторов, совместных предприятий, отраслевые ассоциации, гильдии и т.п.

Одновременно в генеральном тарифном соглашении должны устанавливаться и средняя зарплата через «рациональный потребительский бюджет» (РПБ) и ориентир максимальной оплаты труда, через «бюджет полного достатка» (БПД).

Глава 16.3. Государственное регулирование социальной

Инфраструктуры

Социальная инфраструктура представляет собой комплекс элементов, обеспечивающих общие условия функционирования, развития и воспроизводство социальной сферы.

Она включает здравоохранение, образование, культуру, физическую культуру, спорт и туризм, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство и другие сферы.

Социальная инфраструктура оказывает огромное влияние на формирование человека, его духовный мир, культуру, образ жизни, обеспечивает сохранение и укрепление его здоровья.

Государство регулирует деятельность учреждений и предприятий социальной инфраструктуры посредством разнообразных форм и методов, используя при этом силу права, административные и экономические рычаги, планирование, программирование, прогнозирование.

В подавляющем объеме расходы по содержанию отраслей социальной инфраструктуры государство берет на себя, не допуская коммерциализации многих социальных услуг.

Направления повышения эффективности социальной инфраструктуры:

1. Модернизация образования

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в Приоритетном национальном проекте «Образование». Выделены следующие приоритетные направления:

1. Создание равных стартовых возможностей для детей в получении образования и рост доступности качественного общего образования;

2. Повышение инвестиционной привлекательности системы образования.

Достижение этих целей осуществляется с помощью решения следующих задач:

Первая – обеспечение инновационного характера базового образования;

Вторая – модернизация институтов образования как инструментов социального развития;

Третья – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

Четвертая – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Пятая - рост доступности качественного общего образования;

Шестая - повышение качества профессионального образования, его соответствия потребностям экономики и социального развития.

В среднесрочном периоде для решения поставленных задач предстоит осуществить следующие ключевые меры:

1. Обеспечить развитие инфраструктуры непрерывного профессионального образования

2. Осуществить переход на двухуровневую систему высшего образования, создать организационные и правовые механизмы интеграции программ начального и среднего профессионального образования, включения их в систему непрерывного профессионального образования.

3. Создать систему предшкольного образования детей, обеспечив стопроцентный охват программами предшкольного обучения детей 5 – 6 лет

4.Создать условия для повышения инвестиционной привлекательности системы образования

Реализация данных направлений предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8 % ВВП (в 2007 – 2008 годах) до 7 % ВВП в 2020 году, в том числе, расходов бюджетной системы – с 4,1 % до 5,5 – 6 % ВВП.

2. Реформирование здравоохранения

Основной целью государственной политики в области здравоохранения является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Этой цели соответствуют следующие направления и конкретные мероприятия реформы.

Первая – обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме:

конкретизация и законодательное закрепление государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи, включая определение набора медицинских услуг, технологий и лекарственных средств, предоставляемых в рамках реализации государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

Вторая – создание эффективной модели формирования финансовых ресурсов программы государственных гарантий:

осуществление перехода на одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования, включая законодательное закрепление доходных источников и расходных обязательств;

Третья – модернизация системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования;

Четвертая – повышение эффективности системы организации медицинской помощи;

Пятая - улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях;

Шестая- развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении, повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации к качественному труду;

Седьмая – создание системы охраны здоровья населения:

формирование здорового образа жизни и повышение ответственности населения за собственное здоровье;

создание условий для ведения здорового образа жизни.

Доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП увеличится с 3,6 % в 2008 г. до не менее 5,2 – 5,5 % в 2020 году (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП составит около 10 – 11 %, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран).

3. Трудовые отношения занятость и миграция

Целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной и неформальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.

Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач:

Первая – повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости;

Вторая – развитие качества рабочей силы и ее профессиональной мобильности;

Третья - развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов;

Четвертая - создание условий труда, позволяющих обеспечить сохранение трудоспособности работающих на всем протяжении профессиональной карьеры;

Пятая – создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.

Ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач следующие:

Снижение уровня неформальной занятости с 35 % в 2008 году до 5 – 10 % в 2020 году;

Повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26 % в 2008 году до 70 – 80 % в 2020 году;

Охват внутрипроизводственным (с периодичностью не более 5 лет) обучением 80 % работников крупных и средних предприятий, а также опережающим профессиональным обучением 40 – 50 % работников, подлежащих высвобождению;

Снижение уровня общей безработицы с 6,0 % в 2008 году до 2 – 3 % в 2020 году.

Для формирования гибкого рынка труда необходимо:

Обеспечить совершенствование трудового законодательства;

Развивать территориальную мобильность рабочей силы;

Повышать качество занятости;

Повышать качество оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения.

Политика в сфере экономической иммиграции должна обеспечить развитие постоянной иммиграции, эффективное регулирование временных трудовых перемещений, эффективную борьбу с нелегальной миграцией.

Меры по развитию постоянной иммиграции должны быть направлены на привлечение в страну квалифицированных специалистов и инвесторов, и адресованы тем иностранцам, которые хотят жить в России и быть ее полноправными гражданами. Для реализации программы переселений необходимо:

Разработать законодательство об иммиграции, определяющее правила переселений и интеграции иммигрантов в российское общество;

Утвердить основные категории иммигрантов: воссоединяющиеся с семьями, экономические иммигранты, беженцы;

Разработать целевые государственные и региональные программы по постоянной иммиграции и расселению иммигрантов;

Разработать критерии привлечения экономических иммигрантов из государств-участников СНГ и дальнего зарубежья с учетом их профессиональных и личностных характеристик.

4. Реформа пенсионного страхования

Состояние реформируемой пенсионной системы в настоящее время характеризуется недостаточным уровнем пенсионного обеспечения. Средний размер трудовой пенсии по старости не превышает 1,25 прожиточного минимума пенсионера, что вдвое ниже уровня 1991 года.

В целях реализации пенсионной реформы обеспечен переход от распределительной системы финансирования пенсий к смешанной пенсионной системе, дополненной негосударственными организациями, и обеспечивающей широкую возможность выбора застрахованными лицами порядка формирования своих пенсионных накоплений.

Основные направления деятельности в рамках нового этапа реформ:

1. Развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов должно осуществляться в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и обеспечения ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе и предусматривать достижение следующих целевых ориентиров:

Обеспечение, начиная с 2010 года, минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера и повышение среднего размера трудовых пенсий к 2020 году до величины, обеспечивающей не менее двух с половиной прожиточных минимумов пенсионера;

Создание условий для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости.

Для этого предполагается реализация следующих направлений:

1. Разработка мер по налоговому стимулированию добровольного пенсионного страхования путем: уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц на сумму взносов по договорам добровольного пенсионного обеспечения и страхования, отнесения в полном объеме расходов по уплате взносов по договорам добровольного пенсионного обеспечения и страхования, осуществленных работодателями за работников, на уменьшение базы обложения налогом на прибыль;

2. Разработка мер по развитию механизмов обязательного пенсионного страхования, в том числе путем более широкого использования возможностей паевых инвестиционных фондов для целей управления активами пенсионных фондов.

5. Социальная поддержка населения

Реализация целей социально-экономического развития требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства.

Для этого, в свою очередь, потребуется модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей, помимо социальной защиты, функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе и социально уязвимых категорий населения.

Основные целевые ориентиры социальной политики:

Снижение уровня абсолютной бедности с 13, 4% в 2007 г. до 6 – 7 % в 2020 г. и относительной бедности, или малообеспеченной части населения с 22 % в 2007 г. до 15 % в 2020 г., увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения;

Дифференциация населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных) снизится с 16,8 раз в 2007 г. до 12 раз в 2020 году;

Адресность выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения (объем средств, поступающий реально нуждающимся семьям) достигнет к 2012 в среднем по стране 70-80% (в 2007 г. по экспертным оценкам – 40 – 50 %), а охват бедного населения государственными социальными программами к 2020 г. достигнет 100 % (в 2007 г. по экспертным оценкам – 60 %);

Сформируется эффективная система институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает следующие приоритетные направления.

Первое – улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов.

Однако экономический рост не ведет автоматически к преодолению бедности и может сопровождаться увеличением неравенства и социальной нестабильности. Для снижения бедности и дифференциации населения по доходам должен быть осуществлен комплекс мер социальной политики, направленных на:

Повышение минимального размера оплаты труда и оплаты труда работников бюджетных организаций, что позволит снизить бедность среди работающего населения;

Повышение среднего размера трудовой пенсии по старости до уровня, обеспечивающего минимальный воспроизводственный потребительский бюджет;

Повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе путем усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи;

Повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов через расширение использования налоговых вычетов, введение налога на недвижимость, зависящего от ее рыночной стоимости, что позволит более справедливо распределить нагрузку между группами населения с разным уровнем дохода.

Второе - повышение эффективности государственной поддержки семьи: развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;

Третье - реабилитация и социальная интеграция инвалидов;

Четвертое - социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов;

Пятое - развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций (НКО) в сфере оказания социальных услуг;

Шестое - формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений.

6. Политика в сфере культуры

Цель государственной политики в сфере культуры – развитие и реализация культурного и духовного потенциала общества в целом и каждой личности.

Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяются следующие приоритетные направления:

Первое - создание условий для равной доступности культурных благ и услуг, образования в сфере культуры и искусства для граждан России;

Второе - повышение качества и доступности услуг в сфере культуры;

Третье - сохранение и популяризация культурного наследия народов России;

Четвертое - использование культурного потенциала России для формирования положительного образа страны за рубежом;

Пятое - совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры.

Принципиальной особенностью государственной политики в сфере культуры Российской Федерации при её реализации по обозначенным направлениям до 2020 года становится децентрализация управления отраслью. В этих условиях проектно-ориентированное финансирование деятельности учреждений культуры позволит ввести их в систему современных экономических отношений. Развитие института частно-государственного партнерства в сфере культуры будет способствовать привлечению внебюджетных средств финансирования, сокращению бюджетных затрат.

Планируется увеличение расходов бюджетной системы на культуру, кинематографию и СМИ с 0,7 % ВВП в 2007 году до 1,5 % ВВП в 2020 году.

Государства экономически развитых стран разраба­тывают и осуществляют комплекс мер по регулированию доходов населения. Борьба с бедностью стоит в центре этой деятельности, она связана со значительными денеж­ными издержками. Здесь обычно выделяются два аспек­та работы: с одной стороны, проводятся мероприятия по социальному страхованию населения в связи с уходом на пенсию. К этому разделу помощи относятся и пособия по безработице, ибо они также вычитаются из заработка ра­ботника и затем возвращаются ему как заработанные ра­нее деньги.

С другой стороны, выступают программы государс­твенной помощи или благотворительные программы, в соответствии с которыми пособия предоставляются тем, кто не может заработать эти средства сам по тем или иным причинам. Программы эти финансируются за счет средств, аккумулируемых государством в виде налогов с населения, хотя они называются государственными бла­готворительными программами.

Кроме названных средств регулирования доходов и борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут работать: престарелые, инвалиды с детства, нетрудоспособные. Подобные программы имеют целью установить некий минимальный уровень дохода для указанных лиц с тем, чтобы они относительно неза­висимы были от семей родственников и близких в плане жизнеобеспечения.

Политика регулирования доходов населения как еще одна составляющая социальной политики представляет собой совокупность принципов, мер и средств регулирующего воздействия в области доходов.

Под доходом понимают общую сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение данного периода времени.

Доходы могут принимать разные формы. Основными современными формами доходов считаются:

Заработная плата,

Прибыль,

Процент на капитал,

Государственные платежи.

Несмотря на различия этих форм, каждая из которых имеет свою собственную сущность, они все могут представляться в трех основных видах:

Номинальный

Распологаемый

Реальный

Большинство цивилизованных стран используют так­же систему помощи неполным семьям с детьми. Цель по­добных программ - оказание помощи сиротам, семьям, в которых дети не имеют финансовой поддержки одного из родителей вследствие их смерти, потери трудоспособнос­ти или ухода из семьи.

В ряде стран практикуется реализация программ пре­доставления продовольственных талонов. Цель этих про­грамм состоит в том, чтобы обеспечить лиц, имеющих низшие доходы, минимумом продовольственных това­ров. По этой программе семьи, имеющие низкие доходы, получают талоны, которые подлежат обмену на пищевые продукты. Нечто аналогичное происходит с финансиро­ванием расходов на медицинское обслуживание. Кроме непосредственных субсидий из государственных источ­ников, различного рода выплаты производятся также из муниципальных бюджетов. Каждый член общества вправе рассчитывать не только на получение экономи­ческих, но и социальных благ. Общество обязано поду­мать об обеспечении социального равенства людей, в про­тивном случае оно не сможет считаться справедливым. Речь в данном случае идет о равном отношении людей к средствам производства, о равном положении людей пе­ред законом, о равном праве на образование, на охрану здоровья и т.д. Речь идет о том, что любой член общества должен иметь равное право на получение наряду с мате­риальными духовных ценностей .

Социальное равенство предполагает наличие справед­ливости. Люди могут быть допущены к получению соци­альных благ, но уровень реально получаемых благ может быть неадекватным. Здесь может иметь значение стаж работы, занимаемая в период трудовой деятельности должность и т.д. С одной стороны, это справедливо, но с другой - нет. Конечно, социальные блага должны разли­чаться с учетом прошлого трудового вклада, но их сово­купность не должна быть дифференцированной. Как можно дифференцировать медицинское обслуживание престарелых, инвалидов? Очевидно никак. А вот пенси­онное обеспечение может и должно зависеть от прежней заработной платы. Такая реализация социального ра­венства позволит решать проблему роста эффективности общественного производства.

Проблемы социальной защищенности очень тесно увязываются с проблемами реформирования системы за­работной платы. Причем особый интерес вызывает раз­работка этих вопросов применительно к сельскому хозяйству, так как в этой сфере экономики сложился са­мый низкий уровень оплаты труда и здесь специфика производства не позволяет эффективно работать меха­низму мотивации и стимулирования труда в такой степе­ни, как это происходит или может происходить в других сферах экономики. При построении мотивационного ме­ханизма применительно к переходной экономике особую актуальность приобретает возможность регулирования оплаты труда с целью обеспечения социальной защищен­ности работников. Важнейшими направлениями этой де­ятельности выступают: выработка принципиально ново­го подхода к пониманию самой сущности заработной пла­ты; выявление природы минимальной заработной пла­ты; разработка механизма дифференциации заработной платы с учетом сложности условий труда; определение основ коллективно-договорного регулирования трудо­вых отношений.

Реформирование аграрных отношений положительно сказалось на сущностных принципах организации зара­ботной платы. Ныне трудовые коллективы сами устанавливают форму, системы и размер оплаты труда. Госу­дарство участвует в этом процессе, но косвенно, регули­руя с помощью налогов доходы работников, устанавли­вая минимальный размер оплаты труда в зависимости от прожиточного минимума. Складывается представление, что понятие минимальной заработной платы возникло в связи с кризисной ситуацией в экономике и падением уровня жизни населения в бывших социалистических странах и странах СНГ, что не соответствует действи­тельности.

Впервые принцип государственного регулирования минимальной заработной платы был применен в Австра­лии в 1886г. С этой целью на предприятиях из числа предпринимателей, рабочих, представителей профсою­зов создавались советы, уполномоченные устанавливать справедливую минимальную заработную плату для сво­их отраслей экономики. На основе обобщения этого опы­та парламент Великобритании в 1909г. принял закон о введении минимальной заработной платы в четырех на­иболее низкооплачиваемых отраслях экономики. В пос­ледующем законы о минимальной заработной плате поя­вились во Франции (1915г.), Норвегии (1918г.), Авст­рии (1918г.), Чехословакии (1919г.) и в других странах Европы. В 1917г. подобные законы были приняты в Ка­наде и Мексике, а еще ранее (в 1912г.) законы были при­няты в ряде штатов Америки. В послевоенные годы ана­логичные законы были приняты повсеместно, во всех странах мира. В основу подобного законодательства за­кладывались рекомендации Международной конферен­ции труда от 1928 г. «О процедуре установления мини­мальной заработной платы для занятых в сфере произ­водства и торговли». В 1951г. процедура установления минимальной заработной платы была распространена на сельскохозяйственных рабочих. В том же 1951г. Между­народной конференцией труда были приняты рекоменда­ции «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран». С образованием Организации Объединенных Наций Международная конференция труда была реорганизована в Международ­ную организацию труда. С 1954г. членами этой органи­зации стали СССР, Украина и Белоруссия .

Минимальная заработная плата определяет нижний предел оплаты труда. Он устанавливается исходя из не­обходимости удовлетворения основных жизненных пот­ребностей населения. Каждая страна устанавливает свой уровень минимальной заработной платы с учетом эконо­мического развития менталитета нации, тем не менее конвенция МОТ от 1951г. определяет ряд факторов, ко­торые должны закладывать в основу минимальной зара­ботной платы. Они следующие:

Потребности работников и их семей. Принимаются во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия;

Экономические соображения, включающие требова­ния экономического развития, уровень производитель­ности труда, возможности поддержания должного уров­ня жизни.

В современных развитых странах регулирование ми­нимальной заработной платы не проводится, так как она применяется по отношению к населению с низкими дохо­дами. Здесь же заработная плата регулируется посредс­твом коллективных договоров, заключаемых между предпринимателями и профсоюзами.

Независимо от системы установления минимальной заработной платы за ее пределами обычно остаются лю­ди, занятые на мелких предприятиях, в сфере услуг, в сельском хозяйстве, домашняя прислуга, ученики на производстве.

Современный механизм регулирования оплаты труда сводится к двум основным моментам - определению ми­нимальной заработной платы и индексации ее в зависи­мости от роста цен и эффективности производства. При этом регулирование минимальной заработной платы в Республике Беларусь стало основным рычагом регулиро­вания доходов населения. По своему функциональному назначению минимальная заработная плата стала подме­нять тарифную систему. С учетом этого целесообразно приравнять ее к тарифной ставке первого разряда. Одна­ко по мере стабилизации экономики всем ее секторам це­лесообразно возвратиться к четкому использованию та­рифной системы в целях определения уровня заработной платы и ее регулирования.

Рассмотренные выше вопросы позволяют сформули­ровать основные направления и принципы социальной защиты населения в условиях функционирования ры­ночной экономики .

Государства экономически развитых стран разрабатывают и осу­ществляют комплекс мер по регулированию доходов населения. Борьба с бедностью стоит в центре этой деятельности, она связана со значительными денежными издержками. Здесь обычно выделяются два аспекта работы: с одной стороны, проводятся мероприятия по социальному страхованию населения в связи с уходом на пенсию. К этому разделу помощи относятся и пособия по безработице, ибо они также вычитаются из заработка работника и затем возвращают­ся ему как заработанные ранее деньги.

С другой стороны, выступают программы государственной помо­щи или благотворительные программы, в соответствии с которыми пособия предоставляются тем, кто не может заработать эти средства сам по тем или иным причинам. Программы эти финансируются за счет средств, аккумулируемых государством в виде налогов с населе­ния, хотя они называются государственными благотворительными программами.

Кроме названных средств регулирования доходов и борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут работать: престарелых, инвалидов с детства, нетрудоспособных. Подобные программы имеют целью установить некий минимальный уровень дохода для указанных лиц, с тем чтобы они были относительно незави­симы от семей, родственников и близких в плане жизнеобеспечения.

Большинство цивилизованных стран используют также систему помощи неполным семьям с детьми. Цель подобных программ - оказание помощи сиротам, семьям, в которых дети не имеют финансовой поддержки одного из родителей вследствие их смерти, потери трудоспособности, развода или ухода из семьи.

В ряде стран практикуется реализация программ предоставления продовольственных талонов. Цель этих программ состоит в том, что бы обеспечить лиц, имеющих низкие доходы, минимумом продовольственных товаров. По этой программе семьи, имеющие низкие доходы, получают талоны, которые подлежат обмену на пищевые продукты. Нечто аналогичное происходит с финансированием расходов на медицинское обслуживание. Кроме непосредственных суб­сидий из государственных источников, различного рода выплаты производятся также из муниципальных бюджетов. Каждый член общества вправе рассчитывать на получение не только экономических но и социальных благ. Общество обязано подумать над обеспечением социального равенства людей, в противном случае оно не сможет считаться справедливым. Речь в данном случае идет о равном отно­шении людей к средствам производства, равном положении людей перед законом, равном праве на образование, на охрану здоровья и т.д. Речь идет о том, что любой член общества должен иметь равное право на получение, наряду с материальными, духовных ценностей.

Социальное равенство предполагает наличие справедливости. Люди могут быть допущены к получению социальных благ, но уровень реально получаемых благ может быть неадекватным. Здесь могут действовать стаж работы, занимаемая в период трудовой деятельности должность и т.д. С одной стороны, это справедливо, а с другой - нет. Конечно, социальные блага должны быть дифференцированными относительно прошлого трудового вклада, но целая их совокупность не должна быть дифференцированной. Как можно дифференциро­вать медицинское обслуживание престарелых, инвалидов? Очевидно, никак. А вот пенсионное обеспечение может и должно быть диффе­ренцированным с учетом прежней . Такая реали­зация социального равенства позволит решать проблему роста эффективности общественного производства.

Проблемы социальной защищенности очень тесно увязываются с проблемами реформирования системы заработной платы. Причём особый интерес вызывает разработка этих вопросов применительно к сельскому хозяйству, так как в этой сфере экономики сложился самый низкий уровень оплаты труда и здесь специфика производства не позволяет эффективно работать механизму мотивации и стимулиро­вания труда в такой степени, как это происходит или может происхо­дить в других сферах экономики. При построении мотивационного механизма применительно к переходной экономике особую акту­альность приобретает возможность регулирования оплаты труда с целью обеспечения социальной защищенности работников важ­нейшими направлениями этой деятельности выступают:

  • выработка принципиально нового подхода к пониманию самой сущности заработной платы
  • выявление природы минимальной заработной платы
  • разработка механизма дифференциации заработной платы с учетом сложности условий труда
  • определение основ коллективно-договорного регулирования трудовых отношений

Реформирование аграрных отношений положительно сказалось на сущностных принципах организации заработной платы. Ныне трудовые коллективы сами устанавливают форму, системы и размер оплаты труда. Государство участвует в этом процессе, но косвенно, регулируя с помощью налогов доходы работников, устанавливая ми­нимальный размер оплаты труда в зависимости от прожиточного минимума. Складывается представление, что понятие минимальной заработной платы возникло в связи с кризисной ситуацией в эко­номике и падением уровня жизни населения в бывших социалисти­ческих странах и республиках СНГ, что не соответствует действи­тельности.

Впервые принцип государственного регулирования минимальной заработной платы был применен в Австралии в 1886 году. С этой целью на предприятиях из числа предпринимателей, рабочих, представителей профсоюзов создавались Советы, уполномоченные устанавливать справедливую минимальную заработную плату для своих отраслей экономики. На основе обобщения этого опыта парламент Великобри­тании в 1909 году принял закон о введении минимальной заработной платы в четырех наиболее низкооплачиваемых отраслях экономики. Впоследствии законы о минимальной заработной плате появились во Франции (1915), Норвегии (1918), Австрии (1918), Чехословакии (1919) и в других странах Европы. В 1917 году подобные законы были приняты в Канаде и Мексике, а еще ранее (в 1912 году) законы были приняты в ряде штатов Америки. В послевоенные годы аналогичные законы были приняты повсеместно, во всех странах мира. В основу подобного законодательства закладывались рекомендации Международной конференции труда от 1928 года «О процедуре установления минимальной заработной платы для занятых в сфере производства и торговли». В 1951 году процедура установления минимальной заработ­ной платы была распространена на сельскохозяйственных рабочих. В том же 1951 году Международной конференцией труда были приняты рекомендации «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран». С образованием Организации Объединенных Наций, Международная конференция труда была реорганизована в Международную организацию труда. С 1954 года чле­нами этой организации стали СССР, Украина и Белоруссия.

Минимальная заработная плата определяет нижний предел опла­ты труда. Он устанавливается исходя из необходимости удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Каждая страна устанавливает свой уровень минимальной заработной платы с учетом экономического развития, менталитета нации, тем не менее Конвен­ция МОТ от 1951 года определяет следующие факторы, которые должны закладываться в основу минимальной заработной платы

  • потребности работников и их семей. Принимаются во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия
  • экономические соображения, включающие требования эконо­мического развития, уровень производительности труда, воз­можности поддержания должного уровня жизни.

В современных развитых странах регулирование минимальной заработном платы не проводится, так как она применяется по отношению к населению с низкими доходами. Здесь же заработная плата регулируется посредством коллективных договоров, заключаемых между предпринимателями и профсоюзами.

Независимо от системы установления минимальной заработной платы за ее пределами обычно остаются люди, занятые на мелких предприятиях, в сфере услуг, в сельском хозяйстве, домашняя при­слуга, ученики на производстве.

Современный механизм peгулирования оплаты труда сводится к двум основным моментам - определению минимальной заработной платы и индексации ее в зависимости от роста цен и эффективности производства. При этом регулирование минимальной заработной платы в Республике Беларусь стало основным рычагом регулирова­ния доходов населения. По своему функциональному назначению минимальная заработная плата стала подменять тарифную систему. С учетом этого целесообразно приравнять ее к тарифной ставке пер­вого разряда. Однако по мере стабилизации экономики всем ее секто­рам целесообразно возвратиться к четкому использованию тарифной системы в целях определения уровня заработной платы и ее регули­рования.

Источником личных доходов населения является национальный продукт, фонд потребления, из которого каждый получает некую долю в результате первичного и вторичного перераспределения. При этом доходы могут быть получены в различных формах: доходы от трудовой деятельности, занятости в домашнем хозяйстве, использования собственности и капитала, бюджетные трансферты, прочие.

Доходы имеют две формы: номинальные и реальные. Реальные доходы образуются как результат деятельности, приносящей доход, располагаемые суммы для удовлетворения потребностей, они меньше номинальных доходов на величину налогов, других обязательных платежей, потерь от инфляции.

Регулирование денежных доходов осуществляется в единстве, непосредственной связи с расходами. Государство оказывает влияние на доходы и расходы в целях оптимизации баланса доходов и расходов населения. В сводном виде баланс свидетельствует об объемах и структуре доходов и расходов, покупательной способности населения. Основные статьи доходов, отражаемые в балансе: оплата труда наемных работников, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, социальные трансферты. Статьи расходов: покупка товаров и оплата услуг, обязательные платежи и добровольные взносы, покупка иностранной валюты, ценных бумаг и др.

Основным источником доходов является оплата труда. Доходы от предпринимательства и собственности составляют почт 20%, что соответствует уровню стран с развитой рыночной экономикой. Однако это следствие не соотношения форм собственности, а нормы предпринимательской прибыли: в России работодатели частного сектора ориентируются на 80-120% прибыли, а на Западе довольствуются 10-30%.

Оплата труда призвана выполнять воспроизводственные и стимулирующие функции, обеспечивать связь между количеством, качеством труда и уровнем благосостояния. Основу оплаты составляет тарифная система, с помощью которой осуществляется дифференциация заработка работников различных категорий. Она включает тарифные ставки (оклады), тарифные разряды (коэффициенты), тарифные сетки. Отнесение видов труда к тарифным разрядам осуществляется на основе тарификации работ.

Присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих (ЕКС).

Тарифная система для работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, является гарантией их оплаты. Тарифная система оплаты работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда. Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ предусмотрено придание ЕТКС и ЕКС статуса, обязательного для применения предприятиями независимо от организационно- правовой формы.

Выбор тарифных ставок (окладов) во внебюджетной сфере устанавливается предприятием самостоятельно и закрепляется в коллективных договорах и соглашениях. Тарифная система оплаты труда работников на любом предприятии не должна быть ниже уровня государственных гарантий по оплате труда.

Государственные гарантии по оплате труда работникам независимо от сферы занятости опираются на принципы и нормы международного права и призваны обеспечивать своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, достойное существование семьи.

Государственными гарантиями являются:

  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы;
  • меры, обеспечивающие повышение реального содержания заработной платы;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержания из заработной платы по распоряжению работодателя, размеров налогообложения заработной платы;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы;
  • получение работником заработной платы в случае неплатежеспособности и прекращения деятельности работодателя;
  • государственный надзор и контроль за реализацией гарантий по оплате труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается на всей территории страны в качестве социального стандарта. Он периодически пересматривается с учетом роста стоимости жизни и социально-экономического положения в стране. Поставлена задача повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. В коллективных договорах и тарифных соглашениях могут устанавливаться минимальные тарифные ставки и оклады выше минимального размера оплаты.

Повышение уровня реального содержания заработной платы осуществляется в виде ее индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация призвана полностью или частично возместить удорожание, поддержать покупательную способность денежных доходов. Для бюджетных организации индексация проводится на основе закона и иных нормативных правовых актов, в организациях небюджетной сферы порядок индексации определяется коллективными договорами или нормативными актами организации.

В бюджетной сфере государство регулирует как общий уровень оплаты, так и соотношения в оплате между категориями работников, отраслями, регионами с помощью тарифной системы, финансовой поддержки и других рычагов. Оплата труда в бюджетной сфере не должна опускаться ниже 80-85% средней заработной платы в промышленности, оклады руководителей устанавливаются в кратном отношении к ставке основного работника организации. Кратность определяется органом исполнительной власти. Единая тарифная сетка (ETC), утвержденная постановлением Правительства РФ для бюджетных организаций, содержит 18 разрядов 1 ETC не распространяется на государственных служащих, оплачиваемых на основании Указа Президента РФ. Заработная плата высших должностных лиц называется денежным вознаграждением. Лицам рангом ниже (руководитель департамента в министерстве) выплачивается денежное содержание, оно включает кроме оклада различные доплаты и надбавки. .

Под эгидой Международной организации труда разработана «Стратегия сокращения бедности в России». Для индексации заработной платы бюджетникам рекомендовано использовать средства, получаемые в результате как экономического роста, так и совершенствования механизма распределения национального дохода.

В частном секторе государство ограничивается незначительным вмешательством в организацию штаты, и основным регулятором здесь выступают коллективные договоры и соглашения. Стороны трудового договора имеют свободу выбора в установлении размеров оплаты труда. Оплата зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, ее максимальный предел не устанавливается. Ограничение размера оплаты труда снизу не имеет для предприятий практического значения, так как не участвует в реальных расчетах по оплате труда. Не является надежным регулятором и коллективный договор работников с работодателем, их заключают далеко не все предприятия; на многих из них отсутствуют профсоюзные организации.

Оплата труда в реальном выражении в 2004 г. все еще оставалась ниже уровня 1990 г. 2 Регионы имеют право оплачивать разряды по более высоким ставкам. Так, ставка 1-го разряда ETC - 1100 руб. в месяц, 18-го разряда - 4950 руб., в Москве - соответственно 2500 и 11.4 тыс. руб. (при средней заработной плате в 2005 г. 17.3 тыс. руб.). Средняя начисленная заработная плата в феврале 2006 г. составила 9.1 тыс. руб. В 1990 г. она равнялась 180 руб., на эти деньги можно было купить 1200 кг хлеба, в настоящее время - только 900 кг. : 60% занятых в сельском хозяйстве, сферах культуры и здравоохранения имеют доходы ниже прожиточного минимума, а средняя оплата лишь в 1,5 раза превышает прожиточный минимум и в несколько раз ниже пособия по безработице в развитых странах.

В целом государственное регулирование распределительных отношений неэффективно. Оплата труда стала больше зависеть от факторов, не имеющих отношения к количеству и качеству труда, работодатели в основном руководствуются принципом «по результатам собеседования».

В развитых странах фонд оплаты определяется по фиксированным часовым ставкам, выделяются обязательные и дополнительные элементы оплаты, оптимально сочетаются гарантированный и возможный заработки, большое значение придается премированию руководителей и специалистов. Обязательные элементы оплаты фиксируются в коллективном или индивидуальном договоре; в минимальную ее часть включаются расходы по оплате квартиры, содержанию автомобиля, домашние расходы, отпускные и некоторые другие статьи.

Основными мерами дополнительного стимулирования являются:

  • повышение заработной платы с учетом результатов труда;
  • краткосрочные премии по результатам работы;
  • надбавки за сложность, условия труда, стаж;
  • социальные выплаты (страховка и др.);
  • повышение по должности с большей ответственностью;
  • участие в управлении;
  • владение акциями компании;
  • прочие формы (надбавки за инициативность, личные достижения, участие в сбыте, снижении затрат, премии за рационализаторские предложения и т.д.).

В США в основе оплаты - требования к выполняемой работе и результаты ее выполнения; в Японии придается важное значение анкетным данным работника, его возрасту; в Европе прежде всего учитывают квалификацию и сроки профессиональной подготовки.

Верхняя граница заработной платы находится в зависимости от степени напряженности и ответственности труда, затрат физической и умственной энергии и других факторов. Она определяется предельной производительностью труда по той оценке, которую дают главы фирм. Ни один из них не станет платить работнику больше того дохода, который он приносит предприятию.

При определении нижней границы заработной платы как модифицированной стоимости рабочей силы на первый план выдвигаются не только прожиточный минимум, но и налог на доходы и прочие налоги на физических лиц, рост платности услуг.

Если заработная плата будет определяться только себестоимостью рабочей силы. т.е. физическими, интеллектуальными и другими затратами, имевшими место в процессе трудовой деятельности, то ее хватит лишь на компенсацию этих затрат и простое возобновление способности к труду. А нужны средства на развитие рабочей силы (повышение образовательного, информационного, культурного уровня, квалификации), содержание нетрудоспособных членов семьи.

Средняя равнодействующая оплата устанавливается, в конечном счете, с учетом состояния рынка труда, спроса и предложения рабочей силы.

Научно-технический прогресс, рост производительности труда ведут к сокращению потребности в рабочей силе, но не обязательно - к экономии на заработной плате в той же пропорции, так как занятые работники вправе рассчитывать на повышение оплаты в результате прогресса. Становится ли это реальностью, зависит от политики бизнеса и состояния рынка труда.

В России бизнес еще молодой, и немало его представителей, пребывая в эйфории от вседозволенности, не вспоминают о социальной ответственности. Государство должно экономически и административно напоминать им о необходимости увеличения фондов потребления и накопления, учета социальных последствий своей деятельности.

Оптимизация фондов потребления и накопления требует введения механизма повышения оплаты труда в реальном секторе за счет сокращения предпринимательского дохода, не используемого на нужды накопления. В соответствии с рекомендациями, подготовленными Институтом социальной политики Академии труда и социальных отношений, для регулирования предпринимательского дохода устанавливается государственный норматив заработной платы, который обязаны соблюдать все работодатели. Норматив оставляет предпринимательский доход в остатке, при необходимости его ограничивает в интересах соблюдения нормы или накопления, или потребления. При убыточности производства накапливается долг по заработной плате. Конкуренция должна не позволить поднимать цены с целью компенсации снижения предпринимательского дохода.

В России политика регулирования доходов населения должна учитывать региональную дифференциацию социально-экономического развития. Базовые условия жизни не должны существенно зависеть от места проживания. Грамотная социальная политика особенно необходима в сельских районах, депрессивных регионах, северных территориях.

Положение сельских жителей значительно ухудшилось в результате ликвидации колхозно-совхозной системы, неразвитости фермерского хозяйства, деградации социальной инфраструктуры села. В депрессивных регионах не работают многие предприятия, не создаются новые рабочие места, отсутствуют условия для развития предпринимательства, что повышает социальную напряженность. Из северных территории, которые ранее интенсивно заселялись и благоустраивались, идет отток населения из-за падения производства и уровня жизни.

Выравнивание региональных производственных различий в первую очередь зависит от устремлений частного капитала и возможно лишь в отдаленном будущем. Пока же у бизнеса есть более привлекательные объекты для вложения средств. Государство ориентирует капитал на освоение тех или иных территорий лишь в целях повышения потенциала по экспорту сырья. В таком случае полнее должны использоваться возможности бюджетного территориального выравнивания, учитывая всевозрастающую концентрацию финансовых ресурсов в федеральном бюджете.

Финансовые ресурсы федерального бюджета позволяют увеличить расходы на жизнеобеспечение регионов и зон с особо сложными условиями хозяйствования и проживания, демографическими и миграционными проблемами, оказавшихся в неблагоприятной социально- экономической ситуации. Инструментами реализации такого направления региональной политики являются целевые трансферты, субвенции на образование, здравоохранение, социальную защиту населения, федеральные и региональные программы привлечения инвестиций и структурной перестройки.

Принята федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов (2002-2010 годы и до 2015 г.)». Целью программы является сокращение различий по основным показателям между наиболее развитыми и отстающими регионами (сейчас различия в десятки раз). Чтобы реализовать эту программу, должны создаваться условия для развития регионов, социально-экономические показатели которых ниже средних по стране, создаваться благоприятная среда для предпринимательства и инвестиций, повышаться эффективность государственной поддержки субъектов РФ.

Однако суммарный объем финансирования составляет всего 66,3 млрд. руб. в течение 14 лет, из них средства федерального и ре- тонального бюджетов - 27,5 млрд. руб., или около 40%. Причем исполнителями программы назначены субъекты РФ и организации, определяемые на конкурсной основе. Они же несут ответственность за своевременное и полное выполнение программы.



Loading...Loading...